Набоков первая любовь рассказ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главные герои

Гумберт Гумберт – преподаватель французской литературы, испытывающий влечение к девочкам-подросткам.

Долорес Гейз – девочка-подросток, которую любил Гумберт, известная как Лолита.

Краткое содержание

Предисловие

В предисловии автор, выступающий под именем Джона Рэя, доктора философии, объясняет происхождение истории Лолиты. Гумберт Гумберт умер в тюрьме за несколько дней до суда. Его защитник принес этот странный текст и попросил отредактировать и напечатать его, таково было последнее желание клиента.

Здесь же автор рассказывает о дальнейшей судьбе некоторых героев романа. Также в этой части произведения видно отношение автора к герою. Он не склонен его прославлять, так как его поступки отвратительны, безнравственны.

Часть 1

Главным героем романа Набокова является преподаватель французской литературы. Он выступает под вымышленным именем Гумберт Гумберт.

Он рассказывает историю своих отношений с девочкой-подростком Долорес, которую он называл Лолита.

Гумберт вспоминает о своем детстве. Его отец богатый человек, торговал вином, бриллиантами, содержал гостиницу на Ривьере. Герой рано лишился матери, она погибла от удара молнии, когда ему было три года.

Ему было тринадцать лет, когда он познакомился с Аннабеллой. Они были ровесниками и полюбили друг друга с романтической страстью. Спустя четыре месяца девушка умерла от тифа. Это событие сильно потрясло Гумберта и оказало влияние на его дальнейшую жизнь.

Став взрослым, он продолжал увлекаться девочками-подростками. Он уверен, что в подростковом возрасте проявляется демоническая сущность. Страсть к нимфеткам в нем непреодолима.

Закон запрещал жениться на столь юных особах, он встречался с представительницами древнейшей профессии. В конце концов, Гумберт женился на женщине, внешне похожей на подростка. Она довольно быстро разочаровала героя, так как была глупа и набирала вес. Их брак продлился четыре года и закончился тем, что она ушла от Гумберта к другому. Гумберта огорчило не то, что она ушла. Он расстроился из-за того, что женщина, которую он считал глупой, самостоятельно приняла такое решение и поставила его перед фактом.

После развода герой живет в санатории, потом с головой уходит в работу. Он переезжает в Америку в городок Рамздель, снимает комнату у Шарлотты Гейз. Хозяйке за тридцать, она одинока. У нее есть двенадцатилетняя дочь Долорес, которую все называют по-разному: Ло, Лола, Долли.

Девочка напоминает Гумберту Аннабеллу, которую он страстно любил в подростковом возрасте. Он воспылал к ней страстью и называет Лолита. Испытываемые им чувства он отражает в дневнике. К самому Гумберту прониклась чувствами хозяйка дома. Она пишет ему письмо с признанием, в котором ставит условие: если он не готов ответить на ее чувства, то должен съехать.

Гумберт похоронил жену и отправляется в лагерь за падчерицей. Он сразу не сообщает Лолите о смерти матери, он говорит, что она в больнице и ей предстоит операция.

Гумберт отвозит девочку в гостиницу, дает ей снотворное. Когда она засыпает, он хочет овладеть ей. После некоторых размышлений он отказывается от этой затеи, чтобы не напугать ее.

Утром Лолита сама соблазняет его. Она лишилась девственности в лагере. Гумберт решается сказать ей о смерти матери, падчерица остается на его попечении.

Часть 2

Гумберт путешествует с юной любовницей по Америке. Они останавливаются в маленьких отелях. Соблазнитель покупает нимфетке дорогие безделушки, сласти, выполняет все ее капризы. Таким образом, он покупает ее молчание. Он периодически напоминает ей о том, что если их тайна станет известна, то ей грозит детский дом, где она не будет жить так свободно.

Лолита наслаждается путешествием, она не горит желанием оказаться в детском доме. В то же время Лолита осознает, что имеет власть над любовником. Ее капризы приводят к скандалам. Гумберт начинает серьезно опасаться, что об их отношениях станет известно властям.

Они останавливаются с Бердслее, где Гумберт определяет Долорес в частную гимназию. К опасениям Гумберта быть раскрытыми добавляются новые. Он думает, что Лолита копит деньги, чтобы оставить его. Лолита растет, меняется ее тело, а вместе с ним и сознание. Она становится все более самостоятельной. Гумберт ревнует ее к ровесникам. Он начинает следить за ней, запрещает посещать школьные вечера. Окружающие расценивают его запреты, как чрезмерную заботу старого отца.

Они снова путешествуют. Гумберт постоянно переживает из-за того, что любовница изменяет ему, он следит за ней. Однажды он замечает следующий за ними автомобиль. Потом он видит Лолиту разговаривающей в каким-то господином.

Здоровье Гумберта расстроено, он едет в санаторий, чтобы восстановиться. От депрессии его спасает Рита, с которой он случайно знакомится.

Гумберт преподает в Кантрипском университете, затем переезжает в Нью-Йорк. Неожиданно он получает письмо от Лолиты. Ей уже 17 лет, она замужем. Ей срочно необходимы деньги. Гумберт узнает адрес и едет к ней. Она замужем за потерявшим слух ветераном войны.

Лолита рассказывает ему свою историю. Драматург Куильти все-таки добился своего, он уговорил Лолиту уехать с ним. Куильти обещал ей роли в Голливуде. На самом деле предложил сниматься в порнофильмах. Когда же Лолита отказалась, он вышвырнул ее на улицу. Потом она тяжело зарабатывала на жизни и, наконец, встретила человека, который стал ее мужем.

Гумберт не мог не предложить Лолите вернуться к нему, но она отказалась. Он передал ей деньги, полученные от продажи материнского дома и перевел на ее имя свое имущество. Герой принимает решение отомстить драматургу за Лолиту и за то, что он отнял ее у него.

Гумберт взял пистолет и поехал к Куильти. Проникнув в дом драматурга, он выстрелил в него. Приехавшим гостям он сказал, что убил Куильти. Те сначала приняли это за шутку. Появление окровавленного хозяина дома убеждает их в реальности произошедшего. Драматург умирает от полученных ранений, а Гумберт отправляется в больницу для душевнобольных, откуда его переводят в тюрьму. Там он пишет историю их любви с Лолитой. Не дождавшись приговора суда, Гумберт умирает.

Лолита ненадолго пережила его. Она умерла при родах вместе с новорожденной дочерью.

Постскриптум к русскому изданию

Русское издание имеет следующую цель: чтобы его лучшая англоязычная книга была правильно переведена на русский язык.

Фото: Замир Усманов. Для тайных свиданий молодые люди облюбовали усадьбу Рождествено

Усадьба Рождествено под Петербургом вошла в историю русской литературы - именно в ее стенах развиваются события рассказа Владимира Набокова "Другие берега". Но мало кому известно, что на балконе этой усадьбы проходили тайные встречи молодого Набокова с шестнадцатилетней Валей Шульгиной, впоследствии ставшей прототипом той самой Лолиты.

Воспоминания о ее детских соленых поцелуях навели писателя на мысль о написании этого нашумевшего романа.

"Она была небольшого роста, с легкой склонностью к полноте, что, благодаря гибкости стана да тонким щиколоткам, не только не нарушало, но, напротив, подчеркивало ее живость и грацию. Ее юмор, чудный беспечный смешок, быстрота речи, картавость, блеск и скользкая гладкость зубов, волосы, влажные веки, нежная грудь, старые туфельки, нос с горбинкой, дешевые сладкие духи, все это, смешиваясь, составило необыкновенную, восхитительную дымку, в которой совершенно потонули все мои чувства", - вспоминал Набоков о Шульгиной позднее.

Молодые люди встретились летом 1916 года, когда мать Вали привезла девочку на отдых в Сиверскую. Набокову тогда исполнилось 16. Его возлюбленная была всего несколькими месяцами младше. Неизгладимое впечатление на Шульгину произвел огромных размеров красный автомобиль с откидным верхом, на котором иногда молодой Набоков приезжал на свидания.

Для тайных свиданий молодые люди облюбовали усадьбу Рождествено, имение доставшееся шестнадцатилетнему Набокову по наследству от дяди-гомосексуалиста Василия Рукавишникова, который умер бездетным. Она располагалась всего в четырехстах метрах от усадьбы его родителей, куда водить возлюбленную будущий писатель не решался. Он был бы и рад порвать тайную связь с девушкой, которая по рождению была ниже (отца Набокова считали внебрачным сыном Александра II), но жизнь без Вали представлялась Набокову невозможной. С попытки воссоздать эту любовь на бумаге в "Других берегах" начнется литературная биография Набокова. Темный румянец Вали, ее татарские горящие глаза живут во всех его текстах.

Разговор на интимную тему

Рассказать о романе родителям Набокову все же пришлось, когда он узнал, что гувернер шпионит за ним в огромный телескоп с балкона дядюшкиного дома. Возмущенный юноша пожаловался матери - реакция Елены Ивановны последовала незамедлительно. Гувернеру было приказано прекратить то, что она назвала "недостойным поступком, который не может быть терпим в уважающем себя обществе".

На следующий день молодому Набокову предстоял серьезный разговор с отцом. Уединившись с сыном в библиотеке, тот прочел сыну небольшую лекцию на тему: "Как вести себя с женщиной, чтобы она не забеременела".

Владимир Дмитриевич был немало удивлен, когда сын поведал про интимную связь с Валей, причем без каких-либо мер предосторожности. Ошарашенный отец только воскликнул: "Что? Ты удовлетворил девушку?!". Об этом эпизоде Набоков рассказал сам своему биографу Эндрю Филду. Как следует из биографии, отец Набокова побаивался, что его сын Владимир пойдет по стопам брата и двух дядьев, став гомосексуалистом.

Лолита вышла замуж за чекиста

Целый год, до самой революции, длился роман Набокова и Вали. Вот как писатель описывает последнюю встречу в поезде из Сиверской: "После целой зимы необъяснимой разлуки вдруг, в дачном поезде, я опять увидел ее. Всего несколько минут между двумя станциями мы постояли с ней рядом в тамбуре грохочущего вагона. Я был в состоянии никогда прежде не испытанного смятения; меня душила смесь мучительной к ней любви, сожаления, удивления, стыда, и я нес фантастический вздор".


Больше молодые люди не виделись. Лишь после написания "Лолиты", незадолго до смерти, Набоков узнал о судьбе своей первой возлюбленной. Во время революции Валя бежала из Петрограда, по дороге встретилась с каким-то чекистом и вышла за него замуж. Умерла в 1967 году. Владимир Владимирович, разменявший к этому времени седьмой десяток, не произнес ни слова, когда услышал эту историю. Но по выражению его лица было ясно, что печальное известие взволновало его, всколыхнув спрятанные в душе чувства.

Сын Набокова отказался от усадьбы

В 1987 году в Рождествено был создан историко-литературный и мемориальный музей Набокова. В 1995 году усадьба горела и до сих пор не восстановлена до конца. Причина, как и в большинстве случаев, - плохое финансирование.

- Ежегодно на воссоздание памятника культуры из федерального бюджета выделяется 500 тысяч рублей, из которых надо платить зарплату еще и реставраторам, - говорит Ирина Авикайнен, депутат Рождественского сельского поселения. - Этой суммы едва хватает лишь на то, чтобы предотвратить полное разрушение уникального деревянного загородного дворца Набоковых, но не вести восстановительные работы в полной мере.

Несколько лет назад в Рождествено приезжал сын Набокова - Дмитрий. Будучи состоятельным человеком - автогонщиком, он отказался вкладывать деньги в усадьбу, некогда принадлежавшую его отцу.

- Поскольку его отец Владимир Набоков так и не успел вступить в права наследования усадьбой, то Дмитрий не намерен вкладывать в нее собственные средства, - продолжает Авикайнен. - При этом он отказывается от прав наследования на Рождествено.

Сразу после пожара указом Ельцина усадьба была выведена из списка федеральных объектов, представляющих культурную ценность. Директору музея Александру Семочкину, в прошлом - архитектору, пришлось немало потрудиться, прежде чем в министерстве культуры внесли Рождествено в Федеральный реестр. Большая часть усадьбы восстановлена Семочкиным самостоятельно, так как пресловутых пятисот тысяч рублей хватает лишь на постепенную замену деревянных перекрытий усадьбы. Балкон, на котором проходили тайные встречи Набокова с Валей, вот-вот обрушится.

Фашисты пощадили Рождествено

Открытыми для просмотра являются всего лишь несколько комнат из полутора тысяч метров усадьбы. Личные вещи Набокова сотрудники музея скупают у местных жителей, в чьи руки они попали сразу после разграбления усадьбы большевиками. Среди раритетов - уникальный ватерклозет Набокова со сливом и эмалевыми розочками внутри. Роскошь по тем временам неслыханная. Кроме этого, сотрудникам музея удалось заполучить в свою коллекцию несколько стульев из усадьбы в Рождествено и мраморный столик. Эти уникальные вещи находятся в запасниках, потому что нет денег на их реставрацию. Еще несколько лет, и эти вещи Набокова сгинут бесследно. Скорее всего, станут добычей мебельных жуков и кожеедов.

Кстати, во время войны в Рождествено находился фашистский штаб. Немцы уже тогда отнеслись с уважением к имению человека, чье имя им было хорошо известно.

В листве березовой, осиновой,
в конце аллеи у мостка,
вдруг падал свет от платья синего,
от василькового венка.
Твой образ, легкий и блистающий,
как на ладони я держу
и бабочкой неулетающей
благоговейно дорожу.
И много лет прошло, и счастливо
я прожил без тебя, а все ж
порой я думаю опасливо:
жива ли ты и где живешь.
Но если встретиться нежданная
судьба заставила бы нас,
меня бы, как уродство странное,
твой образ нынешний потряс.
Обиды нет неизъяснимее:
ты чуждой жизнью обросла.
Ни платья синего, ни имени
ты для меня не сберегла.
И все давным-давно просрочено,
и я молюсь, и ты молись,
чтоб на утоптанной обочине
мы в тусклый вечер не сошлись.

От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях,
стройна, как женщина, и нежно
цвели сосцы — и вспомнил я
весну земного бытия,
когда из-за ольхи прибрежной
я близко-близко видеть мог,
как дочка мельника меньшая
шла из воды, вся золотая,
с бородкой мокрой между ног.

Действительно, "Другим берегам" (это я о предыдущей рецензии) присуща непостижимая магия, сильно выделяющая именно этот опус из череды прочих набоковских текстов. Конечно, о равноценности Набокова англоязычного и пишущего по-русски, я бы поспорил, но когда человек в своём эссе прямо указывает, что Набоков ". один из лучших писателей за ВСЮ историю литературы", я почтительно склоняю голову в знак полного с ним согласия.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Владимир Набоков - знаменитый писатель начала ХХ века. Его творчество имеет неоднозначную оценку среди литературных критиков. Однако нельзя отрицать уникальность творчества этого автора. Набокова нельзя назвать классиком, во всех своих произведениях он отступает от канонов классической литературы. Набоков писал, что все его произведения написаны для наслаждения, и что в них нет каких-либо нравоучений.

В 1995 году в столице Франции было опубликовано самое известное произведение Набокова - "Лолита". Книга была написана на английском языке.

Многие издательства отказывались печатать этот роман, долгое время он был запрещен во многих европейских странах. Позже брат Владимира Набокова предложил перевести "Лолиту" на русский. Подумав, что перевод может исказить смысл романа, Набоков сам перевел его на русский язык.

Несмотря на критические оценки, именно "Лолита" принесла творчеству Владимира Набокова всемирную известность.

В своих произведениях Набоков презирает свойственную русской литературе мораль, некое нравоучение. Современники считали его мастером языка, но при том отмечали и некую сухость в сюжете. Набокову чужды судьбы героев, он холоден к ним.

Но его особый слог сделал произведения столь популярным. Кроме того, Набоков не стесняется указывать на недостатки своих героев, не пытается возвысить их, тем самым он показывает реальную жизнь, правдивые человеческие судьбы.

Вклад Владимира Набокова в литературу не оценим. Он написал огромное количество произведений: романов и рассказов, стихов и даже мемуары, кроме того, Набоков много переводил, ведь он знал русский, немецкий и французский.

Столь необычный слог, новый тип героя не были созданы раньше, и после Набокова никто не мог добиться подобной славы.

Читайте также: