Начальная школа это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В РФ начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения составляет 3 (4) года.

После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.

Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.

На первом этапе(до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другие и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе(1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап(1966–1969 гг.) проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:

3) человек, природа и общество.

В системе российского начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный плансоздается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.




Учебный план школысоставляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программасоставляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программасоставляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программасоставляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структурыподразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программывыделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В РФ начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения составляет 3 (4) года.

После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.

Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.

На первом этапе(до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другие и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе(1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап(1966–1969 гг.) проводился в различных регионах РСФСР с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:

3) человек, природа и общество.

В системе российского начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.

ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный плансоздается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школысоставляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программасоставляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программасоставляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программасоставляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структурыподразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программывыделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Важнейшая задача начальной школы - дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать, наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения являются, образно говоря, инструментом, без которых невозможно овладеть знаниями. Готовясь к обучению детей в начальных классах, нужно стремиться точно определить, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь. Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком.

ВложениеРазмер
pedsovet_moy_doklad.docx 54.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пусть время уходит, и годы,
И пусть перемениться век.
Войдя первоклассником в школу,
Выходит уже человек.

Всем известно, что начало всех начал школьного образования – начальная школа.

"Что такое начальная школа?" О большой, решающей роли начальной школы говорят много. "Прочный фундамент знаний закладывается в начальных классах", "Начальные классы - это основа основ", - эти слова часто слышишь, когда речь идет о недостатках и просчетах в обучении учеников средних и старших классов, о поверхностных, непрочных знаниях. Начальную школу обвиняют чаще всего в том, что она не дала детям определенного круга знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения. Да, опыт убеждает в том, что начальная школа прежде всего должна научить учиться. Об этом писали выдающиеся педагоги - Ян Амос Коменский, К. Ушинский, А. Дистервег. Это подтверждается практикой, опытом учителей и еще раз доказывает то, что в начальных классах закладывается начало всех начал. Если в этот период учитель не смог создать дружный, сплоченный коллектив, то в дальнейшем это уже почти невозможно сделать. Если учитель не заложил необходимый багаж знаний, то в дальнейшей учебе будет множество трудностей, как у учеников, так и у учителей-предметников.

Важнейшая задача начальной школы - дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать, наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения являются, образно говоря, инструментом, без которых невозможно овладеть знаниями. Готовясь к обучению детей в начальных классах, нужно стремиться точно определить, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь. Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком. В годы обучения в 1 - 4 классах - происходит становление человека . Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее интенсивный отрезок человеческой жизни. Ребенок в этот период обязан не только готовиться к дальнейшему вступлению в жизнь, но и накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно учиться дальше. Он должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра. Тысячи и тысячи прекрасных учителей начальных классов есть в школах нашей страны. Каждый из них - не только светоч знаний для ребенка, но, в первую очередь, наставник, учитель жизни в подлинном смысле этого понятия. Начальная школа в стране - это прочный фундамент всеобщего среднего образования. Но нельзя умолчать о том, что многие начальные школы и особенно начальные классы не свободны от серьезных недостатков.. Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную школу, но и последующие звенья обучения. Без четкого определения круга знаний, умений, практических навыков, которые надо дать ребенку, нет школы. Одним из серьезных недостатков начального звена обучения во многих школах является именно то, что учитель нередко упускает из виду, какие правила, определения ребенок должен глубоко осмыслить и запомнить на первом, на втором и т. д. годах обучения, какие слова он должен научиться правильно писать и никогда не забывать их правописания. Но, главное при этом, учитывать индивидуаьные особенности детей, особенно в нашей школе. Стремясь максимально облегчить умственный труд детей, отдельные учителя забывают о том, что ребенок должен не только узнать, заинтересоваться чем-то, но и глубоко запомнить и навсегда сохранить в памяти необходимые понятия. В настоящее время много говорят об общем развитии ученика начальных классов. Конечно, общее развитие - это исключительно важный элемент учения и воспитания, но столь же большую роль играют те элементарные знания, без запоминания и прочного сохранения в памяти которых не может быть и общего развития, потому что общее развитие - это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться. При всей исключительной важности задач, которые стоят перед начальной школой, нельзя забывать, что учитель имеет дело с человеком, переживающим бурный период становления нервной системы. Нельзя смотреть на мозг ребенка как на живое устройство, данное учителю в готовом виде для того, чтобы знания усваивались, запоминались, хранились в памяти. Мозг детей в возрасте 7 - 12 лет – требует постоянного развития. Особенно у учащихся коррекционных школ. Ведь к нам приходят разновозрастные дети: некоторые из них - из семей, а другие уже после прохождения пробного обучения в массовой школе. В основном, переступив порог нашей школы-интерната, новоиспеченные первоклассники не знают ни одной буквы и ни одной цифры, ни умеют ни писать, ни считать. И если учитель забывает, что надо заботиться о развитии нервной системы человека, об укреплении клеток коры полушарий, то учение отупляет ребенка и не дает ему развиваться. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке. Я считаю, что главное добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума, по его способностям. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества - таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире, на сколько это возможно. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, - таков мой идеал обучения. Главная задача большой важности заключается в овладении методами, формами, приемами умственного труда.

Учитель начальных классов должен четко понимать, чего он должен добиться в своей работе: во-первых, дать детям необходимые знания; во-вторых, предотвратить зубрежку, заботился о богатой духовной жизни детей, об их здоровье.

Здоровье, здоровье и еще раз здоровье.

Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

. Наблюдения за умственным трудом детей все больше убеждали меня в том, что эмоциональные импульсы (чувство радостной взволнованности, изумления, удивления), как бы пробуждают дремлющие клетки коры, активизируют их деятельность. Опыт показывал, что умственное воспитание маленьких детей должно осуществляться путем развития у них потребности к познанию - любознательности, пытливости. "Путешествия" на уроках активизируют учебную деятельность детей, пробуждают интерес к учебе, желание идти на урок. Дети всегда с нетерпением ждут, когда они пойдут в лес, в поле, к пруду, любят играть в различные игры. Любимыми для ребят стали игры, связанные с преодолением трудностей, игры, участниками которых являются сказочные и реальные герои.

Учение, особенно умственно отсталых детей, должно быть прочно связано с многогранной игрой умственных и физических сил, чтобы эта игра пробуждала яркие, волнующие чувства, а окружающий мир представал перед детьми как интересная книга, которую хочется прочитать. Кроме "путешествий" в природу и игр, широкий простор для развития умственных и физических сил открывался в физическом труде. Нельзя представить полноценного, счастливого детства без того, чтобы трудовая деятельность не одухотворялась радостными, волнующими чувствами. Опыт убеждает, что физический труд для маленького ребенка - это не только приобретение определенных умений и навыков, не только нравственное воспитание, но и безграничный, удивительно богатый мир мыслей. Этот мир пробуждает нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, без которых невозможно познание мира, а значит, - и учение. Физический труд, чередующийся с учебой, представляется мне захватывающим путешествием ребенка в мир мечты и творчества. Именно в процессе физического труда формировались важнейшие качества ума моих учеников: пытливость, любознательность, гибкость мысли, яркость воображения.

Одна из важных задач начальной школы – научить пользоваться знаниями и не потерять интерес к учебе. Опасность превращения знаний в мертвый багаж зараждается как раз в младших классах, когда по своему характеру умственный труд больше всего связан с приобретением все новых и новых умений и навыков. Если эти умения только усваиваются, но не применяются на практике, учение постепенно выходит за сферу духовной жизни ребенка, как бы отделяется от его интересов и увлечений. Стремясь предотвратить это явление, учитель должен заботиться о том, чтобы каждый ребенок творчески применял свои умения и навыки.

Сложность обучения умственно отсталых учеников начальных классов обусловлена тем, что анамальное развитие такого ребенка, в целом проявляющееся в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, наиболее резко обнаруживается в начале обучения, когда коригирующее воздействие школы еще очень кратковременно.

Задача развития детей коррекционной школы в процессе обучения в начальных классах:

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

более раннее начало коррекционной работы;

благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;

применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей и целям их воспитания.

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в младшем школьном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

Коррекционная работа требует от учителя начальных классов пересмотра традиционных подходов, средств и методов работы. Чтобы у ребенка коригировать недостатки, нужно знать его интеллектуальные способности. А они, как правило, у детей на низком уровне развития. Умственно отсталые дети отличаются недоразвитием познавательных процессов, несформированностью основ учебной деятельности, сниженным уровнем волевой регуляции деятельности.

Коррекционными задачами педагогов, работающими с умственно отсталыми детьми, следует считать:

--расширение кругозора детей;

--воспитание познавательной активности;

--обогащение чувственного опыта;

--активизацию интеллектуальной деятельности путем формирования умственных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, классификации предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка;

--обучение построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные отношения в явлениях и объектах;

--развитие речи (обогащение словаря, обучение составлению высказываний, составление сюжетных и описательных рассказов).

Благодаря реализации поставленных задач в начальных классах возможно выравнивание детей, благополучная их адаптация к условиям обучения в среднем и старшем звене коррекционной школы.

Значение уроков чтения для умственно отсталых детей.

Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Опыт работы убеждает в том, что наиболее целесообразной в коррекционной школе является система обучения чтению и письму на основе фонематического принципа, предложенного Д.Б.Элькониным. Согласно этому принципу предметным содержанием читающего и пишущего выступает звуковая сторона языка – фонемы и их последовательность. Чтение на начальном этапе обучения есть действие по воссозданию звуковой формы слова. Потому что дети изначально путают порядок следования фонем.

Навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.

Основная задача предмета – привить любовь к чтению книг, с помощью занимательных заданий воспитать у детей интерес, любознательность, активность. Чтобы снять усталость и избежать переутомления, необходимо смена и разнообразие заданий, используемых на уроках. То есть, работая над текстом, нужно использовать различные задания: тестирование, беседа по картинам, выборочное чтение, чтение по ролям, поиск в тексте слов на изученные на уроках русского языка правила, составление подобного рассказа, выделение из текста отрывка к указанной картинке, составление плана рассказа, подбор пословиц к тексту, найти самое длинное слово, самое короткое и т. д.

Основной задачей обучения чтению является: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное и уметь передать содержание и обсудить, опираясь на вопросы.

В процессе обучения у школьников формируется навык сознательного, правильного ,беглого осмысленного и выразительного чтения.

Лучше читать немного, но основательно. "Глотание" книги самое непроизводительное занятие.

Уроки чтения в коррекционной школе должны проводиться с учетом особенностей развития у детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения. Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющиеся у них читательский опыт на более трудные тексты, поэтому уроки чтения организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются такие задачи как:

  • Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
  • Развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций;
  • Формирование положительных личностных качеств учеников;
  • Формирование элементов самостоятельной читательской активности.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя и систематическое формирование выразительного чтения начинаются с перехода на чтение целыми словами.

В учебники включены тексты различных объёмов (объем увеличивается с переходом из класса в класс ), а так же произведения различных жанров, отличительной особенностью которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной изобразительности и иносказательность произведений. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение не только с помощью учителя, но и самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.

Главная положительная особенность учебников чтения в том, что из класса в класс повторяются одни и те же разделы, которые помогают просто углубить знания детей. И наконец, что используемые тексты рассматриваются с точки зрения того, насколько содержание их интересно для читающих.

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) - это 11 классов, неполное (основное) - 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

Ученики начальной школы на уроке

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая - 4 года начального образования;
  • вторая - 5 лет основного обучения;
  • третья - 2 года среднего, или полного, образования.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти "не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству" - это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать - такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтение;
  • азы математики (арифметика);
  • письмо;
  • труд;
  • физкультура;
  • музыка;
  • окружающий мир;
  • искусство и хореография;
  • хотя бы один иностранный язык.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Школьники средних классов на уроке физкультуры

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

Старшеклассники на презентации, посвященной теме будущего образования

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

еженедельное приложение к газете "Первое сентября". Содержит материалы, которые можно использовать на уроке: разработки уроков по темам, поурочные планы, авторские программы, сопроводительный методический материал, информацию о новой учебной литературе.

первая ступень общеобразовательной школы, закладывающая основы функциональной грамотности учащихся (обучение беглому чтению и четкому письму с соблюдением простейших правил орфографии и пунктуации), вооружающая их умением излагать свои мысли (устно и письменно) на темы повседневной жизни и навыками общения, обучающая арифметике, формирующая первоначальные представления о научном понимании природы и общества, приобщающая к началам отечественной и мировой культуры, создающая базу для последующего освоения образовательных программ на более высоких ступенях.

учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I–IV классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.

Читайте также: