Наблюдатель на выборах это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Базовое определение наблюдателя содержится в статье 2:

пункт 42 статьи 2::

42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

Содержание

Кто может быть наблюдателем [  ]

Подробнее см. отдельную статью Ограничения статусов участников наблюдения

Ограничения, установленные для назначения наблюдателя, сводятся к следующим:

  • он должен быть гражданином России (пункт 42 статьи 2);
  • он должен быть совершеннолетним (пункт 1 статьи 4);
  • он не должен быть (пункт 4 статьи 30):
    • президентом России, губернатором, избираемым населением главой муниципального образования;
    • главой местной администрации (пусть и невыборным);
    • лицом, находящиеся в непосредственном подчинении [1] глав местных администраций [2] ,
    • депутатом,
    • судьей,
    • прокурором,
    • членом комиссии с правом решающего голоса [3] .

    Кто может назначить наблюдателя [  ]

    Наблюдатель может быть назначен:

    • кандидатом,
    • избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
    • избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов,
    • иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом о конкретных выборах.

    Порядок назначения наблюдателя [  ]

    На выборах, назначенных после 15.02.2016, каждый субъект вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (при этом, как и раньше, в помещении для голосования может находиться не более одного наблюдателя). Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. О назначении наблюдателей в участковые комиссии требуется не позднее чем за три дня до дня голосования или дня досрочного голосования (т. е. для дня голосования — не позднее среды) уведомить ТИК (или, на муниципальных выборах, иную вышестоящую комиссию). Такое уведомление осуществляется путем направления списка назначенных наблюдателей [4] . В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

    Ограничения на общее количество наблюдателей, запрет на назначение одного и того же лица наблюдателем в несколько УИК, а также требование о заблаговременном уведомлении не применяются на выборах президента России.

    Кандидаты (избирательные объединения), назначившие наблюдателя, выдают им направления (содержащие ту же информацию, что и список), которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования (досрочного голосования) или накануне.

    Количество наблюдателей [  ]

    Количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, не может превышать двух человек [5] , однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования.

    Срок полномочий наблюдателя [  ]

    В чрезвычайно редких ситуациях назначения наблюдателей в территориальной или иной комиссии полномочия действуют в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

    Права наблюдателя [  ]

    Статья 33. Наблюдатели

    (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

    (часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

    (часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

    (в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Наблюдатель вправе:

    1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

    3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

    4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

    5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

    (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

    7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

    8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

    9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

    10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

    11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

    12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

    7. Наблюдатель не вправе:

    1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

    2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

    3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

    4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

    5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;


    Что должен делать наблюдатель?

    Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).

    Что конкретно должен делать наблюдатель?

    Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.

    Главное средство борьбы с нарушением закона, которым располагает наблюдатель - гласность и информированность. Поэтому, по возможности, наблюдателю необходимо написать отчет о том, как проходило голосование на его участке, и разместить отчет в социальных сетях. Cоциальные сети читают миллионы, a протоколы судебных решений - единицы.

    Что конкретно имеет право делать наблюдатель?

    а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

    б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

    б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

    в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

    г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

    д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

    е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

    з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

    и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

    Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

    а) присутствовать на заседаниях комиссий;

    б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

    в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

    г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

    Наблюдатель не вправе:

    а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

    б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

    в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

    г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

    д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

    е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

    ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

    з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

    В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.

    В контроле за ходом выборов допускается участие иностранных (международных) наблюдателей, в качестве которых могут выступать лица, представляющие иностранную или международную организацию и получившие право наблюдать за подготовкой и проведением выборов (референдумов) в РФ. При проведении выборов федеральных органов государственной власти иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются при Центральной избирательной комиссии РФ по предложению международных и национальных правительственных и неправительственных организаций и частных лиц, имеющих признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Иностранный (международный) наблюдатель располагает правами и обязанностями, сходными с правами и обязанностями обычных наблюдателей. Его действия и поступки должны соответствовать как российскому законодательству, так и международным стандартам в этой области, в частности Руководству по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе/Бюро по демократическим институтам и правам человека). Руководство устанавливает, что наблюдатели должны: иметь при себе удостоверение, выданное правительством или избирательной комиссией, по требованию представлять его всем заинтересованным властям; сохранять непредвзятость в исполнении своих обязанностей и ни в коем случае не выражать предпочтения по отношению к определенным партиям, кандидатам или по отношению к каким-либо вопросам, возникающим во время выборов; исполнять свои обязанности в ненавязчивой манере и вмешиваться в избирательный процесс, в процедурные вопросы, в установление дня выборов или в подсчет голосов; основывать свои заключения на хорошо аргументированных, действительных и поддающихся проверке фактах; избегать дачи личных и преждевременных комментариев о своих наблюдениях представителям прессы или другим заинтересованным лицам; при необходимости участвовать в послевыборных де-брифингах по телефону или факсу; соблюдать все государственные законы и правила. Наблюдатели не должны использовать символику каких-либо партий. Они вправе обратить внимание местных властей на несоблюдение правил, но при этом им запрещается давать инструкции или осуществлять действия, расходящиеся с решениями избирательных комиссий.

    Полезное

    Смотреть что такое "НАБЛЮДАТЕЛЬ НА ВЫБОРАХ" в других словарях:

    Наблюдатель на выборах (референдуме) — 2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также… … Официальная терминология

    Наблюдатель — (англ. observer) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме лицо, назначенное при проведении выборов … Энциклопедия права

    Наблюдатель — Дипломатический наблюдатель в дипломатии Наблюдатель (динамические системы) в математике Наблюдатель сеть магазинов видеонаблюдения Наблюдатель (модель) шаблон проектирования Наблюдатель понятие в Специальной теории… … Википедия

    наблюдатель — в РФ лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ (при проведении выборов в органы местного самоуправления), и … Большой юридический словарь

    Наблюдатель иностранный (международный) на выборах — 43) наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и… … Официальная терминология

    Наблюдатель — это лицо, уполномоченное осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума. На выборах может… … Большой юридический словарь

    наблюдатель — НАБЛЮДАТЕЛЬ, я, м Официальное лицо, занятое по службе, профессии наблюдением за состоянием кого , чего л., за ходом каких л. действий. // ж наблюдательница, ы. Общественные наблюдатели на выборах … Толковый словарь русских существительных

    33 квадратных метра — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Читайте также: