Начало нового искусства история 10 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.

Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.

Доисторическое искусство (~40 000–4 000 до н. э.)


Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.

Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.

Древнее искусство (~4 000 до н. э.–400 н. э.)


Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.

Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.

Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.

Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)


В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)


Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.

Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.

Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.

Маньеризм (1527–1580)


Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.

Барокко (1600–1750)


Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.

Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.

Рококо (1699–1780)


Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.

Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.

Неоклассицизм (1750–1850)


Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.

Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.

Романтизм (1780–1850)


Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.

Реализм (1848–1900)


Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.

Модерн (1890–1910)


Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.

Импрессионизм (1865–1885)


Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.

Постимпрессионизм (1885–1910)


Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.

Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.

Фовизм (1900–1935)


Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.

Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.

Экспрессионизм (1905–1920)


Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.

Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.

Кубизм (1907–1914)


Сюрреализм (1916–1950)


Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.

Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.

Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)


Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.

Оп-арт (1950–1960-е)


Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.

Поп-арт (1950-е–1960-е)


Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.

Арте повера (1960-е)


Минимализм (1960-е–1970-е)


Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.

Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)


Современное искусство (1970-е–наши дни)


1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.

История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Культурное пространство советского общества в 1920-е гг..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание: Параграф 14 Вопросы и задания на стр.122 Рабочая тетрадь №1.

План: Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового.

« Наши руки всему научатся Все загадки по нитке вытянем. Коммунизм у нас пол.

«Политика большевиков в духовной сфере, проводимая в 1917–1930-е гг., привела.

За Против Эмиграция из страны многих представителей старой интеллигенции Ликв.

В.И. Ленин: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейски.

Проблемный вопрос ! (стр.120) Каковы были основные пути осуществления культур.

Проблемный вопрос ! (стр.120) Каковы были основные пути осуществления культурной революции?

Партийный контроль над духовной жизнью

Партийный контроль над духовной жизнью

С победой Октябрьской революции 1917 г. наука и культура стали «частью общепа.

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Партийный контроль над духовной жизнью

После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой ж.

Август 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией Расстрел участ.

Август 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией Расстрел участников, в том числе и поэта Н.С. Гумилева Партийный контроль над духовной жизнью

Осенью 1922 г. из советской России было выслано около 200 неугодных власти ин.

Осенью 1922 г. из советской России было выслано около 200 неугодных власти интеллектуалов: в их число входили инженеры, экономисты, врачи, писатели, журналисты, юристы, философы, преподаватели. На двух пароходах тогда уместились почти все русские философы. Партийный контроль над духовной жизнью

Август 1922 г. – советское правительство выслало из страны многих деятелей ку.

Август 1922 г. – советское правительство выслало из страны многих деятелей культуры и науки Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков А.А. Кизеветтер П.А. Сорокин Партийный контроль над духовной жизнью

Л. Д. Троцкий: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было пов.

Черты новой социалистической культуры партийный контроль над духовной жизнью.

Черты новой социалистической культуры партийный контроль над духовной жизнью общества внедрение в массовое сознание единственной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния партии приспособление всех средств воздействия на сознание людей Партийный контроль над духовной жизнью

1922 г. – образование специального цензурного комитета Главлита, а затем Глав.

1922 г. – образование специального цензурного комитета Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Партийный контроль над духовной жизнью

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художествен.


ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населе.

ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска. 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность? Задание - работа с документом, стр.78

2. Сменовеховство.

Сменовеховство Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начал.

Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью.

Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества. Н.В.Устрялов – идеолог сменовеховцев Сменовеховство

Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволя.

Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: А.Н. Толстой С.С. Прокофьев М.И. Цветаева М. Горький Сменовеховство

Подчеркните правильные ответы Задание 3 - раб. тетрадь, стр.68

Подчеркните правильные ответы Задание 3 - раб. тетрадь, стр.68

До 1925 г. культура благодаря внутрипартийной борьбе развивалась в условиях о.

Новые тенденции в области художественной культуры Пролеткульт РАПП (Российска.

Литература 20-х годов Воспевание революционной романтики, исследование жизнен.

Писатели нового поколения С.А. Есенин М.А. Шолохов Д.А. Фурманов И.Э. Бабель

Писатели нового поколения С.А. Есенин М.А. Шолохов Д.А. Фурманов И.Э. Бабель

В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная нов.

Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов Задание 2 - раб. тет.

Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов Задание 2 - раб. тетрадь, стр.68

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество еще од.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) Мы многое еще не сознаем, Питомцы лен.

Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира. Она обнажала противоречия вре.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изо.

В архитектуре наибольшее признание в 1920-е годы получил конструктивизм, разв.

И.Голосов. Клуб им.Зуева 1928. К.Мельников. Клуб им.Русакова 1927-1929

И.Николаев.Дом-коммуна на ул. Орджоникидзе.1929 М.Гинзбург,И.Милинис.Дом Нарк.

А.Щусев. Второй деревянный мавзолей В. И. Ленина. 1924-1926 Начало «нового ис.

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы. Нача.

В.Шухов. Радиобашня на Шаболовке.1922 Н.Морковников, В.Веснин. Поселок Сокол.

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановлен.

Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший себя не то.

Окна сатиры РОСТА (1919-1921)

Окна сатиры РОСТА (1919-1921)

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды 1918 г. по всей с.

Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр. В начале 20-х гг. им были со.

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «револю.

Выступая против авангардизма других творческих объединений, АХРР выдвинула ло.

Бродский И. Расстрел 26 бакинских комиссаров.1925-1926 Начало «нового искусст.

Бродский И. В. И. Ленин на фоне Кремля.1924 М.В. Фрунзе на маневрах. 1929 Нач.

К.Петров-Водкин. Фантазия. 1925 Б.Кустодиев.Большевик.1920

К.Петров-Водкин. Фантазия. 1925 Б.Кустодиев.Большевик.1920

Общество художников-станковистов (ОСТ) творческое объединение московских худ.

А.Дейнека.Текстильщицы.1927 Ю.Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию! 1927 Начало «.

В.Фаворский. Портрет Ф.Достоевского.1929 В.Фаворский. Фронтиспис к собранию с.

Общество московских художников (ОМХ) Возникло в 1927 в результате объединени.

Фальк Р. Автопортрет в желтом.1924 Фальк Р. Дом у моря.1925 Куприн А. Днепроп.

Фальк Р. Автопортрет в желтом.1924 Фальк Р. Дом у моря.1925 Куприн А. Днепропетровск. Коксогазовый завод.1930

Осмеркин А. Цыганка-солистка. 1927 Лентулов А. Две женщины.20-е гг. Машков И.

Осмеркин А. Цыганка-солистка. 1927 Лентулов А. Две женщины.20-е гг. Машков И. Портрет женщины в голубом.1927

Машков И.

В 1928—29 Общество пополнилось членами московских художественных группировок.

ОМХ постоянно подвергалось нападкам со стороны официозных группировок и Нарко.

Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта -.

Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михай.

Установите соответствие Задание 4 - раб. тетрадь, стр.69

Установите соответствие Задание 4 - раб. тетрадь, стр.69

значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и о.

значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и общедоступной в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры Плакат. 1920 год. Автор: А. Радаков. Выводы

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.


На смену сумрачному Средневековью пришла интересная эпоха, вошедшая в историю под названием Новое время. Она во многом предопределила события современности, способствовала развитию общественного самосознания, науки, технического прогресса.


Направления культуры Нового времени

Культура Нового времени охватывает временной отрезок, начиная с конца XVII века и вплоть до ХХ века.
Данную эпоху принято делить на два больших этапа:

  • Эпоха Просвещения. Охватывает XVII и XVIII века. Толчком к началу ее развития послужил отказ общества от укоренившегося феодального образа жизни и переход к демократическому строю.

Основная цель эпохи Просвещения или века Разума – это образование не отдельных слоев общества, а всего народа. Именно благодаря этой идее стало возможным развитие прогресса во многих отраслях промышленности, научных знаний, медицины, искусства.

Эпоха Просвещения охватила много стран, и этот период ознаменовался тремя важнейшими революциями: промышленной в Англии, политической во Франции и философско-эстетической в Германии.

Образование в эпоху Просвещения

Рис. 1. Образование в эпоху Просвещения.

Одной из главных особенностей эпохи Просвещения – это внедрение в общество понятия равенства. Осознание того, что абсолютно все люди, независимо от их социального статуса, образования и толщины кошелька, равны между собой, позволило в корне изменить образ мышления людей. Идеалом этой эпохи стал человек, предприимчивый, образованный, трудолюбивый, сдержанный.

  • Культура ХIХ столетия. Для этого периода характерны глобальные изменения в общественно-политической жизни. Во многих государствах вспыхивают народные выступления, буржуазные революции. Так народные массы боролись с политической и социальной несправедливостью.

Менялась не только структура общества, но и научная сторона жизни. Промышленная революция и многочисленные научные открытия создали предпосылки для зарождения и развития индустриального социума. Так класс предпринимателей требовал новой организации производства, поэтому машины стали активно внедряться на заводах и фабриках. Заказы на технические новинки делали людей богатыми. Так английский изобретатель Ричард Тревитик в 1802 году получил свой патент на паровоз.

Основные черты

Эпоха Нового времени была довольно противоречивой, поскольку людям необходимо было сменить привычный консервативный уклад жизни на совершенно новый мобильный, принять все изменения, происходившие в обществе, культуре, науке.

Читайте также: