Национальные проблемы россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое национальный вопрос в современной России? Проблемы с мигрантами или отношения граждан России разных национальностей? — Александр Салагаев, профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета.

Что такое национальный вопрос в современной России? Проблемы с мигрантами или отношения граждан России разных национальностей? — Александр Салагаев, профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета.

Что такое национальный вопрос в современной России? Проблемы с мигрантами или отношения граждан России разных национальностей? Как проблемы межнациональных отношений решаются в Татарстане? Рассказывает Александр Салагаев, профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета.

Александр Салагаев

— Сегодня сложился стереотип, что национальные проблемы в стране связаны именно с мигрантами. Но ведь Россия — многонациональна…

— В России разные субъекты федерации имеют разные статусы, и это самое главное. В государстве есть республики (государства в государстве), есть области, края, есть автономные округа, и каждый субъект имеет свои права. Эта асимметрия закреплена у нас и в Конституции, и в законах. Отражением ее стала экономическая, социальная, культурная политика. Асимметрия и проблемы, с ней связанные, углубляются. У нас республики, например, Татарстан, Чечня, бурно развиваются. А Кировская и Ульяновская области — на грани вымирания.

Кроме того титульные этносы (этнос, по которому названа республика) в республиках имеют больше возможностей для социально-экономического, культурного развития, чем, русское население этих регионов, несмотря на долю титульного этноса. Интересно, что та же Карелия — это республика, хотя карелов там всего 7%, или Хакасия — республика, но там 12% хакасов. То есть по этническому составу эти республики ничем не отличаются, например, от Ульяновской, Кировской областей. Но в то же время они имеют больше прав, и ее развитие более приоритетно по отношению к таким же русским областям.

Так что если говорить о проблемах национализма — это национализм и титульных этносов по отношению к русским, и национализм мигрантов по отношению к коренному населению России, и наоборот.

— Национальные противоречия в республиках и областях имеют место?

— Смотря, где. Например, в Чечне, в Ингушетии вообще уже русских не осталось. Та же самая Москва полиэтнична. Там мигрантов становится все больше, и возникают конфликты с местным населением.

В Татарстане все достаточно стабильно за счет именно социально-экономического развития. Масса средств вкладывается в республику, и за счет общего жизненного уровня здесь все межэтнические отношения сглаживаются.

— Обязательный для всех татарский язык в школах не ущемляет права русских школьников?

— Здесь должно быть все-таки право выбора родителей. Есть разные точки зрения на этот вопрос. В данном случае моя позиция такая: должно быть два часа в неделю русского, два часа татарского, как государственных языков. (У нас по Конституции Российской Федерации и по закону о языках республики имеют право вводить свои языки обучения). А остальные уже на выбор родителей. Кто-то хочет — углубленно изучает татарский, кто-то — углубленно русский изучает.

Но сейчас здесь просто идет перегиб, который вызывает очень большое недовольство, поскольку в таком объеме, как он дается, татарский язык не востребован.

— Действительно ли в советское время удавалось соблюдать баланс в межнациональных отношениях, или это просто миф?

— Нет, не миф. Там проблема была в другом. В советское время, поскольку был единый советский народ, единая историческая общность, очень мало внимания уделялось именно татарскому языку, татарской культуре, и так далее, относительно других народных культур. Это не было связано с какой-то злой волей государства, а в большей степени с тем, что формировалась единая общность — советский народ.

Национальный вопрос

— Почему тогда, если все было в порядке, в 1990-е годы вдруг резко появился национализм, причем в не самых приятных его формах?

Бытовой национализм и исчезающие памятники

— Какие меры проводит правительство, чтобы бытовой национализм, который все равно существует между русскими и татарами с обеих сторон, не перерос в какие-то уродливые формы?

— В республике выработана стратегия межнациональных отношений. Я не думаю, что она достаточно эффективна. И, в основном, она касается развития культуры татарского, чувашского, марийского и других этносов, в меньшей степени — русского этноса.

— Еще совсем недавно в Казани была очевидной тенденция, когда словно вычеркивался из истории города XIX век — исчезали таблички с русскими деятелями, исчезали памятники культуры. С чем это связано?

— Когда Иван Грозный взял Казань, образовалось два города. Была татарская часть, и была часть русская. В одной части строили мечети, а в другой части — церкви. Были этнические, религиозные общины, которые существовали достаточно мирно, но они были разделены.

Татарское население в дореволюционной Казани было очень маленьким. В двадцатые годы прошлого века оно составляло чуть больше 20%.

Потом, с развитием индустриализации, крестьяне из деревень хлынули в города, этнический состав изменился. Но на бытовом уровне здесь всегда были достаточно хорошие отношения между русскими и татарами. Советская идеология гасила все противоречия, не давала им возможности развиваться.

А вот уже в конце 80-х, в 90-е годы прошлого века, когда марксистской идеологии не стало, на смену вылезли достаточно большие пласты националистической идеологии, прежде всего татарской. Плюс татарский ренессанс. Он, конечно, имел положительную роль в развитии татарской культуры, но начиналась этнизация кадров, то есть преимущественно выходцы из татарских сел стали занимать руководящие посты, и так далее. Это, конечно, отразилось на облике всего — республики и Казани.

К 1000-летию города старая русская часть была фактически уничтожена. Сейчас ситуация стала выравниваться. Устанавливаются памятники в русской части, в татарской части, постепенно проявляется бережное отношение к общей истории.

— Но вот татарин, приезжающий из Татарстана в Москву, может тоже восприниматься на бытовом уровне как чуждый, понаехавший, вроде нелегальных мигрантов. Что вы скажите по этому поводу?

— Если говорить о тех, кто приезжает из Татарстана, в основном, это молодежь, которая достаточно хорошо адаптируется, получает неплохое образование, это часть современной цивилизационной жизни. Поэтому здесь все-таки больших проблем нет. У нас проблема не между русскими и татарами, а между представителями разных групп, разных цивилизаций, разных культурных слоев.

— Есть силы, которые провоцируют обострение проблем в межнациональных отношениях?

— Во-первых, конечно, это различные религиозные секты, те же ваххабиты, далее — различные ультрарадикальные группировки, в том числе, русские, которые видят причины непростой межнациональной ситуации не в миграционной политике государства, не в коррумпированной деятельности правоохранительных органов, которые должны соблюдать законы и миграционное законодательство (правила регистрации, получение разрешения на работу, и так далее), а в самих мигрантах, что их много стало, понаехали, и так далее.

— Какие, на ваш взгляд, факторы в межнациональных внутрироссийских отношениях нужно учитывать, чтобы межнациональная ситуация не взорвалась?

— Прежде всего, разный социокультурный состав населения. И это даже не зависит от национальностей. Если образно говорить, у нас есть люди, которые живут в XXI веке, они работают в передовых отраслях, IT, программировании, и так далее. Есть люди, как бы из XX века, которые занимаются традиционными профессиями, нишевыми производствами. А есть люди, целые группы населения из раннефеодального общества.

Здесь налицо культурный конфликт между этими разными группами. Допустим, одно дело какой-то специалист по IT — для него этнические вопросы вообще не существуют. Он живет в XXI веке, для него это просто дико.

Есть люди XX века, которые живут под влиянием советской идеологии, большинство из них дорожит хорошими межэтническими отношениями. Но есть люди из раннего средневековья, которые несут традиции кровной мести, традиции экстремистских течений радикального ислама.

И вот когда такой средневековый гражданин сталкивается с нашим условным айтишником из XXI века, для которого национальный вопрос не существует, рождается очень серьезный конфликт. Не межэтнический, а межкультурный.

Или вот маленький пример межрелигиозных и межнациональных отношений. Сидят, допустим, две бабушки, русская и татарка, на скамеечке, беседуют, обсуждают детей, цены в магазинах. Потом одна бабушка пошла в церковь, вторая пошла в мечеть. У них нормальные соседские отношения. А вот ваххабиты не могут строить отношения ни с русской бабушкой, ни с татарской, которая исповедует традиционный ислам.

Нужно понимать и осознавать все эти межкультурные конфликты и, чтобы нормализовать ситуацию, создавать разные меры для включения в современное общество представителей разных этих групп. Прежде всего, здесь задача образовательная, просветительская.

Если ничего не предпринимать, то в итоге будут страдать люди, которые все-таки хотят жить в цивилизованном государстве, в цивилизованном обществе и строить нормальные межэтнические отношения.

— Ситуация, которая когда-то случилась в Чечне, может повториться?

— Может, наверное, если довести до абсурда. Но все-таки в республиках люди понимают, что если развязать межэтнические конфликты, то пострадает все население республики, пострадает экономика.

В Татарстане, мне кажется, чтобы избежать взрывоопасной ситуации, правительству стоит обратить внимание на ваххабитское подполье.

— Как вы относитесь к мнению, что национальные проблемы и в том, что русские не покаялись — в том, что например, когда-то Казань была взята очень жестко, и так далее, вплоть до недавней истории?

— Так можно дойти до абсурда. Тогда татар надо призывать к покаянию за то, почему все-таки было необходимо брать Казань, за бесконечные набеги, а современных граждан Европы — к покаянию за разрушение древнего Рима.

По-моему, просто бессмысленные вещи Такое самобичевание, саморазрушение ни к чему хорошему не приведет. Надо жить современной реальностью, решать те проблемы, которые возникают, которые стоят на повестке дня.

основные национальные проблемы России:
коррупция 90.3%
высокие налоги 32.6%
ущемление прав предпринимателей, протекционизм 28.6%
низкая социальная защищённость 64.9%
низкие зарплаты 64.5%
коммерциализация социальной сферы 35.9%
развал промышленности 56.9%
развал ЖКХ 54.5%
развал образования и медицины 72.4%
отсутствие реальной демократии 57.6%
отсутствие национальной идеи 55.7%

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Под национальным и вопросами современной России представляется система взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического существования и регулирования этого процесса, в том числе территориальные, экологические, экономические, языковые, которые имеют исторически сложившиеся истоки и подразумевают необходимость поиска конструктивных решений.

Современная Россия — страна с многообразием языков, традиций, этносов и культур, поэтому, национальный вопрос является актуальным и носит фундаментальный характер. Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. В то же время, многонациональность России, с одной стороны, указывает на зрелость общества, а с другой стороны, может быть сознательно использована для того, чтобы расшатать обстановку в стране, заинтересованными силами.

Изучение данного вопроса позволит повысить уровень грамотности и сформировать собственную жизненную позицию в отношении национальных проблем современной России у современной молодежи, стремящейся к образованию и развитию государства.

Цель работы: изучение национальных проблем современной России, их истоков и возможных путей решения для повышения уровня собственной грамотности.


  1. Территориальные проблемы в современной России и пути решения

В советский период развития страны было немало идей по использованию как можно больших природных и территориальных ресурсов, но, и эти идеи и планы не реализованы до конца.

Эти проблемы связаны не только с самим населением, но и со сменой политического режима, а также с политической номенклатурой страны [1].

Почти 85% населения современной России сконцентрировано в европейской части страны. В результате освоение территорий страны невозможны без привлечения в восточные районы трудовых ресурсов. Поэтому освоение Сибири всегда было связано с массовым переселением, что, безусловно, является проблемой, так как население страны стремится к заселению крупных городов с высоким уровнем инфраструктуры.

В России выделяются три главные зоны расселения - основная, северная и южная. Они различаются условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, а также плотностью населения.

Так же, в России сложилось такое сочетание процессов рождаемости и смертности, которое не обеспечивает простого воспроизводства населения. Подобное глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее самому его существованию, называют демографическим кризисом. Демографический кризис на длительное время явится ограничительным фактором социального и экономического развития России, затруднит проведение государством активной социальной политики, оставляя ее в узком пространстве социальной защиты.


  • Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

  • Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.

  • Повышение устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.

  • Повышение территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы.

  • Обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупнейших и крупных городских агломераций.

  • Формирование и развитие минерально-сырьевых центров.

  • Обеспечение улучшения состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата.

  • Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий.

Экологическая проблема — изменение природной среды , ведущее к нарушению структуры и функционирования природы . Может быть как антропогенным, так и результатом стихийных бедствий .

Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Распространенные проблемы экологии в России.

Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, нефти, газа, древесины. Все эти факторы являются причиной онкологических и сердечнососудистых заболеваний населения, а также вымирания животных.

К сожалению, в стране происходит процесс вырубки лесных массивов, практически бесконтрольный. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим и образуется парниковый эффект.

Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях.

В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало.

На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения.

Беззаконная деятельность (браконьерство) ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики. Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. Глобальное потепление приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.

Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.

Качество воды Волги и ее приток не соответствует гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.

Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах.

Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха.

Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны. Основные проявления этой проблемы следующие:

— деградация генофонда и мутации;

— увеличение численности наследственных заболеваний и патологий;

— многие заболевания приобретают хронический характер;

— ухудшение санитарно-гигиенических условий проживания отдельных слоев населения;

— увеличение численности наркоманов и алкоголезависимых людей;

— повышение уровня детской смертности;

— рост мужского и женского бесплодия;

— увеличение числа больных раком, аллергиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Если не решать экопроблемы в России, то число больных людей будет увеличиваться, а численность населения будет регулярно сокращаться.

Пути решения экологических проблем:

- деятельность представителей государственной власти;

- контроль всех направлений экономики (чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию);

- необходима разработка и внедрение экотехнологий;

- мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора.

3. Экономические проблемы в современной России и пути решения

Экономическая проблема - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.

Возникновение проблем национальной экономики обусловлено рядом причин, к числу которых следует отнести:

- несовершенство рыночной экономики, не способной решить ряд социальных и экономических проблем за счет механизма саморегуляции;

- неэффективная политика управления национальной экономикой, формирующая проблемы уже на стадии своей разработки и развивающая их на стадии реализации;

- непоследовательная или неполная реализации политики управления национальной экономикой. Каждая национальная экономика характеризуется собственным набором проблем развития, или различной их глубиной и сложностью. Однако существует ряд проблем, присутствующий практически в каждой национальной экономике. К числу таких проблем следует отнести:

- отсутствие или недостаточность каких-либо ресурсов;

- инфляция (рост цен);

- низкий уровень занятости и соответственно высокий уровень безработицы;

- проблема несправедливого распределения доходов (к примеру, инвалидности).

Характеризуя проблемы национальной экономики России, следует отметить, что сама национальная экономика России, в какой-то мере, является одной большой проблемой. В настоящее время национальная экономика Российской Федерации представляет собой смешение рыночной экономики, к полноценному существованию в форме которой она стремится, и остатков наследия командной экономики, изжить которые пока не получается.

Российская экономика длительное время находится на переходной стадии, которая в связи с тенденциями последних лет (введение антироссийских санкций, падение курса национальной валюты, снижение доходов населения, рост безработицы, пандемия COVID -19 и прочее) может затянуться на неопределенное время.

Современная российская экономика помимо фундаментальных проблем своего развития испытывает трудности при осуществлении деятельности на международном рынке, обусловленные нежеланием мирового сообщества под давлением западных стран осуществлять сотрудничество с российскими предприятиями в санкционном режиме.

Последние несколько лет национальная экономика России находится в кризисном режиме, смена которого на состояние подъема не наступает. Более того, фазы экономического кризиса сменяют друг друга, то затухая, то возрастая.

Россия стремится к лидерству на рынке, высказывая намерение диктовать свои политические и экономические условия другим участникам рынка, однако не имеет для поддержания такой позиции достаточно твердого экономического основания.

Одной из основных проблем национальной экономики России является ее сырьевая направленность. Россия обладает богатыми природными ресурсами, востребованными на внешнем рынке даже в условиях санкций. Однако отсутствие в стране конкурентоспособных производств, способных осуществлять переработку природных ресурсов на уровне, приемлемом для внешнего рынка, ведет к тому, что в экспорте преобладают сырьевые ресурсы, в то время как национальное производство не получает достаточного развития.

Также для экономики страны характерно наличие всех типовых проблем развития экономических систем.

Национальная экономика России характеризуется высоким уровнем безработицы, низким уровнем социального обеспечения малоимущего населения, высокой отрицательной динамикой уровня цен, низкой конвертируемостью национальной валюты.

Кроме того, существенной проблемой российской экономики является низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная целым рядом причин, к числу которых следует отнести:

- устаревшую технико-технологическую базу;

- нестабильность и непринятие западом политического режима государства;

- недостаточность государственных гарантий возврата инвестиций, а также недоверие к имеющимся государственным гарантиям;

- более высокую привлекательность приобретения относительно дешевых российских природных ресурсов и их переработки в странах с дешевой рабочей силой в сравнении с организацией производства в нашей стране.

Возможные решения проблем экономики России.

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом (особое внимание должно уделяться сглаживанию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее);

- социальном (реформы в сфере здравоохранения, образования).

Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка.


  1. Языковые проблемы современной России и пути решения

России отводится особое место в языковой политике, поскольку это многонациональная, многоязычная и поликультурная страна. Стратегией развития страны последних лет является языковое единство в контексте языкового разнообразия. Языковая ситуация в России в значительной мере зависит от сложного устройства государства. Российская Федерация включает 85 равноправных субъектов. На территории России проживают более 100 коренных народов, а также ряд этнических групп, представлено более 150 языков разных языковых семей — славянских, тюркских, финно-угорских, монгольских, северокавказских и др.

По давности письменной традиции представлены древнеписьменные, старописьменные, младописьменные, новописьменные и бесписьменные языки, около 80 литературных языков. Средством языкового единения государства является русский язык — государственный язык Российской Федерации. Уровень языкового единения РФ высок: на русском языке говорит 98,2 % населения. 23 % населения владеет еще 38 языками, а остальные 114 языков распространены всего среди 1 % населения.

Без реализации конституционного права народов на сохранение родного языка невозможно сформировать гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, так называемое межнациональное согласие.

Данную проблему невозможно решать без учета тех социокультурных процессов, которые реализуются в демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления и как следствие в образовательной деятельности общеобразовательных организаций.

Получение региональными языками официального статуса обеспечивает их изучение на территории определенного региона. Так, на них организуется преподавание в начальной школе. Эти языки пользуются уважением, поддержкой и в системе высшего образования.

Однако практика последних лет показывает, что введение в школьное образование обязательного изучения государственного языка республики всеми независимо от этнической принадлежности приводит к недовольству со стороны родителей, общественности и, в конечном счете, к межнациональному напряжению. Придание ряду языков народов России данного статуса, безусловно, создает дополнительные условия для их качественного развития.

При решении проблем, связанных с языковой политикой России, необходимо учитывать целый комплекс факторов : языковую ситуацию, подготовку учительского корпуса, разработку учебно-методического комплекта в зависимости от уровня владения языком и ряд других. Только с учетом этих факторов можно создать условия, способствующие формированию взаимоуважения между людьми, проживающими совместно и принадлежащими к различным этносам.

Изучение национальных проблем Современной России позволило повысить уровень собственной грамотности и представлений о глобальности проблем в целом, скорректировать собственную жизненную позицию в отношении территориальных, экологических, экономических, языковых национальных проблем современной России, что немаловажно, так как отношусь к современному поколению населения страны, заинтересованному в развитии и процветании государства.

Национальный вопрос не остаётся неизменным. Его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширение их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.

Мы должны укреплять наше "историческое государство", доставшееся нам от предков. Мы видим направления предстоящей деятельности. Понимаем, что у нас есть исторический опыт, есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности.

Нам необходимо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной.

Современная этнополитическая ситуация в России подтверждает известный постулат: межнациональные, межэтнические отношения сложны и одновременно тонки и хрупки, а поэтому сравнительно легко могут быть разрушены.

Обострение межнациональных отношений и усиление межнациональной напряженности в нашей стране явились следствием не только социально-экономического кризиса. Многие этнополитические проблемы порождены противоречиями, присущими самой национальной сфере. Уникальность России в этнонациональном и конфессиональном отношениях характеризуется многими чертами. Прежде всего здесь проживают нации и народности, значительно различающиеся по своей численности. Так, из более 120 народов, населяющих Россию, численность только таких коренных наций, как русские, татары, чуваши, башкиры и мордва, превышает один миллион человек, а остальные имеют значительно меньшую численность.

Этническая картина России, с точки зрения государственности, представляет весьма сложное явление: 16 этнических групп (всего 7,8 миллиона человек) представляют народы стран СНГ; 30 этнических групп (1,3 миллиона человек) – народы за пределами стран СНГ (поляки, болгары и т. д.); 30 этнических групп (173 тыс. человек) – народы, нигде в мире не имеющие государственности (цыгане, курды, уйгуры и т. д.); 22 народа (116 тыс. человек) не имеют национально-террито-риальных образований; 10 народов (67 тыс. человек) не имеют никаких национальных территорий ни в Российской Федерации, ни в СНГ, ни в других странах.

Россия вместе с тем является многоконфессиональной страной. В ней помимо двух основных конфессий (христианства и ислама) существуют десятки различных религиозных объединений. Переплетение этнического и религиозного может создать взрывоопасную ситуацию, ибо в межэтнических конфликтах часто используется религиозный фактор.

Огромную роль в межнациональных отношениях играет субъективный фактор – национальные лидеры, элита, политические партии, общественные движения, религиозные организации, советы старейшин и т. д. Это наглядно проявилось в событиях последнего 10-летия XX века. Во всяком случае то, что произошло в межнациональных отношениях, – это результат действия субъективного фактора, игнорировавшего объективные потребности народов.

Современная этнополитическая ситуация в России остается сложной, еще сохраняется достаточно высокий уровень напряженности.

В 1992–1993 гг. заметно активизировались национал-сепаратистские, дезинтеграционные устремления со стороны республик и регионов. Под угрозой оказался сам принцип федеративных отношений в России. Страну буквально лихорадило. Почти во всех ее республиках возникли и активизировались национальные движения под лозунгами суверенизации, этнократии, установления системы преференций для титульной нации и т.п. В ряде мест использовались антирусские лозунги, а также требования, направленные против беженцев и вынужденных переселенцев. В октябре 1992 года разразился ингушско-осетинский конфликт. Обострилась межэтническая ситуация на всем Северном Кавказе. У федеральных органов возникли конституционные конфликты с рядом республик.

Конституционный кризис обострился летом 1993 г., когда на конституционном совещании лидеры республик потребовали признания центром республик как суверенных государств, одновременно они выступили против предоставления всем субъектам Российской Федерации равных прав во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Руководители краев и областей требовали уравнять все субъекты Федерации между собой и по отношению к федеральным органам власти. В отношениях субъектов Федерации создавалась тупиковая ситуация. Развязка наступила неожиданно. В президентском проекте Конституции эти требования республик не были зафиксированы, а предложения краев и областей нашли в ней отражение. Реакция руководства республик, национальных движений на положения Конституции в области прав субъектов РФ были спокойной, что и явилось началом перелома в межнациональных отношениях.

Почему лидеры республик, национальных движений спокойно восприняли отсутствие в проекте Конституции РФ положение о суверенитете республик? Объясняется это следующим. После октябрьских событий 1993 года, когда закончилось двоевластие, республиканские руководители лишились возможности балансировать между двумя ветвями власти с выгодой для себя. Они не смогли использовать в своих целях и национальные движения, апеллировать к национальным чувствам людей, которых последствия распада СССР многому научили. Они стали более критично относиться к лозунгам суверенизации, сепаратизма и обособленности. Поэтому националистическим силам все труднее становится разыгрывать национальную карту.

Однако было бы непростительной ошибкой думать, что в межнациональных отношениях с конца 1993 года наступило затишье. Особенность межнациональных отношений заключается в том, что вспышка напряженности или противостояния может возникнуть или использоваться отдельными политиками или мафиозными структурами для достижения своих узкокорыстных целей. Об этом свидетельствуют трагические события, происходящие сегодня в Чеченской Республике.

В сфере межнациональных отношений имеется немало объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на этнополитическую ситуацию в России. Рассмотрим некоторые из них.

Множество национальных проблем порождено противоречивостью двух принципов, изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации. Это принцип национально-территориального и административно-территориального устройства многонациональной России. В современных условиях сохраняется историческая необходимость этих принципов. Однако противоречия между субъектами Федерации могут обостряться и порождать конфликты, поскольку фактически неравноправными остаются взаимоотношения этих субъектов (республик, краев, областей) с федеральными органами государственной власти. Напряженность будет возрастать по мере этнизации национальных образований и вытеснения из них русских. К сожалению, такой процесс имеет место в ряде республик. Русские и русскоязычное население выталкиваются из Тувы, Якутии, Коми, республик Северного Кавказа.

Вызывает тревогу несоблюдение предусмотренного Конституцией РФ равенства прав и свобод граждан вне зависимости от их национальности. Зачастую право и закон применяются или не применяются по национальному признаку. Серьезную опасность представляет национальный эгоизм и претензии на исключительность. Между тем согласно конституционно-правовым нормам ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами, ибо носителем власти является все население субъекта Федерации. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных этнических групп.

Федерация – проверенная опытом многих стран эффективная форма государственного устройства. Непременным условием прочности и жизнеспособности федеративного устройства является равноправие входящих в Федерацию субъектов. Нарушение этого принципа грозит прочности Федеративного союза. Казалось бы, истина очевидна. Однако в РФ, похоже, решили пренебречь этим. Иначе чем объяснить подписание с Татарстаном договора, предоставляющего ему особый статус. Фактически это означает перевод отношений России с этой республикой на конфедеративные отношения. Но такого же статуса могут потребовать другие республики, что и происходит сегодня. Подписывая подобные договоры, федеральные органы лишь провоцируют национал-сепаратистские настроения у лидеров национальных образований, что способствует обострению противоречий между республиками, с одной стороны, и краями и областями – с другой. В итоге все это ведет к переходу республик на конфедеративные отношения с центром, а мировой политический опыт свидетельствует, что конфедерации очень легко распадаются.

Проблема укрепления территориальной целостности и единства Российского государства сохраняет свою актуальность. В этой связи важное значение имеет региональная политика, базовые принципы которой заложены в Конституции РФ. С принятием в 1993 году Конституции РФ, предоставившей большую самостоятельность регионам, главным для регионов становится эффективное использование своих прав, а их борьба с центром бессмысленна. Поэтому те политики, которые продолжают борьбу за более широкие полномочия, фактически подрывают единство страны.

Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия и благополучия русских. В России русские составляют абсолютное большинство населения. И хотя им не угрожает ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности, положение русских вызывает серьезную тревогу. Обычно, когда говорят о русском вопросе, имеют в виду положение русских в ближнем зарубежье. Но менее дискомфортно чувствуют себя русские и в самой России.

В чем суть русского вопроса? Кратко определить ее трудно. Отметим, по меньшей мере, две стороны этого вопроса. Первая заключается в понижении жизнеспособности русского этноса, о чем свидетельствуют такие вопиющие факты, как его физическая деградация и вымирание, социально-культурный упадок, утрата духовного начала. Вторая сторона проявляется в ухудшении отношения к русским других этносов страны.

Сегодня русские в России оказались в трудном, униженном положении, связанном с подъемом местного национализма. Дело дошло до того, что они вынуждены выезжать из некоторых национальных образований, оказавшись в положении беженцев в своем государстве. Особенно большой поток беженцев и вынужденных переселенцев наблюдается из республик Северного Кавказа.

Не могут не тревожить социальное положение русских и неблагоприятная демографическая ситуация. Так, по важнейшим социальным индикаторам русские оказались последними среди более или менее крупных народов России, а по смертности и падению рождаемости первыми. Русское население Российской Федерации в 1989 году насчитывало 120 млн. человек, его прирост в 1979–1989 гг. составлял 5,6 % (в целом по России – 7,1 %). Относительная доля русских в населении Российской Федерации в 1989 г. была равна 81,5 %, за период 1979–1989 гг. этот показатель понизился на 1,1 % и в 1990–1994 гг. имел тенденцию к дальнейшему снижению. Правда, за последние 2–3 года много русских переселилось в Россию из ближнего зарубежья, что может стабилизировать долю русских в населении страны. Ныне Россия – единственное государство из бывших республик СССР, откуда люди не выезжают, а куда, наоборот, приезжают. Вместе с тем следует иметь в виду следующее. Унижения и оскорбления русских, их дискриминация в национальных образованиях не могут быть бесконечно терпимы. К тому же существует опасность перерастания русской национальной идеи в воинствующую силу, в бытовой шовинизм, когда в общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической нестабильности срабатывает механизм национальной самозащиты. Необходимо активно противостоять этому процессу, ведь национализм большого народа по своим последствиям несравним ни с какими социальными катастрофами.

Прежде всего нужно обеспечить национальный паритет с другими народами на территории всех субъектов Федерации, в частности, равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной нации. Важно также гарантировать право и возможность на этнокультурную самоорганизацию, например, путем создания регионально-культурных ассоциаций на территориях, где русские находятся в меньшинстве. Необходима государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры и русских переселенцев. Власти должны быть готовы к новым потокам беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Из 26 миллионов русскоязычных человек, оказавшихся за рубежом, в Россию уже вернулось 2,3 млн. Согласно данным официальной статистики, из Таджикистана и Азербайджана уехала треть русских, из Грузии – четверть. Увеличивается число репатриантов из Казахстана. Сложность решения проблем русских беженцев и переселенцев (в политическом плане) заключается в том, что они представляют собой активную, действующую и взрывоопасную группу, склонную поддерживать националистические силы, ультрапатриотические организации. Анализ тенденций в СНГ показывает, что поток иноязычного населения на территорию России будет возрастать, что обусловлено экономической и политической нестабильностью в бывших республиках СССР, межродовыми и межплеменными столкновениями.

В связи с этим возникла относительно новая проблема. Ее суть состоит в том, что среди коренного русского населения образуется прослойка иноязычного населения и появляются межэтническая напряженность и конфликты в Центральной части России (особенно в крупных городах). Неконтролируемая миграция населения усугубляет уже имеющиеся социальные проблемы. На этой базе обостряются противоречия между мигрантами (армянами, грузинами, азербайджанцами, чеченцами, ингушами и др.) и русским населением. Все решительнее звучат требования о выселении этих мигрантов.

Таким образом, в России сохраняются регионы межнациональных кризисных ситуаций (зона Северной Осетии и Ингушетии, Чечня), а также регионы потенциальных межнациональных кризисов (Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Центральная часть России, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Развитие межнациональных отношений в ближайшее время будет зависеть от социально-экономической и политической обстановки в России. Прогнозы пока неблагоприятны. Тревожным является усиление неравномерности развития субъектов Российской Федерации за последние годы. Если эта неравномерность будет усугубляться, то неминуемо усиление центробежных стремлений у субъектов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.

Усиливающиеся потоки миграции в России являются еще одним источником межнациональной напряженности и возможности использования национального фактора в политических целях национальной элитой. Принятая в 1993 году Конституция РФ является правовой основой национальных отношений и играет определенную стабилизирующую роль. Однако имеющиеся в ней противоречия в части федеративного устройства не способствуют смягчению напряженности в межэтнических отношениях. Решение межнациональных проблем в Российской Федерации возможно на основе использования собственного и мирового опыта, который должен включать проведение целого комплекса социально-экономических, политических и правовых мероприятий, в основе которых будут лежать принципы демократии, гуманизма и законности.

Читайте также: