Национальное самосознание это кратко

Обновлено: 16.05.2024

Национальное самосознание – это такое своеобразное объяснение приверженности к своему отечеству. Люди, дескать, живут под тем или иным национальным руководством не по причине принуждения, а также не из политических соображений собственной выгоды, а потому что принадлежат к особой разновидности людей и обладают определенными качествами, присущими этой разновидности. Независимо от индивидуального своеобразия и изменчивости политической воли гражданина существует, оказывается, прирожденный национальный характер, который побуждает не только к единству со своими соотечественниками, но и к подчинению своей – национальной – политической власти.

обычаи, традици, мнения, отношения, взгляды людей, которые и привязывают их к той, или иной нации, что то типо генотипа

Национальное самосознание — это совокупность взглядов и оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений чле­нов национально-этнической общности о своей исто­рии, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотноше­ний с ними. Включает рациональные (собственно осоз­нание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознавае­мое сопереживание своего единства с другими пред­ставителями национально-этнической группы) компо­ненты.

Национальное самосознание — ядро национально­го сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценно­стных представлений, необходимых для соответствую­щего самоопределения человека в духовной и социаль­но-политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное само­сознание является более индивидуализированным по­нятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального созна­ния индивидами-членами национальной общности.




Разумеется, основополагающей стратегической детерминантом развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные мате­риальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формировани­ем экономических общностей людей, относящихся к од­ним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью территории их проживания, на кото­рой с течением времени формировалось единое общее рыночное экономическое пространство.

На основе подобного комплекса соответственно возникает эмоционально окрашенное, но уже вполне осознанное и целеустремленное в поведенческом пла­не состояние психики в целом, соответствующее опре­деленному настрою человека и выражающееся, напри­мер, в волевом устремлении к борьбе за независимость своего народа, его свободу и суверенитет. Многочислен­ные примеры политического поведения такого типа, обусловленные данным настроем, известны в истории национально-освободительных движений и осуществлявшихся ими антиколониальных революций. Импуль­сивность, динамичность и заразительность данных ком­понентов национального самосознания могут делать такие явления массовыми в соответствующие периоды исторического развития. Достаточно вспомнить б0-е годы XX века, когда за короткий срок прошла целая полоса национально-освободительных революций в бывших европейских колониях в Африке и Азии.

Это подтвердилось и массовым стремлением насе­ления ряда республик СССР к достижению реального суверенитета в ходе радикальных реформ социально-политической системы общества и национально-госу­дарственного устройства (конец 80-х — начало 90-х гг.). Широта, динамика и интенсивность распространения подобных явлений и определяемые ими политические последствия во многом были связаны с особенностями национального характера, уровнем национальной куль­туры, а также с политико-психологической историей общностей. Под историей здесь понимается степень предшествующей социально-политической дискрими­нации национального сознания данной общности и тот уровень развития национального самосознания, кото­рый уже был ею когда-то достигнут (включая, напри­мер, прежнее наличие собственной государственности, к восстановлению чего и устремились советские рес­публики Прибалтики и Закавказья).

Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются как уже названными факторами, так и фор­матом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживают­ся в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данны­ми проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как пра­вило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национально­го самосознания. Связанные с ним вопросы давно ре­шены на соответствующей государственно-политиче­ской основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом надна­циональных или интернациональных проблем.

Развитие национального самосознания в политиче­ском плане может играть двоякую роль. С одной сто­роны, это может быть безусловно прогрессивный про­цесс, ведущий к качественно новому уровню развития национально-этнической общности. Однако такое пози­тивное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собст­венной абсолютизации и не станет особого рода сверх­ценностью, не закроет для представителей общности иных возможностей развития сознания, не ограничит его осознанием национально-этнической идентично­сти, В противном случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью — редукцией ценностно-смысло­вых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановьгх, феодально-племен­ных, националистических или расистских идейно-по­литических взглядов.

Национальное самосознание — это совокупность взглядов и оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений чле­нов национально-этнической общности о своей исто­рии, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотноше­ний с ними. Включает рациональные (собственно осоз­нание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознавае­мое сопереживание своего единства с другими пред­ставителями национально-этнической группы) компо­ненты.

Национальное самосознание — ядро национально­го сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценно­стных представлений, необходимых для соответствую­щего самоопределения человека в духовной и социаль­но-политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное само­сознание является более индивидуализированным по­нятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального созна­ния индивидами-членами национальной общности.

Разумеется, основополагающей стратегической детерминантом развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные мате­риальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формировани­ем экономических общностей людей, относящихся к од­ним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью территории их проживания, на кото­рой с течением времени формировалось единое общее рыночное экономическое пространство.

На основе подобного комплекса соответственно возникает эмоционально окрашенное, но уже вполне осознанное и целеустремленное в поведенческом пла­не состояние психики в целом, соответствующее опре­деленному настрою человека и выражающееся, напри­мер, в волевом устремлении к борьбе за независимость своего народа, его свободу и суверенитет. Многочислен­ные примеры политического поведения такого типа, обусловленные данным настроем, известны в истории национально-освободительных движений и осуществлявшихся ими антиколониальных революций. Импуль­сивность, динамичность и заразительность данных ком­понентов национального самосознания могут делать такие явления массовыми в соответствующие периоды исторического развития. Достаточно вспомнить б0-е годы XX века, когда за короткий срок прошла целая полоса национально-освободительных революций в бывших европейских колониях в Африке и Азии.

Это подтвердилось и массовым стремлением насе­ления ряда республик СССР к достижению реального суверенитета в ходе радикальных реформ социально-политической системы общества и национально-госу­дарственного устройства (конец 80-х — начало 90-х гг.). Широта, динамика и интенсивность распространения подобных явлений и определяемые ими политические последствия во многом были связаны с особенностями национального характера, уровнем национальной куль­туры, а также с политико-психологической историей общностей. Под историей здесь понимается степень предшествующей социально-политической дискрими­нации национального сознания данной общности и тот уровень развития национального самосознания, кото­рый уже был ею когда-то достигнут (включая, напри­мер, прежнее наличие собственной государственности, к восстановлению чего и устремились советские рес­публики Прибалтики и Закавказья).

Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются как уже названными факторами, так и фор­матом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживают­ся в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данны­ми проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как пра­вило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национально­го самосознания. Связанные с ним вопросы давно ре­шены на соответствующей государственно-политиче­ской основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом надна­циональных или интернациональных проблем.

Развитие национального самосознания в политиче­ском плане может играть двоякую роль. С одной сто­роны, это может быть безусловно прогрессивный про­цесс, ведущий к качественно новому уровню развития национально-этнической общности. Однако такое пози­тивное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собст­венной абсолютизации и не станет особого рода сверх­ценностью, не закроет для представителей общности иных возможностей развития сознания, не ограничит его осознанием национально-этнической идентично­сти, В противном случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью — редукцией ценностно-смысло­вых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановьгх, феодально-племен­ных, националистических или расистских идейно-по­литических взглядов.

– специфический национальный менталитет индивида, определяемый мироощущением его этноса. Ср. этноцентризм.

Смотреть что такое НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.Н.с. проявляется в и. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Национальное самосознание совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность люде. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения. Индивидуальное и групповое знание, понимание и чувство, основанные на признании уникального своеобразия, связанного с осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности. Субъективная сторона реально существующей общности, выраженная в осознании народом себя как особой этнической общности. Конституируется путем осознания отличия от других общностей при одновременном уподоблении и объединении людей внутри этноса. Выражается в субъективном переживании человеком своей индивидуальности, понятой как целостности и уникальности, определяемых национальной принадлежностью и чувством общности с конкретным этносом. Н.С. продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа. Основывается на представлении о своем происхождении, осознании себя как представителя человеческого рода с особыми природно-биологическими и анатомо-физиологическими свойствами, внешнем обликом, определенными традициями и культурными ценностями и ролью в жизни народа, к которому себя причисляешь. Н.С. личности проявляется как осознание себя в качестве носителя свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненной позиции, отношение к действительности, другим людям. Является условием сохранения преемственности традиций и обычаев своего народа, основой для его социального и культурного развития. Исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности. В структуре сознания из всех компонентов чувство национальной принадлежности является наиболее ранимым. Обостренное чувство Н.С. присуще представителям творческой интеллигенции, в различной степени оно проявляется среди представителей различных социальных категорий населения. Идентичность, основанная на включении в национальные группы адекватна и конструктивна в том случае, когда индивид осознает парциальность, а в некоторых с случаях, временность своей принадлежности к ним. Н.С. важное средство сохранения нации, раскрытия ее творческих возможностей в строительстве свободного, демократического общества. В демократическом, многонациональном государстве Н.С. может размываться, становится неактуальным, его ценность становится относительной. Исторически формированию Н.С. предшествовало развитие национального движения в колониях и полуколониях. Н.С. большинства народов мира оформилось в конце 18 20 в., когда на различных континентах сформировались современные нации (английская, немецкая, французская, японская и др.). Н.С. сыграло конструктивную роль в процессе образования наций, их консолидации, освобождении народов, их самоопределении, сохранении и развитии самобытной культуры и традиций народов мира. Н.С. глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления. Характер и уровень развития Н.С. может быть установлен в результате социологических исследований, опросов общественного мнения, анализа публикаций и писем граждан, изучения особенностей языка, включая фразеологию и терминологию. Анализ Н.С. важное направление познания социальных законов, путь раскрытия антропологического смысла политических ориентиров, объяснения конкретных социально-политических ситуаций. С.П. Винокурова. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Повышение национального сознания является делом, которое самой своей сутью являет применение практики двойных стандартов. Поведение представителей малых народов, граничащее или даже являющее собой проявление шовинизма, всегда называется именно повышением национального самосознание. Большому же народу, который изначально обвиняется в великодержавном шовинизме, о национальном самосознании даже нельзя и помыслить. Более того, в последнее время в мире наличествуют тенденции, которые свидетельствуют о том, что национальное самосознание всех больших народов всячески нивелируется с целью избыть его вовсе (видимо, полагается, что малые народы исчезнут сами по себе). Это один из этапов глобализации — превращение разнообразных народов в общечеловеческих рабов, рабочий скот для обслуживания мировой олигархии. Именно поэтому в Российской Федерации с необычайной навязчивостью внедряют миф о возникновении новой нации россиян. Этот миф в первую очередь бьет по большому Русскому народу, как составляющему большую часть народонаселения России. И многие представители малых народов России успешно подыгрывают этому мифу, искренне не понимая, что если не будет Русских, то их сомнут за мгновения. См. также: антифашизм, интернационализм, национализм, национальная политика, открытое общество, Российская Федерация, экономическая политика, экуменизм, этнофаворитизм. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

самосознание нации; сущностью (в более широком смысле этнического) Н.с. является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознаю. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

– один из основных компонентов социализации в условиях многонационального региона. Процесс формирования Н. с. как отдельного индивида, так и национального сознания представителей различных национальностей в целом, включает следующие этапы (Л. С. Рубан, 1997): 1) национальную самоидентификацию (осознание индивидом своей национальной принадлежности); 2) развитие национального и интернационального компонентов: а) формирование патриотического сознания индивида – осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие патриотизма на основе национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов; б) формирование отношения к представителям др. национальностей на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания (под воздействием окружающей среды: семьи, родственников, сверстников, представителей своей национальности; воспитательное воздействие государственных институтов: детских дошкольных заведений, школы, внешкольных воспитательных учреждений, СМИ), цель действия которой – формирование культуры межнационального общения; 3) формирование политической культуры, в т. ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и их реализацию в гражданской деятельности. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

система идеальных представлений людей об истории своей национальной, этнической общности, ее месте среди других подобных общностей, состоянии и перспективах развития взаимоотношений с ними, а также о национальных интересах, идеалах и ценностях. Формирование и развитие Н. с. отражает объективный процесс этногенеза и в то же время выступает его движущей силой, направленность которой может варьировать в широком спектре от национализма и изоляционизма до интернационализма и космополитизма. Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие Н. с. являются условия, сковывающие национальную жизнь, прежде всего агрессия, порабощение, оккупация и другие формы этнического насилия. Н. с. обладает большим эмоциональным потенциалом, что определяет возможность быстрой консолидации всех социальных групп по этническому признаку, их духовной мобилизации на борьбу за общенациональные ценности. Благодаря этому Н. с. становится важным элементом морального духа общества и армии и оказывает существенное влияние на их позиции и действия в возможной войне. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

результат познания нацией самой себя, результат познавательной рефлексии, объектом которой являются особенности национального сознания и всего образа жизни народа в соответствии с ним. Это процесс осознания специфических черт национального характера, его силы и слабостей, осмысление связи и зависимости достоинств и недостатков нации с ее историей, успехами в труде, искусстве, образовании. Национальное самосознание русского народа сформировалось в XIX веке в результате споров славянофилов и западников и проявилось в русской философии, литературе, искусстве, религии. Носители его – преимущественно просвещенная часть народа. Национальное самосознание есть форма индивидуального сознания человека, идентифицирующего себя со своей нацией и живущего его культурой и интересами. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

совокупность знаний, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень т особенности представлений членов национально-этнической общности о свое истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Н.с. является основой национального сознания прежде всего на эмоциональном, а затем уже на рациональном уровнях, является индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами - членами национальной общности. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. Н. с. - неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жиз. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов - членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Ядро национального сознания, стержень оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для самоопределения человека. (Д.В. Ольшанский, с.324) . смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей. Включает рациональные и эмоциональные компоненты. Ядро национального сознания, стержень оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для самоопределения человека. (Д.В. Ольшанский, с.324). смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы и обществе в целом. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

совокупность взглядов, идей, мнений, социально-психологических настроений, выражающих содержание, уровень, отношение к своей истории, культуре, традициям и др. национально-этническим общностям. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

– осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей и интересов в качестве органической составляющей, элемента бытия нации, народа.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

national awareness, national consciousness, national self-awareness, national self-consciousness

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

осознание индивидом принадлежности к определенной нации как социально-экономической и политической общности.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций.


Скажи мне, над чем смеется народ, и я скажу тебе, за что он готов пролить кровь.

Станислав Ежи Лец

Центральным компонентом национального сознания является национальное самосознание – совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Национальное самосознание составляет основу системы оценочных отношений и ценностных представлений, требуемых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. Основная функция национального самосознания заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований.

Национальное самосознание – сложный интеллектуальный продукт, в структуру которого входят элементы бессознательного, включая различные архетипы и стереотипы.

Если национальное сознание отражает обобщенные взгляды, отношения и представления той или иной национально-этнической общности, то национальное самосознание индивидуалистично, выражает прежде всего степень усвоения определенных компонентов национального сознания конкретным индивидом, представителем определенной национально-этнической группы. Каждый представитель нации осознает себя как ее часть, с момента рождения он становится носителем национальной культуры. Для каждого человека это сознание является основой для включения в систему политических и общественных связей, для социализации.

Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие национального самосознания, обычно служили такие факторы, как внешняя агрессия, порабощение, колонизация, несущие в себе угрозу ассимиляции, культурного или полного физического уничтожения национальных общностей. В подобных условиях формирование национального самосознания резко ускорялось, и вполне могло временно опережать становление экономических общностей и наций как таковых. Так, например, национально-освободительная борьба против колониализма в ряде стран Азии и Африки в ХХ веке привела к становлению развитых форм национального самосознания раньше ликвидации феодально-племенного образа жизни и соответствующей ему патриархально-племенной психологии.

Противостояние на эмоциональном уровне своей национально-этнической группы иным общностям способствует переводу сознания в план рациональный, в разряд узко трактуемого национального самосознания, всех эмоционально-чувственных основ национальной психологии. Это включает в себя:

– осознанное национальное самоопределение, осознание своей принадлежности к общности, единства интересов и целей и необходимости совместной борьбы за их осуществление;

– пробуждение целой гаммы осознанных национальных чувств (чувство сопричастности к судьбе своей общности, любовь к исторической национальной родине (подчас независимо от места реального рождения и проживания человека), преданность своему народу, уважение его национальных особенностей и национальной культуры).

На этой основе возникает хотя и эмоционально окрашенное, но уже вполне осознанное в поведенческом плане состояние психики в целом, соответствующее определенному настрою человека и выражающееся, например, в волевом устремлении к борьбе за независимость своего народа, его свободу и суверенитет. Многочисленные примеры политического поведения такого типа, обусловленные данным настроем, известны в истории национально-освободительных движений и осуществлявшихся ими антиколониальных революций.

Это нашло свое подтверждение и в период распада СССР, когда бывшие союзные республики заявили о стремлении к реальному суверенитету. Национальное самосознание населения этих республик неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика, однако, показывает, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не всегда удается разрешить социальные противоречия, имеющиеся в действительности. Результатом стали противоречия, военные конфликты в ряде бывших республик Советского Союза.

Говоря о развитии национального самосознания, следует отметить, что это далеко не простой, не прямолинейный, а волнообразный процесс. Он отличается подъемами и спадами, определяющимися как уже названными факторами, так и форматом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. И, наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше они озабочены данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом наднациональных или интернациональных проблем.

Кроме того, что процесс развития национального самосознания процесс нелинейный, он характеризуется еще и тем, что в политическом плане может играть двоякую роль. Это может быть процесс прогрессивный, ведущий к качественно новому уровню развития национально-этнической общности. Но, с другой стороны, он может привести к противоположному эффекту – к редукции ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанию общечеловеческих ценностей. Позитивное развитие национального самосознания возможно, если оно не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода сверхценностью, если оно не закроет для представителей общности иных возможностей развития сознания, не ограничит его осознанием национально-этнической идентичности.

Читайте также: