Административная ответственность военнослужащих кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств. Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила. Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Виды ответственности военнослужащих

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий . Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу . Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе . При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния (регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  • Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  • Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  • Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  • Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  • Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  • Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  • Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ в часть 2 статьи 2.5 настоящего Кодекса внесены изменения

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

КоАП РФ Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 439-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 08.06.2020 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Молоток судьи

Будучи военным, гражданин отличается от обычных граждан. Статус военнослужащего во многом предопределяет обособленность прав и обязанностей человека, причисленного к нему. Это отличие во многом предусмотрено законодательными нормами. Административная ответственность военнослужащих также имеет отдельную форму, которая закреплена в статье 2.5 КоАП. Согласно нормативам, лица, несущие службу, наделены дисциплинарной ответственностью и только по некоторым прецедентам привлекаются на общих основаниях к админвзысканию.

Что такое административная ответственность военнослужащих

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Военнослужащие


Административные правонарушения повлекут за собой более суровые наказания для военнослужащего

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

Военнослужащий в наручниках


Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Особенности

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Судебное заседание по делу военнослужащих


Часть 2 обозначенной статьи КоАП предусматривает, что за некоторые нарушения солдаты и офицеры могут быть наказаны наравне с гражданскими лицами

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

В действовавшей до 2007 года редакции КоАП РФ к причисленным к статусу ВС не могли быть применены наказания в виде общественного ареста. А к призванным на срочную службу - админштрафы.

  • Админштраф не может быть применён к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, находящимся на срочной службе. Также это касается курсантов ВО профучреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Офицеров, призванных на воинскую службу, а также лиц, командированных на общие сборы, такое правило не касается.
  • Админарест не может быть применен к лицам, находящимся на военных сборах, с заменой его дисциплинарным арестом.
  • К военнослужащим –иностранцам административное выдворение не применимо.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

Статус военнослужащих отличается от совокупности прав, обязанностей и правового положения обычных граждан. Среди видов ответственности военнослужащих, административная ответственность оговаривается законом отдельно. Особенности устанавливаются статьей Кодекса об административных правонарушениях (ст.2.5 КоАП). По единому правилу служащие Родине несут дисциплинарную ответственность, и лишь по некоторым составам привлекаются к административной на общих основаниях.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Ответственность включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения. По сравнению с государственными служащими и лицами, работающими по трудовому договору, статус военнослужащих имеет существенные различия в части объема прав и обязанностей. Отличается и ответственность.

Особенности административной ответственности военных устанавливаются отдельно. Ст.2.5 КоАП определяет, что они не привлекаются наравне с гражданским населением, только это не означает, что форма дает иммунитет, наоборот, вместо административной ответственности военные привлекаются к дисциплинарной.

Часть 2 указанной статьи предусматривает составы правонарушений, по которым наступают последствия, установленные Кодексом. Другими словами, за некоторые нарушения военнослужащие наказываются в таком же порядке, что и гражданское население.

Правила распространяются не только на контрактников и офицеров, но и на лиц, находящихся на сборах.

Арест и исправительные работы не могут назначаться в качестве наказания для рассматриваемой категории граждан.

Административное производство предполагает наказание без протокола, к примеру, предупреждение. Однако в случае с военнослужащим оно применяться не может, даже при отсутствии возражений со стороны последнего.

Закон не предусматривает обязанность должностного лица выяснять статус привлекаемого к ответственности. Нет и норм, обязывающих военного предъявлять удостоверение, однако, умолчание может быть рассмотрено как злоупотребление.

Подробно о строгом выговоре военнослужащему читайте в этой статье.

Виды административной ответственности

Административная ответственность военнослужащих ограничена теми статьями и главами, прямо указанными в Кодексе. Среди составов, за которые наступает административная, а не дисциплинарная ответственность, указывается:

Военный билет

  • Нарушение прав граждан, предусмотренное некоторыми статьями главы 5. В основном оно касается порядка проведения выборов, референдума, работы избирательной комиссии, формирования документов и иных действий, связанных с правом выбирать.
  • Нарушение законов в области благополучия граждан, включая санитарно-эпидемиологическое (глава 6). В указанной главе возможно привлечение только по одной статье 6.3 — невыполнение санитарных правил, нормативов по гигиене и иных мероприятий.
  • Нарушение правовых норм в сфере охраны собственности (глава 7). Этот раздел обширен, однако, военнослужащих касаются только статьи, предусматривающие наказание за несоблюдение законодательства в сфере государственных закупок и контрактов, подготовки специальных документов.
  • Несоблюдение требований законов, охраняющих природу и определяющих порядок природопользования (глава 8). Этот раздел применяется к лицам в форме в полном объеме: ответственность наступает по всем статьям, включенным в него.
  • Невыполнение правил, установленных в области пожарной безопасности, но при условии, что они были замечены вне места несения службы или сборов. В главе 11 применяется только одна статья 11.16.
  • Нарушение правил дорожного движения. Статьи, включенные в главу 12, применяются в полном объеме.
  • Несоблюдение правовых норм, регулирующих ведение предпринимательской деятельности в части ограничения конкуренции. К военнослужащим применяется всего лишь 2 статьи.
  • Нарушение законодательства о налогах и сборах, правил страхования и обращения с ценными бумагами: глава 15 применяется в полном объеме.
  • Статьи за нарушения в области таможенного законодательства также применяются полностью (глава 16).
  • За некие посягательства на институты госвласти устанавливается общая ответственность: игнорирование судейского распоряжения, неисполнение требований прокурора и некоторые другие, касающиеся деятельности судов и судебных приставов (гл.17).
  • За некоторые административные правонарушения в области защиты границы, в частности, касающиеся нарушения ее режима, правил пересечения, поведения в территориальном море и другие, устанавливается общая ответственность.
  • Нарушение правил, определенных в части порядка управления. В главе 19 применению подлежат некоторые из статей: невыполнение решений ФАС и иных органов.
  • Нарушения общественного порядка в части несоблюдения правил пожарной безопасности вне места службы или сборов, и уклонения от несения наказания (глава 20).

Дела, по которым предусмотрено судебное разбирательство, к примеру, когда они касаются лишения права управления автомобилем, передаются на рассмотрение не в гражданский суд, а в гарнизонный.

По иным, не указанным составам, назначаются меры дисциплинарной ответственности.

Подробно об уголовной ответственности военнослужащих мы рассказывали в этой статье.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение военнослужащих и лиц, призванных на сборы, к административной ответственности реализуется в особом порядке.

Однако есть отдельные общие основания, которые стоит принять во внимание, поскольку от них зависит наличие возможности привлечения. Любая ответственность предполагает существование 4-х основных компонентов:

  • действие или бездействие, образующее объективную сторону, и за их совершение предусмотрена ответственность;
  • лицо, совершившее или не осуществившее действие;
  • нарушенная правовая норма;
  • отношение лица к совершенному нарушению. Наказание наступает и за умысел, и за неосторожность. Разница лишь в том, что первый предполагает осознанное желание наступления определенных последствий, а вторая — допущение или надежду на предотвращение.

Их совокупность образует состав, при наличии которого на виновника налагаются санкции. Общий порядок действий при выявлении нарушения таков:

Военная полиция

  • составление протокола;
  • прекращение дела;
  • передача материалов в часть;
  • расследование внутри части;
  • изучение материалов дела;
  • назначение наказания.

При выявлении административных проступков должностные лица и органы, ответственные за контроль соблюдения законодательства, сообщают об этом командованию части. Чаще всего ведомством, докладывающим о нарушении, является полиция. Вообще за каждую группу нарушений, предусмотренных КоАП, отвечают отдельные органы, которые выявляют факты несоблюдения законодательства, и составляют протокол.

Задерживать военнослужащего, даже если он совершил административное правонарушение, нельзя. Он передается в военную комендатуру, где удерживается до выяснения причин. Также нельзя подвергнуть выдворению иностранца из страны, если он служит в вооруженных силах.

Составленный административный протокол на военнослужащего передается в часть в течение суток с даты его составления, после чего должностные лица части проводят свое расследование. В него включается получение объяснений в письменной форме (рапорт) с подробным изложением мотивов и причин проступка. Рапорт рассматривает комиссия, которая выносит решение в форме протокола. Окончательный документ, устанавливающий вину — приказ командира. В нем указываются меры воздействия, которые следует предпринять по отношению к провинившемуся военному.

Привлечь к ответственности солдат, проходящих срочную службу, допустимо. Ограничения лишь действуют в части выбора наказания. К ним не применяются такие санкции, как штрафы и иные материальные взыскания. Они подлежат замене на наряды, запреты на увольнение из расположения воинской части. Максимальное наказание — перевод в специальную дисциплинарную воинскую часть на основании приговора военного суда.

Подробно о том, что такое военная комендатура, мы рассказывали в этой статье.

Последствия для дальнейшей службы

Последствия определяются тяжестью совершенного правонарушения. Перечень взысканий обозначен уставом, и носит закрытый характер. Общие виды наказаний сформулированы следующим образом:

  • выговор, включая строгий;
  • лишение права на увольнение или схода с корабля;
  • лишение знака отличника;
  • предупреждение об НСС (неполное соответствие служебным требованиям);
  • понижение по должности;
  • увольнение до истечения срока контракта в связи с невыполнением его условий;
  • отчисление из ВУЗа или со сборов;
  • арест.

Устав подробно описывает права командиров в отношении групп военнослужащих, имеющих определенные звания, в части наложения взыскания, а также перечисляет возможные виды наказаний, которые могут быть применены.

Как защитить свои права

Лицу, в отношении которого ведется расследование, предоставляются обширные права по своей защите. П.48 главы 3 Дисциплинарного устава предполагает возможность применения следующих правовых инструментов для защиты своих прав:

  • объяснение;
  • представление собственных доказательств;
  • обращение за правовой помощью к защитнику (но только с момента принятия к рассмотрению судьей дела о грубом проступке);
  • ознакомление с материалами, включенными в состав дела;
  • подача жалобы на решения и действия командования;
  • принятие участия в судебном рассмотрении дела.

Кроме указанных стоит отметить такой инструмент, как консультирование с юристами и адвокатами по вопросам привлечения к ответственности.

К способам защиты относится и возможность обжалования принятого решения. Варианта два: подать жалобу вышестоящему начальнику или представить заявление в гарнизонный суд. Срок обжалования — один месяц.

Срок давности составляет один год. Это означает, что по прошествии указанного промежутка с момента совершения правонарушения наказать военнообязанного не получится. В этот же срок приводится в действие исполнение наказания. Если оно не начато в обозначенный период, то уже не исполняется.

Читайте также: