Наблюдение и эксперимент в социологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Эффективным методом сбора информации является анализ документов (специально созданные предметы, которые предназначены для передачи или сохранения информации).

Выделяют различные виды документов: письменные, иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.д.); фонетические (радио, магнитофонные записи, грампластинки); официальные и личные документы.

В последние годы широкое распространение получил контент-анализ документов – количественное измерение качественных характеристик текстов, представленных в документах.

Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.

Распространенным видом сбора социальной информации является наблюдение. Оно предоставляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации и частоте проведения. В соответствии с этим выделим:

1. Неструктурированное (неконтролируемое) наблюдение, при котором исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения.

2. Структурированное (контролируемое) наблюдение– такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдения до начала сбора информации.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследовании социальной ситуации различаются включенное и невключенное наблюдение.

При невключенном наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.

При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение характеризуется тем, что проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом.

Лабораторное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.

Одним из методов получения социальной информации является социальный эксперимент. Это метод получения информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.

Элементами эксперимента являются: экспериментальный фактор(независимая переменная, вводимая в исследуемый социальный объект и изучающая условия его функционирования в соответствии с задачами исследования); экспериментальный объект(в этом качестве выступают группы людей или отдельные личности, на поведение которых исследователи влияют с помощью экспериментального фактора); в результате такого воздействия возникает экспериментальная ситуация.

Эксперименты могут проводится различными способами в разных формах. Выделяют следующие основные виды эксперимента:

1. По месту проведения:

· полевые(эксперименты, осуществляемые в естественных условиях);

· лабораторные (в искусственно созданной обстановке со строго нормированными параметрами);

· смешанные (комбинированные) эксперименты.

2. По временной направленности:

· проективные (эксперименты, ориентированные на будущее: “Что получится завтра, если сегодня изменить такие-то условия?”);

· квазиэксперименты, когда исследуется связь прошлого с настоящим. По логической структуре:

· параллельныеэксперименты (сравниваются две или несколько групп – экспериментальные и контрольные);

· последовательные эксперименты (изучается вначале группа как контрольная, затем в состоянии эксперимента).

При проведении эксперимента выделяют три этапа (составление программы исследования; реализация запланированного эксперимента; обобщение собранных данных и выработка рекомендаций).

В последнее время в отечественной социологии сбор эмпирической информации иногда осуществляют с помощью фокус-группв результате организации целенаправленной дискуссии (по особым правилам) среди нескольких групп участников по проблемам, обозначенным предметом социологического исследования.

предмета наблюдения. Наблюдение, как метод, в социологии имеет ряд специфических особенностей:

ü Наблюдение используется только в том случае, если информацию нельзя получить каким-либо иным методом (в частности методом опроса)

ü Наблюдение, как метод, нельзя применять к большим социальным группам людей (населения)

ü Наблюдение является сравнительно дешёвым методом сбора информации, если оно применяется к малым группам людей (от 10 до 60 человек)

ü Если социолог должен провести наблюдение за большей численностью человек, то оно становится дорогостоящим методом (применение техники и аппаратуры)

ü Наблюдение является селективным по своей структуре (многоэтапным)

ü Нельзя охватить наблюдением тех индивидов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога

2. Для того чтобы эффективно разработать наблюдение необходимо разработать программу и план наблюдения. В программе наблюдения указываются следующие пункты:

1) Определяется проблема, которую необходимо изучить данным методом

2) Разрабатываются цели и задачи наблюдения (их количество варьируется в зависимости от масштабности объекта и предмета наблюдения)

3) Уточняется объект наблюдения и предметы наблюдения

4) Разрабатываются гипотезы наблюдения, которые либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе наблюдения

5) Уточнение списка исполнителей, которые будут осуществлять наблюдение

6) Уточняется человек, ответственный за наблюдение (осуществляющий контрольную функцию)

7) Уточняются формы отчётности по наблюдению и конечный срок предоставления итогового отчёта

В плане наблюдения уточняется дата, время и место проведения наблюдения. При необходимости подбирается техника и оборудование, уточняются основные этапы проведения наблюдения и при необходимости составляется смета расходов на наблюдение.

3. Первое стандартизированное наблюдение – здесь социолог заранее определяет объект и предмет наблюдения и в зависимости от объекта и предмета наблюдения по заранее разработанному плану моделирует наблюдаемую ситуацию

Нестандартизированное наблюдение – здесь заранее определяется объект наблюдения, в то время как предметы наблюдения социологу неизвестны (заранее не определяются и зависят от наблюдаемой ситуации)

Включённое (внутреннее) наблюдение – здесь социолог находится внутри наблюдаемой группы, зачастую выполняя те же функции, что и члены данной группы и при этом группа знает, что за ней ведётся наблюдение (минус данного вида – то, что группа ведёт себя неестественно и скованно)

Не включённое (внешнее) наблюдение – здесь социолог наблюдает за исследуемой группой со стороны и при этом группа не знает, что за ней ведётся наблюдение

Полевое наблюдение – оно осуществляется в естественных для группы наблюдения условиях

Лабораторное наблюдение – оно осуществляется в искусственно-созданных условиях

Эпизодическое наблюдение – оно никак не планируется социологом, просто в какой-то момент времени социолог делает акцент на какой-либо ситуации, за которой и проводит наблюдение

Фокусированное наблюдение – здесь в зависимости от целей наблюдения социолог сосредотачивает своё внимание на одной характеристике исследуемой проблемы и в зависимости от этого выбирает для наблюдения определённую ситуацию

Панельное наблюдение – здесь социолог наблюдает за одной и той же группой через равные промежутки времени с целью уточнения изменяющихся характеристик группы

4. Эксперимент – специально смоделированная ситуация, в процессе которой участвуют 2 группы людей (контрольная и экспериментальная) и где изучается их социальное поведение и социальные взаимоотношения в нереальных для них условиях. Основным недостатком эксперимента является его дороговизна. Эксперимент в социологии часто не применяется, только в том случае, когда он необходим.




Для успешной разработки и проведения эксперимента разрабатывается программа эксперимента. В программе эксперимента выделяют 2 части: методологическую часть и методическую часть. В методологической части определяется цель эксперимента, задачи эксперимента, объекты и предметы эксперимента и гипотезы эксперимента. В методической части уточняется место и сроки проведения эксперимента, исполнители эксперимента, формы отчётности по эксперименту, необходимые техника и оборудование и смета расходов (разрабатывается всегда).

Выделяют два основных вида эксперимента:

1) Лабораторный эксперимент – здесь искусственно смоделированная ситуация осуществляется в искусственно созданных условиях

2) Полевой эксперимент – здесь искусственно созданная ситуация осуществляется в реальных (естественных) для объекта эксперимента условиях

Этапы эксперимента:

1. Подготовительный этап – здесь определяют проблему, которую необходимо исследовать, разрабатывают программу эксперимента, уточняют лиц ответственных за эксперимент и составляют смету расходов

2. Полевой (практический) этап – определяют время, дату, место проведения эксперимента и затем его осуществляют на практике

3. Анализ полученных данных и их обработка

4. Итоговый (заключительный) этап – подводят итоги эксперимента, уточняют достижение целей эксперимента и составляют итоговый отчёт по эксперименту

1. Наблюдение – метод сбора информации, который основан на визуальном и слуховом восприятии социологом объекта и

предмета наблюдения. Наблюдение, как метод, в социологии имеет ряд специфических особенностей:

ü Наблюдение используется только в том случае, если информацию нельзя получить каким-либо иным методом (в частности методом опроса)

ü Наблюдение, как метод, нельзя применять к большим социальным группам людей (населения)

ü Наблюдение является сравнительно дешёвым методом сбора информации, если оно применяется к малым группам людей (от 10 до 60 человек)

ü Если социолог должен провести наблюдение за большей численностью человек, то оно становится дорогостоящим методом (применение техники и аппаратуры)

ü Наблюдение является селективным по своей структуре (многоэтапным)

ü Нельзя охватить наблюдением тех индивидов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога

2. Для того чтобы эффективно разработать наблюдение необходимо разработать программу и план наблюдения. В программе наблюдения указываются следующие пункты:

1) Определяется проблема, которую необходимо изучить данным методом

2) Разрабатываются цели и задачи наблюдения (их количество варьируется в зависимости от масштабности объекта и предмета наблюдения)

3) Уточняется объект наблюдения и предметы наблюдения

4) Разрабатываются гипотезы наблюдения, которые либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе наблюдения

5) Уточнение списка исполнителей, которые будут осуществлять наблюдение

6) Уточняется человек, ответственный за наблюдение (осуществляющий контрольную функцию)

7) Уточняются формы отчётности по наблюдению и конечный срок предоставления итогового отчёта

В плане наблюдения уточняется дата, время и место проведения наблюдения. При необходимости подбирается техника и оборудование, уточняются основные этапы проведения наблюдения и при необходимости составляется смета расходов на наблюдение.

3. Первое стандартизированное наблюдение – здесь социолог заранее определяет объект и предмет наблюдения и в зависимости от объекта и предмета наблюдения по заранее разработанному плану моделирует наблюдаемую ситуацию

Нестандартизированное наблюдение – здесь заранее определяется объект наблюдения, в то время как предметы наблюдения социологу неизвестны (заранее не определяются и зависят от наблюдаемой ситуации)

Включённое (внутреннее) наблюдение – здесь социолог находится внутри наблюдаемой группы, зачастую выполняя те же функции, что и члены данной группы и при этом группа знает, что за ней ведётся наблюдение (минус данного вида – то, что группа ведёт себя неестественно и скованно)

Не включённое (внешнее) наблюдение – здесь социолог наблюдает за исследуемой группой со стороны и при этом группа не знает, что за ней ведётся наблюдение

Полевое наблюдение – оно осуществляется в естественных для группы наблюдения условиях

Лабораторное наблюдение – оно осуществляется в искусственно-созданных условиях

Эпизодическое наблюдение – оно никак не планируется социологом, просто в какой-то момент времени социолог делает акцент на какой-либо ситуации, за которой и проводит наблюдение

Фокусированное наблюдение – здесь в зависимости от целей наблюдения социолог сосредотачивает своё внимание на одной характеристике исследуемой проблемы и в зависимости от этого выбирает для наблюдения определённую ситуацию

Панельное наблюдение – здесь социолог наблюдает за одной и той же группой через равные промежутки времени с целью уточнения изменяющихся характеристик группы

4. Эксперимент – специально смоделированная ситуация, в процессе которой участвуют 2 группы людей (контрольная и экспериментальная) и где изучается их социальное поведение и социальные взаимоотношения в нереальных для них условиях. Основным недостатком эксперимента является его дороговизна. Эксперимент в социологии часто не применяется, только в том случае, когда он необходим.

Для успешной разработки и проведения эксперимента разрабатывается программа эксперимента. В программе эксперимента выделяют 2 части: методологическую часть и методическую часть. В методологической части определяется цель эксперимента, задачи эксперимента, объекты и предметы эксперимента и гипотезы эксперимента. В методической части уточняется место и сроки проведения эксперимента, исполнители эксперимента, формы отчётности по эксперименту, необходимые техника и оборудование и смета расходов (разрабатывается всегда).

Выделяют два основных вида эксперимента:

1) Лабораторный эксперимент – здесь искусственно смоделированная ситуация осуществляется в искусственно созданных условиях

2) Полевой эксперимент – здесь искусственно созданная ситуация осуществляется в реальных (естественных) для объекта эксперимента условиях

Этапы эксперимента:

1. Подготовительный этап – здесь определяют проблему, которую необходимо исследовать, разрабатывают программу эксперимента, уточняют лиц ответственных за эксперимент и составляют смету расходов

2. Полевой (практический) этап – определяют время, дату, место проведения эксперимента и затем его осуществляют на практике

3. Анализ полученных данных и их обработка

4. Итоговый (заключительный) этап – подводят итоги эксперимента, уточняют достижение целей эксперимента и составляют итоговый отчёт по эксперименту

Современный человек постоянно наблюдает, что происходит вокруг, запоминает, анализирует и объясняет увиденное. Время наблюдения - это один из распространенных методов, который применяется в исследованиях многих научных направлений, в частности наблюдения незнакомых культур называют этнографическим.
Социологическое наблюдение - это метод сбора первичной информации, который заключается в непосредственном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов и событий, происходящих в социальной реальности.
В социологическом наблюдении (в отличие от обычного) заранее планируется его организация, выясняются методы фиксирования, обработки и анализа данных, что обеспечивает определенную надежность информации. Поэтому для него характерны систематичность, планомерность и целеустремленность. Объектами наблюдения в социологии является поведение отдельных индивидов, социальных групп, условия их деятельности и т.п.. А информация собирается и фиксируется с помощью технических устройств (кинокамера, фотоаппарат, магнитофон, телевизионная и прочая техника).
Ценным является то, что наблюдение позволяет фиксировать реальные поведенческие факты . Оно дает возможность непосредственно изучать поведение людей в конкретных условиях в реальном временном пространстве ("самое то", "именно здесь", "именно сейчас"), маг способность давать насыщенные конкретными деталями, живые, непосредственные впечатления об объекте, а не воспоминания или интерпретации респондента. К тому же наблюдения дает возможность получить данные независимо от умения респондента описать словами свое поведение, а также от того, желает ли он вообще что-то говорить о своем поведении.
Наблюдение в социологическом исследовании чаще всего используют на его разведывательном этапе, когда происходит общее ознакомление с объектом исследования и разрабатываются гипотезы. Кроме того, наблюдения часто применяется в комплексе с другими методами сбора информации. Оно предполагает получение иллюстративных данных, которые существенно дополняют статистический анализ данных, полученных с помощью массового опроса.
Свои отчеты о людях, за которыми наблюдают в конкретной среде, социологи называют кейс-стади (case study).
Преимущества и ограничения социологического наблюдения.
Эффективное использование методов исследования побрезгует знание их преимуществ и недостатков. Это дает возможность определять, когда и при каких условиях использования того или иного метода будет целесообразным.
Преимущества:
• Осуществление наблюдения одновременно с развертыванием и развитием явлений, которые исследуют (синхронность) и возможность непосредственного восприятия поведения людей в конкретных условиях и в реальном времени.
• Возможность широкого охвата события и описания взаимодействия всех ее участников (наблюдение приводит характеристику объекта наблюдения, описывает место проведения, типичное поведение членов группы, отклонения в ней, устанавливает цель деятельности группы, описывает социально-психологический климат в группе, поведение, мотивы и стимулы деятельности ее участников и т.д.).
• Возможность установки частоты и длительности элементов изучаемой ситуации, ее повторяемости, уникальности, типичности, и на этом основании составление заключений по случайности или закономерности социальной ситуации, которая подлежит исследованию.
• Независимость действий объектов наблюдения от социолога-наблюдателя. Использование наблюдения не зависит от способности и готовности человека вести откровенный разговор по вопросам, интересующим исследователя.
Ограничения
• Влияние на качество полученной информации субъективных оценок наблюдателя, его установок, стереотипов, настроения, состояния здоровья, других ситуативных факторов. От способностей наблюдателя, квалификации, научной осведомленности и, наконец, от его чисто человеческих качеств: умение находить общий язык, доброжелательности, чуткости, ненавязчивости, деликатности-зависит успех наблюдения.
• Реагируя на действия исследователя, человек может менять характер своего поведения, "подстраиваться" к тому, что, по ее мнению, является нормой, а это искажает реальную картину.
• Недостатком метода наблюдения является его большая трудоемкость.
• Исследование усугубляется невозможностью повторения ситуации. Социальные явления и процессы необратимы, их можно снова повторить, чтобы исследователь мог проверить и зафиксировать моменты, которые его интересуют.
• Ограниченность и частичный характер каждой ситуации, которую наблюдают. Использование наблюдения ограничивается временем совершения события. Поэтому фиксируют лишь те события, которые имели место в момент наблюдения. Много событий остается незамеченными. Это означает, что полученные выводы могут быть обобщены и распространены на масштабные ситуации только с большой осторожностью.
• Наблюдением фиксируются только факты реального поведения человека. Хотя о человеке судят по его действиями, но в действиях человека при определенных обстоятельствах оказывается лишь часть его внутреннего мира, остальные скрытая и проявляться при других обстоятельствах. Для того чтобы иметь полное представление о человеке, нужно очень долго наблюдать за его поведением в различных ситуациях. А это не всегда возможно.

Важный метод эмпирического исследования – наблюдение. Характерные черты наблюдения: систематичность, планомерность и целенаправленность. Наблюдение есть специфический способ организации информационного поля, связывающего социолога и объект исследования, социолог получает информацию об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия, прямой регистрации явлений в их системной связи.

Существуют особенности наблюдения:

Первая особенность – связь наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая особенность - наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Различают следующие типы (виды) наблюдения: Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает: - разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта; - наличие разработанного плана; - анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Не включенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе). Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия. Социологический эксперимент – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Натуральный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Проведение социального эксперимента весьма сложно и специфично. Объект конкретного социологического исследования – люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, которым свойственно осознавать себя, свое понимание внешнего мира, познать его, строить планы, направленные на преобразование реальной действительности. Если в естественнонаучном эксперименте воздействие на объект эксперимента, как правило, ограничено временными рамками самого эксперимента, то для социального объекта – весьма важного условия локализации воздействия со времени не придерживаются. Существуют определенные виды экспериментов. Во-первых, по характеру объектов эксперименты делятся на экономические, педагогические, правовые, эстетические и др. Каждый из экспериментов отличается друг от друга спецификой. Так, в социологии под экономическим экспериментом понимается непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей, на изменение их интересов. Во-вторых, по специфике задач различаются научно-исследовательские и практические эксперименты. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая научные сведения, еще не нашедшие достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные.

Главными характеристиками эксперимента выступают:

1. Наличие искуственно созданной исследователем ситуации, в рамках котрой проводится эксперимент.

2. Воспроизводимость эксперимента.

3. Контролируемость экспериментальной ситуации.

4. Обязательное наличие двух групп участников эксперимента: контрольной (той группы, в которой эксперимент не проводится) и экспериментальной (той группы, в которой проводится эксперимент). В завершении эксперимента сравниваются данные контрольной и экспериментальной групп.

54.Социологический анализ документов: виды и функции.Анализ документов - один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д.

Метод анализа документов используется в социологии как самостоятельный. В комплексе с другими используется при разработке и проверке гипотезы исследования, определении целей и задач исследования, в случае необходимости - углубления знаний об объекте и предмете изучения, в качестве иллюстративного материала к основному методу сбора информации и т.д.

Важно отметить, что социальная информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, получаемые другими методами (опрос, наблюдение), и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности. Но все же значительно чаще информация, полученная из документальных источников, характеризует такие аспекты изучаемого явления или процесса, которые недоступны другим методам. Иначе говоря, метод анализа документов в значительном числе случаев предоставляет социологу уникальную эмпирическую информацию, без учета которой знание о предмете исследования не отвечает требованию полноты.

Читайте также: