Национальные движения и межнациональные конфликты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. Национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. Тип поселения (вероятность выше в большом городе);

4. Социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. Уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. Политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан.

Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

- во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

- во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

- в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

- социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

- культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

- этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

- этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

- межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);




Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи.

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.).

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами.

Так к наиболее известным из них относятся:

1. Деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. Прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

4. Участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. Национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. Тип поселения (вероятность выше в большом городе);

4. Социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. Уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. Политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан.

Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

- во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

- во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

- в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

- социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

- культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

- этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

- этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

- межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи.

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.).

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами.

Так к наиболее известным из них относятся:

1. Деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. Прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

4. Участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.
Политика ускорения Горбачева привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю XX в. Разумеется, это негативно сказалось на общем уровне жизни.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом перестройка.
Задуманная окружением Горбачева как мера спасения СССР, акция ГКЧП ускорила его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности.

· отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую,

· признание современного мира единым, взаимосвязанным;

· отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности;

· отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики:

· деидеологизация межгосударственных отношений;

· совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека);

Вывод войск из Афганистана.

Массовые выступления и организации, действовавшие под национальными лозунгами в СССР в 1986-1991 гг.

Как только обстановка в СССР в связи с Перестройкой стала более свободной, существовавшие ранее межнациональные конфликты стали проявляться в общественной жизни, прежде всего в виде массовых манифестаций. Все большая часть жителей республик считали, что лучший способ избавиться от эксплуатации со стороны центральной бюрократии — это отделение от СССР. Почувствовав, что реформы М. Горбачева угрожают интересам бюрократии, ее национальные группировки стали поддерживать националистические выступления, чтобы защититься с их помощью от действий союзного центра. Первым массовым национальным выступлением стали Алма-Атинские волнения 17-19 декабря 1986 г.

В апреле 1988 г. развернулось массовое национальное движение в республиках Прибалтики. В Эстонии подъем национального движения начался с конкурсов национального пения. Вскоре “поющая революция” привела к образованию Народного фронта Эстонии (НФЭ), в который вошли представители национальной интеллигенции, коммунистической партии Эстонии, сотни тысяч сторонников Перестройки, в том числе и русских. Но в руководстве фронта возобладали националистические силы, и вскоре русскоязычному населению пришлось создавать для защиты своих прав Интернациональный фронт, выступавший за сохранение СССР. В нем возобладали приверженцы консервативных коммунистических взглядов. Такая же ситуация сложилась и в других республиках Прибалтики. В Литве возникло массовое национальное движение “Саюдис”, а его противники объединились в организацию, названную на трех языках: Венибе-Единство-Едность. По мере того, как национальные организации стали добиваться привилегий по национальному принципу, консервативные интернациональные организации в национальных республиках стали апеллировать к принципам демократии: "Демократия вненациональна! Безнравственно говорить о правовом государстве и одобрять антидемократический закон!" - говорилось в обращении "Венибе-Единство-Едность" по поводу принятия "Указа о языке", ограничивающего употребление русского в государственных учреждениях республики.

В 1989 г. уже в каждой из республик СССР существовало влиятельное национальное движение, выступавшее за суверенитет, то есть верховенство национальной власти над вышестоящими организациями включая структуры власти СССР.

Когда в Баку снова начались погромы, направленные против армян, 19.01.1990 г. в столицу Азербайджана вошли войска СССР. Им было оказано сопротивление, погибло более сотни людей (см. Бакинские события 1990 г.).

Насильственные формы приняли выступления национал-экстремистов в ряде республик Средней Азии, но они были быстро подавлены (Ферганские события 1989 г., Ошские события 1989 г. и др.).

В Прибалтике движение против союзного центра было преимущественно ненасильственным. После победы на выборах в Литве национального движения “Саюдис” новый Верховный совет 11.03.1990 г. провозгласил восстановление независимости Литвы, которая была утрачена в 1940 г. В ответ Горбачев начал экономическую блокаду отделившейся республики. Это лишь обострило противоречия между Литвой и союзным центром, сплотило литовцев вокруг “Саюдиса”. Попытки силовым путем восстановить контроль над Литвой (12-13.01.1991 г.) и Латвией (20.01.1991 г.) не удались.

Массовое движение за национальную независимость можно было подавить только с помощью массовых репрессий, а на это Горбачев идти не хотел, понимая, что новый террор на окраинах СССР быстро приведет к восстановлению авторитарного режима в центре страны и краху реформ.

Борьба за "суверенитеты", которую поддержали и возглавили национальные группировки номенклатуры, и неудача экономических реформ создали предпосылки для распада СССР.

Распад СССР — это ряд процессов системной дезинтеграции в социальной структуре, народном хозяйстве, политической и общественной сферах Советского Союза, которые в результате привели к прекращению его существования в 1991 году.

Демократизация общества и национальный вопрос

Демократизация в советской общественной жизни не могла не затронуть сферу межнациональных отношений. Власти годами старались не замечать копившиеся проблемы, которые в резкой форме проявились сразу, когда повеяло свободой.

Попытки М.С. Горбачева ограничивать влияние национальных элит вызывали все более активные протесты в республиках. В декабре 1986 года, в знак протеста против назначения на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в неконтролируемые беспорядки. Расследования злоупотреблений властей в Узбекистане вызвало недовольство в республике.

Более активно, чем в прошлые годы, звучали требования о создании автономии немцев Поволжья и крымских татар. Зоной острых межнациональных конфликтов стал регион Закавказья.

Межнациональные конфликты и формирование массовых национальных движений

Готовые работы на аналогичную тему

Требования о введении в государственных и учебных заведениях родного языка звучало также на Украине, в Молдавии и в Белоруссии.

В закавказских республиках межнациональные отношения обострились не только между республиками, но также внутри их (между грузинами и осетинами, грузинами и абхазами, и т.д.).

Впервые за долгие годы в среднеазиатских республиках возникла угроза внешнего проникновения исламского фундаментализма.

В автономных республиках Татарстане, Якутии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления им прав союзных.

Для партийных республиканских верхушек создавалась уникальная возможность обеспечить себе быстрые карьеру и рост благосостояния.

Парад суверенитетов — это название конфликта между центральной властью и союзными республиками, который был вызван провозглашением главенства республиканских законов над законами союзными в нарушение Конституции СССР.

В конце 1980-х годов в республиках Прибалтики усилилось движение за выход из состава СССР. Оппозиционные силы на первых порах настаивали на признании в республиках родного языка официальным, на мерах, ограничивающих численность лиц, переселяющихся из других регионов, на обеспечении фактической самостоятельности органов власти.

  • равноправие граждан и народов;
  • право на самоопределение;
  • право на демократическое развитие;
  • территориальная целостность.

В соответствии с этим постановлением был проведен всесоюзный референдум, поставивший вопрос о сохранении Союза как федеративного объединения суверенных республик. За сохранение высказались 76,4% участников от общего числа голосовавших лиц.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Политика ускорения Горбачева привела страну к 301 самым низким темпам экономического роста за всю историю ХХ в.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки

на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. и, видимо, был лишь пробой сил. По крайней мере видимых последствий он не имел. 16—18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. Протест был подавлен.

С лета 1987 г. национальные движения приняли организованный характер. Прежде всего началось движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне — Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал очагом будущего всесоюзного пожара.

В начале января 1990 г. войска вошли в бунту- 302 ющий Баку, где велась стрельба с крыш домов. В результате конфликта были убиты около 200 гражданских лиц.

В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт с многочисленными жертвами среди узбеков и турок-месхетинцев. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.

В Грузии с апреля 1989 г. нарастало движение за выход из СССР. В Грузии стали открыто заявлять, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны. Националистическое движение в республике носило откровенно сепаратистский и антикоммунистический характер. Военная сила была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, где сторонники сепаратизма инициировали столкновение толпы с армейскими подразделениями. Итог — 20 убитых.

На первый взгляд в этих решениях ничего необычного не было.

Согласно Конституции СССР 1977 г., каждая союз- 303 ная республика считалась суверенным советским социалистическим государством, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз ССР.

Прибалтийские республики в лице своих высших государственных органов установили приоритет республиканских законов над союзными, что противоречило Конституции СССР.

В декабре 1989 г. произошло новое тревожное событие. Большинство делегатов съезда Компартии Литвы приняли решение о выходе из КПСС. Это означало старт распада единой компартии, которая еще оставалась основой аппарата управления Советским Союзом. Большинство руководства КПСС считали нужным применить

В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января по пути прибалтов пошла Армения. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил оккупацию своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.

В ответ 18 марта Москва прекратила поставки нефти в республику.

Читайте также: