Национальные этнические и лингвистические движения кратко

Обновлено: 03.07.2024

Виды социальных движений
1. Антивоенное и антимилитаристское
2. Феминистское (женское)
3. Молодёжное и студенческое
4. Экологическое движение
5. Этнические и лингвистические
6. Обновленческие процессы в церкви

Антивоенное и антимилитаристское
движения
Противоборство двух сверхдержав – СССР и
США
Цель: прекращение гонки вооружений
Формы: марши, демонстрации и движения,
сбор подписей за ядерное разоружение
Участники: молодёжь, политические партии
Итог: влияние на внешнюю политику

Феминистское (женское)
Цель: Равноправие женщин и их
освобождение от дискриминации
по признаку пола.
Участники: женщины
Формы: митинги, шествия
Итог: равноправие женщин и
мужчин

Этнические и лингвистические
движения
Цель: признание национальных прав.
Сохранение культурных особенностей.
Участники: этнические группы
Формы: шествия, демонстрации
Итог: развал государств (Югославия,
Чехословакия, междоусобные войны в
Боснии и Герцеговине)

Обновленческий процесс в
церкви
Обновленческий процесс начал:
II Ватиканский Вселенский собор
католической церкви (1962-1965)

Обновленческий процесс в
церкви
Цель: Усилить влияние на массы людей.
Укрепить международное положение
церкви
Формы: поддержка социальных прав
трудящихся, отказ от политических взглядов,
признание научных достижений, признание
церковных грехов, отмена судебных
процессов инквизиции, латынь перестала
быть обязательной.

Обновленческий процесс в
церкви
Участники: папы Иоанн XXIII, Павел VI ,
прихожане
Итог: Церковь стала ближе к народу,
его проблемам, объединение
протестантских церквей.

После Второй мировой войны во многих странах мира, и прежде всего в развитых капиталистических странах, наряду со старыми массовыми движениями, сложившимися в последнее столетие (социалистические, профсоюзные, пацифистские, за эмансипацию женщин, за социальные и демократические реформы), появились новые массовые движения. Среди них — антивоенное, антимилитаристское, антиядерное, экологическое, женское, студенческое, молодежное, религиозное, альтернативное движения и др. Они были порождены новыми факторами, с одной стороны, как выражение социального протеста против разрушения социальной и природной среды в связи с бурным ростом городов, темпами индустриализации, угрозой атомной войны, дискриминацией и нарушениями прав человека, с другой стороны, как попытки улучшить жизненные условия для реализации личностных потребностей, поиски альтернативных путей общественного бытия.

Антивоенное и антимилитаристское движения носили международный характер, но в каждой стране были свои особенности.

Во Франции антивоенное и антимилитаристское движения проявили себя слабее. Пацифистское движение в 50—60-е гг. было монополизировано компартией и потому не смогло превратиться в массовое движение. Следует также иметь в виду, что французский народ, пережив два германских нашествия, считает необходимым национальную оборону и обладание атомным оружием.

В Великобритании иное отношение к вопросам гонки вооружений. В обществе отсутствует единство в отношении ядерного вооружения страны. Лейбористская партия многие годы настаивала на запрещении атомного оружия и требовала удаления американского ядерного оружия с территории Великобритании. В стране проходили массовые марши к военным базам.

В США антивоенное и антимилитаристское движения были связаны с двумя крупными военными конфликтами современности — с корейской войной и войной США во Вьетнаме. Участие США в этих войнах породило мощное движение протеста. Эти две войны были причиной глубоких политических кризисов в США.


Демонстрация в поддержку Алжира (1961 г.)


Демонстрация в Лондоне против войны во Вьетнаме

Феминистское движение многообразно. Защита семьи, материнства, обеспечение детей и многодетных семей также представляют собой сферы женского движения. В различных странах вопросы о принятии законов о разводе (особенно в странах с сильным влиянием католической церкви), а также о легализации абортов становились предметом острой политической борьбы. В целом ряде стран были приняты законы в отношении семьи, детей, материнства, оказания медицинской помощи и стимулирования рождаемости.

Национальные, этнические и лингвистические движения. В конце 50-х и начале 60-х гг. в целом ряде стран со сложным этническим составом населения усилились национальные, сепаратистские и религиозные движения.

В некоторых странах их громадная разрушительная сила привела к развалу государств. Распад Югославии и пятилетняя междоусобная война с этническими чистками в Боснии и Герцеговине, мирный раскол Чехословакии на Чехию и Словакию, религиозно-этническая рознь в Северной Ирландии (Ольстерский кризис), сепаратистское движение в канадской провинции Квебек с преимущественно франкоязычным населением, межэтнические конфликты в Испании, Бельгии и ряде других европейских стран — все это наиболее очевидные проявления национализма в современном мире, которые связаны как с историческим наследием, так и с несовершенством государственного устройства.

В Великобритании, которая долгое время представлялась страной с однородным населением, с 60-х гг. на политической арене появился новый шотландский национализм (шотландская национальная партия). В Уэльсе развернулось движение интеллигенции за возрождение валлийского (кельтского) языка и культурных традиций.

В условиях западноевропейской интеграции в большинстве стран Общего рынка наблюдаются проявления регионального национализма в качестве защитной реакции от процессов унификации хозяйственной жизни и уровня потребления.

Новые социальные и демократические массовые движения в странах Запада при всем их различии и многообразии являются свидетельством дальнейшего углубления процесса развития гражданского общества, утверждения прав человека и демократизации общества.

Национальные, этнические и лингвистические движения. С конца 1950-х — начала 1960-х гг. в ряде стран со сложным этническим составом населения усилились национальные, сепаратистские и региональные движения.

В некоторых странах их громадная разрушительная сила привела к развалу государств. Примеров много: распад Югославии и пятилетняя междоусобная война с этническими чистками в Боснии и Герцеговине и в Косово, мирный раскол Чехословакии на Чехию и Словакию, религиозно-этническая рознь в Северной Ирландии (Ольстерский кризис), сепаратистское движение в канадской провинции Квебек преимущественно с франкоязычным населением, межэтнические конфликты в Испании, Бельгии, во многих странах Африки и ряде других стран.

Подъем национализма в современном мире связан как с историческим наследием, так и с несовершенством государственного устройства, а также с противоречиями процесса глобализации. Пути решения национальных и этнических конфликтов весьма сложны и индивидуальны.

Исправление ошибок сталинской национальной политики

Некоторые изменения направлений национальной политики начались еще осенью 1953 г., когда было ликвидировано инструменты массовых репрессий – военные трибуналы и Особое совещание МВД. В сентябре 1953 г. МВД СССР представило в ЦК КПСС и Совета Министров СССР предложения об освобождении спецпоселенцев.

В апреле 1954 г. Президиум ЦК КПСС принял этому вопросу постановление, по которому предлагалось освободить 1,8 млн. лиц. Из одного только Крыма на спецпоселении находилось на 1 января 1955 г. 118 351 человек татарской национальности, 1057 греков, 8606 болгар, 5679 армян и 2087 человек других национальностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Давление на диссидентов и местный сепаратизм

Правящий режим с каждым годом усиливал давление на диссидентов, что в свою очередь породило различные формы сопротивления. Некоторые исследователи выделяют в оппозиционном движении три течения:

Диссидентов вдохновляли такие активные защитники демократии и крупные творческие личности, как физик академик А.Сахаров, писатель А. Солженицын.

Местные национальные элиты, заботливо выпестованные при Брежневе во всех республиках, стремились выйти из-под контроля Москвы и преобразовать национальные республики в суверенные государства.


В контексте проблем государственной безопасности Российской Федерации особое внимание следует уделять причинам возникновения так называемых этнических движений. В качестве стимула их деятельности может выступать стремление социальной группы к реализации этнического интереса. Политические действия инициируются для реализации интересов субъектов политики. Если для реализации своих интересов этнической группе требуется избрать определенный алгоритм действий, то объяснимо стремление использовать для этого политические механизмы, так как именно они наиболее эффективны. [1,c.273]

В данном случае устремления этнических групп закономерно стимулируют активизацию политических процессов. Их целью является достижение группой такого статуса, при котором она была бы избавлена от дискриминации. Дискриминация может быть реальная или вымышленная, но деятельность по обретению равноправного статуса угнетѐнной этнической общности часто сопряжена с попытками изменения политико-правовых основ существования государственной системы. Следовательно, формирование политических интересов этнических групп, заявляющих о дискриминации, потенциально связано с наращиванием ресурсов для посягательства на основы конституционного строя.

Такие процессы способны детерминировать видоизменение национальных интересов. Когда они начинают разделяться на этнические, часть их носителей замещает в политическом сознании понимание национальной безопасности безопасностью национальности (этноса), стремящейся создать государственность. Возникают предпосылки для нанесения ущерба государственной безопасности, которая выступая стержнем обеспечения национальной безопасности в сфере защиты основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации вступает в противоречие с «безопасностью национальности (этноса).

Следует заметить, что для этнических общностей причинами протестных устремлений может быть реальное или мнимое ущемление их интересов (ограничение доступа представителей этноса к политическим и правовым ресурсам, возможностям получения образования, выбора профессии и т. п.; контроль внешними субъектами традиционной для этноса хозяйственной деятельности; распространение отрицательных стереотипов о культурных, религиозных, бытовых устоях этноса и др.). Прекращение посягательств на этнические интересы возможно путем либо изменения политики субъекта (ущемляющего указанные интересы), либо выведения объекта дискриминации (этнической группы) из-под его власти, что стимулирует активную политическую деятельность этнических движений и их лидеров.

Рассматривая различные качественные параметры этнополитической обстановки в том или ином (в том числе приграничном) регионе России, считаем возможным отметить, что они во многом изменяются в результате этнополитических процессов. Последние можно определить, как последовательность политических событий и, связанное с ними, взаимодействие внешних и внутригосударственных субъектов политики, институтов гражданского общества, лидеров этнических образований направленное на реализацию (или ущемление, или деформацию) интересов определенных этносов. И неслучайно активисты радикальных движений, в том числе и экстремистского толка, используют для вовлечения новых членов в свои ряды максимально возможное количество информационных каналов, особо выделяя при этом интернет-среду. [2,с.510]

В зависимости от стоящих целей, параметров социально-политической обстановки, сложившейся практики разрешения возникающих противоречий этнические группы могут придерживаться различных моделей политического поведения. Диапазон их допустимого выбора достаточно широк. Это могут быть, упоминавшиеся выше этнические движения (национальных меньшинств, считающих себя угнетенными), которые используя, в том числе сепаратистские технологии, пытаются добиться автономии внутри страны или политической независимости; возможны аналогичные действия, посягающие на территориальную целостность нескольких государств, например, в случае стремления к объединению со стороны этносов разделенных государственными границами; этническая общность может стремиться к изоляции от враждебного ей (явно или мнимо) социального окружения, или, напротив, пытаться приспосабливаться, показывая готовность к ассимиляции и др. [4, 59]

Характер политического поведения во многом обусловлен интересами и соответствующей им деятельностью этнических элит, чья направляющая и организующая роль в этнических движениях особенно важна. Конструктивные лидеры этнических общностей, как правило, являются сторонниками последовательного урегулирования возникающих противоречий. В данном случае характерно стремление исключить их перерастание в конфликтные отношения, а политическое поведение реализуется через конструктивные модели межсубъектных отношений, при которых риски посягательств на конституционный строй минимальны. Однако, возможны и противоположные доминанты политического поведения, когда этническая элита использует деструктивные сценарии реализации преимущественно собственных, в том числе эгоистических, интересов. Цель таких технологий — выведение этнополитической ситуации в конфликтное поле, которое с большой долей вероятности способно нанести ущерб государственной безопасности. [5,с.117]

Источником политической нестабильности, как исходной точки нарастания угроз государственной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве, часто выступают межэтнические противоречия, которые способствуют усилению влияния и других отрицательных факторов, дестабилизирующих политическую обстановку.

Субъекты межэтнического взаимодействия нередко проявляют склонность к трансформации ситуативно-бытовых этнических разногласий в политические проблемы. Тем самым они искусственно актуализируются в системе социально- политических отношений, а информационными средствами создается атмосфера их общественной значимости. Нарастает необходимость привлечения как можно большего числа разнообразных ресурсов для разрешения конфликтной ситуации. Перенос межэтнических противоречий бытового характера в политическую плоскость позволяет, в первую очередь, реализовать определенные интересы деструктивным политическим силам. [6,с.114]

Значительный ущерб государственной безопасности Российской Федерации в условиях полиэтничности ее пограничного пространства способны нанести этнополитические конфликты. В любой многонациональной стране борьба между этносами за доступ к ресурсам власти, к материальным и нематериальным благам занимает ведущие позиции в сфере политического взаимодействия. В этой связи, постоянным феноменом этнополитики стала трансформация противоположных этнических интересов через противоречия в межэтнические конфликты. По продолжительности, остроте, массовости они нередко превосходят другие формы социальных и политических коллизий. [7, с.200]

К обострению межэтнических противоречий до уровня этнополитического конфликта могут приводить упоминавшиеся выше дискриминация этнической общности, культурные, религиозные и языковые отличия, соперничество этносов за ресурсы и др. В масштабе группы этнические интересы могут распространяться на все основные сферы общественной жизни. Данная ситуация связана с определенными методологическими и практическими трудностями разграничения разновидностей этнополитического конфликта, что обязывает в интересах его объективного анализа тщательно исследовать все аспекты данного феномена (культурный, религиозный, политический, правовой, этнопсихологический, экономический, исторический и др.).

В пограничном пространстве Российской Федерации вывод в политическую плоскость деятельности общественных объединений, создаваемых на этнической основе, неизбежно начинает влиять на государственную безопасность и ее обеспечение, что подтверждается многочисленными фактами, в частности, в приграничных регионах России на Северном Кавказе.

Исследователь Е. Э. Ганаева, говоря о специфике этнических движений 90-х годов ХХ века, приводит соответствующие примеры, где наглядно прослеживается тенденция того, что руководители этих движений открыто призывали к борьбе против так называемой колониальной политики России на Северном Кавказе. [11,с.511]

  1. Пирумов В. С. Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: мат. Всерос. науч. конф. (Москва, 4 декабря 2009 года). — М.: Научный эксперт, 2010. — С. 273–284.
  2. Ганаева Е. Э. Роль общественных институтов в организации профилактической работы в контексте превенции экстремизма //Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 509–512.
  3. Ирошников Д. B. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности (теоретический аспект): Дис. … канд. юр. наук. — М., 2011. — 281с.
  4. Басаев В. А. Факторы, детерминирующие совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2012. — № 6. — С. 57–61.
  5. Сидоренко А. Г., Тихомиров Ю. В. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. — М.: Кучково поле, 2011. — 211с.
  6. Майоров А. А., Басаев В. А. Проект кодекса преступлений против мира и безопасности: международно-правовое значение //Юридическая мысль. — 2006. — № 6. — С. 113–120.
  7. Михайлова Н. В. Концептуальная эволюция национальной и федеративной политики в России. — М.: Кронус, 2012. — 371с.
  8. Бидова Б. Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013.№ Специальный выпуск 2. С. 40–46.
  9. Бидова Б. Б.Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа //Молодой ученый. 2012. № 12. С. 356–358.
  10. Савинов Л. В. Региональная этнополитика в условиях социального транзита. — М.: Традиция, 2013. — 361с.
  11. Ганаева Е. Э. Роль общественных институтов в организации профилактической работы в контексте превенции экстремизма //Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 509–512.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная безопасность, пограничное пространство, интерес, этническая общность, этнополитический конфликт, конституционный строй, политический, этническая группа, Северный Кавказ.

Читайте также: