На вершине могущества кратко история

Обновлено: 02.07.2024

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Официальные анналы год за годом описывают деятельность этого инициативного правителя. Анналы были тоже одним из государственных нововведений, и отныне все урартские цари составляют подобные официальные летописи, освещающие события их царствования. Большое внимание Менуа уделял организации армии. Есть основания полагать, что со времени его правления центральная власть полностью взяла на себя заботы по экипировке войск, ранее частично возлагавшейся на подвластных правителей. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. В походах захватываются пленные, богатая добыча, сжигаются вражеские города. Но примечательна и другая особенность, наметившаяся уже ранее, — покоренные владения целиком не разоряются, а, наоборот, сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.

важным опорным пунктом для дальнейшего продвижения в Закавказье.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению на север, в Закавказье. Здесь урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его побережье вплоть до озера Севан. На

этой территории осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Во вновь созданных городах-крепостях возводятся гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Дальновидная политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, удаленной от основного театра урартско-ассирийского противоборства, полностью оправдала себя в ходе последующих событий. Выполнение строительной и хозяйственной программы урартского правительства обеспечивали огромные массы военнопленных, захватываемых в многочисленных походах. Только за тринадцать лет правления Аргишти урартами было захвачено в плен свыше 280 000 мужчин и женщин. Таким образом, военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных.

Военные успехи Урартского государства были теснейшим образом связаны с функционированием всей социально-экономической системы урартского общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В это время в Передней Азии назревала решительная военная схватка за гегемонию, и в этих условиях Ассирия наносит первый удар. В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Ассирийские тексты восторженно описывают успехи своих войск. Несомненно, урарты потерпели военное поражение, и ряд центральных районов Урарту был предан мечу и огню. Но значение этого похода не следует преувеличивать. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее превосходно укрепленной цитаделью. Незатронутой осталась важная в военно-стратегическом отношении область Муцацира, нависающая с северо-востока над коренными землями Ассирии, не говоря уже о закавказских областях, где еще Аргишти начал создавать второй важный экономический центр Урарту. В откры-

том военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство еще не была закончена.

Ассирия собирает силы для второго удара по своему основному сопернику и конкуренту; он был осуществлен во время правления урартского царя Русы I (735— 713 гг. до н. э.). Вступив на престол, Руса I застал державу поколебленной военными неудачами, но энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел положением. Во избежание дальнейших неурядиц царь разукрупнил административные единицы Урартской державы, стремясь не сосредоточивать в руках областеначальников больших территорий и воинских сил.

Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась в области к востоку от озера Урмия против местных правителей, искусно

натравливаемых на Ассирию урартским царем. Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своими войсками зайти в тыл ассирийской группировке. Битва произошла в горной местности и кончилась поражением урартов. После одержанной победы ассирийцы как бы повторили программу превентивного похода Тиглатпаласара III, хотя и по другому маршруту. Грабя, сжигая и уничтожая все по пути, Саргон II двинулся в обход озера Урмия и разорил создаваемый здесь Русой I хозяйственный комплекс. Далее ассирийцы обогнули озеро Ван с севера, но не рискнули вступить в коренные урартские земли на восточном побережье, где находилась столица Тушпа, ранее безуспешно осаждавшаяся Тиглатпаласаром III. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников совершил стремительный переход по горам и внезапным ударом захватил урартский культовый центр Муцацир, где торжествующим победителям достались храмовые сокровища, накопленные за время правления многих урартских царей. По всему маршруту похода ассирийцы последовательно стремились нанести противнику максимальный урон, подорвать экономическую мощь Урарту.

В надписи Саргона II сообщается, что Руса I, узнав о падении Муцацира, покончил с собой. Действительно, с точки зрения международных отношений значение похода 714 г. до н. э. было велико. Государство Урарту окончательно потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

Османская империя или оттоманская появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории, османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

Османская империя в XVI - XVII веках

Вершина могущества Османской империи

В 1453 году был захвачен Константинополь — столица Византийской империи. С той поры и до сегодняшнего дня она носит свое турецкое название — Стамбул. В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть Арабского востока, территории Северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана, Османская империя достигла, наверное, вершины своего могущества.

Ее территории составляли 8 миллионов квадратных километров. Население достигало числа 25 миллионов. Рассмотрим, как было устроено это государство. Оно возглавлялось султаном. Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным и во многом, даже, религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависели от личных качеств того или иного правителя.

Существовали также особые, отдельные религиозные общины — миллилеты. Их было три:

  • это армяно-григорианская;
  • греко-православная;
  • иудейская.

Они обладали особым налоговым статусом и располагали определенной автономией. Все общество империи делилось на две основные категории населения:

  • это были аскеры — военные;
  • райя — дословно стадо.

К числу первых принадлежали представители правящего класса. Второй составляли остальная часть населения.

Янычарский корпус

Еще одной важной и безусловно весьма своеобразной частью османского общества был янычарский корпус. Он состоял из невольников турецких в начале, и в эпоху развитой империи из юношей — христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в аллаха и своего султана янычары, являлись грозной воинской силой.

Янычары считались, как бы, личными рабами султана. Условия жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, не могли вести собственное хозяйство. В принципе, они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара, все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства, янычары также изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это даст возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Так что огромное количество людей в Османской империи мечтало, чтоб их дети попали в янычарский корпус. С 17 века в него начинают принимать и детей мусульманских семей.

Завоевание Европы

Своеобразной идеей фикс османских правителей было завоевание Европы и обращение ее населения в ислам. В XVI и XVII веках турки столкнуться в ряде войн с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Польша или Речь Посполитая, Венеция и другими. Надо сказать, что успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план вполне реально выполним.

Европейские державы, погрязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления османам. И несмотря на кое-какие временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы снова проиграли. Ярким примером этому послужит поражение при Лепанто в 1571 года. Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту. Однако, к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряют Кипр и выплатят Турции контрибуцию размером в 300 тысяч золотых дукатов.

Упадок Османского государства

По его условиям Турция впервые не получит ни территориальных приращений, ни контрибуций. Станет очевидно, что времена безграничного могущества османской империи прошли.

С одной стороны, XVI — XVII века в истории оттоманской империи — это время ее наивысшего расцвета. Но надо признать, что это время, когда увлеченная внешней политикой империя, начнет отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы ее расшатали и уже в XVIII веке бороться с западом на равных османам будет не по плечу.

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Официальные анналы год за годом описывают деятельность этого инициативного правителя. Анналы были тоже одним из государственных нововведений, и отныне все урартские цари составляют подобные официальные летописи, освещающие события их царствования. Большое внимание Менуа уделял организации армии. Есть основания полагать, что со времени его правления центральная власть полностью взяла на себя заботы по экипировке войск, ранее частично возлагавшейся на подвластных правителей. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. В походах захватываются пленные, богатая добыча, сжигаются вражеские города. Но примечательна и другая особенность, наметившаяся уже ранее,— покоренные владения целиком не разоряются, а, наоборот, сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению на север, в Закавказье. Здесь урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии, форсируют Араке . и овладевают, обширной территорией на его правобережье вплоть до озера Севан. На этой территории осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Во вновь созданных городах-крепостях возводятся гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Дальновидная политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, удаленной от основного театра урартско-ассирийс-кого противоборства, полностью оправдала себя в ходе последующих событий. Выполнение строительной и хозяйственной программы урартского правительства обеспечивали огромные массы военнопленных, захватываемые в многочисленных походах. Только за тринадцать лет правления Аргишти урартами было захвачено в плен свыше 280 000 мужчин и женщин. Таким образом, военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были теснейшим образом связаны с функционированием всей социально-экономической системы урартского общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В это время в Передней Азии назревала решительная военная схватка за гегемонию, и в этих условиях Ассирия наносит первый удар. В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Ассирийские тексты восторженно описывают успехи своих войск. Несомненно, урарты потерпели военное поражение, и ряд центральных районов Урарту был предан мечу и огню. Но значение этого похода не следует преувеличивать. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее превосходно укрепленной цитаделью. Незатронутой осталась важная в военно-стратегическом отношении область Муцацира, нависающая с северо-востока над коренными землями Ассирии, не говоря уже о закавказских областях, где еще Аргишти начал создавать второй важный экономический центр Урарту. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство еще не была закончена.

Ассирия собирает силы для второго удара по своему основному сопернику и конкуренту; он был осуществлен во время правления урартского царя Русы I (735—714 гг. до н. э.). Вступив на престол, Руса I застал державу поколебленной военными неудачами, но энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел положением. Во избежание дальнейших неурядиц царь разукрупнил административные единицы Урартской державы, стремясь не сосредоточивать в руках областеначальников больших территорий и воинских сил.

Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась в области к востоку от озера Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своими войсками зайти в тыл ассирийской группировке. Битва произошла в горной местности и кончилась поражением урартов. После одержанной победы ассирийцы как бы повторили программу превентивного похода Тиглатпаласара III, хотя и по другому маршруту. Грабя, сжигая и уничтожая все по пути, Саргон II двинулся в обход озера Урмия и разорил создаваемый здесь Русой I хозяйственный комплекс. Далее ассирийцы обогнули озеро Ван с севера, но не рискнули вступить в коренные урартские земли на восточном побережье, где находилась столица Тушпа, ранее безуспешно осаждавшаяся Тиглатпаласаром III. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников совершил стремительный переход по горам и внезапным ударом захватил урартский культовый центр Муцацир, где торжествующим победителям достались храмовые сокровища, накопленные за время правления многих урартских царей. По всему маршруту похода ассирийцы последовательно стремились нанести противнику максимальный урон, подорвать экономическую мощь Урарту.

В надписи Саргона II сообщается, что Руса I, узнав о падении Муцацира, покончил с собой. Действительно, с точки зрения международных отношений значение похода 714 г. до н. э. было велико, Государство Урарту окончательно потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

В словах Рашид ад-Дина, несомненно, был резон. Известно, что у Батыя действительно болели ноги. Но в данном случае он использовал свою болезнь лишь как предлог для того, чтобы не двигаться с места. Ехать в Монголию ему решительно не хотелось. Трудно, вслед за Рашид ад-Дином, назвать преклонным и его возраст: ко времени смерти Угедея Батыю было лет тридцать шесть или около того. И тем не менее в общении с родичами он вёл себя как престарелый и тяжелобольной человек. Ситуация безвластия и неопределённости явно была ему на руку, и он умело пользовался ею. Отсутствие великого хана позволило ему, например, по собственному усмотрению, без всякого вмешательства Каракорума, решить русские дела. Воспользовавшись бегством Масуд-бека, он обозначил свой интерес и к тому, что происходило в Мавераннахре, граничившем с владениями его брата Орды. Кроме того, в годы междуцарствия Батый постарался утвердить свою власть над теми недавно завоёванными областями Монгольской державы, которые соседствовали с его собственными владениями на юге.

Установить своё влияние над Ираном ни Бату, ни его преемнику Берке так и не удастся, несмотря на все их старания и на все потрясения в империи монголов. Судьбы этой части Монгольской державы всё дальше расходились с судьбами Дешт-и-Кипчак, и объединить их под одной властью было не под силу никому. Позднее, когда великим ханом станет Менгу, он передаст Иран и сопредельные земли своему младшему брату Хулагу, и тот превратит их в новый, пятый улус Монгольской империи — государство ильханов. Правители Дешт-и-Кипчак, наследники Батыя, вступят с Хулагу и его преемниками в жестокую междоусобную войну, которая не даст перевеса ни одной из сторон и завершится в конце концов признанием существующих границ.

Похоже ли это на правду? Трудно сказать. Гуюка никак нельзя назвать беспечным человеком, пренебрегающим опасностью и не думающим о возможном коварстве противника. Может быть, Бату или Шибану удалось каким-то образом усыпить его бдительность? Однако Шибан, будто бы убитый в схватке с Гуюком, упоминается в источниках и позже; в частности, он принимал участие в курултае 1249 года (см. ниже). Да и никаких других подтверждений в источниках эта история не имеет. Доказать причастность Батыя к смерти Гуюка, по-видимому, невозможно. В конце концов слухи такого рода сопровождали смерть почти каждого монгольского хана. Да, действительно, кончина Гуюка была чрезвычайно выгодна Бату, случилась весьма кстати и, по всей вероятности, позволила избежать открытого вооружённого столкновения, чреватого страшными потрясениями для мира. Но это, пожалуй, и всё, что можно сказать по данному поводу. Остальное — не более чем догадки и предположения, которые каждый волен делать сам…

Бату и Соркуктани-беги с самого начала действовали согласованно. Именно это обеспечило им успех в борьбе за власть. При этом цели их различались: Соркуктани стремилась обеспечить ханский престол своим детям; для Бату же главным было устранить от власти враждебную ему партию потомков Угедея и Чагатая. В итоге и тот и другая добились своего — к обоюдной выгоде. Их успеху способствовало и то, что у противной им партии не было единства. И дом Угедея, и дом Чагатая раздирали противоречия, причём противоречия эти во многом были порождены неудачным опытом правления сначала Туракины, а затем Гуюка.

— Так как царевичи ослушались старшего брата и к нему не пошли, пойди ты с братьями и навести его.

Чингисхана конечно же не была забыта. Тем более должны были помнить о ней сыновья Туракины-хатун: меркитка родом, Туракина приходилась внучкой тому самому Тохтоа-беки, главе рода меркитов, который завладел женой Чингисхана Борте; наверное, она многое могла рассказать своим детям и внукам о пребывании Борте-учжины в меркитском плену. Для Бату же эта тема была особенно чувствительной.

— Некогда Тай-цзун (храмовое имя Угедея, употреблявшееся после его смерти. — А. К.) дал повеление о том, что делает наследником престола августейшего внука Ширамуна; все князья и все сановники знают об этом. Ныне Ширамун находится в прежних правах, но при этом собрание желает выбрать другого родича. Какое положение вы собираетесь ему предоставить?

— Повеление Тай-цзуна существует, и кто посмеет его нарушить? Однако ранее, когда курултай возвёл на престол Дин-цзуна (Гуюка. — А. К.), то это было сделано государыней Торэгэной (Туракиной-хатун. — А. К.) вместе с вами и вам подобными. Таким образом, это вы были именно теми, кто преступил повеление Тай-цзуна. И ныне вы ещё кого-то обвиняете в преступлении?

— Ты говоришь поистине верно, — обратился он к Бале. — Однако когда прежняя вдовствующая государыня возвела на трон Дин-цзуна (Гуюка. — А. К.), что ты тогда говорил? А Бату-хан твёрдо и тщательно придерживался последней воли прежнего государя (то есть не участвовал в выборах Гуюка! — А. К). Что касается тех, у кого есть иное толкование закона, я прошу разрешения казнить их.

Против таких слов возражать никто не посмел. Поддержал Бату и самый влиятельный из присутствовавших на курултае военачальников, Урянхатай, сын Субедея:

— Менгу одарён умом, мудростью и глубокими знаниями. Люди везде знают его. Совет Бату поистине хорош.

— Урянхатай говорит правильно, — подвёл итог Бату.

После этого он «немедленно отдал приказ войскам, и все.

— На этом собрании все мы заключили условие и дали подписку, что не выйдем из повиновения Саин-хану Бату; как же Менгу-каан ищет пути уклониться от того, что им признано за благо?

Сам Бату остался пока что в Алатау — с тем, чтобы позднее вернуться к себе на Волгу. Ни ехать в Монголию, ни присутствовать на курултае он не собирался.

— Мы далеки от соглашения на это и недовольны этим договором. Царская власть полагается нам, как же ты её отдаёшь кому-то другому?

Бату отвечал туманными рассуждениями о благе всего Монгольского государства:

— Прошло два года, как мы хотим посадить на престол Менгу-каана, а потомки Угедей-каана и Гуюк-каана, а также Йису-Менгу, сын Чагатая, не прибыли.

Наконец Бату прислал ответ, позволявший действовать незамедлительно. На этот раз он выражался предельно кратко и ясно.

— Посади его на трон, — велел он брату, а дальше добавил: — Всякий, кто отвратится от ясы (то есть, в данном случае, откажется от принятого сообща решения. — А. К), лишится головы.

— Вы все постановили и сказали, что до тех пор, пока будет от детей Угедей-хана хотя бы один кусок мяса… мы всё же его примем в ханство и кто-либо другой не сядет на престол. Почему же теперь вы поступаете по-другому?

Его тут же прервал Хубилай:

— Такой уговор был, однако вы прежде изменили всё обусловленное, все слова и древнюю ясу… Зачем вы убили Алталун (Чаур-сечен. — А. К.)? Ещё: Угедей-каан сказал, чтобы государем был Ширамун; каким же образом вы со своей сердечностью отдали власть государя Гуюк-хану?

Возразить на это было нечего. Не получив поддержки со стороны других участников курултая, джалаир вынужден был пойти на попятную:

— В таком случае истина на вашей стороне 52 .

И это всё. О каких-либо других эксцессах во время избрания Менгу-хана источники не сообщают. Как всегда, выборы хана завершились пиром, который продолжался неделю. О размахе торжеств свидетельствует тот факт, что в течение недели ежедневно к столу доставлялось по две тысячи повозок с вином и кумысом, триста голов лошадей и быков и три тысячи баранов! Причём Берке настоял на том, чтобы для мусульман, участвующих в празднестве, баранов и прочий скот резали по предписаниям шариата, — никто против этого возражать не посмел.

Впрочем, первыми за оружие взялись представители дома Угедея.

Так был разгромлен Улус Угедея. Позднее выказавшие верность новому великому хану сыновья Кудэна, а также Кадан и Мелик-Огул разделят оставшихся женщин и имущество из орд и домов, некогда принадлежавших Угедею.

Особую ненависть великий хан испытывал и к вдове Гуюка Огул-Каймиш. Сразу после открытия заговора Ширамуна Менгу-хан направил гонцов к ней и её сыну Ходже-Огулу, требуя, чтобы те незамедлительно прибыли к нему:

— Если вы не участвовали в заговоре с теми людьми, то для вас счастье будет в том, что вы поспешите к высочайшей особе каана.

Ходжа хотел было казнить гонца, но вовремя опомнился и, по научению жены, явился к хану. Там он вёл себя уже по-другому: полностью раскаялся, изъявил покорность и был прощён; ему даже назначили юрт на реке Селенге, близ Каракорума. Что же касается Огул-Каймиш, то она проявила строптивость и не захотела признавать избрание Менгу. А потому отослала гонца обратно, выговорив великому хану:

— Вы, царевичи, обещали и дали обязательство в том, что царская власть всегда будет принадлежать дому Угедей-каана и что никто не будет противодействовать его сыновьям, а теперь вы не держите слова!

Это привело Менгу в ярость. Он приказал схватить Огул-Каймиш и привезти, зашив обе её руки в сыромятную кожу. Суд над ней и её невесткой, матерью Ширамуна Кадакач-хатун, устроили в ставке Соркуктани-беги. Когда Менгусар, обнажив царицу, потащил её на суд, Огул-Каймиш воскликнула:

— Зачем другие смотрят на тело, которое никто, кроме государя, не должен видеть?!

Менгу оказался действительно умелым политиком. Ему удалось навести порядок в расстроенных делах государства, преодолеть анархию и безнаказанность предшествующих лет. Во многих своих начинаниях новый великий хан опирался на поддержку Батыя, с которым, по существу, делил власть. Но в то же время Менгу действовал вполне самостоятельно — и нередко поступал так, как считал нужным. Иные его решения шли вразрез с интересами Батыя. Впрочем, подробнее о его взаимоотношениях с Батыем в период их соправительства мы поговорим чуть позже.

Историкам в точности неизвестно, когда именно Батый вернулся на Волгу. Русские летописи после 1247 года вообще не упоминают его имя, что и неудивительно: в последние годы его жизни князья по большей части имели дело не с ним самим, а с его сыном Сартаком. Судя же по указаниям персидских и армянских авторов, ко времени курултая 1251 года и последующих за ним политических процессов и казней Батый находился уже далеко от Монголии (Киракос Гандзакеци, например, впервые упоминает Батыя в связи с событиями на Волге под 1251 годом). Но и в собственных владениях Батыя разворачивались события, имевшие прямое отношение к смене власти в Каракоруме и устранению всего, что было связано с правлением Гуюка и его родни. Эти события — далёкий отзвук политических процессов начала царствования Менту — имели трагические последствия для Русской земли, особенно в условиях продолжавшейся здесь политической нестабильности.

Читайте также: