Национально государственное строительство в дагестане 20 30 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интерес к начальному этапу обретения народами Северного Кавказа соб­ственных национально-государственных образований и сопровождавших его мероприятий организационного и административно-территориального характера обозначился уже в первые пореволюционные десятилетия.

Издания того времени, посвященные различным вопросам истории и развития северокавказских автоно­мий, как правило, носили популяризаторский характер и сосредотачивались на тех огромных политических и хозяйственно-культурных изменениях, которые прои­зошли в жизни горских народов с обретением ими национально-государственных образований [434] . Обращает на себя внимание наличие в практически каждой из

Однако по мере выхода в свет многочисленных статистических и различного рода юбилейных изданий, наглядно иллюстрировавших успехи северокавказских автономий, постепенно стал оформляться и профессиональный интерес истори­ков к самому процессу становления и обретения народами региона национальных автономий. Его появление следует отнести к началу 1950-х - началу 1960-х гг. Именно в те годы выходят первые работы с характерными названиями, а их со­держание свидетельствует об устойчивом внимании исследователей к вопросам образования и политико-правового статуса национальных автономий [436] .

Наличие достаточно объемного историографического материала по данной проблеме, а также содержательная схожесть многих исследований определяет целесообразность его анализа, прежде всего, по проблемному принципу. Более того, некое концептуальное единство, прослеживающееся в понимании самого процесса и характера национально-государственного строительства на Северном Кавказе вплоть до начала 1990-х гг., диктует необходимость выделения основных направлений в его осмыслении.

К ним следует отнести такие сюжеты, как орга­низационные формы национально-государственного строительства, причины их подвижности и изменчивости, характер и конкретный комплекс задач, призван­ных решаться определенными видами автономий в тот или иной период времени развития советского государства.

заключительный этап, верхняя граница которого так и осталась неопределенной, призван был совершенствовать сложившиеся национальные отношения в стране [437] . Конкретизация предложенных этапов национально-государственного строитель­ства в стране свидетельствует о наличие некоторых характерных особенностей данного процесса в каждом отдельном регионе.

Свои специфические особенности имелись и на Северном Кавказе. Так, если первый период здесь по существу совпадал с общероссийской направленностью, то в последующие годы выявились некоторые особенности. Для 1921-1924 гг. ими стало создание многонациональных автономий - Горской и Дагестанской респу­блик, а для периода 1924-1937 гг. - вхождение автономных образований в состав Северо-Кавказского края.

Наблюдаются и расхождения в определении временных границ отдельных этапов: завершающей датой второго из них называется 1924 г., время прекращения существования Горской автономии; для третьего этапа та­ким завершением является 1937 г., в течение которого происходило дальнейшее административно-территориальное дробление Северо-Кавказского края [438] .

Для народов Северного Кавказа процесс национально-государственного строительства в форме непосредственного предоставления им отдельных авто­номий начался в 1921 г. и совпал с распадом Горской автономной республики по национальному признаку. Начало этому процессу положил выход Кабарды из ее состава, который и повлек за собою пересмотр остальными национальными округами своего положения в многонациональной автономии. В литературе су­ществуют различные точки зрения, обосновывающие причины необходимости создания самостоятельных автономий народов, составлявших Горскую республи­ку. Среди наиболее значимых причин исследователями называются следующие факторы: Горская республика так и не смогла полностью преодолеть имевшееся между народами национальное отчуждение; мероприятия общегосударственного характера нередко воспринимались отдельными народами как ущемление их на­циональных интересов; при почти одинаковом уровне развития народов, степень их классового расслоения, экономического, политического и культурного состоя­ния была несколько разной [439] .

Несколько отличной от общепризнанной точки зрения придерживает­ся С.Э. Эбзеева. По ее мнению, основная причина ликвидации Горской респу­блики заключалась в том, что она совпала с завершением образования Северо­Кавказского края: «Процесс создания общих для всего Северного Кавказа краевых

Вопрос об образование Чеченской автономной области в 1922 г. напрямую связывается рядом исследователей со сложностью политической обстановки, на­блюдавшейся в округе по окончании Гражданской войны: «Необходимость даль­нейшего развития классового самосознания бедноты и освобождение ее от влияния клерикальных верхов, развертывание ее революционной инициативы, создание демократических органов власти и обуздание кулачества и клерикальных элемен­тов, обусловили выделение Чечни в самостоятельную автономную область. При

В последние годы деятельность самого Б.Э. Калмыкова, как, впрочем, и иных советских работников того времени, подвергается переосмыслению.

Выделение кабардинцев из состава Горской республики повлекло за собою и необходимость решения вопроса о самостоятельности Балкарского округа. Показательно, что в существующей литературе практически не упоминается о каких-либо самостоятельных шагах в этом направлении со стороны балкарско­го руководства. На страницах специальных исследований отмечается, а в тру­дах кабардинских авторов усиленно подчеркивается, что балкарцы были одним из самых малоземельных народов на Северном Кавказе с так и не сложившейся государственно-политической традицией. В этом отношении достаточно пока­зательным является и отсутствие упоминания о балкарцах в одном из разделов

Неизменно высокой оценкой в историографии отмечен и сам факт образова­ния объединенной области: «Образование Кабардино-Балкарской области имело огромное значение. С созданием единой автономии объединились экономиче­ские ресурсы Кабарды и Балкарии, что способствовало лучшему использованию

Схожая ситуация наблюдается и в освещении процесса образования Чечено­Ингушской автономной области. Процесс выделения из состава Горской респу­блики Чеченского округа и преобразование его в самостоятельную область от­мечен устойчивым исследовательским интересом [462] . В значительной степени он вызван и сохранением на территории области вплоть до 1926 г. чрезвычайной

Многочисленные документы и свидетельства современников того време­ни отмечали высокий авторитет шейха, активность его общественной позиции, «непоседливый нрав и неиссякаемую энергию, зачастую не находившую своего

В период антиденикинского восстания Узун-Хаджи являлся членом Совета обо­роны Северного Кавказа и Дагестана вместе с представителями большевиков. В состав правительства Северо-Кавказского эмирства, где он являлся главой, также входили большевики, в подчинении Узун Хаджи находились русские крас­ноармейские части Н. Гикало, чеченские краснопартизанские отряды Исаева и Арцханова. Один из руководителей партии большевиков С. М. Киров в теле­грамме В.И. Ленину сообщал о необходимости личного письма вождя мирового пролетариата к верховному вождю горских революционных войск Узун-Хаджи. Узун-Хаджи, в свою очередь, вел переговоры с С.М. Кировым по определению статуса созданного им эмирата на будущее. Однако в марте 1920 г. под давле­нием большевиков Северо-Кавказский эмират был ликвидирован, Узун-Хаджи получил пост муфтия Кавказа, а летом неожиданно умер.

Обращает на себя внимание и тот факт, что е сли процесс образования Чеченской автономной области достаточно подробно освещен в литературе, то получение самостоятельности ингушским народом выглядит как следствие упразднения Горской республики и необходимости решения задач нового административно­хозяйственного районирования: «В этих условиях к началу 1924 г. появилась идея окончательного упразднения Горской республики и образование на ее территории

В отношении двух других участников Горской автономии - Владикавказского и Карачаевского округов - в историографии сохраняются аналогичные суждения и оценки.

Образование Северо-Осетинской автономной области относится к 1924 г. и связано с упразднением Горской автономной республики. Ее нахождение в составе коллективной автономии народов Северного Кавказа отражало на тот момент времени особенности хозяйственного и политического развития Владикавказского округа и исключало возможность немедленного предоставле­ния осетинскому народу более широкой формы автономии [479] . Обращает на себя внимание и относительно длительное, по сравнению с другими округами, его пребывание в составе Горской республики. К сожалению, в литературе отсут­ствует какое-либо объяснение данному факту. Вместе с тем, в последние годы в региональной историографии все чаще начинают пересматриваться достиже­ния национальной политики на Северном Кавказе в период восстановления со­ветской власти и ее попыток упрочить здесь собственное положение. В частности, отмечается неудовлетворительное разрешение аграрного вопроса и проведение землеустроительных работ в Осетии. Указывается на ряд трудностей в разви­тии местной промышленности, что нередко связывается с несогласованностью

В осмыслении истории существования Горской автономии прослеживаются и тенденции противопоставления экономического потенциала Северной Осетии хозяйственным достижениям остальных народов. Подчеркивается, что из ее со­става «один за другим выделялись в самостоятельные автономные области не са­мые развитые в экономическом, культурном и политическом отношении народы.

Однако процесс образования автономии карачаевского народа, мыслившей­ся изначально в качестве многонациональной области, столкнулся с рядом труд­ностей. Прежде всего, его инициаторы - работники ревкома и представители Наркомнаца - указали на невозможность выделения Карачая в область без при­соединения к нему ряда дополнительных территорий, что создавало немалые про­блемы в отношениях с другими народами. Более того, положение осложнялось и самим многонациональным составом населения будущей автономии, которое требовало определенных гарантий своих прав. В работах исследователей приво­дятся архивные факты, свидетельствовавшие о том, что стремление к обретению автономной области находило отражение на съездах всех народов, проживавших на ее территории. Но в них, к сожалению, не приводится данных о том, когда и в связи с чем появилась сама идея создания объединенной автономии карачаев­ского, черкесского, абазинского, русского и караногайского народов. Встречаются лишь упоминания об их давних и прочных хозяйственных взаимоотношениях [490] .

карачаевцами и черкесами, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы [493] .

Несколько иначе сложилась судьба адыгейского народа, проживавшего в от­делах Кубано-Черноморской области. В отличие от других северокавказских народов, получивших свой первый опыт национального самоопределения в со­ставе Горской АССР, адыгейцы в нее не входили. Однако история национально­государственного строительства в Кубано-Черноморской области отражала в себе его общие черты и направленность. Как и в остальных национальных районах края, первый этап восстановления советской власти и вовлечения в ее работу национальных меньшинств начался с организации революционных комитетов [494] . В их непосредственную обязанность входило и осуществление мероприятий по национально-государственному обустройству народов области. С целью коорди­нации их совместной деятельности при областном Кубано-Черноморском ревко­ме создавалась специальная секция по национальным делам. История создания и деятельности подобных организаций, призванных непосредственно руководить адыгейским населением области, достаточно детально описана в специальной ли- тературе [495] . Рассмотрим процесс обретения автономии Адыгейской автономной об­ластью более подробно как наиболее показательный в этом отношении.

В отечественной историографии факты создания и роспуска секции, обви­ненной во враждебном настроении по отношению к советской власти, нашли лишь фрагментарное отражение. Как правило, в работах советских исследова­телей внимание акцентировалось на буржуазно-националистическом составе секции, игнорировавшем постановления о немедленном проведении в жизнь де­кретов и распоряжений советской власти, проповедовавшем идеи панисламизма

ревкому. Призванный учитывать бытовые особенности и условия жизни горско­го населения области, Горский ревком в силу некомпактного расположения аулов ограничился в своей деятельности выборами горского населения в состав район­ных ревкомов с периодической явкой их представителей в отдельский комитет за получением соответствующих указаний [508] .

Самостоятельный период существования нового органа выдвинул необхо­димость рационализации его работы. Предлагалось либо создание группы пред­ставителей Горского исполкома для участия в работе соответствующих отделов Кубчероблисполкома и при их посредничестве проведение в жизнь общих меро­приятий, либо образование при Горском исполкоме главных отделов и установ­ление контактов с соответствующими отделами Кубчерисполкома при самостоя­тельном регулировании и направлении работы местных органов и учреждений. Трехмесячная деятельность Горского исполкома свидетельствовала об отсутствии возможностей для работы в полном объеме, вследствие неточного регламента

функционирования, отсутствия помещений, денежных средств и затягивания об­ластным руководством решения вопроса о его деятельности. Лишь 4 мая 1921 г. Президиум Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета на сво­ем заседании впервые, по истечении двух месяцев с момента учреждения, поста­вил вопрос об организации отделов и детальной разработке взаимоотношений с Горским исполкомом [514] .

Непосредственные участники событий акцентировали внимание на тяжелых усло­виях работы, отсутствии необходимых материальных средств, опытных квалифи­цированных советских работников и должного содействия со стороны Кубано- Черноморского областного исполнительного комитета. Отмечались успешная борьба с бандитизмом, проведение удовлетворительных посевных кампаний, организация помощи голодающим, а также торможение работы со стороны руко­водства области, формальное, чисто декларативное отношение русских управлен­ческих кадров к горским вопросам. Со своей стороны, областные руководители указывали на параллелизм, вносимый в советскую работу Горским исполкомом, малое содействие с его стороны сближению горцев с другими национальностями, культивацию национальной обособленности. На этом основании высказывалось предложение о ликвидации исполкома и учреждении вместо него областного от­дела по делам национальностей [519] .

Длительное и безуспешное противостояние, в конечном итоге, все-таки привело стороны к взаимному осознанию необходимости выделения горско­го населения в автономную административно-территориальную единицу. Еще в декабре 1921 г. на III областном съезде советов горских депутатов разразилась оживленная дискуссия по вопросу о форме и типе административного управле­ния. Некоторые группы делегатов говорили о необходимости немедленного соз­дания Окружного исполнительного комитета и отправке делегации в Москву для подготовки данного решения: «Пусть акт дарования нам автономии докажет на­шим братьям, когда-то бежавшим отсюда под натиском русского империализма,

В январе 1922 г. Горский исполком поставил перед Наркомнацем вопрос о вы­делении адыгов в автономную область. Коллегия Наркомнаца, признав желатель­ным выделение 33 аулов Краснодарского и 11 аулов Майкопского отделов Кубано- Черноморской области с чересполосным русским населением, запросила мнение Юго-восточного Бюро ЦК РКП(б) и Кубчерисполкома [522] . Полученный отрицатель­ный ответ исполкома имел веский мотив - негативное отношение русской чере­сполосицы к вхождению в новую автономию.

поручив НКВД совместно с Наркомфином установить размеры ее администра­тивного аппарата и выделить на организационные нужды определенные суммы [527] . Юридическое оформление, однако, не завершало процесса фактического обрете­ния народом административно-территориальной автономии. Неопределенность границы, основанной на принципах экономического и административного тяго­тения к Адыгее тех или иных населенных пунктов, отсутствие законодательно регламентированного положения об автономной области открывали новую стра­ницу очередных перипетий на пути установления стабильности местной власти.

пролетариата. Но в условиях политически нестабильного Северного Кавказа их деятельность приобрела постоянный характер. Мобильность, гибкость, центра­лизм как основные принципы организации позволили революционным комитетам играть роль координирующих центров советской власти по вопросам социально­экономического, политического, военного и национального характера.

Однако в логически выверенные схемы практика вносила свои непредвиден­ные коррективы. В кратком обзоре деятельности Кубано-Черноморской област­ной партийной организации за январь - май 1921 г. как на особое затруднение в деле советского строительства указывалось на инертное, а порой и обостренное

Учитывая религиозность большей части черкесского населения, авторитет духовенства, зажиточного элемента и, отчасти, учительства, областной испол­ком решил воспользоваться этим в деле культурного строительства. Для реше­ния организационных вопросов созыва II областного съезда советов был создан

В силу финансовых неурядиц, отсутствия определенной линии руковод­ства, случайного и часто ошибочного подхода к различным сторонам советского строительства намечался курс на реорганизацию административного аппарата. За исходный пункт при учете национально-бытовых, экономических и полити­ческих условий бралось придание гибкости управленческому аппарату, широкая самостоятельность и самодеятельность мест. Каждая административная единица должна была наделяться максимумом власти в отведенной ей области. II сессия

Сегодня Республика Дагестан является одним из крупнейших регионов Северного Кавказа. Однако в современных границах Дагестан был образован лишь в 1930-е годы. О том, как выглядел Дагестан в период Российской империи, вы узнаете в этой статье.

Народы Дагестана в период Кавказской войны во главе с имамом Шамилем оказывали упорное сопротивление Российской империи ( подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ ). Лишь после пленение имама Шамиля русским князем Александром Барятинским, Дагестан вместе с Чечнёй вошли в состав России в августе 1859 года.

С 1860 года у Дагестана начинается новая история, его преобразовывают в Дагестанскую область с центром в Темур-Хан-Шуре (с 1922 года Буйнакск). Но Дагестанская область в период Царской России отличалась от современного Дагестана, так как северные районы: Ногайский, Тамуровский и Кизлярский, входили в состав Терской области . Таким образом, площадь Дагестанской области была в 2 раза меньше современной и имела южную ориентацию.

1. Аварский (аварцы)

2. Андийский (аварцы, чеченцы)

3. Даргинский (даргинцы, лакцы, аварцы)

4. Гунибский (аварцы, лакцы,даргинцы)

5. Казикумухский (лакцы, даргинцы, аварцы, лезгины и табасараны)

6. Кайтаго-Табасаранский (даргинцы, кайтагцы, табасараны, кумыки, азербайджанцы, таты)

6. Кюринский (лезгины, лакцы, таты)

7. Самурский (лезгины)

8. Темир-Хан-Шуринский (кумыки, аварцы, даргинцы, русские, евреи)

карта округов Дагестанской области на конец 19 начала 20 веков (карта оцифрована автором этой статьи)

карта округов Дагестанской области на конец 19 начала 20 веков (карта оцифрована автором этой статьи)

Территория Дагестанской области в 19 века была в 2 раза меньше современной и имела площадь 29 350 км2. Правда численность населения из-за плохой медицины и высокой младенческой смерти была не высокой, дагестанцев по переписи населения 1897 года насчитывалось 517 774 человек. Как и сегодня, Дагестан в царское время был многонациональным регионом, среди них аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны и т.д. До 30-х годов ХХ века языком межличного общения между народами Дагестана был кумыкский , но постепенно он был заменен русским языком.

Дагестанская область просуществовала чуть больше полувека, пока в 1917 году не случилась Октябрьская Революция. В период Гражданской войны на Северном Кавказе при делегации горских народов будет создана Горская республика, которая будет представлять с собою конфедерацию Дагестана, Чечни и Ингушетии. В 1921 году будет провозглашена Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика (АССР). После окончания Гражданской войны Терская область будет разрушена, а её восточные районы войдут в состав Дагестанской АССР, с этого момента границы республики будут такими, какими мы привыкли их видеть в наши дни. Впрочем, это уже совсем другая история.

Список используемой литературы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Национально-государственное строительство в 1920-е – 1930-е годы.

Поиск альтернативных методов ведения хозяйства был связан с отказом от догматических представлений о принципах организации социалистического планового хозяйства как экономики, основанной на естественных формах обмена и сбыта продукции от имени органов учета и распределения и органов управления и управления. Введение рыночных отношений, учет за счет изменений в сфере государственного строительства, реформирование правовой системы, реорганизация системы государственных органов, правоохранительных органов в том числе.

На развитие государства и права в 1920-е годы непосредственно повлияли другие важные события: национально-государственное строительство, формирование Союза ССР, курс на самые жесткие сбережения и сокращение административных и административных расходов, изменение позиции страны на международной арене (установление дипломатических и торговых отношений со странами Европы в первой половине 1920-х годов и провозглашение курса на изоляцию Советского государства во второй половине 1920-х годов).; надежды на всемирную пролетарскую революцию в начале Нэпа и переход к политике социализма в отдельно взятой стране) и т.

Образование новых республик и автономных областей. Самоопределение народов России, начавшееся сразу после Октябрьской социалистической революции, формирование их национальной государственности в той или иной форме в ходе гражданской войны и иностранной интервенции, получило новый импульс с переходом к миростроительству.

В рамках РСФСР это происходило в основном в форме образования новых автономных республик, автономных областей. Так, в 1920 году образовалась Карельская рабочая община, Киргизская (позже Казахская) АССР. Votskaya, Kalmykskaya, Мэри. Чувашские автономные области, в 1921 году - Автономная Республика Дагестан и Нагорная, Коми-автономная область. В 1922 году были образованы Якутская автономная республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Монголоиды-Б, О. Были восстановлены Черкесские (Адыгейские), Чеченские автономные области, Крымская АССР. В отличие от предыдущего этапа, национально-государственное строительство теперь осуществлялось не исключительно по национально-территориальному принципу, а с целью, чтобы эти образования также обладали экономической целостностью.

В связи с тем, что Дальний Восток был оккупирован японскими войсками, чтобы избежать столкновения, Советское государство обязалось в 1920 году создать свободную от буфера Дальневосточную республику (ДВР). 27 Апреля 1921 года Учредительное собрание ДВР приняло Конституцию. В ноябре 1922 года Народное собрание ДВР постановило передать власть Советам, отменить Конституцию и все законы ДВР и попросить ВЦИК присоединиться к Дальнему Востоку в составе РСФСР. 15 Ноября территория ДВР будет включена в состав РСФСР.

В правилах, регулирующих отношения автономных республик с РСФСР, говорится, что руководство несвязанными наркоматами (в их число входили также народные комиссариаты внутренних дел) находится в исключительной компетенции автономных республик. В ходе восстановления территорий (с включением автономных республик в состав областей или областей) эти полномочия были лишены автономных республик.

Автономные территории по своему статусу приравнивались к провинциям.

Согласно Конституции РСФСР 1925 года, каждая автономная республика могла иметь свой основной закон, который должен был быть принят на съезде СОВЕТОВ той или иной республики, затем представлен на утверждение ВЦИК и представлен на Всероссийский съезд Советов для окончательного утверждения. Проекты конституций рассматривались специально созданной комиссией Президиума ВЦИК, но ни один из них не был ею одобрен и передан на утверждение ВЦИК.

Проблемы в отношениях республик с РСФСР. Если национально-государственное строительство внутри РСФСР происходило в ранее устоявшихся, проверенных формах, то развитие отношений между независимыми советскими республиками привело к созданию нового федеративного государства.2 Идея социалистического Советского Союза была разработана на ранней стадии. Готовность Украины вступить в федеративную связь с Россией была выражена в декабре 1917 года, сразу после провозглашения образования Украинской Советской Республики (народной)..

Известно, что во время гражданской войны между независимыми советскими республиками образовался военный союз. С переходом к мирному строительству укрепление общественно-правовых отношений этих республик стало одной из самых насущных задач. Для интеграции были все предпосылки. Тесные народно-экономические связи, возникшие на основе разделения труда между отдельными регионами в дореволюционной России, не терялись годами. Только на их основе каждая независимая советская республика могла рассчитывать на восстановление экономики.

После окончания гражданской войны и иностранной интервенции интеграционные процессы продолжили углубляться. Важно, что соответствующие государственные органы РСФСР играли роль Союза (СТО, Нарком финансов РСФСР), представители республик участвовали в работе высших органов РСФСР (девятый и десятый Всероссийский съезд Советов, избранный Девятым съездом Советов ВЦИК). Совнарком РСФСР, многие наркоматы и ведомства республики также приобрели черты общефедеральных органов. РСФСР представляла интересы других республик (по просьбе или согласию) на международном уровне. Первый экономический план, принятый восьмым Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года, известный как План ГОЭЛРО, он касался не только РСФСР, но и других республик.

К числу предпосылок для объединения независимых республик относится и формирование единой правовой базы. Этому способствовала практика так называемой "регистрации", когда ЦИК той или иной республики непосредственно приводил в действие соответствующий акт РСФСР. Чаще всего та или иная республика принимала свои законы на основе действий РСФСР.

В республиках существовала единая политическая основа - советы рабочих, солдат и крестьян, единая правящая партия, построенная на строго централизованной основе.

Необходимо учитывать социально-психологический аспект. За годы гражданской войны и иностранной интервенции народы бывших краев империи увидели, какое будущее их ожидает без союза с Россией.

Таким образом, отношения между независимыми советскими республиками означали их объединение с признанием господства РСФСР; отношения между республиками и РСФСР носили юридический характер федеративный, но не находили четкого единого оформления. При этом отношения между республиками и РСФСР в некоторых сферах жизни отошли от положений, изложенных в договорах и соглашениях, рассматривались республиками как нарушение их прав и были сведены до уровня автономии. Поэтому в марте 1922 г. Украина, а в июле и ЗСФСР поставили под сомнение отношения с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

Реальные отношения республик с РСФСР, естественно, учитывались при принятии решения о том, в какую юридическую форму одеть Союз республик. В сентябре 1922 года предложенное Комиссией решение Комиссии об отношениях РСФСР с другими советскими республиками сохранило и усилило приоритет РСФСР (§ 1 проекта предусматривал «присоединение" других республик к РСФСР).

Это предложение было одобрено в октябре 1922 года пленумом ЦК РКП (б), который принял решение об объединении РСФСР, СССР, БССР и Закавказской Федерации в Союз Советских Социалистических Республик. Их заседания совета также поддержали это предложение.

Создание исполкома

Весть о революции для военного губернатора генерала В.В. Ермолова, вступившего в управление Дагестанской Областью с 15 января 1917 г., была неприятным известием, и некоторое время она держалась в тайне от народа. С известием о победе Февральской революции в Дагестане сложилась непростая политическая обстановка, развернулась политическая борьба между чиновниками администрации Военного губернатора и представителями дагестанской интеллигенции. Вместе с тем, было бы неверным применить к Дагестану общепринятую схему развития революционных событий в России.

В марте 1917 г. на многолюдном собрании горожан в Темир-Хан-Шуре, после многочисленных речей и выступлений, было решено вместо свергнутой царской власти, которую представлял Военный губернатор области, создать Временный областной исполнительный комитет.

Областные комиссары

6 апреля по решению образованного 9 марта 1917 г. в Тифлисе Особого закавказского комитета, в состав которого вошли члены Государственной Думы, для управления Дагестаном был создан Особый комиссариат в составе И. Гайдарова, М. Далгата и представителя областного исполкома. Во все округа были назначены комиссары.

Политические партии

К маю 1917 г. относится образование группы революционно (пробольшевистски) настроенных студентов в г. Порт-Петровске, которая называлась агитационно-просветительским бюро, и руководил ею У. Буйнакский.

Параллельно с этим в Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Кизляре, в местах расположения воинских частей (Хасавюрте, Чирюрте, Дешлагаре, Хунзахе, Гунибе, Кумухе, Ботлихе, Ахты), в аулах Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов возникли Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Радикально настроенные представители мусульманского духовенства развернули пропаганду за учреждение имамата, одним из самых активных проповедников которого был Узун Хаджи. Однако он не был ни состоятельным, ни ученым человеком. Претендовать на имамство Узун Хаджи не мог и поэтому он стал поддерживать Нажмуддина Гоцинского, пользовавшегося широкой известностью как ученый-арабист.

Съезды горских народов

Северокавказские народы к этому времени уже прошли определенный этап политической борьбы за изменение характера взаимоотношений империи и национальных колоний. Надежды на демократизацию власти с пользой для всех народов бывшей империи привели к активизации интеллектуального, политического, гражданского потенциала.

На прошедших в мае, августе и сентябре съездах горских народов (во Владикавказе, Анди и вновь во Владикавказе) предпринимались попытки создания государственного образования на Северном Кавказе. Был образован Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа и Дагестана, а также выбран исполнительный орган — Центральный Комитет новоявленного Союза, в который вошли: Абдул-Меджид Чермоев (чеченец), Пшемахо Коцев (кабардинец), Васан-Гирей Джабагиев (ингуш), Басият Шаханов (балкарец), князь Рашидхан Капланов (кумык), князь, полковник Нух-Бек Тарковский (кумык), Абдусалам Далгат (даргинец), Ибрагим-Бек Гайдаров (лезгин) и др. Принятая Конституция включала в себя 30 статей, согласно которым органами власти Союза Горцев Северного Кавказа и Дагестана явились: Съезд делегатов и Центральный Комитет, а Дагестанский Областной исполком, Терский областной исполком, Кубанский Областной Горский комитет, народные, окружные и городские комитеты становились местными органами Центрального Комитета.

Завершался 1917 год, год, принесший народам России новую эпоху. Февральская революция принесла большое удовлетворение горцам, и они воспрянули духом в надежде на строительство новой, более благополучной жизни.

Читайте также: