Национализм это в социологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В первом случае это совокупность идеологий и политических практик, направленная на создание и сохранение гражданской нации. Во втором случае – совокупность идеологий и политических практик, направленных на создание и сохранение этнической нации.

Зарубежные исследователи о национализме. Исследования национализма начинаются в 1920-х – 1930-х гг. (хотя отдельные работы, напр., Э. Ренана, относятся к концу XIX в.). Особенно активно проблемы национализма исследуются последние полвека.

Исходный постулат Т. Нэйрна – неравномерное развитие – вполне созвучен основному тезису теории капиталистической миросистемы И. Валлерстайна. По Нэйрну, так же как и по Валлерстайну, «истоки националистических движений следует искать в механизмах действия мировой политической экономии[5].

Вместе с тем стоит заметить, что современные тенденции политического развития – по крайней мере, в Европе – делают этнически мотивированный сепаратизм менее привлекательным. Шотландия и Уэльс с приходом к власти лейбористов получили собственную законодательную и исполнительную власть, а степень автономии Страны Басков настолько велика, что этот регион имеет собственного представителя в Европарламенте.

Согласно Б. Андерсону, национализм – новый принцип органи­зации социальной реальности, пришедший на смену религиоз­ному и династическому принципам. Идея нации в Новое время стала играть ту же роль, какую в Средние века играла христианская вера: она позволяла людям объединяться в культурно-политические сообщества.

Концепцию Б. Андерсона выгодно отличает от концепции Геллнера то, что она преодолевает схематизм геллнеровского подхода. Подход Андерсона принципиально открыт для исследования исторических обстоятельств, приведших к возникновению той или иной разновидности национализма. Остановимся на типологии национализма, предлагаемой британским ученым.

В 1990-е гг. интерес к проблемам национализма сохранялся. В это время выходят работы Э. Смита, стремящиеся в той или иной мере реабилитировать понятие этнического национализма[12].

Национализм и политические идеологии. Соотношение национализма и трех основных политических идеологий – консерватизма, либерализма и социализма – отражено в таблице:

Но есть понятия, которые путать чревато. Например, национализм иногда именуют нацизмом – и напрасно!

Люди

Это слово сегодня популярно, но его суть остается размытой, как фон на картинах художника Маковского. Пора сфокусироваться, выяснив, что такое национализм, и чем он примечателен.

Национализм — это.

Национализм происходит от французского nationalisme и означает идеологию и политическое направление, которое базируется на понимании нации как высшей ценности.

Определение

Понять суть формулировки поможет знакомство с постулатами (что это такое?), на которых базируется национализм.

  1. Существование автономных наций – социально-экономических, культурных, политических, духовных общностей людей. Обычно они формируются в процессе исторического развития, и у каждой имеется собственный набор уникальных характеристик.
  2. Нация – это высшая ценность. Как в песне: сегодня не личное главное, а сводка рабочего дня. Человек должен быть предан национальному государству – это важнее индивидуальных интересов. Присутствует мотивация к самоотдаче, доходящей до готовности пожертвовать жизнью во имя нации.
  3. Право нации на формирование собственного государства, включающего всех членов нации (право на самоопределение).
  4. Нация – главный источник политической власти, при этом все ее члены вправе быть участниками этих процессов. По логике, народ здесь приравнивается к элите, пусть символически, но все же.
  5. Общность культур и языка – то, что называют национальной самоидентификацией. При этом навязывания определенной культуры нет. Люди объединяются на почве братства, возникает чувство локтя, единства, солидарности. Предполагается, что члены нации действуют в унисон. . Без него невозможно полноценное участие в жизни нации, удержание и приумножение ее опыта, препятствование его размытию и уничтожению.

Хлеб

Национализм – это слово с множеством толкований. Не всегда оно употребляется в приведенном выше значении – это классическая, базовая трактовка.

Проблема усугубляется размытостью, свойственной национализму, ведь он во многом опирается на эмоциональную составляющую, на мысли о преемственности поколений, о принадлежности к общей, коллективной судьбе.

Для национализма ценна атрибутика — название страны, ее история, государственность, культурные институты (от национальной библиотеки до национальной оперы). Когда на чемпионатах выступает национальная сборная, вся нация за нее переживает, а поражение может восприниматься как национальное унижение.

Болельщики

Резюмируем: национализм – это комплекс представлений, в котором главное место занимает нация с ее интересами и задачами.

Сам по себе этот комплекс — только оболочка, а содержание, скрывающееся под ней, может варьироваться. Отсюда разброс трактовок понятия.

Виды национализма

Наиболее популярна сегодня вот эта классификация:

    Гражданский национализм, подразумевающий, что легитимность государства определяется активностью граждан в принятии ключевых решений. Главными инструментами волеизъявления нации могут быть выборы (что это?), референдум (что это такое?) и т. п.

Принадлежность человека к нации определяется его добровольным выбором, у всех людей одинаковый политический и правовой статус.

Крайний национализм, признанный социально опасным явлением. Именно он ассоциируется с экстремизмом. Здесь доминируют идеи национального превосходства вкупе с нетерпимостью в сфере религии и культуры.

Молодежь

Результатом такой идеологии часто становятся внутренние и межгосударственные конфликты, история знает случаи, когда она превращалась в основу для фашизма и нацизма. Проявления крайнего национализма относятся к международным правонарушениям.

Еще выделяют бытовой национализм, выражающийся во враждебности к представителям других народов на уровне личности или малых групп.

Пазлы

Классификация здесь, как и само это понятие, размыта.

Как появился национализм

Интересующее нас слово ввели философ Гердер и аббат Баррюэль. Это произошло в XIX веке – слово юное. Пока общество оставалось аграрным, человеческая жизнь протекала в одном статусе.

Национализм зародился при переходе к индустриальному обществу, на фоне бурного переустройства политических и культурных границ.

Не последнюю роль в этом сыграл рост всеобщей грамотности, демократизация политики, расширение избирательных прав населения. Чтобы не потеряться в этих процессах, люди стали искать связей с носителями той же культуры, той же идентичности.

По словам Энтони Смита, теоретика националистической идеологии, национализм — это естественный ответ людей, чей общественный мир с его устойчивыми группировками рухнул.

Колония

В конце XIX века, с распространением классовой теории, позиции национализма пошатнулись. В противовес ему марксисты выдвинули идеи интернационализма.

Ленин

Серьезный удар по национализму нанесли фашизм и нацизм, дискредитировав его и все, что с ним связано.

Это вкупе с начавшимися интеграционными процессами привело к спаду популярности националистических идей, но только на время.

Глобализация

Сегодня национализм весьма активен на международной арене. В этом виновата, в том числе, глобализация (что это такое?), ведущая к потере народами своей идентичности и провоцирующая национализм как защитную реакцию.

Кто такие националисты

То, что националист ставит во главу угла интересы своего народа, не предполагает обязательной недоброжелательности к другим нациям (исключение – приверженцы радикальных форм идеологии).

Националист

Он осознает, что нации отличаются друг от друга, но не умаляет прав любого народа на существование. И в этом его ключевое отличие от нациста.

Для подлинного националиста главным оценочным критерием в разных жизненных сферах является соответствие национальным интересам.

Национализм — это хорошо или плохо

Поэтому для старшего поколения национализм – это однозначно плохо. Люди помоложе нередко впадают в другую крайность, видя в нем панацею (это что?).

Бабки

Радикальные движения любят подчеркивать свою националистическую окраску, поэтому национализм часто ассоциируется с нетерпимостью. Вносят свою лепту СМИ, обозначающие этим термином только крайние формы, акцентированные на превосходстве одной национальности над остальными.

Национализм часто смешивают с нацизмом, расизмом, фашизмом, иногда – умышленно.

Сказать, что национализм – это однозначно плохо, нельзя. Он опирается на чувство, родственное патриотизму (что это такое?), только патриот любит Родину, а националист – свой народ, нацию.

В истории человечества имеются примеры национализма, когда он становился идеологией свободы и прогресса.

История

На протяжении последних 150-200 лет благодаря национализму была восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Греции, объединились Италия, Германия, обрели независимость народы Азии, Африки и Латинской Америки.

Гитлер

Здоровому национализму чужда как агрессия, так и политическая апатия (что это?). Если внешние угрозы отсутствуют, он проявляется как любовь к своему народу, земле, языку и культуре предков.

Национализм в России

О русском национализме сегодня считает своим долгом подискутировать всякий уважающий себя гражданин, вне зависимости от понимания сути понятия. Между тем эта идеология, в центре которой стоит тезис (что это такое?) о ценности русской нации, может представать в неодинаковом свете.

Чаще всего под русской нацией подразумевается русский народ, иногда – вкупе с коренными народами или всеми, кто проживает в России. По другой версии, это политическое единство граждан, скрепленное русским языком и культурой.

Русский дух

В России национализм появился во второй половине XVIII века, с течением времени развиваясь и видоизменяясь. Впервые развели по разные стороны баррикад государственный патриотизм и русский национализм декабристы, превратив последний в оружие против самодержавия (это что?), переставшего отвечать народным интересам.

Русские

СССР

Распад СССР привел к обострению проблем в бывших республиках, спровоцировал рост национализма во всех частях некогда могучей державы.

Государства, получившие вожделенную самостоятельность, нуждались в идеологическом обосновании своей легитимности, и националистическая идеология оказалась весьма кстати.

Шествие

Таджики

Заключение

Грань здесь тонкая, как раз тот случай, когда от любви до ненависти одни шаг. Поэтому главная опасность кроется не в национализме как таковом, а в той легкости, с которой можно перейти грань, даже не заметив этого.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Национализм — это такая штука, которой очень сильно не хватает в постсоветском обществе.

До определенного предела национализм является очень полезным и здоровым явлением. Например, без него общество в стране не может жить прежде всего для себя.

В любой благополучной стране заботятся прежде всего о себе, не прощают другим государствам огромные долги, не помогают им безвозмездно, а ставят на первое место интересы своих соотечественников.

Дмитрий: поддерживаю. Здоровый патриотизм — он полезен и стране, и самому человеку. Это как любить свою семью — естественное и правильное чувство.

Ярый же национализм — это попытка возвыситься (прежде всего в своих собственных глазах) принижая других. Ущербная во всех отношениях тактика, говорящая о множественных нереализованных комплексах.

Ничего плохого в понятии национализма не вижу. Вся проблема в том, что многие сейчас используют это слово не отделяя это понятие от радикального национализма.

Для меня это понятие тесно связано с другим — патриотизм, только в пределах разумного, а не когда людей избивают или как-то издеваются над ними, потому что они говорят на другом языке или у них другая вера.

Национализм — защитная реакция народа на действия национальных меньшинств при нежелании властей решать эту проблему. Почему во времена Ельцина в России возникло так много националистических движений? Первейшая причина — беспредел со стороны национальных меньшинств при попустительстве правоохранительных органов.

Что хотите пишите, какие угодно общепринятые определения этого слова, но я уверена, что национализм — это плохо! До нацизма — один шаг! Мы все перед Богом равны! Когда к Нему на суд придём, Он будет разделять на праведных и нечестивых, а не по расам и национальностям!

На сегодняшний день национализм и националист — слова с негативной окраской, мало кто знает о других значениях.

Насчет бога поржал))) Кому какое дело до божьего суда, если люди желают справедливости здесь, вот в этой жизни! А если правительство делает преференции нацменам и не защищает титульную нацию, то всегда будут националисты — для выравнивания потенциалов))

специфическая форма национального самосознания, основанная на гипертрофии национального чувства, идее превосходства собственной нации и пренебрежении к другим.

это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, ПАТРИОТИЗМ, ШОВИНИЗМ.

(гл 7) — в мировой политологии — доктрина, согласно которой раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве В марксистском понимании Н. трактовался как представление об исключительности своей нации, ее превосходстве над другими, нежелание смешиваться с ними (эксклюзивизм), а также действия, направленные на дискриминацию других этносов.

nationalism лат. natio ‘род, происхождение, народ’. - Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям, нередко за счет ущемления интересов других наций и этнических групп. на бытовом уровне проявляется в виде этнических симпатий и антипатий, на групповом — как идеология с социально-политической направленностью. Ср. космополитизм, культурный национализм, национальный эгоизм, шовинизм.

Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории – национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным.

любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. Истинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шовинизмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным самосознанием.

идеология и политика, практика и психология в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, пренебрежение интересами других общностей (классов, социальных групп, слоев), других народов. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. За общенациональные интересы национализм выдает устремления классов или социальных групп, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителями и проводниками националистической идеологии и политики. Национализм и шовинизм - две стороны одной медали. В России национализм стал явным в период распада СССР.

система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и национальных движений, с завершением процесса формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

nationalism), идеология и психология, к-рые часто проявляются в требовании представителей нации полит, самоопределения, обычно подразумевающем создание независимого гос-ва. Определить, что такое нация, очень трудно, но в общих чертах это группа людей, объединенных общностью целей в силу происх., языка, культуры и религии. Совр. нац. объединения демонстрируют необыкновенную живучесть, служат мощным катализатором полит, перемен. Более ранние нац. движения, как, напр., в Германии и Италии в 19 в., ставили, как правило, во главу угла создание крупных и мощных государств на месте существовавших мелких образований. В 20 в. возобладало стремление свергнуть имперское или колон, правление (мн. развивающиеся страны стали свидетелями возникновения нац. движений, борющихся за создание независимых гос-в) либо выйти из состава существующего гос-ва. Совр. освободительные движения, напр., шотландцев, басков, нац. меньшинств в быв. СССР, являют собой пример Н., принявшего форму сепаратизма. Либералы и социалисты часто склонны отвергать Н. как иррациональное, атавистическое явление, но мало кто станет отрицать мобилизующую силу нац. чувств и привязанностей (община, этнические группы, самоопределение).

(от фр.. nationalisme) - это идеология и практика политического признания этнической группы. Н. могут следовать государства и этноорганизации. Идеология Н. содержит следующие принципы: мир разделен на естественные этногруппы - нации; каждая нация имеет право самой определять свое общественное устройство; реализация права на самоопределение должна привести к образованию национальных государств, в к-рых совпадают этнические и территориальные границы. На практике политическое признание этнической группы сопровождается движением этноорганизации, руководствующейся идеологией национального самоопределения. В качестве его главных проявлений отмечаются националистическая солидарность, поддержка требований этнолидеров и конфронтации с внешним окружением. В социальных науках господствуют две исследовательские стратегии рассмотрения национализма - консенсология и конфликтология. Исходным пунктом анализа консенсологи избирают согласие нации на создание национального государства и проживание под официальной юрисдикцией своего правительства. Право национального самоопределения и признание национального государства мировым сообществом образуют начальную и конечную фазы национализма. Консенсология отражает первичный опыт формирования национальных государств и с трудом поддается операционным определениям новосовременного национализма. Более перспективной в научном отношении будет конфликтология, в соответствии с которой внутренняя интеграция может достигаться средствами конфликта. С позиций конфликтологического подхода национализм - это борьба этноорганизаций за политическое признание этнообщности мирными и насильственными средствами. Национализм мотивирован ценностно и инструментально.

Идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, а также политика, реализующая националистическую идеологию. Н. может выражаться в разжигании национальной ненависти и конфронтации как между народами разных стран, так и внутри одной страны между представителями различных наций и этносов. Международное законодательство классифицирует идеологию и политику Н. как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. Н. может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас. Феномен Н. — сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций.
В явлениях Н. проявляются исторические отношения, различие культур, экономического, политического, а также религиозного образа жизни. Проявления Н.: антисемитизм (враждебное отношение к евреям, в частности в фашистской Германии), сионизм (еврейская разновидность Н.), апартеид (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственное переселение народностей в СССР и т.д.
В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения усложнились. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный Н. на территории бывшего СССР многолик, антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Грузии). Проблема современного Н. требует объективного научного осмысления и тонкой, гибкой политики.

специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму, во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель").
В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа, а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений.
А.А. Грицанов


В новостях мы периодически слышим о таком явлении, как национализм, но что же такое национализм? Краткого и общепринятого понятия национализма нет, и, наверно, не может быть. Эту точку зрения подтверждает В. Б. Иорданский, говоря, что отличительной чертой национализма является то, что он имеет двойственную природу [7]. Рассмотрим несколько мнений на этот счет:

Например, английский философ Э. Геллнер считает, что Национализм — прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать [5]. Здесь он говорит о единстве государства и нации, то есть национализм — это идея национального государства, в котором государство формирует нацию. Подобной точки зрения придерживается культуролог Лия Гринфельд. Под национализмом Л. Гринфельд понимает взгляд на мир, в котором нации принадлежит безусловный приоритет — и как объекту лояльности, и как основанию солидарности, и как источнику легитимности политического порядка [10]. То есть опять же, национализм понимается как фактор, обуславливающий власть в государстве и дающий представителям государствообразующей нации особое положение. Сюда же можно отнести формулировку М. Хрома. Для М. Хрома национализм — мировоззрение, в рамках которого придается абсолютный приоритет ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами [11]. Что снова дает особое положение представителям нации, чьим представителем является сторонник этого мировоззрения. Так видят национализм западные философы. Совсем по-другому дело обстоит в отечественной политической мысли.

Рассмотрев несколько определений разных авторов, мы видим, что в России и на западе национализм понимают совершенно по-разному. Хотя и в отечественной мысли есть разногласия. Объединив все определения, мы можем вывести две общие формулировки: с одной стороны, национализм — это идеология, использующая понятие нации в качестве символа, а с другой — в качестве фактора, легитимирующего некоторое превосходство одной нации над другой.

Теперь перейдем к самой сущности национализма и разберем подробнее, к чему он стремится. Идея нации неизбежно побуждает людей к действиям, показывающим их принадлежность к этой самой нации. При этом бывает два типа национализма в зависимости от числа сторонников этой идеи в отдельно взятой стране. Первый из них — это национализм ведущей, или основной государствообразующей нации, тогда как второй — это национализм этнического меньшинства, однако важным в критерии отбора этих понятий является единство и гармоничное соотношение интересов всех социальных слоев внутри нации.

Одним из критериев можно назвать цель национализма. Взятый в отношении государства, национализм, по мнению Малахова, служит одной из трех целей: унификации, отделению и реформам [10]. В соответствии с этими тремя целями Малахов вычленяет три основных типа национализма, которые он называет унификаторским, сепаратистским и реформаторским.

Под унификаторским национализмом Малахов понимает идеологии, направленные на укрепление государствообразующей преобладающей нации.

Идеология сепаратистского национализма разворачивается там, где лица одной этнической группы требуют отделить от государства определенную часть ее территории. Этот тип можно считать национализмом этнического меньшинства.

Реформаторский национализм заключается в приверженности националистов к социально-экономическим реформам. Однако в современном мире Малахов затрудняется указать на подобные проявления, так как не понятно, соответствует ли эта идеология данному определению, или она проявляется в стремлении националистов только к удержанию власти.

Рассмотрим классификацию Э. А. Позднякова:

1. Национализм этнический — это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося к обретению собственной государственности. Ему соответствуют своя политика и идеология.

2. Национализм державно-государственный — это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к воплощению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом подобных наций.

3. Бытовой национализм — это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп [13].

Мы видим, что классификации Малахова и Позднякова схожи и имеют общие компоненты. И мы понимаем, что национализм имеет два основных типа: это национализм большинства и национализм меньшинства. И каждый тип имеет свои цели: национализм большинства (он же национализм государствообразующей нации, унификаторский национализм и державно-государственный национализм) направлен на укрепление позиций этнической группы, которая в отдельно взятом государстве является большей, и направлен на отстаивание интересов этого самого государства и сохранение его целостности. Национализм меньшинства (он же сепаратистский национализм и национализм этнический) направлен на становление суверенитета этнической группы, являющейся меньше в государстве. Он проявляется в чувстве угнетения, в стремлении отсоединения части территории, на которой проживает эта группа, от государства и в противопоставлении себя государствообразующей нации и соответственно государству.

В итоге стоит отметить, что национализм есть не что иное, как сочетание идеологии и политики в их неразрывном единстве. Если убрать хотя бы один элемент, то мы получим чувство привязанности к своему народу, что не имеет реальной силы. Но если добавить к ним соответствующую идеологию и политику, то мы получим национализм, способный создавать и разрушать государства, объединять и разделять людей, а при определенных условиях — разжигать вражду, конфликты и ненависть. Эти проявления Иван Ильин называет извращенными формами национального чувства и говорит, что они могут быть сведены к двум главным типам: в первом случае национальное чувство прилепляется к неглавному в жизни и культуре своего народа; во втором случае оно превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой [6].

Основные термины (генерируются автоматически): национализм, нация, государство, государствообразующая нация, идеология, тип национализма, этническая группа, Гражданский национализм, национальное государство, национальное превосходство.

Читайте также: