Структуралистская теория восприятия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основатели структурализма: Эдвард Титченер, Вильгельм Вундт.

Предмет исследования по Титченеру:

Анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части

Найти закономерности соединения этих составных частей

Привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией

Два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти.

Восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания.

Гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению.

Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений.

Пример: восприятие цвета.

Метод исследования: аналитическая интроспекция.

Свойства ощущений как элементов сознательного опыта:

Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений.

От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения.

Распределение стимульной энергии в пространстве задаёт протяжённость ощущения в пространстве.

Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения.

Формирование образа восприятия:

Закон ассоциация: установление ассоциативных связей между первичным зрительным образом и двигательной реакцией на его появление.

Пример: формирование трехмерного образа внешнего мира.

5. Гештальттеория восприятия.

Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка

Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений.

Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура.

Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу.

Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу).

Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение.

Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей.

Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен.

6. Экологическая теория восприятия (Дж. Гибсон)

Экологический подход Дж. Гибсона.

Стимуляция – объемлющий оптический поток света, приходящий в каждую потенциальную точку наблюдения.

Он структурирован текстурой поверхностей, окружающих наблюдателя.

Структура оптического потока меняется для различных событий, каковыми могут быть перемещения наблюдателей, движения объектов, их заслонения и т.д.

Изменения оптического строя специфичны и неповторимы для каждого из перцептивных событий. Можно найти стимульную переменную, характерную только для данного перцептивного события.

Основу восприятия пространства составляет восприятие поверхностей.

Поверхности имеют текстуру: неравномерность окраски, шероховатости и т.д.

Вывод: информация о третьем измерении существует в структуре оптического строя.

Инвариант – что-то неизменное постоянное в объемлющем оптическом строе. Инварианты несут информацию о неизменных свойствах объектов внешнего мира.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Второй класс элементов сознательного опыта представляют образы памяти, или представления. Восприятие как явление созна­ния представляет собой сумму двух этих основных элементов — ощущений и образов памяти. Еще один принципиальный вопрос — каким образом формируются образы восприятия? Ответ структу­ралистов конкретен и ясен: образы восприятия получаются в ре­зультате работы двух механизмов — суммации отдельных ощуще­ний и их ассоциации (соединения) с образами памяти. Чтобы по­яснить, как работает данный механизм, рассмотрим предлагае­мое структуралистами объяснение процесса формирования обра­за восприятия удаленного объекта. Восприятие удаленности скла­дывается из суммы множества двумерных зрительных ощущений, поступающих от сетчатки глаза, которые, соединяясь (по прин­ципу ассоциации) с кинестетическими образами памяти, хранящими наш двигательный опыт передвижения в пространстве, со­здают трехмерное восприятие удаленного объекта.

Таким образом, в структурализме постулируется наличие двух гипотетических механизмов, опосредствующих возникновение образов ощущений из двух элементов сознания, — механизмов суммации и ассоциации.

В соответствии с гипотезой суммации, или, как ее иначе назы­вал К. Коффка, гипотезой констант, перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Из это­го следует, что если имеется постоянная связь между воздействи­ем некоторого стимула и соответствующим ощущением (что, как правило, и происходит), то, когда этот стимул проявляется в ок­ружении других стимулов (естественно вызывающих другие ощу­щения), его вклад в восприятие будет точно таким же, как и в том случае, когда он предъявляется отдельно от других. В этой связи мы можем сделать очень важный вывод: в соответствии с гипотезой суммации вклады в образ восприятия каждого его эле­мента независимы друг от друга.

Физиологической основой построения перцептивного образа являлась закономерная связь между ощущениями и природой со­ответствующего рецептора. Эта связь выражается в принципе специ­фических энергий органов чувств И. Мюллера (см. разд. 1.6). Таким образом, в структурализме выстраивается строго детерминисти­ческое и естественно-научное понимание механизмов формиро­вания образов восприятия: стимульная энергия однозначно пре­образуется в специфическую энергию органов чувств, отобража­ется в сознании в виде ощущения, а затем различные ощущения структурируются с помощью механизма суммации.

Еще один базовый механизм формирования восприятий — ассоциация наличных ощущений с образами памяти. Использова­ние структуралистами известного принципа образования ассоци­ации предполагает, что если два ощущения повторялись совмест­но много раз, то появление в сознании одного его элемента — ощущения влечет за собой появление и другого элемента — обра­за памяти. Образование ассоциаций, в свою очередь, может опре­деляться сходством двух содержаний сознания (красный — оран­жевый), их контрастом (сладкий — горький) или смежностью во времени и пространстве (после вспышки молнии — удар грома) и другими причинами.- Этот механизм придает образу восприятия значение, или, пользуясь терминологией Э.Титченера, контекст. Таким образом, означенный образ восприятия формируется из соединения в единую структуру контекста в виде ассоциаций и сердцевины образа — сенсорного опыта.

Оценивая структуралистскую теорию восприятия, отметим, что, хотя в настоящее время структурализм представляет лишь истори­ческий интерес, в рамках этого направления были заложены об­щие представления о специфике ощущений и восприятий, мно­гие термины используются до сих пор, а нерешенные проблемы остаются теми же самыми.

Лидерами структурализма были Вундт – в Германии и Титченер – в Англии. Структурализм получил своё название потому, что сознание по его модели - это структура, состоящая из элементов. В структурализме отправной единицей анализа восприятия является ощущение.

Структуралисты тесно смыкались с психофизикой. Психофизика - это единственный случай, когда связь между стимулом и ощущением может быть изучено количественно. Субъект сводился к психологии ощущения, которое вызывает стимул. Это положение и исследовала психофизика.

Основной тезис этой теории – образ восприятия есть результат процесса суммации отдельных элементов. Эти элементы представляют собой, во первых, ощущения, во вторых, следы этих ощущений или образы памяти. Ощущение – элементарный образ, который характеризуется наличием сенсорного качества, возникающего при воздействии на органы чувств отдельных видов физических энергий. Главная характеристика ощущения –сенсорное качество (протяженность во времени и пространстве и интенсивность). Образ памяти –след ощущения, который отличается от него лишь меньшей отчетливостью. Суммация ощущений происходит по некоторым законам, которые определяются работой центральной нервной системы.

Процесс восприятия, таким образом, протекает в виде двух последовательных стадий:

1. Возникновение элементарных ощущений и образов памяти.

2. Суммация элементарных ощущений и образов памяти по законам работы нервной системы.

Данная теория объясняет, главным образом, такой феномен восприятия, как сенсорное качество, в меньшей степени, феномен конфигурации, константность и еще в меньшей предметность. Стимул в этой теории – сумма отдельных видов физической энергии.

Гештальт теория восприятия

Гештальттеория первоначально строилась как оппозиция структурализму. Они выдвинули следующие замечания структуралистам. Образ – это целостное образование, неразложимое на части. Мы воспринимаем мир, как фигуры, расположенные на фоне, фигура – есть целостная единица восприятия, не разложимая на части. Процесс восприятия – это не процесс суммации ощущений, а процесс динамической перцептивной организации предметов, которые находятся в поле восприятия в единое целостное образование. Целое больше, чем сумма частей. Вместо структурного принципа – динамический принцип перцептивной организации

Главный принцип гештальттеории – это целостность восприятия по другому этот принцип называется закон хорошей фигуры (прегнантности), который означает, что наше восприятие будет настолько "хорошим" (целостным), насколько позволяют данные стимульные условия. Используя закон прегнантности как организующую идею, Гештальт психологи разработали принципы восприятия. Гештальт теоретики подчеркнули важность отношения фигуры и фона. Мы имеем тенденцию организовывать стимулы как центральную или переднеплановую фигуру и фон.

В целом Гештальт психологи выделяли следующие отличия фигуры от фона:

1. Фигура целостна, а фон аморфен, не дифференцирован, лишён структуры. Фон всегда менее оформлен и структурирован, чем фигура.

2. Фигура является центром субъективного опыта.

3. Фигура перцептивно ярче, чем фон, более интенсивна по сенсорным качествам.

4. Контур у фигуры и у фона один и тот же, феноменально же контур всегда принадлежит фигуре и поэтому она представляется несколько ближе, чем фон. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют.

5. Фигура более константна, чем фон, она сохраняет свои свойства, а фон нет. Структура реакций на данный стимульный комплекс сохраняется в памяти, то есть если мы однажды восприняли что-либо как фигур, то мы имеем тенденцию воспринимать это как фигуру и при последующих предъявленьях. При изменении освещенности фигура оказывает большее сопротивление изменению цвета, чем фон.

Отношение фигуры и фона можно продемонстрировать на следующих примерах. Все из нас сталкивались с так называемыми двусторонними или реверсивными фигурами, которые могут рассматриваться двумя способами с одинаковой вероятностью. Когда один из рисунков рассматривается, как фигура другой превращается в фон. Например, следующую фигуру можно видеть либо как свечу, либо как два лица в профиле, которые смотрят друг на друга. Но какой бы способ рассмотрения такой фигуры вы не выбрали, контур - всегда часть фигуры, но не фона.


Рисунок 3 - Реверсивная фигура "Профиль-свеча"

Другой пример такой фигуры показывают кролика смотрящего в право или утку смотрящую в лево.


Рисунок 4 - Реверсивная фигура "Утка-кролик"

Очень интересна следующая реверсивная фигура, которая показывает либо старуху в профиле, либо девушку, которая почти что отвернулась.


Рисунок 5 - Реверсивная фигура "Девушка-старуха"

Тенденция организовывать зрительное поле в целостную фигуру и фон проявляется на примере конкретных законов восприятия.

1) Согласно закону сходства, когда части фигуры схожи, они будут восприниматься как включенные в единый образ. Например, большинство людей непосредственно воспринимают точки на рисунке как два треугольника, сформированные кругами различного размера


Рисунок 6 - Закон сходства

2) Согласно закону близости, элементы, которые расположены рядом с друг другом, скорей всего, воспринимаются как части одной и той же фигуры.


Рисунок 7- Закон близости

3) Согласно закону завершенности, люди имеют тенденцию завершать незавершенные контуры фигуры или заполнять отсутствующие части в неполной фигуре, так, чтобы, что они выглядели как нечто более целое чем то, чем они на самом деле являются.


Рисунок 8 - Закон завершенности

Закон завершенности заставляет нас добавлять отсутствующие контуры. Фигуры с иллюзорным контуром демонстрируют его действие. На рисунке мы видим контур квадрата, которого на самом деле нет.


Рисунок 9- Иллюзорный контур

4) Наконец, закон непрерывности утверждает, что люди связывают отдельные элементы, так что они формируют непрерывную линию или образ, который имеет смысл. Элементы образующие плавное направление имеют тенденцию восприниматься вместе. Иллюстрирует это спираль Фрезера, которая на самом деле вообще не является спиралью! В этом можно убедиться, если проследить карандашом по любой из окружностей, составляющих спираль.


Рисунок 10 - Спираль Фрезера

Закон непрерывности иллюстрируется так же следующей фигурой.


Рисунок 11- Закон непрерывности

Этот паттерн можно представить, как серию отдельных полуокружностей, но так как стимулы плавно перетекают в друг друга мы воспринимаем их как прямую и синусоиду.

5) Общая судьба. Элементы, которые двигаются или меняются вместе будут восприниматься как целое.

6) Объективная установка. Однажды воспринятая организация имеет тенденцию видеться в сходных организациях, непосредственно следующих за ней. Если мы что-либо восприняли как фигуру, то в дальнейшем мы с большей вероятностью воспринимаем этот же объект как фигуру, а не фон.

Недавно, Ирвин Рок и Стефан Пальмер (1990)предложили два дополнения к Гештальт законам группировки восприятия.

7) Общая область ведет к тенденции группировать элементы, которые расположены в одной и той же перцептивной зоне.


Рисунок 12- Закон общей области

8) Связанность, которая может быть, наиболее элементарный принцип группировки всего, ведет к сильной тенденции зрительной системы воспринимать любую однородную, связанную область, например точки, линии или более сложные объекты, как отдельную единицу.


Рисунок 13 - Закон связанности

В законах речь идет о динамике организации, о взаимодействии сил, которые есть в зрительном поле и которые осуществляют работу по организации фигур. Понятие перцептивных сил – так же одно из центральных в гештальт подходе. Существуют два типа перцептивных сил, которые действуют в противоположенном направлении:

1. Связывающие силы.

2. Сдерживающие силы.

Наиболее ярко работа этих сил проявляется в случае реверсивных фигур. Когда фон становится фигурой происходит ее расширение, происходит реорганизация перцептивных сил. Для объяснения подобных феноменов гештальтпсихологи использовали принцип изомрофизма, согласно которому процессы которые происходят в сознании подобны тем, что происходят в нервной системе. Когда на органы чувств осуществляется воздействие мозг реагирует на него как целое. В нервной системе образуются различные поля возбуждения, с различными величинами потенциалов, так как мозг является электролитом, то между этими полями возбуждения начинается силовое взаимодействие. Подобное силовое взаимодействие мы наблюдаем и в восприятии при фигурообразовании.

Гештальттеория, главным образом, объясняет феномен конфигурации, внешнее воздействие – это сложные потоки физической энергии. Процесс восприятия - это процесс динамической перцептивной организации, природа которого объясняется через существование изоморфизма.

Структурализм понятие термина

Теория структурализма возникла из философского и научного течения холизм, которое изучает соотношение части какой-либо вещи или явления и их целого, при этом отдавая преимущество целому.

Базовым понятием структурализма является структура, т.е. модель, существующая только в теории, которая функционирует без участия сознания, а также не может быть воспринята органами чувств или, иными словами, эмпирически.

Структуралисты определяли структуру исследуемых вещи или явления как систему, представляющую собой многообразие отношений между составляющими её элементами.

Идеи структуралистов использовались в структурной лингвистике, в философском течении позитивизм, в антропологических исследованиях Клодом Леви-Строссом, в психоанализе Жаном Лаканом и в литературной критике Роланом Бартом. Таким образом, структурализм к середине 20 века перерос рамки психологии и философии и стал интеллектуальным движением на междисциплинарном уровне.

Основные представители структурализма в психологии

Вильгельм Вундт

На сегодняшний день считается отцом-основателем структурализма. Самым весомым вкладом в науку является приспособление к нуждам психологии нового способа изучения разума и его структуры, интроспекции (чувственного индивидуального опыта) или, другими словами, самонаблюдения.

Вундт полагал, что психология должна сосредоточить основные усилия на изучении познавательных процессов высокого уровня, которые не сводятся только к ощущениям или представлениям. Поскольку сознание, с его точки зрения, обладало способностью с помощью воли организовать различные психические элементы, то, по мнению Вундта, в подобном исследовании большую роль мог сыграть разработанный им метод апперцепции или осознанного восприятия.

Эдуард Брадфорд Титченер

В отличие от Вундта, его ученик категорически не признавал научную ценность апперцепции и решил сконцентрироваться на элементах, составляющих сознание и психику. В связи с этим, главная задача психологии по Титченеру заключалась в том, чтобы разложить сознание на элементарные части и определить, какая структура образуется при их взаимодействии. Получившаяся в результате анализа и синтеза структура есть то, что называется человеческой психикой.

В своих работах по психологии Титченер часто писал, что в процессе работы с сознанием или психикой психолог должен найти ответы на следующие вопросы:

  • "Что". С помощью этого вопроса исследователь получает возможность разложить внутренний душевный опыт человека на составные части;
  • "Как". Задавая подобный вопрос, психолог обнаруживает законы и способы сочетания и соединения изучаемых элементов;
  • "Почему". Это последний вопрос, который синтезирует ответы на два предыдущих и помогает найти первопричину процессов, протекающих в психике человека.

Предмет и метод структурализма в психологии

Истоки структурализма

Предметом психологии структуралисты называют исследование структуры сознания экспериментальными методами. В свою очередь, психика состоит из сознательного опыта, разбитого на простейшие элементы, совокупность которых будет подробно рассмотрена ниже.

В качестве метода познания структуралисты использовали самонаблюдение. В их исследованиях принимали участие специально обученные люди, которые могли описывать процессы, происходящие в их психике, без привязки к используемым экспериментаторами стимулам. Обучение наблюдателей считалось оконченным, когда интроспекция для них становилась настолько привычным и бессознательным действием, что эти люди зачастую полностью погружались в себя и теряли навыки внимательно и сконцентрированно отслеживать события во внешнем мире.

Элементы сознания - основа структурализма в психологии по Титченеру

Титченер считал, что сознание структурно состоит из следующих элементов:

  1. Ощущения считаются главными элементами восприятия. Они чувствуются человеком в форме запахов, зрительных образов, вкусовых ощущений, звуков. Причиной возникновения ощущений являются объекты окружающего нас физического мира.
  2. Образы отображают переживания, которые не имеют никакой связи с настоящим моментом и происходят, например, в человеческой памяти. Титченер полагал, что именно образ, а не слово, - основная составляющая любой идеи.
  3. Эмоциональные состояния проявляются во внешнем мире в форме душевных переживаний, например, гнев, страх, любовь или ненависть.

Поражает масштаб проведённых Титченером исследований. Так, в работе "Очерки психологии" он описывает около 44 тысяч элементарных ощущений, которые были обнаружены им во время экспериментов. При этом каждое ощущение обладало уникальными характеристиками и отличалось от других ощущений, что и было документально зафиксировано.

Характеристики элементов в психологии Титченера

С помощью этих характеристик структуралисты получили возможность отличать любые элементы психики друг от друга и, в то же время, классифицировать их по отдельным группам:

Что такое структурализм

  1. Качество - главный признак, с помощью которого один элемент отличается от другого.
  2. Интенсивность характеризуется яркостью, громкостью, силой или слабостью изучаемых ощущений.
  3. Длительность описывает временную продолжительность элемента.
  4. Отчётливость показывает, какую роль в сознательном переживании играет внимание, т.е. то, на чём фокусируется наблюдатель, представляется ему более отчётливым, в отличие от другого элемента, на который наблюдатель не обращает внимания.

Всеми четырьмя характеристиками обладали только образы и ощущения, эмоциональные состояния - только тремя, а именно: интенсивностью, качеством и длительностью. По мнению Титченера, эмоции не могли обладать отчётливостью, потому что если на них сфокусировать внимание, они неизбежно исчезнут.

Критика структурализма

Структурализм в мышлении

Наиболее жёсткая критика со стороны других течений в психологии и философии обрушилась на проповедуемый Вундтом и Титченером метод самонаблюдения (интроспекции). Обвинение в ненаучности этого метода появилось ещё за 100 лет до опубликования первых работ структуралистов, и выдвинул его знаменитый философ Кант, который отмечал, что интроспекция неизбежно искажает сознательный опыт, так как на сознание влияет наблюдение.

Родоначальник позитивизма О.Конт, критикуя самонаблюдение, писал, что, для того чтобы осуществлять наблюдение, человеческий разум должен быть разделен на 2 половины: наблюдающую и наблюдаемую. С точки зрения Конта, это невозможно, а значит, интроспекция не может являться достоверным методом исследования.

Также, подход структуралистов к изучению психики человека считали искусственным, другие школы психологии не признавали их постулат о том, что возможно восстановить пережитый опыт в первоначальном виде, скомбинировав несколько составляющих его элементов. Противники структурализма считали, что психические явления слишком сложны, чтобы можно было разбить их на простейшие части.

Читайте также: