Начальник подразделения дознания кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к Статье 40.1 Уголовно-процессуального кодекса

2. К основным полномочиям, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит:

1) изъятие уголовного дела у дознавателя и передача данного уголовного дела другому дознавателю. Основания изъятия уголовного дела у дознавателя могут быть всевозможные. Но в первую очередь они связаны с положениями УПК РФ. К таким основаниям относятся случаи, когда уголовное дело подследственно другому дознавателю, в силу того что предварительное расследование в форме дознания должно производиться на территории юрисдикции другого территориального органа дознания (статья 152 УПК РФ); предварительное расследование в форме дознания должно производиться другим дознавателем в силу ее предметной (родовой) подследственности (ст. 151 УПК РФ); имеются указания прокурора, что данное уголовное дело должно расследоваться не в форме дознания, а в форме предварительного следствия; и т.д. Процессуальное решение и действие начальника подразделения дознания должны быть обоснованы. Свое процессуальное решение начальник подразделения дознания оформляет в форме постановления. Начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 6 ст. 152 УПК РФ должен письменно уведомить прокурора о принятом процессуальном решении и совершенном процессуальном действии. Кроме того, данное процессуальное решение и действие дознавателем в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи может быть обжаловано начальнику органа дознания либо прокурору;

2) отмену необоснованного постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. Речь идет о том, что если постановление вынесено дознавателем необоснованно, то начальник подразделения дознания обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое же процессуальное решение начальник подразделение дознания должен принять и в случае незаконного приостановления дознавателем производства дознания;

3. Одновременно начальник подразделения дознания осуществляет функцию уголовного преследования, в связи с этим он в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи вправе: возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству, производить предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя и (или) руководителя группы дознавателей; и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 41 УПК РФ.)

4. Некоторые полномочия начальника подразделения дознания не связаны с осуществлением уголовного преследования при производстве по уголовному делу и осуществлением процессуального контроля. Речь о том, что начальник подразделения дознания, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу, выполняет функции по административно-процессуальному руководству предварительного расследования в форме дознания. В связи с этим начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи:

1) проверяет материалы уголовного дела. Как правило, это заключается в самостоятельной проверке материалов уголовного дела посредством рассмотрения постановлений, которые находятся в контрольном производстве в отделе дознания, и т.д.;

2) дает дознавателю указания о направлении расследования. Реализация данного полномочия заключается в совместной с дознавателем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела в форме дознания. (Более подробно см. комментарий к ст. 39 УПК РФ). Кроме того, в данное понятие представленного указания входит и дача указаний по составлению обвинительного акта (обвинительного постановления), о составлении уведомления о подозрении, и т.д.;

3) дает дознавателю указания о производстве отдельных следственных действий. Речь идет о необходимости провести следственные и иные процессуальные действия при производстве дознания, которые не вошли в план расследования, но их необходимо произвести в связи с возникшей ситуацией, либо их производство целесообразно произвести в данный момент;

4) дает дознавателю указания об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения. Избрание меры пресечения должно быть произведено в соответствии с требованиями УПК РФ. Кроме того, избрание мер пресечения - это уголовно-процессуальная деятельность по обеспечению производства предварительного расследования в форме дознания;

5) дает дознавателю указания о квалификации преступления и об объеме обвинения.

5. Все вышеназванные указания начальника подразделения дознания в случае их реализации в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи могут быть обжалованы прокурору или начальнику органа дознания и не приостанавливают их исполнение. Кроме того, целесообразнее обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, а не начальнику органа дознания, в силу большего процессуального объема полномочий по реализации процессуального контроля прокурором за полномочиями начальника подразделения дознания. В некоторых случаях процессуальный статус начальника органа дознания может быть совмещен с процессуальным статусом начальника подразделения дознания.

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем

Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.

начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

  1. проверять материалы уголовного дела;
  2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД :

  • осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
  • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
  • вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
  • выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
  • распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
  • подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
  • выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
  • организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
  • выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
  • осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
  • ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
  • вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
  • составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.
  • в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости — сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
  • оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
  • осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
  • ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
  • совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
  • ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.

Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к ст. 40.1 УПК РФ

1. Начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Примечательно, что согласно п. 17 ст. 5 начальником органа дознания может считаться не только сам руководитель соответствующего органа (например, ОВД), но и всякое "должностное лицо органа дознания. уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания (см. коммент. к ст. 40). Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания - начальником органа дознания.

2. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 неотложные следственные действия производят, в частности, органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151, причем в названных пунктах ч. 3 данной статьи речь идет буквально не об органах дознания как таковых, а о дознавателях соответствующих органов дознания. Одновременно согласно п. 7 ст. 5 дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Более того, согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, начальник подразделения дознания вправе, в частности, поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. Если исходить из буквального толкования указанных норм, может сложиться впечатление, что дознаватели специализированных подразделений дознания могут привлекаться к производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия . Однако, на наш взгляд, такой вывод будет правилен далеко не всегда. Например, в ОВД на специализированные подразделения дознания, относящиеся по своей ведомственной принадлежности к милиции общественной безопасности , не распространяются полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий в порядке ст. 157. Так, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, отнесено к основным задачам лишь криминальной милиции как составной части органа дознания - ОВД (ст. 8 Закона РФ "О милиции"). В то же время полномочия милиции общественной безопасности в составе ОВД распространяются на расследование только тех преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (ст. 9 Закона РФ "О милиции").

Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. N 368 (сейчас отмененном), начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" // СЗ РФ. 2000. 11 дек. N 50. Ст. 4905.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю может иметь место во всех прочих случаях.

4. Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Согласно п. 4 ч. 1 этой же статьи он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя. На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

5. Согласно п. 2 ч. 3 данной статьи начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю лишь указания о направлении расследования; производстве отдельных следственных действий; об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом УПК оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследования (о толковании этого понятия см. коммент. к ст. 39). Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела либо об окончании дознания и направлении дела прокурору, которые обязательны для исполнения дознавателем. Аналогичные полномочия принадлежат и прокурору, который может давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

6. Как следует из содержания ч. 4 комментируемой статьи, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Согласно Приказу Министра внутренних дел от 12 августа 1998 г. N 493 руководители специализированных подразделений дознания в системе милиции общественной безопасности одновременно были признаны заместителями начальника милиции общественной безопасности. Возникает вопрос: кому именно дознаватель подразделения дознания в ОВД может обжаловать указания начальника своего подразделения дознания - начальнику милиции общественной безопасности или начальнику ОВД? Поскольку оба названных должностных лица считаются начальниками органа дознания, то дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения дознания последовательно каждому из них, если начальником ОВД в порядке внутреннего распределения полномочий не установлен иной порядок. Вместе с тем представляется, что дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, минуя указанных вышестоящих начальников органа дознания, ибо такое право дано ему непосредственно законом (в пользу данного выбора говорит разделительный союз "или" в первом предложении ч. 4 комментируемой статьи между словами "начальнику органа дознания", "прокурору"). Анализ полномочий прокурора, названных в ст. 37, подтверждает данное толкование, так как между прокурором и дознавателем, минуя начальника органа дознания, существуют прямые процессуальные правоотношения по руководству расследованием (п. п. 4 - 5, 9 - 10 ч. 2 ст. 37).

7. Вправе ли прокурор давать указания по уголовному делу начальнику подразделения дознания (начальнику органа дознания)? Согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 указания прокурора должны быть адресованы именно дознавателю. Вместе с тем в законе сказано, что дознаватель вправе представить прокурору письменные возражения на указания начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41). Прокурор обязан реагировать на незаконные указания начальника органа дознания, а именно требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, и, таким образом, давать начальникам органов дознания соответствующие указания (п. 3 ч. 2 ст. 37).

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 172-ФЗ в часть 2 статьи 40.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ пункт 1 части 3 статьи 40.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Читайте также: