Традиционная картина мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мифология как основа древней мифопоэтической картины мира восточных славян. Характеристики народной картины мира: пространственные, временные, числовые и другие. Представления об основных стихиях мироздания. Место человека в мифопоэтической картине мира. Мир потусторонних сил. Народное христианство. Соединение элементов языческой и христианской мифологий в обрядах.

Аникин В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для вузов. М., 1987. - 286с.

Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1987. - 479с.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х т. М.: Современный писатель, 1995. Т.1-3.

Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1973.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. -191с.

Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX – нач. XXв.)// Этнические стереотипы поведения: Сб. статей/ Под ред. А.К. Байбурина. Л., 1985. С. 120-153.

Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического Общества. Пг., 1914-1916. Вып. 1-3.

Потебня. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. - 479с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 607 с.

Основные признаки мифологического мышления. Структура мира в системе двоичных противопоставлений (бинарных оппозиции). Основные характеристики пространства в традиционной картине мира. Признаки структурирования традиционного социума. Основа совмещения языческой и христианской мировоззренческих систем.

Вопросы для обсуждения:

Изменения в традиционной картине мира после принятия христианства.

Отличительные признаки музыкального фольклора и композиторской музыки (устной и письменной традиций).

Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. -463с.

Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор: Статьи и материалы / Ред.-сост. И.И. Земцовский. М., 1972. С. 9-80.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т.1. –671с., Т.2. – 718 с.

Русская народная поэзия / Сост. К.В. Чистов, Б. Чистова Л.: Художественная литература, 1984. - 437 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 783 с..

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - 413 с.

Смолицкий В.Г. Народная эстетика жилища: постоянные эпитеты, связанные с крестьянским домом // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. статей / Сост. А.Н. Иванов. М., 1993. С. 147-154.

Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Советская Россия, 1990. - 77 с.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб.: Лань, 1999. - 272 с.

Топоров В.Н. Мифологическое мышление // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т.2.

5.2. Музыкальный фольклор: специфика, история и география

Основные свойства фольклора: устность, коллективность, вариативность, полистадиальность. Музыкально-фольклорная традиция. Соотношение коллективного начала в музыкально-фольклорной традиции и индивидуального. Полистадиальность музыкально-фольклорной традиции.

Выявление системы функций музыкально-фольклорного текста. Этнографический контекст местных музыкально-фольклорных систем как определяющий систему музыкальных жанров.

1.Аникин В.П. Традиции русского фольклора. М.:МГУ, 1986. - 203с.

2.Народное музыкальное творчество: Учебник/Отв. ред. О.А.Пашина. СПб:

Композитор, 2005. - 568с.

3.Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М., 1977.

Основные стадии в становлении этноса. История заселения русской этнической территории. Формирование этнокультурных зон. Социокультурные факторы, способствующие становлению этнической традиции.

Понятие и структура этнической традиции. Понятие региональной песенной традиции. Песенная традиция как сфера наследования традиционного опыта.

Слушание музыки: звукозаписи, представляющие жанры в разных формах и видах.

Локальные особенности русского фольклора Сибири: Сб. статей/Сост. Т.Г. Леонова. Новосибирск: Наука, 1985. - 111 с.

Механизм передачи фольклорной традиции: Материалы XXI Международной молодеж. конф. памяти А. Горковенко, апрель 2001г./ Отв. ред. и сост. Н.Н. Абубакирова-Глазунова. СПб.: РИИИ, 2004. - 304с.

Мехнецов А.М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Ред. - сост. А.М. Мехнецов. Л., 1985. С. 5-29.

Основные этапы освоения русской этнической территории. Основные этнокультурные зоны на территории России, заселенной русскими.

Вопросы для обсуждения:

Факторы, определяющие облик локальной фольклорной традиции.

Признаки региональной песенной традиции.

Признаки системы, присущие всякой региональной песенной традиции.

Роль певческой артикуляции в структурировании традиционной песенной системы.

Слушание музыки: аутентичные записи региональных песенных традиций.

Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991. - 175с.

Дорохова Е.А. Песни села Завгороднее. М.: Музфонд СССР, 1987. - 221с.

Калужникова Т.И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала: Учебное пособие для студентов музыкальных вузов. Екатеринбург: Уральская государственная консерватория, 2005. - 200с.

Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464с.

5.3. Жанровая стилистика народной музыки

Жанры русского музыкального фольклора как система. Жанровая поэтика. Взаимосвязи музыкально-фольклорных жанров под воздействием географических, исторических, исполнительских и других факторов.

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с франц. /Под ред. В.В. Иванова. М.: Наука, 1985. – 535с.

2. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров// Фольклор и действительность: Сб. статей В.Я. Проппа. М., 1976. С. 35-39.

Взаимодействие жанров в процессе исторического развития фольклора.

Вопросы для обсуждения:

Народные определения жанровых явлений в разных районах России.

Жанры, принадлежащие к группе необрядово приуроченных.

Связи обрядовых жанров с необрядово приуроченными.

Жанры, принадлежащие к группе неприуроченных. Их главные признаки.

Изучение жанров русского музыкального фольклора.

Земцовский И.И. Жанр, функция, система // Советская музыка. 1971. № 1. С. 24-32.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 164с.

Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. - 351.

5.4. Роль ритуала в традиционной культуре

Звуковой код народной культуры.

Слушание музыки: аутентичные записи природного и семейно-бытового обрядового комплекса.

1.Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы докл. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. М., 1988. Ч.1. С.139-145.

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. - 238 с.

3. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988. - 277 с.

5. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 206с.

7. Чистов К.В. Обряд // Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18. Кол. 679.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные функции звука и голоса в традиционной культуре.

2.Сферы народной культуры, где проявляется структурирующая функция звука и голоса.

Самостоятельное прослушивание студентами аутентичного материала. Структурно-типологический анализ песенных образцов (стихосложение, ритмика, лад, многоголосие)

Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. –304с.

Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. Л., 1980. С. 23-26.

Голос и ритуал: Материалы конф. М.: Государственный институт искусствознания, 1995. - 187с.

Калужникова Т.И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала.

Челябинск-Екатеринбург: Банк культурной информации, изд-во Дома учителя, 1997. –

Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2004. - 637 с.

Пашина О.А. Мир звуков в народной славянской культуре// Мир искусств: Альманах.

СПб, 2001. С.277-291

5.5. Система народного музыкального мышления

Понятие структурного песенного типа и методика его моделирования. Ритм как фундаментальная основа музыкально-фольклорных произведений. Структурно-ритмическая типология произведений музыкального фольклора. Формы с цезурированными музыкально-ритмическими периодами, формы с неравномерно сегментированными музыкально-ритмическими периодами. Равномерно сегментированные напевы. Музыкально-ритмические формы со стопной сегментацией. Музыкально-ритмические формы протяжных песен.

Звуковысотность в системе народного музыкального мышления. Лад и мелодика. Вокальный строй. Моделирование типовых ритмических и ладомелодических структур.

Явление формульности в русском музыкальном фольклоре. Типы интонационных формул в различных жанрах русского песенного фольклора. Особые формы совместного пения.

Слушание музыки: примеры песенных формул (типовых напевов) на примере разных региональных традиций

1. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. - 288с.

2. Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики// Музыкальная фольклористика. М., 1978. Вып. 2. С. 117-157.

3. Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Звуковысотное строение народно-песенных мелодий в свете структурно-типологических исследований// Материалы науч.-практ. конф. М., 1991. С. 49-88.

4. Ефименкова Б.Б. Ритмика русской традиционной песни в свете структурно-типологических исследований// Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии: Сб. статей/ Ред-сост. Э.Е. Алексеев, Л.И. Левин. М., 1990. С. 117-136.

Вопросы для обсуждения:

Ритмическая организация произведений русского музыкального фольклора и профессиональной западноевропейской ритмической системы. Их отличия.

Универсальность ритма как категории народного музыкального мышления.

Классы музыкально-ритмических форм, существующие в русском музыкальном фольклоре.

Основные структурные единицы музыкально-ритмической формы напевов.

Принципы трансформации ритмической формы в напевах протяжных песен.

Лады народной музыки и гармонические лады западноевропейской музыки.

Горизонтальный и вертикальный аспекты лада.

Факторы, влияющие на формирование характера мелодики в музыкально-

Проявления формульности в русском музыкальном фольклоре.

Отражение традиционной картины мира в особых формах совместного пения.

Слушание музыки: структурно-типологический анализ фольклорных образцов, предлагаемых преподавателем.

Алексеев Э.Е. О методах сравнительной фольклористики // Советская музыка. 1978.

2. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М.: Советский композитор, 1986. -240с.

3. Асафьев Б. Речевая интонация. М.- Л.:Музыка, 1965. -135с.

4. Бершадская Т.С. Принципы ладовой классификации// Советская музыка. 1971. №8. С.126-129.

5. Енговатова М.А. Звуковысотная организация вёшних хороводных песен: к вопросу соотношения функции и структуры// Фольклорный текст: функция и структура: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. М.А. Енговатова. М., 1988. Вып. 1. С.129-151.

6. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете структурной типологии (опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. и отв. ред. В.Е. Гусев. Л., 1980. С. 36-50.

5.6. Народный календарь

Структура народного годового цикла. Народный календарь как синтез архаичной (дохристианской) календарной системы и церковной.

Обрядовые комплексы восточных славян. Календарные песни, оформляющие обряды годового круга. Обряды и песни ранневесеннего периода; пасхального периода, троицко-купальского периода; жатвенного периода; святочного периода; масленичного периода.

Формульность как основной признак мелодики календарных песен. Интонационные связи в календарных песнях года. Региональные особенности календарного фольклора.

Слушание музыки: прослушивание календарных песен разных региональных традиций.

1.Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

2.Земцовский И.И. Календарные песни как цикл // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1968. Вып. 8. С. 99-110.

3 Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян /

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985. 260с.

5.Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб: РИИИ, 1994. - 235 с.

6.Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. - 222 с.

7.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л.: ЛГУ, 1963. - 143 с.

Периоды народного календаря, в которые совершаются обходные обряды. Взаимодействие мифологических и христианских представлений в народном календаре.

Вопросы для обсуждения:

1.Ключевые моменты календарно-обрядовых комплексов.

2.Особенности обряда заклинания весны и весенних закличек.

3.Музыкальная специфика календарных хороводов.

4.Проявления свадебных мотивов в календарной обрядности.

5.Основные отличия весенне-летнего и осенне-зимнего периодов календаря.

6.Отличия святочных собраний молодежи.

7.Музыкально-стилистические различия календарных песен, исполняемых детьми, молодежью, взрослыми.

8.Особенности музыкального наполнения календарного цикла в западно, -южнорусских традициях и традициях Русского Севера.

Практическое задание: исполнение календарных песен по нотам

1. Городцов П.А. Быт первых русских поселенцев в Западной Сибири // Тобольские Епарх. Ведомости. Тобольск, 1899. Вып. 3. - 7 с.

2. Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1916. Вып. XXVI. С. 1-65.

3. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 224 с.

4. Можейко З.Я. Песни Белорусского Полесья. М.: Советский композитор, 1983. Вып.1. –183с.

5.7. Обряды жизненного цикла
Родины и крестины. Колыбельные и крестьбинские песни. Звуковой мир традиционной культуры периода раннего детства. Освоение детьми музыкально-фольклорной традиции.
Обряды инициационного характера. Традиционные собрания молодежи. Музыкальная стилистика хороводных, плясовых песен.
Похоронно-поминальный обрядовый комплекс. Традиция причитаний. Исполнительская манера плачей.

Слушание музыки: прослушивание песенных образцов обрядов жизненного цикла

1.Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Музыка, 1976. - 159 с.

3.Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть: Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская область). М.: Советский композитор, 1988. -388 с.

4.Марченко Ю.И. Напевы групповых причитаний в Междуречье Северной Двины и Ваги // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Ред.-сост. А. М. Мехнецов. Л., 1985. С. 45-61.

7.Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор: Сб. статей / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л., 1974. С. 147-154.

8.Чистов К.В. Севернорусские причитания как источник для изучения крестьянской семьи XIX века // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами: Сб. статей / Отв. ред. Б. Н. Путилов Л., 1977. С. 131-143.

Вопросы для обсуждения:

Основные функции песен, исполняемых взрослыми для детей.

Особенности песенного репертуара молодежных собраний предбрачного периода.

Общие черты музыкальной стилистики хороводных, плясовых песен.

Моменты похоронного обряда, отмеченные звучанием причитаний.

Особенности северных и южных плачей.

Практическое задание: музыкальный анализ аутентичных записей причитаний

Иванов П.В. Жизнь и поверия крестьян Кулянского уезда Харьковской губернии // Сб. Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1907. Кн. 17. С. 101-115.

Резниченко Е. Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы докл. науч.-практ.конф.: В 2-х ч. М., 1988. Ч. 1 С. 116-127.

Русский похоронный обряд. М.: БУКМЕН, 1996. - 158 с.

Серебренников Ф. Обычаи и обряды крестьян Себежского уезда при крестинах, свадьбах и похоронах // Памятная книжка Витебской губ. на 1865. СПб, 1865. С. 3-15.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб.: Лань, 1999. - 272 с.

5.8. Традиционный свадебный обряд

Инициационный и территориальный переходы молодых. Два типа свадебных ритуалов восточных славян: свадьба-веселье и свадьба-похороны. Особенности драматургии каждого типа обряда. Типология свадебных песен: прощальные, причетные, величальные, корильные и песни, комментирующие обрядовую ситуацию. Музыкальный код южнорусского и севернорусского типов свадьбы. Сольная свадебная причеть, групповые причитания.

Слушание музыки: аутентичные записи южнорусского и севернорусского свадебного ритуалов.

Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М.: Советский композитор, 1983. - 224 с.

Зеленин Д.К. Свадебный обряд, песни и заговоры Томского округа // Записки УОЛЕ. Екатеринбург, 1905. Т. 25. С. 35-58.

Капралов А.Т., Савельева Н.М. Народные песни села Сенного Севского района Брянской области. М.: Сов. композитор, 1986. - 96 с.

Левинтон Г.А. К проблеме изучения корпуса свадебных песен // Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. трудов / Сост. и отв. ред. И.И. Земцовский. Л., 1983. С. 143-151.

Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде: (Свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. статей /Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991. С. 210-234.

Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевского района Ленинградской области / Сост. А.М. Мехнецов, Е.И. Мельник. Л.: Советский композитор, 1985. - 123 с.

7. Народная свадьба / Сост. В.Ю. Багрянцева. Омск: ИИТ и ПМ СОРАН, 1997. - 90 с.

Обрядовые песни русской свадьбы Сибири / Сост. Р.П. Потанина. Новосибирск: Наука, 1981. - 319 с.

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Доронин Дмитрий Юрьевич
аспирант Отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН им Миклухо-Маклая

    1. Общие представления о традиционном знании: актуальность и цели изучения:

    Соотнесение научного и традиционного знания, например, в области биологии или медицины, часто приводит к неожиданным и очень ценным (для развития современных технологий, путей природопользования и пр.) результатам. Но для этого необходимо сначала тщательно выявить и описать закономерности функционирования (рождения, передачи, трансляции) и многообразие форм традиционного знания, сделать это на конкретных территориях, т.е. в рамках локальных традиционных культур различных сёл и деревень.

    Цель данной методики: дать общие представления о структуре и трансляции традиционного знания, сформировать навыки выявления и сбора, систематизации и осмысления его форм и компонентов, специфики их функционирования.

    Методика адресована руководителям и активистам учебно-исследовательских групп, имеющим опыт работы в сетевых этно-экологических, краеведческих проектах.

    Форма обработки результатов: учебно-исследовательские работы (распечатка и электронный вариант), принимаемые на ежегодные этно-экологические конкурсы ОЦРТДиМ – в рамках областного осеннего фестиваля и весенней конференции школьников. Собранный фольклорный материал излагается, структурируется и систематизируется по группам (типам, комплексам), указанным ниже или выявленным исследователями в рамках родной традиционной культуры. Внутри групп фольклорные тексты паспортизировать, публиковать заковыченно или курсивом, по возможностью полностью, с учётом диалектных особенностей.

    Всё многообразие традиционного знания и его носителей удобно систематизировать и представить по группам. В каждой группе технологии применения знания и пути его передачи (трансляция знания), а также тип объекта знания (что изучается и включается в деятельность), схожи. В группах от а) к е) возрастает сакрализация знания. Также и внутри каждой группы, как правило, увеличивается сакрализация от верхнего пункта к нижнему: например, с пастухами обычно связано больше поверий и быличек (тексты с элементом "чудесного"), чем о гончарах, а особенности ремесленного знания портных отражаются больше в анекдотах, рассказах о "своём языке" и т.п.

    а) обыденно-практическая группа:

    - традиционное метеорологическое знание;

    - традиционное зооветеринарное знание о домашних животных (о поведении, лечении, употреблении в пищу, пр. – поверья, ритуалы, пр.);

    б) гендерно-возрастная группа:

      • знание детей: "сказители" ("страшилки" и т.д.), организаторы игр, инициаций в коллектив и пр., детская "феня";
      • подростки и парни: деревенская мужская кулачная культура, инициации в коллектив;
      • традиции трансляции сексуального знания (мужские и женские пути передачи);
        • знания материнства: традиционные пути усвоения и передачи;

        в) ремесленно-бытовая группа:

          • портной;
          • гончар;
          • печник;
          • плотник/каменщик (постройка дома);
          • кузнец;
          • мельник;
            • пастух;

            г) промыслово-природная группа:

            д) социально-пограничная группа:

              • иноверцы/другой этнос;
              • люди соседних деревень
              • гость;
              • прохожий/чужак
              • паломник/странник;
              • нищий;
              • слабоумный/сумасшедший;
              • юродивый;

              е) сакрально-ритуальная группа:

                • повитуха;
                • крёстные;
                • сваха, дружка;
                • плакальщица, исполнители поминальных духовных стихов;
                • церковные певчие;
                • звонарь;
                • ряженые (свадьба, календарные праздники).

                ж) сакрально-нуминозная группа:

                  • хранители священных или почитаемых мест (родники, часовни, могилки, деревья и пр.);
                  • целитель (костоправ, массажист и т.д.);
                  • священник/монах;
                  • старцы;
                  • жрец (карт и т.д.);
                  • гадатель/гадалка (по картам, бобам, руке, зеркалу и т.д.);
                  • знахарь/"бабушка" (заговоры, камни, вода, масло, "энергия" рук и т.д.);
                  • колдун/колдовка;
                  • мертвец

                  Традиционное знание функционально распределяется не только по предметным областям и группам носителей знания, но также выделяется две группы:

                  Знание в фольклоре:

                  Знание в ритуале:

                  Традиционно-культурные представления о водных объектах:

                  - о ключах и минеральных источниках;

                  - о ручьях и малых реках

                  Традиции почитания водных объектов:

                  - ключей и минеральных источников;

                  Традиционно-культурные представления о растительных объектах:

                  - о деревьях пространства мира человека;

                  - о деревьях мира леса;

                  - о лесных участках.

                  Традиции почитания растительных объектов:

                  - лесных участков.

                  Традиционно-культурные представления об объектах животного мира:

                  - беспозвоночные (губки, моллюски, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые);

                  - амфибии и рептилии;

                  - зооантропоморфные существа

                  Традиции почитания объектов животного мира:

                  - беспозвоночные (насекомые и др.);

                  - амфибии и рептилии;

                  - зооантропоморфные существа.

                  Традиционно-культурные представления об объектах рельефа:

                  - участки ровной местности;

                  Традиции почитания объектов рельефа:

                  - участков ровной местности.

                  Традиционно-культурные представления о камнях:

                  Традиции почитания камней:

                  - в русской традиционной культуре;

                  - в татарской традиционной культуре;

                  - в финно-угорской традиционной культуре.

                  Традиционные представления о путях приобретения знания почти всегда мистически окрашены, поскольку традиционное знание живёт по законам мифологического мышления. Тем не менее, для удобства анализа, условно все пути получения можно разделить на два класса:

                  Социально-ритуальные пути

                  Нуминозные (мистические) пути

                  - через наблюдение и истолкование различных примет (метеоявления, поведение животных и пр.);

                  - через передачу опыта от ремесленника к подмастерью;

                  - через ремесленно-корпоративный ритуал;

                  - через игровую деятельность (подражания, игры, загадки и пр.);

                  - от старцев, монахов и др. духовных наставников;

                  - от чужих людей, прохожих;

                  - через инициацию (принятие, посвящение) в возрастную группу;

                  - через неправильное, не поощряемое поведение (описывается в быличках);

                  - через сон или видение.

                  - через перенимание опыта других знахарей/целителей и пр.;

                  - от умирающего колдуна/знахаря;

                  - через передачу некой конкретной вещи;

                  - через особый магический ритуал (влезть ночью в пасть огненной собаки, подслушать на перекрёстке и пр.);

                  - через различные гадания;

                  - от бесов или духов, существ Иного мира (домовые, лешие, русалки и пр.);

                  - от умерших людей;

                  - от ангелов, Богородицы, Николая Угодника, др. святых или от Бога (во сне или видении);

                  - другие фиксируемые в фольклоре и ритуале пути получения и трансляции знания.

                  Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

                  На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары, посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации. Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.

                  • полевые практикумы,
                  • экологические образовательные экспедиции,
                  • экологические лагеря,
                  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
                  • материалы семинаров и конференций,
                  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
                  • детские исследовательские работы (проекты),
                  • экологические тропы,
                  • "экспедиционная жизнь".

                  О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

                  Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.

                  У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

                  На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

                  • философская
                  • религиозная
                  • мифологическая
                  • научная.

                  Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

                  Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

                  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
                  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
                  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
                  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
                  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
                  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

                  Философская картина мира

                  Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

                  Готовые работы на аналогичную тему

                  В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

                  Мифологическая картина мира

                  В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

                  В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

                  Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

                  Религиозная картина мира

                  Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

                  Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

                  В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

                  Научная картина мира

                  В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. Согласно научной картине мира, цели у человеческой жизни, природы, истории никакой нет, все лишь существует, подчиняясь вечным законам. Эти понятия присущи первой научной картине мира.

                  Возможно, с развитием человечества, появится третья научная картина мира, которая внесет изменения в существующую.

                  Картина мира

                  Что такое картина мира и в чем ее ценность?

                  Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

                  Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

                  Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

                  Формирование картины мира

                  Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

                  Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

                  Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

                  Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

                  Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

                  Религия

                  Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

                  Наука

                  Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

                  Культура

                  Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

                  Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

                  Семья

                  Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

                  Жизненный опыт

                  По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

                  Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

                  Влияние личной картины мира на жизнь человека

                  Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

                  Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

                  Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

                  С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

                  Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

                  Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

                  КАРТИНА МИРА - сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой и др.).

                  В язы­ко­зна­нии ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов картины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К.В. фон Гум­больдт, Ф. де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э. Се­пи­ром и Б. Уор­фом ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти). В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой картины мира (тер­мин вве­дён И.Л. Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний и т. п.) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем, например, при обо­зна­че­нии цве­та и др.).

                  Дополнительная литература:

                  Роль че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра в язы­ке: Язык и кар­ти­на ми­ра. М., 1988;

                  Хай­дег­гер М. Вре­мя кар­ти­ны ми­ра // Хай­дег­гер М. Вре­мя и бы­тие. М., 1993;

                  World views, from fragmen­tation to integration. Brussel, 1994; Веж­биц­кая А. Язык. Куль­ту­ра. По­зна­ние. М., 1996; она же. Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков. М., 1999;

                  Лот­ман Ю.М. Внут­ри мыс­ля­щих ми­ров. М., 1996;

                  Язык. Че­ло­век. Кар­ти­на ми­ра. Омск, 2000;

                  Язы­ко­вое соз­на­ние и об­раз ми­ра. М., 2000;

                  Smart N. Worldviews: crosscultural explora­tions of human beliefs. 3rd ed. Upper Saddle River, 2000;

                  Шме­лев А.Д. Рус­ская язы­ко­вая мо­дель ми­ра: Ма­те­риа­лы к сло­ва­рю. М., 2002;

                  Naugle D.K. Worldview: the history of a con­cept. Grand Rapids, 2002;

                  Кун Т. Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций. М., 2004;

                  Ао­шу­ан Т. Ки­тай­ская кар­ти­на ми­ра. Язык, куль­ту­ра, мен­таль­ность. М., 2004;

                  Ла­кофф Д., Джон­сон М. Ме­та­фо­ры, ко­то­ры­ми мы жи­вем. М., 2004;

                  Цве­ту­щая слож­ность: Раз­но­об­ра­зие кар­тин ми­ра и ху­до­же­ст­вен­ных пред­поч­те­ний суб­куль­тур и эт­но­сов. СПб., 2004;

                  Пет­рен­ко В.Ф.Ос­но­вы пси­хо­се­ман­ти­ки. 2-е изд. СПб. и др., 2005;

                  За­лиз­няк А.А., Ле­во­нти­на И.Б., Шме­лев А.Д. Клю­че­вые идеи рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра. М., 2005.

                  Читайте также: