Начало династии сефевидов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сефеви́ды (перс. دودمان صفویان ‎, Dudmân-e Safaviyân [3] азерб. صفوی‌لر, Səfəvilər ) — тюркоязычная [4] [5] [6] шахская династия, правители Сефевидского государства. Правили с начала XIV века районом Ардебиль на севере Ирана, а в 1501—1722 и 1729—1736 годах — всей территорией Ирана [1] [7] [8] [9] [10] .

Первым властителем из этой династии был Исмаил I (1501—1524 годы), родившийся в городе Ардебиль в Иранском Азербайджане. Заручившись поддержкой местных кызылбашей [11] , Исмаил после победы над Алванд-ханом, правителем туркоманского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом [12] .

Изначально контролируемая им территория ограничивалась лишь Азербайджаном, но в течение последующих 10 лет он объединил под своей властью большую часть Ирана, а также присоединил к своему государству соседние иракские провинции Багдад и Мосул [13] [14] .

Созданное государство чаще всего называлось Доулет-е Кызылбаш (Кызылбашское государство) [15] [16] [17] . Также использовались названия Кызылбашское королевство и Кызылбашское владение, а шах носил титул кызылбашского падишаха [18] .

Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан.

Основание Сефевидского государства

Все земли в Персии считались собственностью родовой землевла­дельческой знати (оседлой и кочевой). Большинство населения — земледельцы-общинники и члены кочевых родов — платили им около 1/5 урожая и приплода скота. Города были столицами правителей и знат­ных родов, которым ремесленники и торговцы продавали все необхо­димое. Благодаря утонченному вкусу знати за пределами страны славились персидские ковры и халаты; до­спехи, щиты, шлемы и сабли с золотыми и серебряными украшениями; медные кувшины, золотые блюда и другие пред­меты роскоши.

Сефевидское государство в 16 веке

Сефеви́ды (перс. صفویان ‎ - Safaviyân; азерб. Səfəvilər, صفوی‌لر ; осм. دولت صفویه ‎ — Devlet-i Safeviyye )— иранская [6] шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля Иранскoй провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу [источник не указан 23 дня] , с 1502 [источник не указан 23 дня] по 1722 гг. всем Ираном [7] [8] [9] [10] [11] . Основателем династии был Исмаил I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Сефевие, родом из Ардебиля в Иранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана [12] [13] . Исмаил далее подчинил себе весь Иран и в мае 1502 года короновал себя шахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан.

Содержание

Происхождение Сефевидов

Впоследствии Сефевиды тюркизировались и приняли тюркский язык в качестве родного, [22] [26] хотя, по мнению В. Минорского, они также владели и персидским, как родным [2] . По мнению ряда советских историков, первые шейхи Сефевиды жили в Ардебиле и их родным языком был азербайджанский (тюркский) [27] . Некоторые представители династии писали стихи на азербайджанском тюркском языке и на фарси [28] [29] . В частности, основатель династии Исмаил I, писавший стихи под псевдонимом Хатаи, считается классиком азербайджанской поэзии, а шах Аббас II также писал тюркские стихи под псевдонимом Тани.

Языковая ситуация

Сефевиды при Исмаиле I



При Исмаиле государственные наместники назначались исключительно из тюрков-кызылбашей. Кызылбаши, изначально фанатично преданные Исмаилу, были представителями тюркских племён Анатолии и Азербайджана; при их же содействии он и его преемники могли выдерживать, иногда даже победоносно, беспрестанные натиски тюрков-суннитов: с востока — шейбанидов (Хивы и Бухары), с запада — османских турок.

К 1508 г., сделавшись владетелем всех земель государства Ак-коюнлу Узун-Хасана (также деда Исмаила по материнской линии), Исмаил стал соседом прежних владений Бейкары, занятых шейбанидами, и вступил с ними в войну; в 1510 г. шейбаниды были изгнаны из Хорасана в Трансоксанию. С Турцией началась война из-за того, что султан Селим I казнил 40 тысяч шиитов, живших в подвластной ему Анатолии (1513) [источник не указан 21 день] . В 1514 г. близ местечка Чалдыран Селиму удалось разбить сефевидскую армию и захватить Тебриз. Однако ввиду чрезвычайно холодной зимы 1514—1515 гг., а также изнурения османского войска, Селим I не продолжил вторжение в Иран и покинул Азербайджан, ограничившись взятием Восточной Анатолии и Месопотамии. После смерти Селима (1519) Исмаил завоевал Грузию, однако фанатичная вера кызылбашей в непобедимость Исмаила сильно пошатнулась после поражения Сефевидов в вышеуказанной Чалдыранской битве.

От Исмаила до Аббаса Великого (1524—1587)

При шахе Тахмаспе I (1524—1576) османские турки в 1534 г. завоевали Восточную Анатолию до озера Ван и Ирак с Багдадом и шиитскими святынями Неджефом и Кербелой, а в 1549 и 1554 г. несколько раз производили разорительные нападения на Азербайджан (пришлось перенести столицу из Тебриза в более защищенный Казвин); на восточной границе шла изнурительная война с шейбанидами. В 1555 году был подписан мир с турками, по которому сефевиды признали османские завоевания.

Дети Тахмаспа — Гейдар (1576), Исмаил II (1576—1577), полуслепой Мохаммад I Худабенде (1577—1586) — возводились и свергались кызылбашами; извне нападали на страну шейбаниды и турки, овладевшие Азербайджаном. В 1582 г. хорасанские кызылбаши провозгласили шахом младшего сына Мохаммеда, своего хорасанского наместника, талантливого Аббаса, и через четыре года доставили ему престол.

Расцвет Сефевидского государства при Аббасе I Великом



Шейбаниды были разбиты при Герате в 1597 г., для предупреждения их набегов были устроены на Атреке, в Мерве, сильные пограничные поселения из курдов и тюрков-каджаров (кызылбашей). В ходе одной войны против османов были отвоеваны к 1607 г. Азербайджан, Ширван и Грузия, а в ходе следующей, в 1623 г. — Багдад с Неджефом и Кербелой; багдадские сунниты были перебиты. Желание найти союзников против Турции, а также споры с португальцами и англичанами из-за острова Хормуса и соседней гавани при Ормузском проливе, Гамрун (с 1622 г. Бендер-Аббас), были причиной дипломатических сношений Персии с Западной Европой. Внутри государства Аббас старался поднять торговлю, строил много дорог (шоссе на 400 верст через весь Мазандеран до Астрабада), мостов, караван-сараев, базаров. Новая столица, Исфахан, была украшена, обустроены Казвин и священный Мешхед. Хоть сам шах не был строгим мусульманином (например, любил вино), но к религиозным вопросам относился внимательно и докончил организацию шиитской иерархии, начатую Исмаилом I. В семье Аббас был тираном, из подозрительности велел убить старшего сына, двух других ослепил, а внука-наследника ослаблял опием и, таким образом, был причиной вырождения своего потомства.

После Аббаса



Сефи I (1628—1641) — внук Шах Аббаса был жестоким тираном, взойдя на престол казнил лучших людей своего государства. Годы его правления были ознаменованы большими территориальными потерями, великий могол Шах Джахан отнял у Сефевидского государства Кандагар, а турецкий султан Мурад IV — Багдад (1638). Эта битва за Багдад была последним военным сражением между Османской империей и Государством Сефевидов и привела к потере Сефевидами контроля над всей Месопотамией. После этого шиитам около 200 лет нельзя было спокойно ездить в Кербелу, а доступ в Мекку был ограничен.

Аббас II (1641—1666) был кроток и веротерпим; он был занят только гаремом и вином, но государственные дела шли удачно под руководством хороших министров; Кандагар был возвращён. Сефевидское государство все ещё процветало, о чём свидетельствовали европейские путешественники, посетившие Иран [35] .

Кое-как порядок держался и при Сефи II Солеймане (1666—1694), хотя этот болезненный человек, предававшийся роскоши, гарему и пьянству, каждый день производил казни и увечья, а границы страдали от набегов.

Последний сефевид, Солтан Хусейн (1694—1722), подпал под влияние духовенства. Это не нравилось ни войску, ни населению, так как муллы воздвигли гонение на суфиев, мистические стремления которых шли вразрез с иерархическим шиизмом.

Афганское завоевание и после него

Затем начался упадок, и в конце концов Иран стал жертвой нашествия афганцев (афганцы взяли Исфахан в 1722 году, возведя на престол своего вождя Махмуд-хана). Это сопровождалось вторжением турок с запада и русских с севера. В такой ситуации последний сефевидский шах, ещё имевший долю реальной власти — Тахмасп II, был свергнут и затем убит (вместе с малолетним сыном Аббасом III) своим полководцем Тахмасп-кули-ханом, известным под именем Надир-шаха. В середине XVIII века Сефевиды номинально вернулись на некоторое время на престол, тогда как фактически от их имени правила династия Зендов. Окончательно с призраком их власти покончил Ага-Мухаммед-хан, основавший династию Каджаров.

См. также

Примечания

В 16 веке, тюркоязычная семья Сефевидов из Ардебиля в Азербайджане, вероятно, тюркизированного иранского (возможно, курдского), происхождения, завоевала Иран и утвердила тюркский в качестве языка суда и армии, так он ввиду своего высокого статуса и широкого контакта с местными языками повлиял на разговорный персидский; в то время как письменный персидский, язык высокой литературы и гражданской администрации, остается в практически неизменном состоянии. // In the 16th century, the Turcophone Safavid family of Ardabil in Azerbaijan, probably of Turkicized Iranian (perhaps Kurdish), origin, conquered Iran and established Turkic, the language of the court and the military, as a high-status vernacular and a widespread contact language, influencing spoken Persian, while written Persian, the language of high literature and civil administration, remained virtually unaffected in status and content.

The Azeri Turks are Shiʿites and were founders of the Safavid dynasty.

С точки зрения национальной идеологии азербайджанского народа, а также традиций азербайджанской государственности, государство Сефевидов занимает особое место. В частности, Сефевидское государство, объединившее весь Север-Юг, Восток-Запад исторического Азербайджана, было самым большим и могущественным национальным государством азербайджанских тюрков в истории. Но какого было их происхождение? Вопрос глупый — конечно тюркское. Но к сожалению до сих пор в некоторых пропагандистских кругах неудачно пытаются поставить очевидный факт под сомнение. Об этом и пойдет сегодня речь в данной статье.

Кто такой шейх Сефиаддин Исхак Ардебили?

Существуют различные мнения об этническом происхождении династии Сефевидов , хотя большинство авторитетных авторов справедливо признают их тюркское (азербайджанское) происхождение . В наших дальнейших статьях будут приведены весомые доказательства относительно этого тезиса ( хотя чего тут доказывать? ).

Выдающийся востоковед, академик В. Бартольд , основываясь на исторических источниках, справедливо утверждал, что шейх Сефиаддин имел тюркское (азербайджанское) происхождение . Другой русский ученый, профессор И. Петрушевский , также поддерживал идею тюркского происхождения Сефевидов . Но давайте сначала взглянем на прочие концепции.

Концепция об арабском происхождении Сефевидов

Концепция о курдском происхождении Сефевидов

Однако доказав , что Шейх Сефиаддин не является арабом по происхождению, тот же А. Кесрави также усомнился в его тюркском происхождении и предположил, что тот был курдом . Другие иранские историки С. Рахимзаде и Н. Шейбани не обращая внимания на откровенную слабую аргументацию А. Кесрави , всего лишь соглашаются с мнением последнего.

Вышеперечисленные точки зрения мягко говоря не терпят критики. И все-таки предположение о том, что династия Сефевидов всегда имела конкретно курдское происхождение , не основывается ни в никаких исторических надежных источниках .

Концепция о тюркском происхождении Сефевидов

Таким образом, возвращаясь к началу статьи, мнение авторитетного академика В. Бартольда о принадлежности шейха Сефиаддина к тюркскому (азербайджанскому) этносу более верно и не может вызвать никаких сомнений.

Очевидные факты

Читайте также: