Наблюдение это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Наблюдение в психологии - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Объект и предмет наблюдения

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

наблюд е ние, наблюдения, ср. (книж.).

2. То, что замечено, получено в результате изучения, исследования чего-нибудь. Интересное наблюдение.

Словарь Военных Терминов

способ разведки противника, местности (акватории), погоды, а также получения данных о положении и действиях своих войск (сил). Ведётся непрерывно во всех видах боевой деятельности визуально (зрительно) или с помощью технических средств с наблюдательных пунктов и постов, пунктов управления, ЛА, кораблей и др. Для Н. устанавливаются полосы (секторы, направления, районы, объекты); результаты Н. отражаются иа картах (схемах) и в журналах Н.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях; начальный этап всякого естественно-научного исследования. По мере развития науки наблюдение делается все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом.

Антропологический толковый словарь

под наблюдением в науке принято понимать целенаправленное восприятие объекта (явления), сбор сведений о нем. Условие наблюдения - максимальная объективность, то есть возможность либо повтора наблюдения, либо использования другого независимого метода проверки данных (например, эксперимента). Многократно сделанное наблюдение, не изменившее наше восприятие объекта, свидетельствует об объективности, достоверности полученных данных.

Словарь лингвистических терминов

Один из самых распространенных и естественных способов научного исследования, направленного на восприятие объекта, позволяющего отмечать в предметах и явлениях детали, необходимые для понимания сущности того или иного явления.

Пограничный словарь

способ разведки противника, местности, акватории, погоды и др., а также обнаружения нарушителей ГГ и правовых режимов, установленных в пограничном пространстве, получения данных о положении и действиях своих войск (сил). Ведется всеми пограничными нарядами, экипажами и расчетами непрерывно днем и ночью. Оно заключается в систематическом (скрытном и открытом) изучении объектов и местности (акватории) с наблюдательных пунктов, других позиций визуального и технического наблюдения, а также с наиболее выгодных и удобных пунктов местности, кораблей, самолетов в целях своевременного выявления признаков подготовки к нарушению ГГ, обнаружения и задержания нарушителей, происходящих в пограничном пространстве событий и явлений. Для получения и проверки наиболее важных сведений организуется офицерское наблюдение.

Криминалистическая энциклопедия

один из общенаучных методов исследования; планомерное, целенаправленное восприятие объектов, явлений, процессов.

В криминалистике и доказывании Н. осуществляется в двух формах: непосредственной и опосредованной. При непосредственном Н. наблюдающий воспринимает объект лично и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. При опосредованном Н. наблюдаемый объект воспринимается через др. лиц, дающих информацию о наблюдавшемся событии, факте. Типичные объекты Н.: вещественные образования (следы преступления и преступника, предметы, документы, копии следов и пр., их признаки, свойства и состояния); люди, их внешние признаки, как статические, так и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента и пр.; действия людей, в т. ч. и такие, к-рые образуют способы совершения и сокрытия преступлений; явления и события (процесс следообразования, экспериментально вызываемые события и их результаты и т. п.).

Военно-морской Словарь

способ разведки противника, местности (акватории), погоды, а также получения данных о положении и действиях своих сил. Ведется непрерывно с кораблей, самолетов, вертолетов и береговых постов с помощью оптических, радиотехнических, гидроакустических и других технических средств. Результаты наблюдения отражаются на картах (схемах) и в журналах.

Астрономический словарь

выполнение наблюдений во всех участках электромагнитного спектра.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте знакомится со звездным небом и, опять-таки при желании, наблюдает за звездами.

Вернер Гейзенберг (1901–1976) – немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Предложил матричный вариант квантовой механики, сформулировал принцип неопределенности, ввел концепцию матрицы рассеяния. Автор трудов по структуре атомного ядра, релятивистской квантовой механике, единой теории поля, теории ферромагнетизма, философии естествознания. Лауреат Нобелевской премии 1932 г.

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

один из способов войсковой разведки, организуется всеми родами войск и специальными войсками во всех условиях их боевой деятельности, осуществляется непрерывно днем, ночью, во всякое время года и в любой обстановке. Н. ведется специально подготовленными наблюдателями и лично командирами с наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов командиров соединений, частей и подразделений, а также с наблюдательных постов. Наблюдатель (наблюдательный пост) для Н., как правило, получает сектор, границы которого обозначаются хорошо видимыми местными предметами. В полосе действий каждого соединения и части организуется сеть наблюдательных постов, в которую входят все наблюдательные посты (пункты) родов войск, специальных войск и служб данного соединения (части). Наземное Н. дополняется подслушиванием, особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости, Н. с воздуха и широким использованием артиллерийской инструментальной разведки, средств радиолокации и связи. Для ведения Н. ночью применяются приборы ночного видения и средства для освещения местности.


Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Применяется в тех условиях, когда особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Существует несколько видов наблюдения:

несистематическое – проводится в ходе полевого исследования, при этом важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явление, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы;

систематическое предполагает наличие определенного плана. Выделяются регистрируемые особенности поведения и классифицируются условия внешней среды;

срезовое наблюдение – выделяется по временной характеристике, это единоразовое, кратковременное наблюдение;

лонгитидное – длительное по времени наблюдение, иногда проводимое в течение ряда лет;

сплошное наблюдение – фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения;

выборочное наблюдение – обращается внимание только на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов;

включенное наблюдение – предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Существует два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем и наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Включенное наблюдение, когда исследователь инкогнито, порождает серьезные этические проблемы, многие психологи считают недопустимым проведение исследований методом обмана, когда испытуемые не знают, что они объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Процедура исследований методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (время, частота, место наблюдения);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Так, исследователь может наблюдать и фиксировать в разных средо-
вых условиях:

– речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность и т.д.);

– выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

– движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию, скорость и направление и т.д.);

– физические воздействия (качания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Основная проблема регистрации результатов метода наблюдения – категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Кроме того, очень велико влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально – психологических особенностей. Субъективную интерпретацию данных наблюдения можно снизить, используя средства регистрации (аудио- и видеозапись). Однако, субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной интерпретации результатов.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремиться подтвердить свою гипотезу, также он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки
при записях и т.д.

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Тем не менее, наблюдение является незаменимым методом, когда нужно исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию.

Диагностическое наблюдение в группе детей

Рассмотрим более подробно наблюдение, целью которого является выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, то есть выделение детей группы риска с целью создания для них специальных образовательных условий. В ситуации электронной записи в школы и отсутствия собеседования или тестирования при приеме детей школу такое наблюдение является инструментом педагога и психолога, позволяющим выделить детей, нуждающихся в углубленном обследовании специалистов, и создании на этой основе рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для их успешной адаптации.

Наблюдение, которое будет описано ниже, трудно отнести к какому – либо одному виду, описанному выше. Скорее его можно назвать скрининговым интегративным наблюдением, поскольку при таком виде наблюдения можно фиксировать самые различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных перед наблюдателем. Такое наблюдение можно осуществляться в различных учебных и вне учебных ситуациях. Например, во время урока или во время перемены, в различное время дня – на первых уроках или на протяжении последних уроков, на занятиях основного цикла или на уроках физкультуры или труда и т.п.

Прежде всего, наблюдатель должен оценить следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:

- Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания).

- Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость).

- Особенности речевого развития.

- Аффективные и эмоциональные особенности ребенка.

- Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект).

- Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка).

- Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.

Технология наблюдения и условия его проведения

Допустим, внимание наблюдателя в основном направлено на детей, находящихся на местах № 24, 26, 25 – то есть дети, сидящие за этими партами, требуют наиболее пристального внимания, но, боковым зрением при этом вы можете заметить и то, что на местах 3 и 5 или 3 и 4 тоже что- то происходит, например, дети начали играть под партами в машинки. При этом проще и быстрее занести в листы наблюдений номера мест и ваше наблюдение, чем прописывать фамилии детей.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса. Наиболее важно то, что наше наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Можно идентифицировать все эти ситуации. Хорошо, если психологу удалось наблюдать детей в нескольких из них, например:

- Начало учебного дня: 1-й, 2-й уроки. При этом важно, чтобы психолог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка включения различных видов активности.

- Конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки.

- Начало недели (четверти).

- Конец недели (четверти).

- Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна).

- Начало учебного дня, 1-й, 2-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

- Конец учебного дня, 4-й, 5-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

- Репетиция какого-либо мероприятия.

- Сам праздник или какое-либо выступление.

- Свободное поведение детей на перемене.

- Дети в столовой.

- Дети во время прогулки.

Остановимся на наблюдении за операциональными характеристиками деятельности и их влияния на поведение ребенка в целом.

Эти параметры очень тесно связаны с общим уровнем психической активности ребенка с одной стороны, а с другой, – являются характеристиками динамическими, то есть изменяющимися в процессе самой деятельности.

К операциональным характеристикам деятельности, в первую очередь, относятся работоспособность и темп деятельности.

Общая схема выделяемых особенностей детей в процессе наблюдения

Фамилия и имя ребенка

Наличие особенностей детей

Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)

Однако пресыщение может наблюдаться и в сочетании с утомлением.

Анализируя утомление, можно говорить о том, что оно может оцениваться не только по результативности деятельности (это будет отчетливо проявляться в тетрадях в изменении почерка, нарастании количества ошибок,
пропусков кусков заданий или заданий целиком, недописках и т.п.), так и по внешним признакам. К последним (объективным с точки зрения физиологических механизмов проявлений утомления) следует отнести появление двигательного дискомфорта, проявляющегося в суетливости, частых изменениях позы, посадки, подгибании под себя ног, опоры на парту руками, всем телом, подпор головы руками, но и появление зевоты, частых и глубоких вздохов. Ребенок может начать тереть глаза и т.п. Безусловно, утомление будет сказываться и на характеристиках внимания. В частности: сужении объема внимания, длительности его сосредоточения на задании, все более легкая отвлекаемость на внешние раздражители (снижение помехоустойчивости).

К иного типа проявлениям утомления (психологическим) можно отнести появление стереотипных двигательных реакций: жевание ручки, накручивание волос на палец, потирания, комканье краев одежды и т.п., в том числе и появление истинных аутостимуляционных движений, таких как раскачивания, ритмическое похлопывание стопой, пальцами по парте.

- слишком быстрое некомпенсируемое утомление (выраженная сниженная работоспособность);

- относительно медленное, но стойкое, некомпенсируемое утомление (сниженная работоспособность);

- быстрое, но компенсируемое утомление, связанное, в первую очередь, не только с утомлением от определенного вида деятельности (например, письма), но, отчасти, с мотивационным фактором;

- пресыщение деятельностью, связанное, в первую очередь, с мотивационными механизмами деятельности;

Совершенно очевидно, что появление признаков утомления и наступление самого утомления (то есть снижения работоспособности) сказывается не только на характере деятельности и параметрах внимания, но, в первую очередь, на темпе деятельности.

Нормативным следует считать равномерный, устойчивый темп деятельности, когда ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог.

Наблюдая за поведением детей на уроке, в других условиях можно выделить несколько категорий детей, с точки зрения темпа их деятельности.

Также можно говорить и о ситуативно обусловленном замедлении темпа деятельности в сложных для ребенка, в том числе психотравмирующих и экспертных ситуациях. Подобное замедление темпа вплоть до полной невозможности работать может наблюдаться во время контрольных и самостоятельных работ, а также при ответах у доски в раз-
личных условиях.

Ситуативным можно назвать снижение темпа соматически ослабленного или заболевающего ребенка. В этом случае сегодня мы увидим проблемы темпа, но в ситуации наблюдения в следующий раз такой ребенок не должен будет выделяться по темповым характеристикам среди
одноклассников.

Еще одна особенность изменения темпа деятельности, связанная с импульсивностью – в этом случае ребенок работает быстро, но бестолково, не видит собственных ошибок, не способен контролировать свою деятельность. Такая импульсивность может быть присуща ребенку, и в тех случаях, когда мы предполагаем незрелость функций регуляции, программирования и контроля, но может быть и следствием утомления, когда функции контроля просто ослабевают.

Таким образом, анализируя наблюдение за темпом деятельности можно выделить следующие его параметры:

- резкое снижение темпа деятельности, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

- неравномерность или колебания темпа деятельности;

- низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);

- ситуативное, соматически обусловленное снижение темпа дея-
тельности;

- ускорение деятельности, ее импульсивный характер.

Нам важно понимать, что это не проявление высокого уровня психической активности и не противоречит тому, что мы наблюдали только что в ситуации регулярного обучения. По сути дела ребенок демонстрирует нам то же утомление, что и раньше, но имеет в данной ситуации возможность двигательной разрядки. Другой вариант противоречий между наблюдаемым поведением ребенка на уроке и вне его, в свободной, неконтролируемой ситуации будет полностью противоположным. Активный, работающий в достаточном темпе на уроке ребенок может безучастно сидеть на перемене, не включаясь в общую суету. И это также не должно смущать наблюдателя, поскольку оба приведенных примера являются всего лишь разными моделями реагирования на утомление. При этом первый из описанных случаев отражает специфику работоспособности ребенка с риском по школьной дезадаптации, а второй – особенности темпа деятельности ребенка с риском по коммуникативным проблемам.

Таким образом, мы можем оценить влияние утомления, как на темповые характеристики, так и на изменения характера поведения у различных детей. Особенности работоспособности и темповых характеристик деятельности ребенка объединены в табл. 4.

Метод наблюдения в данном случае является достаточно адекватным задаче оценки операциональных характеристик школьника, включенного в образовательную среду.

Особенности работоспособности
и темповых характеристик деятельности ребенка

Читайте также: