Национализация промышленности 1917 кратко
Обновлено: 18.05.2024
Характер национализации зависит от того, кем, в каких целях и в какую историческую эпоху она проводится. Национализация может диктоваться экономической целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политическими целями. Бывает частичной (национализация части акций или национализация отдельных компаний и отраслей) и глобальной (национализация имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974 год).
Законодательство большинства стран определяет национализацию как экономическую меру, проводимую в обществ. интересах на основании специального акта компетентного государственного органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о национализации имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о национализации, может путём заключения международных соглашений урегулировать вопрос об имущественных претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Национализацию отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйственного механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра - временного ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.
Государственная собственность стала рассматриваться в качестве необходимого условия государственного регулирования, при этом инвестициям государства придавалась роль скорее средства сглаживания социального неравенства в периоды экономических спадов, в меньшей степени - способа повышения производительности. В таком виде идей национализация и расширения государственного участия в экономике придерживаются социал-демократические партии, а также правительства, где центристские или левые силы получают значительное представительство. Идее национализации противостоит либеральная экономическая модель, предусматривающая в целом последовательное самоустранение государства от участия в регулировании экономики. В зависимости от исторических и экономических обстоятельств актуальной становится то одна, то другая из этих моделей.
Огосударствление банковских капиталов создало благоприятные условия для радикальной и последовательной национализации крупной промышленности. Декретом СНК от 28.06.1918 года начата национализация целых отраслей. К осени 1918 года национализировано свыше 9,5 тыс. предприятий, весной 1919 года национализация крупной промышленности была практически полностью окончена. Летом 1919 года массовая национализация распространена на средние и небольшие предприятия, постановлением ВСНХ от 29.11.1920 года национализировались все предприятия с числом рабочих свыше 5 при механическом двигателе или свыше 10 - без механического двигателя. В результате общее число национализированных предприятий превысило 37 тыс. В условиях проведения новой экономической политики советское правительство в 1921-1922 годах провело частичную денационализацию (её итоги свёрнуты с окончанием НЭПа). Однако все важнейшие средства производства, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, объекты хозяйственной и социальной инфраструктуры оставались в государственной собственности, что было зафиксировано статьей 15 Конституции РСФСР 1925 года, на союзном уровне - статьей 6 Конституции СССР 1936 года и статьей 11 Конституции СССР 1977 года.
Для управления национализированной собственностью создан огромный государственный аппарат во главе с ВСНХ. Наряду с государственной собственностью, имевшей определяющее значение для советской экономики, продолжали существовать собственность колхозная и кооперативная, а также собственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабочей силы мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. В связи с низкой эффективностью централизованно регулируемой государственной экономики советское руководство в ходе перестройки вновь начало проводить политику денационализации: в 1987-1990 годах расширены возможности для предпринимательской деятельности кооперативных предприятий в сфере услуг, производстве потребительских товаров, сельском хозяйстве, была нарушена государственная монополия в банковской сфере и пр.
В Российской Федерации с 1992 года развернулась широкая приватизация государственной собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Российской Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, государственной, муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 235), национализаци должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.
В странах рыночной экономики к национализации обращаются, как правило, во время экономических кризисов или для преодоления негативных последствий войн, в значительной степени под влиянием левых сил. В годы Великой депрессии частичную национализацию провёл ряд европейских стран, например правительство Народного фронта во Франции национализировало несколько военных заводов, в 1937 году образовало Национальное общество железных дорог, под управление которого перешли все французские железные дороги. После Второй мировой войны для преодоления её последствий во Франции и лейбористским правительством в Великобритании национализированы соответственно Банк Франции и Банк Англии, а также угольная промышленность, производство электроэнергии, газа, транспорт, некоторые др. отрасли.
Процесс постколониального развития сопровождался требованием развивающихся стран установить новый международный экономический порядок. Оно нашло выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о постоянном суверенитете над природными ресурсами (1962 год), закрепившей возможность национализации в целях обеспечения национальных интересов. В случаях национализации в соответствии с национальным законодательством и соблюдением правил международного права предусматривается возмещение собственнику национализируемого имущества.
Исторический опыт показывает, что национализация, как и обратный процесс - приватизация, являются мощными средствами решения проблем развития экономики и приносят положительный эффект, когда выступают как инструменты экономической политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.
Исторические источники:
Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954.
Важнейшую роль в создании социалистической собственности играют:
- национализация земли;
- национализация промышленности;
- национализация банков.
Рассмотрим их особенности.
Национализация земли
В соответствии с Декретом крестьянам было бесплатно передано свыше 150 млн. га земель, конфискованных у помещиков, монастырей, церквей, земель казенных и прочих. Общая площадь земель, которые находились после принятия Декрета в собственности и пользовании крестьян, выросла почти на 70 процентов. Также по Декрету крестьяне были освобождены от арендных платежей бывшим собственникам и от расходов на приобретение новой земельной собственности.
В условиях начавшейся военной интервенции и гражданской войны Советское государство приступило к объединению деревенской бедноты вокруг специально созданных организаций (комитетов бедноты), основными задачами которых должны были стать:
За свои услуги бедняки могли получить определенное вознаграждение в виде предметов первой необходимости и зерна, которые реализовывались со значительными скидками и вообще бесплатно.
Готовые работы на аналогичную тему
Конкретно этот прямой продуктообмен выразился в систему продразверсток, которая изымала у крестьянства не только излишки, но и запасы хлеба, необходимые для посева.
Таким, образом, национализация земель, водных и лесных ресурсов была осуществлена в интересах людей, трудящихся на земле. Позднее она станет экономической основой для проведения сельскохозяйственной кооперации.
Национализация промышленности
При проведении национализации в промышленности первым шагом стало принятие Декрета о рабочем контроле, в соответствии с которым сами рабочие должны были учиться управлять. Но принимаемые Декреты не всегда успевали за естественным ходом событий.
Рабочие, предоставленные самим себе, достаточно редко обладали необходимыми техническими знаниями, соответствующими промышленными навыками и дисциплиной, знаниями в области организации технического учета, без которые невозможно было осуществлять нормальную работу предприятия.
Были отмечены случаи, когда рабочие просто присваивали после захвата предприятия его средства, продавали оборудование и запасы, полученные деньги использовали в своих собственных интересах
В национализации промышленности выделяют несколько этапов:
На первом этапе (ноябрь 1917 — февраль 1918) для национализации были характерны быстрые темпы, широкая инициатива местных органов.
Во время первого этапа была проведена национализация более 800 предприятий и отдельных отраслей промышленности.
В ноябре 1917 года началась национализация предприятий крупной промышленности, под процесс национализации в первую очередь попали те частные предприятия, производство продукции которых была крайне важна для Советского государства, и те, владельцы которых проводили политику саботажа.
Второй этап национализации проходил в период с марта по июнь 1918 года. В этот период центром тяжести экономической и политической работы РСДРП явилось перенесение внимания с экспроприации частной собственности на укрепление уже завоёванных экономических позиций, организация системы социалистического учёта и контроля, организация систем управления социалистической промышленностью. Основная особенность второго этапа национализации – обобществление не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности, а также создание необходимых условий для национализации всей крупной промышленности. Так, были приняты 2 мая 1918 Декрет о национализации предприятий сахарной промышленности, 20 июня – Декрет о национализации предприятий нефтяной промышленности. Конференция представителей национализированных заводов машиностроительного комплекса, проходившая в мае 1918 года, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за второй период было передано в собственность государства более 1200 промышленных предприятий.
Третий, заключительный этап национализации начался в июне 1918 и закончился в июне 1919 года. Его основная характеристика – усиление организующей, руководящей роли СНК и его территориальных хозяйственных органов в проведении национализации.
В результате национализации промышленности была создана основа для индустриализации экономики молодого социалистического государства.
Национализация банков
Национализация банковской сферы определялась положениями двух законодательных актов – Декрета ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года, по которому все частные коммерческие банки были переданы в собственность государства, также была установлена монополия государства на организацию банковского дело. Декрет Совета Народных Комиссаров, изданный 23 января (5 февраля) 1918 года полностью и безвозмездно передавал капиталы частных коммерческих банков Государственному банку.
Окончательно процесс слияния национализированных частных коммерческих банков с Государственным банком России в единый Народный банк РСФСР был завершен к 1920 году. В процессе национализации были ликвидированы такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита. Национализация банков создала условия Советскому государству для успешной борьбы с голодом и разрухой.
Национализация царской банковской системы и частных коммерческих банков дала импульс для создания современной банковской системы Российской Федерации.
Просматривая историю некоторых мировых компаний можно заметить, что они были основаны в начале 20, а то и вовсе в 19 веке. В истории России таких компаний практически нет. Это связано с тем, что все фирмы, фабрики и заводы, основанные еще в Российской империи, были национализированы большевиками и переименованы.
В СССР также не любили вспоминать о том, что советская промышленность чем-то обязана буржуям-капиталистам. В этой статье я попробую ответить на два вопроса: как проходила конфискация имущества иностранцев большевиками, а главное – зачем им это было нужно.
Экономика России до 1917 года
Стремительное развитие экономики началось после реформ Александра II. После отмены крепостного права, в страну был допущен иностранный капитал. Британцы, немцы, французы и бельгийцы начали инвестировать деньги в различные сферы российской экономики с целью получения дохода.
В 1870-х заканчивается промышленный переворот, возникают монополии, развивается сеть железных дорог. Именно стремительное развитие российской экономики убедило Николая II к вступлению в Первую мировую войну. 1913 год, последний мирный год России и 300-летие династии Романовых, в дальнейшем был ориентиром для советской экономики.
Затяжная война оголила проблемы России, затем началась революция: сначала февральская, затем октябрьская. Политические деятели понимали, что для стабилизации кризисной российской экономики необходима реформа.
Для большевиков же частная собственность была препятствием для создания коммунистического общества. А учитывая, что она была не только частной, но ещё и иностранной ("страны империалисты") - национализация предприятий стала важным делом новой советской власти.
Ход национализации
Вопросы об изменении управления на фабриках поднимали ещё во Временном правительстве. Однако речь шла не о присвоении частной собственности, а о введении государственного управления на время кризиса и мировой войны. Для большевиков, которые пришли к власти в октябре 1917 года, вопрос о частной собственности носил не только экономическое, но и политическое значение.
Вместе с тем, провести массовую национализацию предприятий было сложно из-за того, что большевики изначально не контролировали всю территорию России, а также из-за того, что это могли использовать белые для антисоветской пропаганды. Именно поэтому национализацию проводили в несколько этапов.
- В ноябре 1917 года Совнарком национализировал все частные банки.
- В декабре 1917 был принят декрет о национализации железных дорог, речного и морского транспорта.
- В мае 1918 года национализировали сахарные фабрики и машиностроительные заводы.
- В июне 1918 года советская власть национализирует всю нефтяную отрасль и крупные предприятия во всех других сферах.
До лета 1919 года государственными также стали средние и некоторые мелкие предприятия.
В результате проведённых чрезвычайных мер, к 1920 г. из 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа, было национализировано 38,2 тыс. с числом рабочих около 2 млн человек, т.е. свыше 70% всех занятых в промышленности. К 1921 г. стало очевидно, что политика большевиков по централизации промышленности привела к экономическому упадку. Произошло уменьшение выпуска промышленной продукции, сокращение численности промышленных рабочих, падение производительности труда. В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) был объявлен переход к новой экономической политике (НЭПу).
В коллекции представлены декреты и проекты декретов по управлению промышленностью; теоретические работы председателей ВСНХ А. И. Рыкова и Ф. Э. Дзержинского о положении советской промышленности, её достижениях и планах развития; материалы промышленных переписей и постановления о них; переписка с ВСНХ о снабжении предприятий; протоколы заседаний Совета военной промышленности и изобразительные материалы.
Читайте также: