На сколько улучшаются координационные способности в 13 15 лет кратко

Обновлено: 02.07.2024

показателям недостаточно судить о динамике протекания всех без исключения КС .

Установили , что в разные возрастные периоды естественное , обусловленное созрева -

нием организма , развитие КС протекает гетерохронно и разнонаправленно . Од нако наиболее

интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет ( см . табл . 2, 3). Об -

наруженные нами закономерности об особенно бурном развитии КС у детей с 7 до 11-12 лет

весьма точно согласуются с многочисленными высказываниями , обобщениями и экспери -

ментальными исследованиями ( В . С . Фарфель с сотр ., 1959-1975; П . Хиртц с сотр ., 1974-1992;

М . Прасилова , 1981; И . Юринова 1982; Д . Мартин , 1982; Л . Е . Любомирский . 1983;

Р . Винтер , 1984; И . Рачек , В . Мынарс - ки , 1992, и др .). По мнению авторов , в названные воз -

растные периоды существу ют особенно благоприятные социальные , психически -

интеллектуальные , анатомо - физиологические и моторные предпосылки для быстрого совер -

шенствования КС . Полу ченный нами экспериментальный материал свидетельству ет , что , на -

чиная со второй половины среднего школьного возраста , различные КС изменяются особен -

но дифференцированно и противоречиво ( см . табл . 2, 3). После спада с 12 до 13 лет у маль -

чиков с 13 до 15 лет продолжают увеличиваться абсолютные показатели КС в циклических

локомоциях ( прирост 13,4%); в ациклических локомоциях (34,6%); в акробатических упраж -

прирост от 7 до 17 лет ) ( во всех случаях различия достоверны , р Это , вероятнее

собностей в этом возрасте . В то же время отдельные показатели КС с 12 до 13 и с 13 до 14

лет сохраняются у мальчиков на уровне 12- летних или так же , как и у девочек временно

ухудшаютс я ( абсолютные показатели КС в баллистических движе ниях на меткость , абсо -

лютные и относительные показатели КС в спортивно - игровых двигательных действиях ( см .

Прирост показателей координационных способностей у детей с 7 до 17 лет , %

В статье представлены результаты многолетних обследований мальчиков 5-9 классов общеобразовательных учреждений с целью выявления возрастной динамики параметров различных проявлений координационных способностей. Изложены данные статистической обработки, проведенной при анализе четырех групп координационных способностей учащихся: способности к воспроизведению характеристик движений; точности отмеривания параметров движений; способности к дифференцированию параметров движений; отдельные проявления координационных способностей.

Ключевые слова: мальчики среднего школьного возраста; координационные способности; физическое воспитание учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений; возрастная динамика.

По мнению ряда ученых, физическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в достаточной степени обеспечено программно-нормативными документами [7, 8]. Данное утверждение нельзя, по нашему мнению, в полной мере отнести к содержащимся в программах рекомендациям по технологическим подходам к достижению целевых установок физического воспитания школьников и, в первую очередь, развитию их координационных способностей с учетом их пола и возраста. Более того, ряд ученых считает, что чрезвычайно скупо изложенные в данных документах методические указания не обоснованы с позиций онтогенетических особенностей развития физического и двигательного потенциала детей школьного возраста, так как в распространенных программах физического воспитания в общеобразовательных учреждениях пояснения по данному вопросу практически отсутствуют [4, 5, 6].

В связи с вышеизложенным в ходе исследований изучались особенности половозрастной динамики параметров различных проявлений специфических координационных способностей в процессе реализации существующих программ физического воспитания.

Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования - развитие координационных способностей учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений с учетом онтогенетических особенностей.

цель исследования - выявить изменения абсолютных значений координационных способностей учащихся 5-9 классов в годичном учебном цикле.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня развития координационных способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [7, 11, 13], анализа рабочих программ по физическому воспитанию и нормативных требований по физической подготовленности [5, 8] и собственного педагогического опыта.

В связи со спецификой координационных способностей выбранные тестовые задания были классифицированы по четырем группам:

  • способности к воспроизведению характеристик движений (4 показателя);
  • точности отмеривания параметров движений (4 показателя);
  • способности к дифференцированию параметров движений (4 показателя);
  • показатели, не сводимые по своей сущности к вышеперечисленным группам и в этой связи представленные как отдельные проявления координационных способностей (5 показателей).

Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа Pentium 3.

При этом по общепринятым методикам осуществлялся расчет средней арифметической величины (М), среднего квадратического отклонения (±δ), ошибки средней арифметической (±m) [1, 2].

Оценка достоверности различий параметрических статистических характеристик проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.

При разработке оценочных таблиц результатов тестирования координационных способностей использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК, так как распределение результатов тестирования близко к нормальному [1].

Исследования проводились на базе общеобразовательных школ № 1048 и № 1927 г. Москвы. В них приняли участие 322 мальчика 11-15 лет.

Результаты исследования. Динамика показателей координационных способностей изучалась как на основе анализа изменений результатов в отдельных тестах, переведенных в баллы, на основе разработанных шкал относительной оценки результатов тестирования, так и по значениям интегральных и суммарных показателей координационных способностей. Значения интегральных показателей рассчитывались по общепринятой методике [13]. Значения суммарного показателя уровня развития координационных способностей рассчитывались на основе суммирования балльных оценок интегральных показателей.

Данные, характеризующие достоверность изменения показателей координационных способностей учащихся 11-15 лет, представлены в таблице.

Полученные результаты описаны по следующей схеме:

  1. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли позитивные изменения в 50% и более изучаемых случаев (первый уровень).
  2. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли негативные изменения в 50% и более изучаемых случаев (второй уровень).
  3. Блоки показателей координационных способностей, по которым не выявлены изменения (третий уровень).

Статистическая обработка полученных результатов обследований школьников 11-15 лет позволила получить следующие научные данные.

В группе 11-летних мальчиков к первому уровню относятся:

  • блок точности отмеривания параметров движений - 100% (силовые усилия временных интервалов, усилия в прыжках в длину с места);
  • блок дифференцирования параметров движения - 80% (усилия в кистевой динамометрии, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда движений в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места).

Ко второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков показателей координационных способностей.

К третьему уровню относятся:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей - 50% (переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели).

В группе 12-летних мальчиков к первому уровню относится блок дифференцирования параметров движения - 80% (амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

Ко второму уровню не относится ни один из показателей.

К третьему уровню относятся:

  • блок воспроизведения параметров движения
  • 80% (угол при сгибании в тазобедренных суставах, угол в плечевых суставах, временные интервалы, интегральный показатель);
  • блок точности отмеривания параметров движения - 15% (силовые усилия, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

В группе 13-летних мальчиков к первому уровню относится только блок дифференцирования параметров движений - 80% (силовые усилия, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).

Ко второму уровню не относится ни одна из групп показателей.

К третьему уровню относятся:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей (равновесие, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движений -100% (все показатели);
  • блок точности отмеривания параметров движений - 50% (силовые усилия, интегральный показатель).

В группе 14-летних мальчиков к первому и второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков координационных способностей.

К третьему блоку относятся все блоки координационных способностей:

  • блок отдельных проявлений координационных способностей - 66% (равновесие, переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
  • блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели);
  • блок точности отмеривания параметров движений - 50% (отмеривание усилий в прыжках в длину, интегральный показатель);
  • блок дифференцирования параметров движений
  • 100% (все показатели).

Достоверность изменения балльных оценок среднегрупповых показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет в течение учебного года

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Координационные способности – это свойства, необходимые для оптимального протекания этого процесса (физиологическое строение опорно-двигательного аппарата. Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

hello_html_md173164.jpg

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

- пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);

- перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);

- манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т. д.);

- циклические и ациклические действия;

- метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);

- защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх;

- баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).

Специфические КС.

К ним относят несколько иные координационные способности. Это способность человека:

- к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;

- к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;

- к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала или его части;

- к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;

- к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;

- к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;

- к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия.

Это координационные способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических.

Также координационные способности классифицируются на элементарные и сложные. К первым из них относится возможность человека к точному воспроизведению пространственных параметров движений.

Сложные координационные способности - это возможность индивида к быстрой перестройке двигательных действий при внезапно изменяющихся условиях.

Средства развития КС.

Для того чтобы повысить степень возможностей человека при решении двигательных программ, необходимо использовать физические упражнения, которые:

- направлены на преодоление координационных трудностей;

- требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;

- новы и необычны для исполнителя;

- в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий.

Специальная координационная подготовка – это система применения сложных упражнений, связанных с выполнением освоенных технических умений и навыков игры футбола. Ее степень меняется с расширением двигательного навыка и с ростом опыта игрока: чем богаче навык, чем больше игрок освоит всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуации.

По сведениям, для эффективного развития координационных способностей необходимо с 10 до 12 лет использовать ведение мяча и обводку фишек, жонглирование, короткие и средние передачи мяча, игру головой, удары в ворота ногой, а также следует увеличить количество времени (до 30% общего объема времени практических занятий, отводимого на техническую подготовку) на овладение элементами техники игры, связанными с непосредственным контролем над мячом.

Возрастная динамика развития быстроты у начинающих заниматься футболом имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у начинающих заниматься футболом, не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счёт активной статической фиксации этих органов, затем — за счёт коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определённой мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач.

В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека.

Координация движений регулируется мозжечком.

Простейшие упражнения для развития координации

1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.

2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.

3. Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

Более сложные упражнения

Если первый комплекс вам дается легко, значит, не стоит заострять на нем внимание, переходите к более трудным тренингам.

1. Встав на одну ногу около стены, нужно бросить в стену мяч, а когда он отскочит назад, постараться поймать его без зрительного контроля. Затем то же самое нужно проделать на другой ноге.

2. Следующее упражнение – жонглирование. Начать нужно с простого – в каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. Теперь можно усложнить упражнение. Для начала попробуйте бросать мяч одной рукой, а ловить – другой. Когда этот навык выработан, попробуйте бросать мячи одновременно, но ловить со сменой рук.

3. Некоторые упражнения на координацию большинство людей помнит из уроков школьной физкультуры. Одно из них – вращение рук в противоположные стороны. К примеру, правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против. Проделав движение 10-15 раз, нужно поменять направление. Звучит просто, но далеко не каждый взрослый человек может выполнить это упражнение с первого раза.

4. Вытянув одну руку вперед, нужно вращать ею в одну сторону, а кистью этой же руки – в другую. Движения должны быть плавными. После 10-15 повторений нужно проделать упражнение с другой рукой.

5. Две руки вытягиваются вперед. Одна рука в воздухе будто рисует какую-либо геометрическую фигуру, а вторая делает произвольные движения. Проделав упражнение несколько минут, руки можно поменять.

Развить силу спины и рук, а также координацию отлично помогает ходьба на руках. Но это упражнение дается далеко не сразу и только тем, кто имеет хорошую физическую форму. Развить точность, реакцию и глазомер помогает такое упражнение: два партнера становятся около стены и кидают в нее мяч таким образом, чтобы он отскакивал от одного к другому. Более сложным вариантом подобного упражнения является игра в настольный теннис. Тем, кто хочет поработать над координацией, быстротой и ловкостью, подойдут прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Если хотите усложнить это движение, просто поворачивайте тело при каждом новом прыжке на 90 градусов или используйте сразу два мяча для каждой из рук. Простые прыжки через гимнастическую скамейку также являются очень эффективным способом поработать над координацией. Но прыгать нужно не в одном направлении, а в четырех (вперед, назад, вправо, влево). Гимнасты часто делают такое упражнение: подбросить мяч (или какой-либо другой предмет), сделать кувырок, поймать подброшенный предмет. Попробуйте и вы, это очень полезно для координации.

Координация и спорт

Развить ловкость, координацию, скорость, а также хорошо потренировать мышцы помогают командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и прочие. Хорошо помогает также бег по пересеченной местности: из-за постоянной смены рельефа и необходимости перепрыгивать или огибать препятствия нервная система постоянно находится в напряжении, а тело - в полной готовности. Говоря про упражнения для развития координации движений, нельзя не упомянуть о тех видах физической активности, которые связаны с удержанием равновесия. Это может быть как слэклайн (ходьба по специальной стропе), так и простая ходьба по бордюру, рельсу, бревну и прочим длинным и узким поверхностям. Если вы уже освоили упражнения на равновесие, попробуйте одновременно с ним перебрасывать с руки в руку мяч или перекручивать его вокруг тела.

Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью. Физические упражнения на координацию нужны тем, кто по жизни мало занимался спортом. А еще они понадобятся профессиональным спортсменам, которые намерены покорить новые высоты и не могут довольствоваться нормальным уровнем координации, ловкости и скорости. Главный вывод, который стоит вынести из этого разговора: врожденную способность можно развить в любом возрасте, поэтому тот, кто готов потрудиться, сможет улучшить свою физическую форму несмотря ни на что.

Читайте также: