Национализм в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

При всем разнообразии и обилии рассуждений о русском национализме, как в России, так и на Западе сами эти рассуждения отличаются порой крайностью взглядов, сильной эмоциональной окрашенностью. По существу, не проявлено объективного понимания проблемы. До сих пор не выяснено, что собой представляет этот национализм в сегодняшней России, каковы его социальные и политические, а по существу исторические корни, имеются ли они в действительности, какова связь таких общественных настроений, как патриотизм и национализм. Сколь опасен для России и остального мира русский национализм и насколько он реален, какова его взаимосвязь с иными националистическими, в частности антирусскими, движениями современной России и каковы исторические корни этой взаимосвязи? И, наконец, какие слои народа или народ в целом являются носителями идей национализма в России? Только ответив, хотя бы приблизительно, на эти вопросы можно подойти к пониманию такой безусловно важной и актуальной проблемы.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что Россия с самого своего рождения как государство являлась всегда многонациональным конгломератом. Уже Древняя Русь IX – начала XIII вв. объединяла более 20 различных народов[16]. Здесь жили угро-финны, балты, тюрки, иранцы. Часть из них вошла в состав Руси естественным путем, соседствуя и живя бок о бок со славянскими племенными конфедерациями, все они боролись против общих врагов. Так, известно противоборство новгородских славян совместно с местными балтскими и угро-финскими племенами против насильников варягов. Позднее жившие на территории Руси тюрки и угро-финны, обитавшие в междуречье Волги и Оки, совместно с руссами противостояли татаро-монгольскому нашествию. А далее в состав Владимиро-Суздальского княжества и Московского государства вошли земли, также населенные многоязычными народами, которые ранее входили в состав Древней Руси[17]. С XVI–XVII вв. Русское централизованное государство включает в свой состав татарские поволжские ханства и Сибирь, часть Северного Кавказа, населенные многочисленными народами, а также территорию Украины. Наконец, императорская Россия завершает формирование многонационального государства, включая в его состав Закавказье, Среднюю Азию, Прибалтику, юго-западные окраины, Польшу и Финляндию.

Часть этих регионов и народов вошла в состав России насильственным путем, часть – добровольно, но во всех случаях это вхождение имело драматический характер для того или иного народа, означало серьезную перемену в его исторической судьбе.

В этих уникальных геополитических условиях постепенно соседствовали, переплетаясь в политике и практике России, определенные черты интернационализма и традиционного официального национализма, свойственного всем крупным государственным образованиям, как средневековья, так и нового времени. Все российские правительства от глубокой древности до XX в. вынуждены были проводить весьма осторожную и гибкую национальную политику, для того чтобы сохранить единство огромного многонационального государства, позднее огромной империи.

Веротерпимость была традиционна для России, хотя это не исключало активной миссионерской (и порой весьма воинственной) деятельности православной церкви. По существу, с XVI по XX вв. Россия выработала стройную систему административного управления национальными районами, примеряясь к особенностям, традициям, обычаям, верованиям и даже уровню экономического и политического развития того или иного региона[18]. Достаточно вспомнить конституционное устройство Польши и Финляндии в составе абсолютистской России в первой четверти XIX в., у истоков которого стояли Александр I, M. M. Сперанский, Н. Н. Новосильцев[19], или прогрессивные реформы П. Д. Киселева в 20?е годы XIX в. в Молдавии и Валахии, одобренные Николаем I[20].

Наконец, необходимо сказать и о том, что национальная политика российского правительства лишь в малой степени вовлекала в свое русло широкие слои народа. Российское крестьянство, жители больших и малых городов с древности привыкли жить рядом с представителями иных, также коренных для России, народов, они вместе трудились, противостояли врагу. Это приводило к тому, что в народной среде развивался стихийный интернационализм, что находило адекватный ответ и среди иных народов в составе России.

Таким образом, можно определенно сказать, что в России геополитические условия существования страны не способствовали развитию русского национализма, обращенного на другие народы России. Националистические настроения скорее сохранялись среди определенных слоев национальной верхушки, утратившей свои былые привилегии в составе России, части национальной интеллигенции по мере развития национального самосознания этих народов, их вступления в общецивилизованное русло развития, стесненных потерей своей политической независимости. Со стороны России это выражалось, скорее всего, в преимущественном положении православия как государственной религии среди других конфессий.

Если политические претензии Руси-Московии носили в основном государственно-идеологический характер, то патриотические мотивы имели глубоко народную основу. В тяжелых условиях борьбы народа за выживание развивалось русское национальное самосознание, спаянное с глубоким народным национализмом.

Несомненно, что эти тенденции вели к формированию национальной идеологии. Однако это был национализм, обращенный не внутрь страны, не по отношению к населявшим ее народам (тем более что, как уже подчеркивалось, основы для такого рода национализма в народе практически не существовало), а вовне страны, по отношению к ее исконным внешним врагам. Борьба с татаро-монгольским игом в течение веков стала основным стержнем русского самосознания. Эти характерные исторические черты русского национализма, замешанного на патриотизме, на национальном ущемлении и страданиях народа, сохранились и позднее, уже в пору формирования Русского централизованного государства, и в XVII в., в послесмутное время.

XVI–XVII века прошли в суровой борьбе за овладение торговыми путями по Волге, за сокрушение вечных противников – осколков Золотой Орды – Казанского и Астраханского ханств, за овладение выходом к Балтике. Москва шла в наступление, начиналась великая российская экспансия на Восток и Северо-Запад, бывшая логическим ответом на давление Востока и католического мира на русские земли. Смута, нашествие поляков и шведов всколыхнули победно патриотическую волну в России. Не случайно спасителем России, освободителем Москвы в 1612 г. от интервентов стало народное ополчение во главе с народными же героями Мининым и Пожарским.

Самое главное, в народе не было ни малейшего признака чувств расового превосходства русских по отношению к другим народам России и мира, что определяет основную черту шовинизма, расизма и воинственного национализма, хотя необходимо признать существующее в народной среде чувство эдакой бытовой дружелюбной снисходительности по отношению к представителям некоторых национальностей, попадающих в русскую народную стихию.

Вторая половина XIX – начало XX в. резко изменили ситуацию в стране. Мощные социально-экономические и политические процессы нового времени подтачивали устои прежней империи. Близились революционные потрясения. Народы России, лишенные по разным причинам своей государственности и не прошедшие определенных историей цивилизованных ступеней развития, устремились на путь самостоятельного решения своих исторических судеб.

В этих же условиях верхи российского общества обратились к рычагам национализма как к панацее против поднимающих голову национальных движений народов страны, против революционных сил разных направлений. С конца XIX в., но особенно определенно в ходе революции 1905–1907 гг. и в послереволюционное время консервативные силы, близкие к трону, выдвигают лозунги незыблемости самодержавия как исконной русской формы правления, стабильности системы помещичьего землевладения, единой и неделимой России, борьбы против пагубных общественных перемен и настроений, воинствующего православия и религиозной нетерпимости, великодержавного шовинизма и антисемитизма, ксенофобии[26].

Одновременно националисты (и об этом также надо сказать откровенно) вели критику правительства, настаивая на борьбе с бюрократией, ратуя за уравнение прав всех сословий, за сохранение общинного землевладения, развитие страхования рабочих; некоторые из них активно поддержали реформы Столыпина.

Думается, что традиционно интернационалистские настроения народа сыграли свою роль в этих процессах, оставив националистов без широкой массовой опоры. Однако националисты выступали хотя и немногочисленным, но сплоченным фронтом. Их пропаганда, насильственные действия, в частности еврейские погромы, спровоцированные ими столкновения между армянами и азербайджанцами и другие акты имели широкий общественный резонанс и придавали времени определенную националистическую окраску.

Что касается большевистской России, то ее революционно-интернационалистический дух формально был вполне очевиден. После победы большевиков в гражданской войне подавление как великорусского шовинизма и национализма, так и местного национализма, кажется, стало одной из главных задач новой власти. Однако история жестоко посмеялась над большевиками: будучи теоретическими интернационалистами, именно они стали полноправными великодержавными наследниками старой власти и создали, особенно с приходом к руководству Сталина, мощное унитарное государство, прикрытое лишь флером национальной самостоятельности советских республик. Создание такого государства, воплотившего в себе территориальные контуры старой империи, сопровождалось тяжкими репрессиями национально ориентированных лидеров советских республик, несмотря на их ленинскую правоверность, департациями народов как в 1930?е, так и 1940?е гг.[30] Поэтому вполне логично, что со временем сталинское руководство прочно вступило на позиции великорусского шовинизма, проводя его, однако, скрыто и осторожно, стараясь не раздражать население национальных регионов страны.

Вместе с тем наивными и антиисторичными представляются попытки поставить на одну доску германский фашизм и советский тоталитарный режим. Последний был во сто крат более жестким, грубым, беспощадным, но их социальная природа была различной. Немецкий расист, бюргер, обыватель не смог дойти до той степени социальной ненависти, до которой дошли в Советском Союзе рабоче-крестьянские массы, люмпенизированные слои города и деревни во главе с подобными же себе вождями. Но при всей жестокости режима, которой, видимо, не знал мир (потому что нигде в мире низы не имели до этого возможности создать общество по своему образу и подобию, как и практику расправы с неугодными социальными элементами), его нельзя назвать режимом фашистским, так как в нем начисто отсутствовала сердцевина фашизма – расовое превосходство одной нации над другой и уничтожение целых народов по расовому признаку.

Но столь же логичным в условиях подъема советских наций на малокультурной основе было и скрытое нарастание национализма среди населения национальных районов России, так и не прошедших этапа своей государственности или утративших ее в ходе воссоединения с Россией. Эти процессы, будучи политическими по своему характеру, затрагивали лишь руководящую часть советского общества. Широкие народные массы, как в России, так и в национальных районах, особенно не затронутых репрессиями, жили по тем же стихийно интернационалистским законам, которые были установлены на территории России всем ходом истории.

В период ослабления и последующего кризиса тоталитарного режима в России националистические тенденции, носящие во многом антирусский характер, нарастали с каждым годом, о чем свидетельствует установление феодально-коммунистических и националистических режимов Рашидова в Узбекистане, Усубалиева в Киргизии, Кунаева в Казахстане, Мжаванадзе в Грузии, Алиева в Азербайджане. Все в больших масштабах политическая верхушка советских республик, националистически настроенная интеллигенция втягивали в этот поток простых людей[31].

Глубокий кризис советского общества во второй половине 1980?х гг., распад Советского Союза в 1991 г. всколыхнули дополнительно националистические настроения, как в России, так и в других больших и малых республиках бывшего СССР. Всплыли старые обиды народов друг к другу, старая интернационалистическая традиция была сознательно и энергично отодвинута в тень. Новые лидеры сделали этнонационализм стержнем своей политики.

В этих условиях почти во всех бывших советских национальных республиках к власти пришли националистические режимы самой различной политической окраски – от тоталитарно-коммунистических до буржуазно-демократических. Во многих из них антирусские настроения были поставлены во главу угла.

К этому времени новый радикально-антикоммунистический режим Ельцина в России в основном ориентировался в своей политике на социально-политические ценности. Национально-патриотические и националистические приоритеты в его политике носили весьма умеренный характер и в основном имели в виду государственный суверенитет России в рамках бывшего СССР. С распадом СССР и этот приоритет померк. Прежние интернационалистические тенденции в политике России, соответствующие настроениям, прежде всего русского народа, взяли верх. Можно определенно сказать, что в первые годы существования нового режима было ликвидировано то несоответствие между лицемерно провозглашаемым интернационализмом и скрыто проводимым великорусским шовинизмом, которое разъедало политику Москвы.

Кульминацией этой политики стала антирусская линия чеченского руководства, приведшая позднее к военному противостоянию в этом регионе России. Все это становилось нестерпимым для русского населения, как в самой России, так и за ее пределами.

Но пробуждение русского народного национализма и патриотизма, как это всегда бывало в трудные для России годы, не носило наступательный, расовый, великодержавный характер, а имело защитительный и оборонительный смысл. В основе его лежала трагедия русского народа, трагедия русского самосознания.

Одновременно в левоэкстремистской среде, как и на правом фланге общественного движения, происходят обострения проблем ксенофобии, антисемитизма, которые приобретают не столько концепционный и политический, сколько бытовой характер, что, впрочем, всегда было свойственно тем слоям населения, прежде всего городского, которые страдали комплексами неполноценности и личной ущемленности. Сегодня эти комплексы подчеркнуты всей изменившейся общественно-политической обстановкой в стране. Увы, уроки истории не идут впрок. И вместе с тем корней для настоящего фашизма с его расизмом, духом насилия в широком плане не существует, залогом чего является вся многострадальная история русского народа и многонациональной России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Основные этапы истории Республики Корея

Основные этапы истории Республики Корея Первая Республика (президент Ли Сынман) - 1945- 15 августа 1960 гг.Вторая Республика (президент Юн Босон) - 1960-16 мая 1961 г.Третья Республика (президент Пак Чжонхи) - 1963-1972 гг.Четвертая Республика (президенты Пак Чжонхи,Чхве Гюха) - 1972-1981 гг.

Глава 11 Географические вариации национализма

Глава 11 Географические вариации национализма Националистические настроения и националистическая деятельность в городах и деревнях оккупированной Восточной Украины имели разную силу, хотя различия, связанные с географией регионов, не столь заметны. Однако они

Сахаров, В. В.

Сахаров, В. В. САХАРОВ, Влад. Викт. (1853), ген.-от-кав. по ген. шт. и в списках отд. корп. погр. стражи, чл. Алекс. ком. о раненых, двор., I в. Павл. уч. и Ник. акад. ген. шт., в камп. 1904-1905 с 5 апр. по 18 окт. 1904 нач. полев. шт. Манчж. армии, затем по 17 марта 1905 нач. шт. главноком. всеми сухоп. и морск.

III. Основные особенности советской агентуры на Западной Украине

III. Основные особенности советской агентуры на Западной Украине Несколько случаев из практики и захваченные секретные распоряжения органов НКВД-НКГБ говорят о том, что, кроме указанных выше видов агентуры, на территории Галиции организован и действует особый вид

Глава III ДЕЛА ПО ОСКОРБЛЕНИЮ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКА

1.1. Первые этапы

2.1. Первые этапы

9. ПОЧЕМУ ЛИБЕРАЛЫ ОЗАБОЧЕНЫ РОСТОМ НАЦИОНАЛИЗМА

9. ПОЧЕМУ ЛИБЕРАЛЫ ОЗАБОЧЕНЫ РОСТОМ НАЦИОНАЛИЗМА Чем вызван рост "бытового" национализма?Понятно, что именно бытовыми причинами - агрессивная волна инородческих мигрантов будет вызывать инстинктивное, этологическое раздражение, даже если они будут законопослушны все

Иван Петрович Сахаров (1807–1863)

25. Болезни русского национализма

25. Болезни русского национализма Среди наших высоких мыслителей XX века — С. Булгакова, В. Вернадского, А. Лосева, Н. Лосского, С. Франка, почти никто не разрабатывал особо русскую национальную тему, только И. Ильин, П. Струве, Н. Бердяев. (Но не назовёшь успехом легковесный

Неугомонный Сахаров

Этапы развития власти

Этапы развития власти Мы привыкли рассматривать любой момент времени как особенный, самый актуальный и своеобразный. На самом деле все в мире развивается циклически и нет ничего нового, а есть лишь хорошо забытое старое. Если встать на такую точку зрения, то и власть, как

А. Д. Сахаров ПИСЬМО Н. С. ХРУЩЕВУ

Национально-этнические проблемы являются крайне острыми вопросами в современном мире, вследствие чего исследования парадокса национализма в политической науке получает особенную актуальность. Активность националистических действий можно проследить у народов, которые находятся на начальной точке социального и политического формирования. Умение адаптироваться к глобальной цивилизации обычно понимается как экспансия ближних государств. Схожие обстоятельства сложились и на постсоветском временном отрезке. В конце XX века прекратила свое существование устоявшаяся система и начала зарождаться абсолютно новая, что привело к возникновению чувства уязвимости у большинства людей. Ранее ясная и четко спланированная структура жизни в обществе потеряла определенность, и человеку пришлось столкнуться с проблемой поиска новых ориентиров. В таких условиях увеличивается потребность вновь обзавестись твёрдым социально-политическим единством, что в конечном счёте и проявляется в виде национализма.

Оценивая данный парадокс с этического аспекта, многие учёные выделяют его историческую значимость в процессе становления и дальнейшего развития государств и этносов. Зафиксировано, что на протяжении последних двух столетий национализм оказал существенное влияние на процессы укрепления позиций во Франции, объединения – в Германии, восстановления суверенитета – в Польше, Греции и Финляндии. Тот же путь прошли и современные страны СНГ. Именно национализм уничтожил такие величайшие империи, как Британская, Османская и Российская. Данный феномен стал плодородной почвой для создания диктаторских укладов в Германии, Италии и Испании, а вкупе с расизмом и фашизмом нанес несоизмеримый ущерб различным народам. Определению сущности национализма посвящено множество исследований, однако вся его подноготная до сих пор не изучена. Национальные замыслы невольно порождают политические акции и организации, которые и представляют собой национализм. В самом общем виде национализм можно понимать в качестве политического движения, направленного на протекцию интересов национальной общности в международном масштабе и в процессе взаимодействия с государственной властью. Национализм может быть идеологией как квинтэссенцией государствообразующей нации, так и этнического меньшинства.

Каковы же причины появления национализма? Часть ученых предполагает, что данный феномен есть идеология и политика, которые используют в своих целях национальные чувства. Существует огромное количество классификаций форм национализма. Определенное значение представляет классификация, где Л. Снайдер выдвигает следующие типы национализма:

1. Интегрирующий национализм (1845–1871). Характеризуется силой, которая способствовала воссоединению народов Италии и Германии во времена феодальной раздробленности;

2. Разъединяющий национализм (1871–1890). Представлял собой борьбу за суверенитет стран, захваченных и впоследствии входивших в состав Османской, Австро-Венгерской и других империй;

3. Агрессивный национализм (1900–1945). Пример ярко выраженного столкновения различных национальных приоритетов, которые проявились в двух мировых войнах. Такой вид национализма идентичен империализму. Современный национализм (после 1945 г.) проявляется в основном в антиколониальных революциях и распространяется в международном масштабе.

Национализм может проявляться как в виде патриотизма, так и в виде агрессивного противостояния другой нации, ее дискриминации. Это напрямую зависит от содержания политической идеологии государства. Особенность данного феномена в том, что он всегда воспринимался исследователями неоднозначно. Представители марксистского движения в политологии выделяли именно положительные черты национализма угнетенных народов колониальных стран. Параллельно буржуазный национализм воспринимался как нечто отрицательное. В России современный национализм также воспринимается неоднозначно: одна сторона осуждают его деструктивную идеологию; другая — поддерживает, причем в самой агрессивной форме (например, скинхеды). В российском обществе проблемы национализма на рубеже XX-XXI вв. приобрели особую актуальность и остроту.

На данный момент в мире наблюдаются процессы интернационализации, вызываемые развитием мирового рынка, науки, техническим прогрессом и информатизацией общества. Данные процессы неотвратимы, и препятствовать им безрезультатно. Однако они порождают в обществе противоречия, так как происходит столкновение традиций национальных культур, которые, в свою очередь, сглаживают национальные различия и создают новые условия национального подъема. Современный национализм старается сдерживать процессы интеграции и интернационализации, но это безрезультатный путь, националистические установки не способствуют поиску рациональных способов разрешения возникающих трудностей. Мировой опыт подтверждает, что представители разных этносов могут жить в согласии, если одна нация не возвышается над другими, если беспрепятственно развиваются язык и культура. Важно и то, как друг к другу относятся сами народы. Что преобладает в их чувствах и сознании – толерантность, дружелюбие или вражда и неприязнь к другой нации. Негатив в отношениях вспыхивает моментально, а искореняется десятилетиями, поэтому особую роль играет последовательная национальная политика, ориентированная на мирное решение проблем и противоречий, на предотвращение национальных столкновений.

Подводя итог, национализм обычно зарождается при невысоком уровне жизни и глубоком социальном расслоении общества. Идеология национализма, попадая в разные страты, способствует возникновению молодежных движений и политических акций националистического характера. На данный момент угроза для демократии, исходящая от радикальных националистических движений, является минимальной. Необходима взвешенная идея национального возрождения России, забота обо всех ее народах на основе принципов демократии и гуманизма, патриотизма и взаимного уважения. При таких условиях национализм России не грозит.


В 1991 году распался СССР. Произошел крах одной из мировых держав, обрушилась целая система, была сломлена целая идеологическая концепция. Люди потеряли смысл своего существования. За этим ужаснейшим событием последовало целое десятилетие восстановления страны, экономики, законодательства и т. д. Люди, граждане нашей страны, не знали куда идти. Кто-то уезжал из страны, кто-то уходил в криминал. На фоне открывшихся идеологических просторов, его стали заполнять различные общественные организации, движения и партии, одними из которых были и националистические. Нельзя сказать, что национализм стал чем-то новым, но в этот период он получил новый виток своего развития.

Что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Однако, несмотря на это, мы попытаемся выделить характерные черты национализма с целью дать единое определение этого социально-политического феномена, которое будет более удобно для дальнейшего изучения на примере России.

Таким образом, при последующем раскрытии темы, мы будем ориентироваться на два основных взгляда на национализм: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая нацию, как средство легитимации, а с другой — идеология, использующая нацию, как символ.

Таким образом, мы можем видеть, что современный русский национализм возник в 90-е годы прошлого века. Возник он, как реакция на распад СССР и крушение советской идеологии, но использовался, как правило, для расширения электората политических партий или сторонников общественных организация. Новое дыхание русский национализм получил в начале 2010-ых годов. Оппозиционные силы, устроившие волну протестных выступлений в преддверии выборов президента РФ, использовали националистическую идеологию так же для привлечения внимания, расширения круга своих сторонников. Однако на данный момент, после воссоединения Крыма с Россией, актуальность националистической мысли снизилась и проявляется в спортивной сфере, в то время как в политической сфере, они используется гораздо менее активно.

Основные термины (генерируются автоматически): русский национализм, национализм, Россия, идеология, партия, Русский, северокавказский, сторонник, субкультура, имперский черно-желто-белый флаг.

Национализм всех сортов

Русский национализм родился не в день ликвидации Советского Союза и даже не во время перестройки. Он существовал и ранее, как это было положено в советской системе, в зажатом и уцененном виде. Но как только зашатался СССР, на свет начали появляться самые разнообразные организации правого толка.

Были и те, кто, наоборот, мыслил довольно свободно и не привязывался к прошлому. Самый известный из таких людей — это Владимир Жириновский. В 1990-е он выглядел здравомыслящим на фоне тогдашних националистов с его суждениями о политической модернизации и перестройке России в национальное государство. Жириновский с легкостью брался за разные, иногда противоречащие друг другу лозунги, и был типичным гибким и успешным популистским политиком.

Колонна Фронта национального спасения на Красной площади, 1993 год

Колонна Фронта национального спасения на Красной площади, 1993 год

Непопулярные идеи

Хотя ультраправых организаций было много, обычный обыватель в то время практически не замечал их существования. Выделялись лишь коммунисты, ЛДПР и Фронт национального спасения (ФНС). Все масштабное противостояние оппозиции и властей 1992-1993 годов проходило именно от лица этих реставрационных движений, остальные существовали лишь на периферии. Но после 1993 года все они резко потеряли свои позиции, хотя и не исчезли. Так, КПРФ на протяжении 90-х была в постоянной оппозиции и в 1996 году даже создала Народно-патриотический союз России (НПСР), который был призван объединить вокруг партии всех коммунистических имперцев (Александр Проханов, Александр Руцкой и прочие).

Те, кто пытался опираться на этническую компоненту, не пользовались большой популярностью. Например, Конгресс русских общин (КРО), возглавляемый людьми из правительства, честно пытался политизировать эту тему (в КРО вырос такой будущий видный националист, как Дмитрий Рогозин). Образ разделенного народа, тема защиты русских за рубежом оказались очень выигрышными в противостоянии КПРФ. Но за политиков из КРО голосовали плохо (кроме генерала Лебедя в один момент) — на их идеи в 1990-е не было спроса.

Остальные сравнительно радикальные группы в 90-е на глазах теряли свои позиции. Все монополизировалось вокруг КПРФ. Казалось, что радикальное поле должно опустеть, но этого так и не произошло. Незаметно в середине десятилетия появилось движение наци-скинхедов, и к концу 90-х они стали более или менее известны. Они не производили почти ничего, кроме насилия. Другие националисты не видели в них союзника, потому что с ними было невозможно наладить диалог.

Фракция КПРФ на пленарном заседании Государственной Думы, 1999 год

Фракция КПРФ на пленарном заседании Государственной Думы, 1999 год

Против иммигрантов

Глубокий кризис

С националистами власть общалась (и продолжает это делать) при помощи ФСБ и Центра противодействия экстремизму. В начале 2000-х она считала правильным ведение диалога со всеми политическими силами, при этом пытаясь ими как-то манипулировать.

Во-вторых, население больше доверяет провластным движениям. Один из интересных опросов показал, что большинство респондентов выступают за запрет известных им националистических движений (РНЕ, скинхеды и другие) в том числе потому, что они не связаны с государством. В то же время опрошенные хорошо отзывались, например, о казаках. Следовательно, средний российский гражданин по-прежнему связывает свои надежды с властью — именно она должна решать все вопросы, в том числе именно она обязана выгнать мигрантов. Гражданин готов доверить выполнение этом миссии казакам, а условному РНЕ или другим движениям — нет. Впрочем, пока само государство не готово выполнять этот запрос общества.

Разгон милицией участников акции у посольства Латвии в Москве

Разгон милицией участников акции у посольства Латвии в Москве

Признаки уныния в националистических движениях наблюдались еще до событий на Украине. После же в их среде и вовсе случился раскол. Что важнее всего, в результате проиграли обе стороны: сторонники Новороссии почти не собирали на свои митинги людей (потому что все это и так можно было услышать из телевизора), а идеи ее противников были просто непопулярны среди населения. Это создавало сильнейший дискомфорт у тех, кто привык себя видеть авангардом этнического большинства.

Ниша, оставленная движением русского этнонационализма, пустует. Ее не занимают ни прокремлевские активисты, ни нацболы, ни другие альтернативы. Конечно, в перспективе будет и новое поколение активистов, и некое националистическое движение, способное заполнить ее, обязательно появится, но вопрос в том, каким оно будет. Если ему удастся сформироваться снизу, мы не сможем предсказать его идеологические предпочтения: ведь существует много параметров, и какое именно их сочетание станет популярным, непредсказуемо.

Читайте также: