Начало перемен в политическом и государственном строе империи манифест 17 октября 1905 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) — законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название документа — Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. — дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.

Основные положения Октябрьского манифеста:

  • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;
  • в выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения — избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане;
  • Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом — Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.

Октябрьский манифест (Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка) – российский законодательный акт изданный императором Николаем II и обнародованный 17 октября 1905 года. Разработчиком документа стал С. Витте по личному распоряжению царя из-за непрекращающихся революционных выступлений народа.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Предпосылки манифеста

В 1900-1905 гг. в России оставалось большое количество не только экономических, но и политических проблем, требовавших высочайшего урегулирования. Страна остро нуждалась в изменении существующего политического строя.

Предпосылками для манифеста стали:

    права лишила сельское хозяйство и промышленность дешевой рабочей силы,
  • самодержавная система не смогла быстро перестроиться на новый тип экономики,
  • увеличение внутреннего долга страны,
  • плохой урожай зерновых,
  • неудачи России в военной сфере,
  • подрыв авторитета монархии.

Активизировалась работа партий и общественных организаций с революционными взглядами. Их умелая агитационная деятельность стала фактором, провоцирующим многочисленные забастовочные движения. Самыми яркими проявлениями народного негодования 1905 года стали:

Острая ситуация в стране требовала решительных действий императора Николая II.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Разработка манифеста

Видя напряженную обстановку вызванную Всероссийской политической стачкой император поручил графу Сергею Юльевичу Витте проанализировать и разработать документ который бы смог урегулировать сложную политическую обстановку в стране и удовлетворить обе стороны конфликта.

Витте представил государю документ, где было изложено не только положение дел в стране, но и разработана программа реформ. Основные советы Витте были:

  • ликвидация самодержавия,
  • дарование народы основных прав и свобод,
  • принятие Конституции.

Принятие Манифеста

Манифест включал в себя три пункта:

Населению России даровались все основные гражданские свободы — неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

К выборам в учреждённую Государственную думы теперь привлекались слои населения, которые ранее были лишены избирательного права (по проекту Государственной Думы от августа 1905 года) главным образом рабочие и городская интеллигенция.

С этого момент ни один закон в стране не может вступить в силу без одобрения Государственной думы.

Новое правительство, созданное после принятия манифеста — Совет министров возглавил Витте.

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры, ,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Второй созыв Думы

Дума второго созыва смогла проработать немногим больше 3 месяцев с 20.08 по 03.06 1907 года. Было избрано 518 депутатов, председателем стал Федор Головин. На заседаниях думы вновь рассматривались аграрные вопросы, причем именно этот созыв депутат отказался одобрить Столыпинскую реформу. Дума была распущена по приказу царя – Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против императора.

Третья Дума

Вместе с указом о роспуске II Думы было опубликовано и Положение о выборах в Думу третьего созыва, которое стало новым избирательным законом.

Выборы произошли осенью 1907 года, по их результатам было выбрано 441 депутат, председателями в разное время стали Николай Хомяков, Александр Гучков, Михаил Родзянко. Эта Дума поработала с 01.10.1907 по 9.06. 1912 года – всего состоялось 5 сессий. За время работы была принята Столыпинская аграрная реформа, рабочее законодательство, ограничена автономия Финляндии.

IV Дума

Последняя Государственная Дума империи проработала с октября 1912 по февраль 1917 года, всего состоялось пять сессий, из них 3 в период Первой мировой войны, работало 442 депутата. Основным решением органа стало поддержка участия России в Мировой войне. Была распущена Временным правительством в октябре 1917 года.

Итоги преобразований

Итогом государственных преобразований после манифеста 1905 года стали:

Создание Государственной Думы как законодательного органа государства.

Роспуск Второй Думы в июне 1907 — и введение нового избирательного закона без одобрения Думой, то есть нарушение октябрьского манифеста.

1907-1914 Третьеиюньская монархия – усиление преследования революционных выступлений, стремление восстановить полное самодержавие.

Союз царской власти с дворянами и крупной буржуазии.

Несмотря на то, что октябрьский манифест 1905 не принес никаких реальных изменений в сложной обстановке внутри страны, он впервые ограничил самодержавие и внес изменения в Основные государственные законы Российской империи и стал фактически первой Конституцией России.

Историческое значение манифеста

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.

Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.

Манифест от 17 октяря 1905

Предыстория

Начиная с января 1905 года, в России началась первая русская революция. С каждым месяцем революция становилась всё сильнее, и власть была вынуждена идти на уступки населению, чтобы сдержать натиск. Первая попытка удовлетворить народные массы - попытка создания Булыгинской Государственной Думы. Фактически это было копия манифеста от 17 октября за одним только исключением: Государственная Дума была не законодательной, а законосовещательной. Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года. Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью.

Положения манифеста

Манифест Николая 2 от 17 октяря 1905

Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие:

  • Дарование России политических прав и свобод.
  • Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа.
  • Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой

Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.

Закон о выборах в первую Госдуму

Всего создавалось 4 курии:

  • Городская. 1 выборщик на 4 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Землевладельческая. 1 выборщик на 2 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Рабочая. 1 выборщик на 90 тыс человек. Выборы трехступенчатые.
  • Крестьянская. 1 выборщик на 30 тыс человек. Выборы четырехступенчатые.

Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы.

Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. В этот орган власти 50% депутатов избирались, а 50% назначались Императором. При этом не менее 2/3 состава Верховной Палаты должны были быть помещиками.

Реакция общественности

Главный итог и главная позитивная реакция от Манифеста 17 октября 1905 года связаны с расколом антиправительственного лагеря на 3 группы:

Раскол в антиправительственного лагере получился достаточно сильным, поэтому дальнейшее развитие революции было хаотичным и малоэффективным, и после Манифеста октября 1905 революция пошла на спад.

Значение манифеста 17 октября

Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?

Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу - 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну.

Выборы в первую Государственную Думу

Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение? Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя.

Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку:

  • У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы.
  • Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.
  • У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу.

Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя.

Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге. Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге.

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

Предпосылки создания Манифеста

Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.

В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики. В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала. Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.

Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.

Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года

В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.

Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.

Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.

Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

Читайте также: