Начало культурной революции 1917 кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках, где до революции уровень грамотности составлял 2—8 %. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78—83 %. К 1939 грамотными были уже 81 % граждан СССР, в том числе 91 % мужского населения и 73 % женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.

Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть. В 1928 число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 — уже 810 тыс. человек, из них более 200 тыс. обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период 1-й пятилетки, 152 тыс. в 1940 оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы 2-й пятилетки, в 1940 руководящие посты занимали 266 тыс. человек.

В 1930-е осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928—1940 с 34,5 тыс. до 118 тыс., профессиональных театров — с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.

Лит.: Земцов Б. Н., Данилевский И. Н., Шубин А. В. История России для студентов технических вузов. М., 2013; Крупская Н. К. На путях культурной революции. М.–Л., 1927; Луначарский А. В. Культурная революция и общественность. М.–Л., 1929; Развитие социалистической культуры в союзных республиках. М., 1962; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М.–Л., 1940; Шенталинский В. А. Рабы свободы. М., 2009.

Начало периода двоевластия – одновременного существования Советов и Временного комитета 4 Государственной думы.

Отречение Николая 2 от престола.

Образование Временного правительства.

Смена государственного строя в стране.

Февраль-март 1917 года – Февральская буржуазная-демократическая революция. Итоги: Ликвидация монархии. Открыт путь для демократического изменения страны. Образование двоевластия.

Министр иностранных дел П.Милюков заявил, о том, что Россия будет продолжать войну. Вэто время Ленин выдвигает лозунг “Мир без аннексий и контрибуций”

Апрельский кризис Временного правительства. Массовые антиправительственные митинги. Создание нового коалиционного правительства

Июльский кризис Временного правительства: Демонстрация под лозунгами “Долой Временное правительство” была расстреляна властями.

Привело к ликвидации двоевластия и репрессиям против большевиков.

26 июля -3 августа

6 съезд РСДРП (большевики).

Взят курс на вооруженное восстание.

Попытка военного мятежа под руководством Корнилова.

Углубление социально-экономического кризиса. Усиление позиций большевиков и начало большевизации Советов.

ЦК РСДРП принимает решение о взятии власти.

Переход Петроградского гарнизона на сторону Петроградского Совета и Военного Революционного комитета.

Захват отрядами Красной Гвардии стратегических объектов города

Начало захвата власти.

Воззвание Военного Революционного комитета к гражданам России. Открытие 2 съезда Советов

Приняты Декреты о мире и Земле. Провозглашена Республика Советов. Образованы новые органы власти – СНК (правительство) и ВЦИК.

Штурм Зимнего Дворца. Арест Временного правительства.

Фактический захват власти большевиками.

В октябре 1917 года политический кризис в России завершился октябрьским восстанием и захватом власти партией большевиков. Законность этому событию придали решения 2 съезда Советов. Они закрепили единовластие Советов. При этом новая власть не исключала окончательного решения о власти на Всероссийском Учредительном собрании.

Захватив власть и отстояв ее в гражданской войне и противодействии интервенции, большевики должны были решать экономические проблемы страны. Важнее всего было восстановить и модернизировать промышленность – этого требовала неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. Но для такой работы нужны были грамотные специалисты, а значительная часть старых кадров эмигрировала и была настроена антисоветски.

Нужно было также закреплять в сознании масс коммунистическую идеологию и новые системы ценностей, менять общественное сознание. Для этого требовалась хорошо работающая система образования и развитая культурная сфера, работающая под определенный заказ. С целью получения всего этого советским руководством и был реализован целый комплекс мер, известных под общим названием культурной революции. Этот термин обычно относят к периоду от победы Октября и до начала Великой Отечественной.

Культурные проблемы России и задачи культурной революции

Хотя имперский период российской истории дал миру множество настоящих художественных шедевров и ценнейших научных открытий, в целом уровень культуры среднего россиянина нельзя было назвать высоким. Существовало огромное неравенство, различие в культурном уровне между представителями правящих классов и низшими слоями. При этом и многие деятели культуры принадлежали к правящему классу, и в этом качестве восприняли революцию негативно. Соответственно, Советская власть должна была решать как проблему низкого культурного уровня масс, так и вопрос нехватки тех, кто способен культуру массам нести.

Основные культурные проблемы после революции

Российское население перед революцией в массе своей имело очень низкий образовательный уровень. Хотя престижные учебные заведения империи давали замечательную подготовку, учиться в них могли немногие. Перепись 1920 года показала, что в РСФСР почти 60% населения от 8 лет и старше являются неграмотными и малограмотными (то есть читают отдельные слова по слогам и не умеют писать). В национальных регионах ситуация была еще хуже.

До революции в стране хватало технических, научных и педагогических кадров для имевшихся тогда запросов. Но после революции возник острый кадровый дефицит. Часть старой интеллигенции либо погибла, либо враждебно восприняла революцию и эмигрировала. Советская власть (не без некоторых оснований) не доверяла и многим из тех, кто остался в России. Однако для руководства предприятиями, инженерных работ, грамотного ведения пропаганды и повышения образовательного уровня масс требовались квалифицированные кадры.

Неграмотные красноармейцы на уроке

Задачи культурной революции

Сказанное позволяет понять, какие задачи стояли перед культурной революцией. Масштаб этих задач впечатляет.

  1. Ликвидировать безграмотность и малограмотность взрослых, обеспечить всеобщее обучение детей. Устранить разницу в уровне грамотности между городом и деревней, между мужчинами и женщинами.
  2. Найти и подготовить достаточное количество педагогических кадров для выполнения предыдущей задачи, а также для организации обучения на всех следующих уровнях. Требовалось расширение количества ВУЗов и специальностей в них, и эти заведения тоже нужно было комплектовать кадрами.
  3. Восстановить подготовку специалистов по направлениям, важным для экономики и государственного строительства; создать системы подготовки по ранее отсутствовавшим профилям.
  4. Обеспечить возможность свободного доступа к образованию любого уровня выходцам из бедных слоев населения.
  5. Устранить из образования (и, насколько возможно, из культурной жизни вообще) религию и идеологии, враждебные советскому строю.
  6. Сформировать культурную среду, основанную на советских общественных ценностях.
  7. Обеспечить доступность искусства народу, причем в такой форме, чтобы это способствовало делу пропаганды.
  8. Восстановить работу научных учреждений и сформировать новые отрасли с учетом практических потребностей, а также необходимости научного обоснования и укрепления советского строя.

Советская власть сумела полностью или хотя бы частично выполнить все эти задачи. Это способствовало огромному культурному прогрессу СССР, стремительному росту культурного уровня его граждан. Однако советская культурная политика способствовала и идеологизации культуры, сужению ее возможностей.

Создание советской системы образования

Образование, подготовка кадров выступали первоочередной задачей культурной революции. И уже в этот период были сформированы основы советской образовательной системы, до сих пор считающейся одной из лучших в мире.

Кампания по ликвидации неграмотности

Низкий уровень грамотности взрослого населения был главной проблемой – кадры для углубленной подготовки просто не из кого было набирать. Неграмотные работники не годились для сколько-нибудь сложных производственных операций. Поэтому ликвидация неграмотности взрослых и обеспечение всеобщего обучения грамоте детей были самой важной культурной задачей.

Плакат кампании ликвидации безграмотности

Обучение взрослых начало внедряться еще во время гражданской войны. Им занимались комиссары и комсомольские лидеры в частях Красной армии, грамотные сотрудники на предприятиях. В 1919 году был принят соответствующий декрет, а на следующий год создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Но массовым явление тогда не стало.

Но после окончания войны вопросу стали уделять куда больше внимания. Для обучения взрослых задействовали кого только можно: коммунистов и комсомольцев, имевших хотя бы начальное образование, студентов, даже школьников. Нередкими были случаи, когда 12-летний пионер обучал группу взрослых рабочих или крестьян.

Переход ко всеобщему образованию

Одновременно решался вопрос всеобщего обучения детей. Изначально речь шла только об обязательном начальном образовании для тех, кому от 7 до 14 лет. С ходом времени и налаживанием ситуации в стране подход менялся: сперва обязательный уровень подняли с 3 до 4 лет, а в 1937-м году обязательным для детей стало 7-летнее образование.

Урок в советской школе конца 1920-х годов

Развивалось обучение на национальных языках. Для некоторых языков, ранее не имевших письменности, были созданы алфавиты. В национальных республиках проводилась (1920-е годы) политика коренизации, в рамках которой изучались родные язык, литература, история.

Среднее образование до войны (и первые годы после) было платным. Среди школ (особенно сельских) преобладали начальные и 7-летки. Однако школьника могли освободить от оплаты: за отличную учебу, активную общественную позицию или какие-то заслуги родителей. Успевающих сельских учеников принимали в городские средние школы, и нередко государство помогало им с жильем.

Большим достижением советской системы образования периода культурной революции стала стандартизация школьных программ. Во всех школах страны учили одно и то же в одно время по одинаковым учебникам. Это позволяло детям из разных регионов на равных переходить на более высокие ступени обучения. В школах установили строгую дисциплину и ежегодные экзамены для оценивания знаний. Неуспевающих оставляли на второй год, и это считалось позором.

Поскольку в стране не хватало школ, первое время занятия проводились в неприспособленных помещениях (часто для этой цели занималась церковь), но далее государство начало массовое школьное строительство. Только за 1933-1937 гг. в СССР ввели в эксплуатацию 20 тыс. новых школ.

В качестве дополнительного метода обучения гражданам предлагались разнообразные популярные лекции. Их посещали и взрослые, и дети более старшего возраста. Лекторы выступали в домах культуры, в школах, на предприятиях, в партийных, комсомольских и пионерских организациях. В больших количествах открывались библиотеки и так называемые избы-читальни, где, в числе прочего, проводились коллективные чтения.

Агитплакат с призывом записываться в библиотеки

Высшее образование

В этой сфере культурная революция состояла в обеспечении доступа к высшему образованию лицам пролетарского происхождения, обеспечения идейной составляющей и расширения круга специальностей, важных для экономики. Следовало не только восстановить убыль специалистов в результате революции и войны, но и увеличить их число.

Для увеличения числа студентов открывались рабочие факультеты (рабфаки). Там за короткое время молодых людей рабоче-крестьянского происхождения подготавливали к обучению в вузе. Это не было полноценным средним образованием (ибо изучались не все предметы), но уровень абитуриентов заметно повышался. На рабфак можно было поступить с любым начальным уровнем подготовки. Обычно туда рекомендовала партийная или советская организация.

Открывались новые учебные заведения, преимущественно технические и педагогические. Появились и сельскохозяйственные специальности. Если в 1928 году в стране было 170 тыс. студентов, то к 1940-му их стало более 800 тыс. Для занятия руководящего поста уже недостаточно было революционного прошлого и рабоче-крестьянского происхождения – требовалось профильное образование. Действующие руководители, не имевшие образования, почти принудительно (в рамках партийной дисциплины) направлялись на обучение.

Для пополнения преподавательского состава был создан Институт Красной профессуры (да, его работа была довольно сильно идеологизирована, но все равно это заведение поспособствовало научной карьере многих специалистов области общественных наук). Власть старалась сохранять и старые кадры, улучшая условия жизни преподавателей вузов и ученых, предоставляя им различные льготы. Работа сразу же предоставлялась и тем, кто изъявлял желание вернуться из эмиграции.

Особенности развития науки

Культурная революция в науке характеризуется двумя особенностями: подчинением естественного и технического сектора нуждам экономики и обороны и идеологизацией общественных дисциплин. Хотя эти факторы действительно тормозили научный прогресс, само внимание к ним властей было вполне понятно в существовавших тогда условиях.

Военная угроза существованию советского строя – не пропагандистская выдумка. СССР действительно воспринимался в мире негативно, и прочие государства планировали его силовое уничтожение. Восстановление и развитие промышленности было невозможно без исследований ресурсных возможностей и разработки новых технологий. Идеологически же большевики действовали аналогично прочим политическим силам – стремились максимально распространить собственную идеологию и дискредитировать оппозицию, используя админресурс.

Один из идеологических лозунгов культурной революции

От работы отстранялись, а иногда и изгонялись из страны представители интеллигенции, несогласные с таким подходом. Уже в начале 1920-х годов из РСФСР выслали примерно 200 представителей интеллигенции – в основном философов и юристов (справедливости ради, они все действительно были настроены к Советам враждебно, хотя не обязательно делали эту враждебность практикой).

Коллектив

Культурная революция и искусство

По мнению большевистских руководителей, искусство также должно было играть важную роль в пропаганде. Соответственно, ограничивалось количество допустимых для отображения тем, и раскрываться они должны были в строго определенном ключе.

Доминирующим стилем был объявлен социалистический реализм, рассматривающий действительность через призму революционной борьбы и классовых интересов. Он был известен и до Октябрьской революции (создателем социалистического реализма считается участник Парижской Коммуны писатель Жюль Валлес, умерший в 1882 году), но только в СССР стал фактически обязательным. Тем не менее, в рамках социалистического реализма было создано множество истинно великих произведений искусства.

Афиша одного из лучших советских фильмов

В 1920-х годах при обращении к историческим темам следовало изображать прошлую действительность исключительно в мрачных тонах (за исключением народного и революционного движения). В 1930-е годы подход поменялся – теперь следовало в основном положительно оценивать тех деятелей, кто стремился к реформам или отличился в защите России от внешнего врага. Так в числе популярных в советском искусстве личностей появились Петр Великий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов и даже Иван Грозный.

Итоги и значение культурной революции

Несмотря на идеологические перегибы, культурная революция в СССР обеспечила стране огромный прорыв в сферах науки и образования. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране (то есть с учетом Дальнего Востока, Крайнего Севера, Средней Азии…). Не охваченных школьным образованием детей фактически не осталось.

Советским гражданам был обеспечен хороший доступ к высшему образованию. Хотя вопрос происхождения или какие-то провинности родственников могли помешать абитуриенту, все же эти факторы срабатывали не так уж часто. А унификация школьных программ по всей стране открывала способным молодым людям из глубинки дорогу к быстрому социальному росту и получению через образование хороших должностей. Появились специалисты новых направлений: агрономы, инженеры-химики, авиаконструкторы.

Некоторые научные достижения культурной революции

Наука жестко подчинялась идеологии и потребностям экономики и обороны. Однако это не помешало сделать немало полезных открытий и изобретений. Разработки советских конструкторов1930-х годов сыграли большую роль в разгроме гитлеризма, а результаты исследований Арктики и природных богатств Сибири используются и сейчас. Идеологическое давление действительно обеднило философию и общественные науки; хуже всего было то, что идейная оппозиционность могла стать причиной для уголовного преследования.

В целом оценки культурной революции и сейчас являются в основном положительными. Хотя в способах ее проведения было много сомнительного, но эти недостатки компенсируются явным успехом в повышении общего культурного уровня и образованности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее лишенцы, пролетарии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее лишенцы, пролетарии.

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее
лишенцы, пролетарии, номенклатура, кулаки, бедняки,фаланстеры
2. Для решения какой проблемы была создана Детская комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским?
3. Что такое буржуйки? Почему их стали использовать во время и после революции в городских квартирах?

По определениям определите тему урокаКоренной переворот, перелом в жизни насе.

По определениям определите тему урока
Коренной переворот, перелом в жизни населения
В широком смысле – все, что создано руками человека

§ 12. революция и культура

§ 12. революция и культура

План:1. Интеллигенция и революция. 2. Большевистское руководство культурой 3.

План:
1. Интеллигенция и революция.
2. Большевистское руководство культурой
3. Культура и коммунистическая пропаганда.
4. Образование и наука
5. Борьба с религией и церковью

I. Интеллигенция революция.К середине 1920-х гг. за границей оказались многие.

I. Интеллигенция революция.
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал
Ряд выдающихся деятелей культуры ушли в глубокую духовную оппозицию
А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков
Оборона Петрограда. Художник А. А. Дейнека. 1928 г.

Расстрел Гумилева Н.С.

Расстрел Гумилева Н.С.

Н.С.Гумилев

II.Большевистское руководство культуройСреди врагов социалистической революци.

29 октября 1918 г. был создан комсомол

29 октября 1918 г. был создан комсомол

III. Культура и коммунистическая пропаганда

III. Культура и коммунистическая пропаганда

Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, возд.

Д. Моор

В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в ч.

IV. Образование и наукаОсень 1918 г. Единая трудовая школа

IV. Образование и наука
Осень 1918 г. Единая трудовая школа

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.Про.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота
При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки)
Так началось формирование советской интеллигенции.

V. Борьба с религией и Церковью Большевики ставили перед собой цель воспитать.

Октябрь 1918 – арест Тихона

Октябрь 1918 – арест Тихона

Домашнее задание параграф 12, составить тест из 7 вопросов по теме подготови.

параграф 12, составить тест из 7 вопросов по теме
подготовить пересказ одного из пунктов параграфа

Читайте также: