Национализм в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основой Советской идеологии является интернационализм.
Фраза из политического словаря.


То, что в СССР сложилась уникальная многонациональная, а более точно, интернациональная Советская нация, сейчас, при таком разгуле махрового национализма в бывших Советских республиках, поверить сложно. Но это было так. И никуда от этого не деться.

Советский Союз активнейше исповедовал, активнейше пропагандировал и активнейше проводил политику дружбу народов, населявших нашу страну. Вся внутренняя политика Советской власти была нацелена на воспитание, прославление и даже взращивание дружбы народов, живущих на территории СССР. И многие малые народы, вымирающие при Царской России сохранились и развивались благодарят такой национальной политике Советской власти.

И вот за эту, новую для всех народов СССР , но такую притягательную для них Социалистическую общность, Советский народ встал грудью в Великой отечественной войне. А ведь за царскую власть, за царскую общность народов России, в Первую мировую народ России воевать не стал и побежал с фронтов.

Моя жизнь сложилась так, что к тридцати годам я изъездил практически весь Союз с востока на запад от Владивостока до Закарпатья и Прибалтики, а с юга на север от Кушки до Норильска и Северодвинска. И эту дружбу народов я видел своими глазами и ощущал ее на себе. Потому что нигде, ни в каком районе СССР, я никакой вражды к себе, к русскому, не встречал. Ни в Якутии, ни на Крайнем Севере, ни на Дальнем Востоке, ни в Средней Азии, ни на Кавказе, ни в Молдавии.

А в городе Броды я проработал на реконструкции специальной групповой ракетной базы баллистических ракет более года и даже чуть было не женился на местной девушке удивительной красоты. Работал, а по выходным и в свободное время ездил и бродил по Закарпатью.

Ребята монтажники на объекте смотрели на меня, как на сумасшедшего и очень выразительно крутили пальцем у виска:
-- Ты что, с ума сошел? Здесь же одни бандеровцы. Убьют тебя и следов никто никогда не обнаружат.

Не влюбиться в этот край, не очароваться им было невозможно. И я всерьез, по настоящему, влюбился в него в буквальном смысле этого слова, влюбился в его приветливых, доброжелательно настроенных жителей, в их певучий, ласкающий ухо говор. И никакой вражды к себе я не видел и даже не ощущал.

Я выбирал себе пункт поездки, затем шел в городскую местную библиотеку и тщательно изучал литературу об истории этого края. После чего я спокойно ехал в это село или поселок, находил гостиницу, занимал себе койко-место, и шел бродить. Шел не торопясь, глазея по сторонам, здороваясь с каждым встречным, и обязательно начинал с ним разговаривать. Причем, разговаривал всегда только на местном украинском языке и обязательно извинялся за свое неправильное произношение.

Затем начинал хвалить Закарпатскую природу, которую просто невозможно было не хвалить, и расспрашивать об особенностях исторических событий в этих краях и о местных исторических достопримечательностях. И со мной обязательно разговаривали, разговаривали по хорошему, посмеивались при этом над моим произношением, поправляли мой говор и обязательно приглашали в гости. Естественно, что я соглашался и с удовольствием заходил в их дома…

Во многие места Закарпатья я потом приезжал по нескольку раз и меня принимали уже, как своего, как родного.

То же самое происходило и в Прибалтике, где я работал на ракетных базах в Энбуте, Мисе и ряда других. В свободное от работы время я ездил в Таллин, Ригу, Вильнюс, Каунас и бродил, бродил по улицам этих городов, не испытывая никаких трудностей в общении с местными жителями, потому что разговор с ними я всегда начинал с одного – с восхищения красотой и необычностью архитектуры этих городов.

В то же время, встречался с русскими, живущими в этих краях еще с после военного времени. И с удивлением для себя узнавал, что они местный язык не знают и общаются с местными только на русском языке. И на мой недоуменный вопрос отвечали всегда одинаково:

Не в этом ли, пренебрежительно хамском отношении русских к местным закарпатским и прибалтийским обычаям, к местным порядкам и местному языку кроется неприязнь местного населения к пришедшим к ним русским? Мне кажется, что именно в этом.

Ведь в среднеазиатских и кавказских республиках местные языки слишком уж отличаются от русского и научиться говорить на них является для русских очень даже непростой задачей. Поэтому русский язык здесь и является общим для общения. Вынуждено общим. А в Закарпатье и Прибалтике местные языки очень похожи на русский язык и научиться говорить на их диалектах никакого труда не стоит. Если только захотеть.

И если раньше, при Советской власти, эти неприязнь к русским пришельцам с востока носила скрытый характер, тем более, что русские тащили экономику Союзных республик на своих плечах, то сейчас, когда мы совершенно разные государства и не зависим друг от друга, то эта неприязнь вылезла наружу и стала при массированной идеологической помощи Запада активно проявлять себя.

Мне кажется, что дело обстоит именно так.

PS Советский национализм давал Советскому человеку возможность жить в многонациональном государстве, не теряя своей национальной идентичности, и одновременно, пользоваться благами культуры каждого отдельного народа своего государства.

С развалом Союза всякие сдерживающие межнациональные шоры лопнули и наружу вылезли самые жестокие и самые нечеловеческие черты каждой отдельной национальной идентичности.

PPS У меня был друг геолог, с которым мы прожили три с лишним года студенческой жизни в Доргомиловском студгородке МГРИ. После окончания учебы он по распределению он уехал в Узбекистан, где женился на местной узбечке, дочери одного их геологического начальника. Очень и очень красивой девушке. Тоже геологе по специальности.

Но во время известных Ферганских событий восемьдесят девятого года, вошедших в историю под названием "ферганской резни", всех семей геологов вырезали подчистую местные националисты. Погибла и семья моего друга.

Я пробовал было найти их потом или хотя бы кого-нибудь из них. Но не нашел никого. Даже могил их найти не получилось.

Если не искать в других народах врагов для себя, то Советское понятие "дружбы народов" не становится абстрактной.

Основой Советской идеологии является интернационализм.
Фраза из политического словаря.


То, что в СССР сложилась уникальная многонациональная, а более точно, интернациональная Советская нация, сейчас, при таком разгуле махрового национализма в бывших Советских республиках, поверить сложно. Но это было так. И никуда от этого не деться.

Советский Союз активнейше исповедовал, активнейше пропагандировал и активнейше проводил политику дружбу народов, населявших нашу страну. Вся внутренняя политика Советской власти была нацелена на воспитание, прославление и даже взращивание дружбы народов, живущих на территории СССР. И многие малые народы, вымирающие при Царской России сохранились и развивались благодарят такой национальной политике Советской власти.

И вот за эту, новую для всех народов СССР , но такую притягательную для них Социалистическую общность, Советский народ встал грудью в Великой отечественной войне. А ведь за царскую власть, за царскую общность народов России, в Первую мировую народ России воевать не стал и побежал с фронтов.

Моя жизнь сложилась так, что к тридцати годам я изъездил практически весь Союз с востока на запад от Владивостока до Закарпатья и Прибалтики, а с юга на север от Кушки до Норильска и Северодвинска. И эту дружбу народов я видел своими глазами и ощущал ее на себе. Потому что нигде, ни в каком районе СССР, я никакой вражды к себе, к русскому, не встречал. Ни в Якутии, ни на Крайнем Севере, ни на Дальнем Востоке, ни в Средней Азии, ни на Кавказе, ни в Молдавии.

А в городе Броды я проработал на реконструкции специальной групповой ракетной базы баллистических ракет более года и даже чуть было не женился на местной девушке удивительной красоты. Работал, а по выходным и в свободное время ездил и бродил по Закарпатью.

Ребята монтажники на объекте смотрели на меня, как на сумасшедшего и очень выразительно крутили пальцем у виска:
-- Ты что, с ума сошел? Здесь же одни бандеровцы. Убьют тебя и следов никто никогда не обнаружат.

Не влюбиться в этот край, не очароваться им было невозможно. И я всерьез, по настоящему, влюбился в него в буквальном смысле этого слова, влюбился в его приветливых, доброжелательно настроенных жителей, в их певучий, ласкающий ухо говор. И никакой вражды к себе я не видел и даже не ощущал.

Я выбирал себе пункт поездки, затем шел в городскую местную библиотеку и тщательно изучал литературу об истории этого края. После чего я спокойно ехал в это село или поселок, находил гостиницу, занимал себе койко-место, и шел бродить. Шел не торопясь, глазея по сторонам, здороваясь с каждым встречным, и обязательно начинал с ним разговаривать. Причем, разговаривал всегда только на местном украинском языке и обязательно извинялся за свое неправильное произношение.

Затем начинал хвалить Закарпатскую природу, которую просто невозможно было не хвалить, и расспрашивать об особенностях исторических событий в этих краях и о местных исторических достопримечательностях. И со мной обязательно разговаривали, разговаривали по хорошему, посмеивались при этом над моим произношением, поправляли мой говор и обязательно приглашали в гости. Естественно, что я соглашался и с удовольствием заходил в их дома…

Во многие места Закарпатья я потом приезжал по нескольку раз и меня принимали уже, как своего, как родного.

То же самое происходило и в Прибалтике, где я работал на ракетных базах в Энбуте, Мисе и ряда других. В свободное от работы время я ездил в Таллин, Ригу, Вильнюс, Каунас и бродил, бродил по улицам этих городов, не испытывая никаких трудностей в общении с местными жителями, потому что разговор с ними я всегда начинал с одного – с восхищения красотой и необычностью архитектуры этих городов.

В то же время, встречался с русскими, живущими в этих краях еще с после военного времени. И с удивлением для себя узнавал, что они местный язык не знают и общаются с местными только на русском языке. И на мой недоуменный вопрос отвечали всегда одинаково:

Не в этом ли, пренебрежительно хамском отношении русских к местным закарпатским и прибалтийским обычаям, к местным порядкам и местному языку кроется неприязнь местного населения к пришедшим к ним русским? Мне кажется, что именно в этом.

Ведь в среднеазиатских и кавказских республиках местные языки слишком уж отличаются от русского и научиться говорить на них является для русских очень даже непростой задачей. Поэтому русский язык здесь и является общим для общения. Вынуждено общим. А в Закарпатье и Прибалтике местные языки очень похожи на русский язык и научиться говорить на их диалектах никакого труда не стоит. Если только захотеть.

И если раньше, при Советской власти, эти неприязнь к русским пришельцам с востока носила скрытый характер, тем более, что русские тащили экономику Союзных республик на своих плечах, то сейчас, когда мы совершенно разные государства и не зависим друг от друга, то эта неприязнь вылезла наружу и стала при массированной идеологической помощи Запада активно проявлять себя.
Мне кажется, что дело обстоит именно так.

PS Советский национализм давал Советскому человеку возможность жить в многонациональном государстве, не теряя своей национальной идентичности, и одновременно, пользоваться благами культуры каждого отдельного народа своего государства.

С развалом Союза всякие сдерживающие межнациональные шоры лопнули и наружу вылезли самые жестокие и самые нечеловеческие черты каждой отдельной национальной идентичности.

PPS У меня был друг геолог, с которым мы прожили три с лишним года студенческой жизни в Доргомиловском студгородке МГРИ. После окончания учебы он по распределению он уехал в Узбекистан, где женился на местной узбечке, дочери одного их геологического начальника. Очень и очень красивой девушке. Тоже геологе по специальности.

Но во время известных Ферганских событий восемьдесят девятого года, вошедших в историю под названием "ферганской резни", всех семей геологов вырезали подчистую местные националисты. Погибла и семья моего друга.

Я пробовал было найти их потом или хотя бы кого-нибудь из них. Но не нашел никого. Даже могил их найти не получилось.

Национализм в постсоветских республиках возник не только по причине экономического и политического кризиса в СССР. Его появлению способствовала многолетняя политика советских элит, направленная на формирование многонационального государства. Власти стремились использовать этническое разнообразие в целях укрепления государственного строя, но получили прямо противоположный результат. Исследование старшего научного сотрудника Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) НИУ ВШЭ Андрея Щербака*

Конец 1980-х – начало 1990-х годов были отмечены стремительным и неожиданным всплеском национальных движений практически во всех этнических республиках СССР. Одна из причин этого заключается в развитии культурного национализма в предшествующие десятилетия, как непреднамеренного, побочного эффекта проводившейся национальной политики.

Следуя идеям ученых Дэвида Лэйтина и Дмитрия Горенбурга, Щербак выделил два типа национализма: культурный и политический.

Под культурным национализмом понимается продвижение официального языка титульной нации и создание условий для его изучения представителями других наций.

Политический национализм – это требование национальной независимости и признания прав наций на самоопределение (включая право на выход из состава государства).

Этническое большевистское раздолье

Чем выше был статус региона в советское время, тем больше ресурсов от советской власти он получал на развитие этнических институтов, замечает Щербак. Официальная административная иерархия в СССР была представлена следующим образом: союзная республика, автономная республика (АССР), автономная область (АО), национальный автономный округ (НАО). Союзные республики теоретически имели право на выход из состава государства.

В отличие от царского правительства, чтобы привлечь новых союзников, большевики провозгласили право этнического самоопределения, как один из своих главных политических принципов.

СССР стал инкубатором новых наций. Чем больше появлялось этнических групп, тем проще большевикам было управлять ими. Поэтому советские власти в период становления советского режима стремительно создавали искусственные национальные границы, открывали школы по изучению родного языка, продвигали местные элиты, издавали книги и газеты на национальных языках, а также поддерживали развитие местной интеллигенции – писателей, поэтов, ученых, историков. Советские лингвисты, как отмечает Щербак, создали алфавиты на латинице и письменный язык для болеечем 20 этнических групп. В большинстве республик появились первые университеты. Таким образом, ранняя советская политика, по мнению автора исследования, положила начало развитию культурного национализма в СССР.

Неустойчивая советская политика

Однако политика Сталина изменила ситуацию. В 1940-е и первой половине 1950-х годов шла русификация процесса обучения в национальных республиках и пропаганда ведущей роли русского народа как в победе над капиталистами, так и в Великой отечественной войне. Большевики объявили русских этническим клеем СССР, напоминает Щербак.

В 1944 году несколько этнических групп были обвинены в сотрудничестве с нацистами и депортированы в Среднюю Азию. Среди них чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары.

Но во времена хрущевского и брежневского правления, как отмечает автор, наступил золотой век этнического институционального развития. Представители этнической интеллигенции получили возможности для деятельности в самых разных сферах – открывались новые университеты, печаталась литература на языках титульных наций. Однако уже в этот период, как замечает автор, отчетливо наметились первые ростки национализма. Они выражались недовольством местных элит, желающих оказывать влияние не только на республиканском, но и на федеральном уровне и противостоянии продолжающемуся процессу русификации.

Повод задуматься

*В проекте принимала участие ассоциированный сотрудник ЛССИ (Санкт-Петербург) Ирина Вартанова

Как был устроен советский плавильный котел. Гарвардский профессор, исследуя номенклатурный интернационализм, пришел к неожиданным выводам, о которых в России мало кто знает.

В декабре 1922 года первый съезд Советов СССР в Большом театре провозгласил создание многонационального социалистического государства

В декабре 1922 года первый съезд Советов СССР в Большом театре провозгласил создание многонационального социалистического государства

Фото: Фотохроника ТАСС

В декабре 1922 года первый съезд Советов СССР в Большом театре провозгласил создание многонационального социалистического государства

Фото: Фотохроника ТАСС

Находки профессора Мартина

Так вот, с точки зрения профессора, СССР стал первой в истории страной, где были разработаны программы положительной деятельности в интересах национальных меньшинств.

Каким был опыт советологии положительной деятельности

Украинский локомотив

Как и чем прирастала Украина

Как и чем прирастала Украина

Коренизация в ассортименте

С апреля 1923-го по декабрь 1932-го центральные и местные партийные и советские органы издали сотни постановлений и тысячи циркуляров, развивающих и продвигающих эту директиву. Речь шла о формировании на территориях новой партийной и административной номенклатуры (с опорой на национальный акцент в кадровом отборе), а также о немедленном расширении сферы использования языков народов СССР.

Осечка проекта

Как отмечает профессор Мартин, коренизация пользовалась популярностью у населения нерусской периферии и опиралась на поддержку центра, но все же… провалилась почти повсеместно. Процесс притормозили для начала (в том числе и директивно тоже — по партийно-административной линии), а потом и свернули в итоге. Почему?

Когда размах коренизации принял угрожающие размеры, вмешалась партия. Так на Украине появился свой генеральный секретарь — Лазарь Каганович

Когда размах коренизации принял угрожающие размеры, вмешалась партия. Так на Украине появился свой генеральный секретарь — Лазарь Каганович

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

Когда размах коренизации принял угрожающие размеры, вмешалась партия. Так на Украине появился свой генеральный секретарь — Лазарь Каганович

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

До самых до окраин

Тут большевики явили миру радикальный подход: распространить советскую национально-территориальную систему до самых мелких территорий — национальных районов, сельсоветов, колхозов. На передовой Украине, скажем, с республикой Цыганией не вышло, зато был создан один цыганский сельсовет и аж 23 цыганских колхоза. Алгоритм заработал: Российскую Федерацию исполосовали десятки тысяч национальных (пусть и условных) границ, а за образец была взята именно украинская система территориальных национальных советов — ее в мае 1925-го III Всесоюзный съезд Советов провозгласил обязательной для всего СССР.

Почему не состоялся советский народ

Ключевые выводы профессора Терри Мартина

Терри Мартин в своей монографии опровергает эти притязания, приводя различные свидетельства и факты. И как тут не вспомнить недавно открывшиеся в архивах новые: в 1923-м, одновременно с разработкой своей национальной концепции, советское правительство учредило и дотационный фонд для развития союзных республик. Фонд этот рассекретили лишь в 1991-м после доклада премьера Ивана Силаева президенту Борису Ельцину. Когда расходы из него пересчитали по валютному курсу 1990 года (1 доллар США стоил 63 копейки), выяснилось, что ежегодно союзным республикам направлялось 76,5 млрд долларов. Формировался этот секретный фонд исключительно за счет РСФСР: из каждых трех заработанных рублей Российская Федерация лишь два оставляла себе. И почти семь десятилетий каждый гражданин республики отдавал своим братьям по Союзу ежегодно 209 рублей — больше своей среднемесячной зарплаты…

Читайте также: