Н соловьева биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Соловьев (Владимир Сергеевич) - знаменитый философ и публицист. Родился 16 января 1853 г. Отец его - знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых . Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.). Учился С. в Первой московской гимназии в параллельном ее отделении (теперь 5-я московская гимназия). Окончив курс в 1869 г. с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук; с 3-го курса перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета; в 1873 г. выдержал кандидатский экзамен, после чего пробыл один учебный год вольнослушающим в Московской духовной академии. Из числа своих профессоров С. с особенной благодарностью вспоминал о философе Юрковиче. В 1874 г. защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра философии "Кризис западной философии", вызвавшую между прочим возражение К.Д. Кавелина ("Априорная философия или положительная наука?") и был избран штатным доцентом философии в Московский университет; читал также на высших женских курсах профессора В.И. Герье . В 1875 - 76 гг. совершил путешествие в Англию, Францию, Италию и Египет. В 1877 г. оставил Московской университет и был назначен членом ученого комитета Министерства народного просвещения. В 1878 г. читал в Соляном городке публичные лекции о философии религии. В 1880 г. получил степень доктора философии за диссертацию "Критика отвлеченных начал". В том же году стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента и на высших женских курсах. В марте 1881 г. произнес в виде заключения к публичным лекциям о литературном движении XIX века известную речь против смертной казни. В том же году оставил службу в Министерстве народного просвещения, но чтение лекций окончательно прекратил лишь в 1882 г. Вновь появляться перед публикой в качестве лектора С. после долгого перерыва стал только в конце 90-х гг. С сентября 1891 г. он состоял редактором философского отдела в настоящем Словаре (см. редакционную заметку во главе XXX-го тома). Исключительно отдавшись науке и литературе, он жил то в Москве, то в Петербурге, то в имениях своих друзей (в последнее время все чаще в Пустыньке, близ Петербурга), то в Финляндии на Иматре, то за границей. В Хорватии он завязал тесные дружеские отношения с известным славянским епископом Штросмайером, с каноником Рачки и другими. Вещи и книги его, по словам близко знавшего его лица (Л.З. Слонимского в "Вестнике Европы", 1900, ¦ 9), "обыкновенно находились в разных местах; иногда в холодную осень он выезжал в летней разлетайке, потому что зимнее платье было им где-нибудь оставлено или забыто. Пренебрежение к физической стороне существования, к житейским благам (насколько они касались его лично) сказывалось во всем строе или, вернее, неустройстве его жизни: он иногда проводил целые месяцы в совершенном одиночестве, обходясь без чьих бы то ни было услуг, сам таскал дрова и топил печку, ставил себе самовар". Работал он неутомимо, проводя за письменным столом иногда по несколько ночей сряду, не переставая трудиться даже во время физических страданий, не предпринимая правильного леченья. Все это постепенно подрывало его организм, никогда не отличавшийся крепостью: врачи, лечившие его во время последней его болезни, нашли у него несколько тяжких недугов. Он скончался 31 июля 1900 г., в подмосковном имении (с. Узкое) кн. П.Н. Трубецкого , с братом которого, Сергеем Николаевичем (профессором философии в Московском университете), он был связан тесной дружбой. К. Арсеньев.


На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Н. Соловьевой в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Н. Соловьевой в жанрах .

Творчество Н. Соловьевой

На нашем сайте представлены 18 книг автора Н. Соловьевой. Самая популярная по мнению наших читателей "".

Как пишется правильно?

В справочнике приводятся основные правила орфографии и пунктуации. Различные варианты подачи материала, а также система указателей помогут найти необходимый случай правописания или постановки знака препинания. Кроме того, различная дополнительная информация поможет расширить представления об орфографии и пунктуации родного языка и будет служить хорошим подспорьем в овладении навыками правильной пи.

М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи

Русский язык. 9 класс. Диктанты и изложения

В сборнике представлены разнообразные диктанты, изложения, развивающие сочинения, материалы для самостоятельных контрольных работ и тестовые задания, связанные с учебными темами. Задания дифференцированы по трем уровням, к тестовым есть ответы. Тематическая структура и система графических обозначений (своеобразных подсказок) дают возможность быстро ориентироваться в нужном материале и определять е.

Русский язык. 6 класс. Диктанты и изложения

В сборнике содержится разноуровневый материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, тестов, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений. Система графических обозначений, предложенная автором, помогает быстро ориентироваться в нужном материале и определять его оптимальный уровень в целях эффективного использования в учебном процессе. Охвачены все учебны.

Русский язык. 8 класс. Диктанты и изложения

Сборник содержит разнообразный материал по русскому языку для проведения диктантов, изложений, тестов, самостоятельных и контрольных работ, а также развивающих сочинений, помогая охватить все учебные темы, а также осуществить дифференцированный подход к учащимся; предлагает ключи к выполнению заданий. Сборник обладает тематической структурой, в нем используется система графических обозначений, кот.

Трудные случаи орфографии. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц и междометий

Пособие включает словарь, содержащий около 2500 пишущихся слитно, раздельно или через дефис существительных, прилагательных и наречий, написание которых может вызвать трудности. К каждой части речи дан краткий комментарий по правописанию. Книга адресована в первую очередь учащейся молодежи, кроме того, она может быть использована преподавателями в учебных целях как материал для организации ра.

Краткая биография Сергея Соловьева

В 1838—1842 гг. учился на философском факультете Московского университета.

В 1842— 1844 гг. Соловьёв в качестве учителей детей графа А. Г. Строганова побывал в Европе, где слушал лекции в университетах Берлина, Парижа и Гейдельберга. В юности он был славянофилом, потом примкнул к западникам.

В 1864—1870 гг. занимал должность декана историко-филологического факультета, в 1871— 1877 гг. был ректором Московского университета.

С 1872 г. — член Петербургской академии наук.

Учёный опирался на богатый фактический материал, при этом не просто излагал события, но стремился объяснить закономерности исторического процесса, сущность которого видел в прогрессе общества и взаимосвязи развития разных стран.

История России в понимании Соловьёва — это история государственности. Основное содержание перемен состоит в перерастании родового быта в государственный. Историк рассматривал прежде всего ход внутреннего развития страны (политические события, колонизация новых территорий, возникновение городов, изменение характера власти князей и т. д.).

Государство и народ, по его мнению, нельзя разделить, поскольку государство есть сам народ в его развитии, личность испытывает влияние своего народа и времени. Великие личности понимают и удовлетворяют народные потребности, обеспечивая тем самым развитие своего государства.

Умер 16 октября 1879 г. в Москве.

Близкая тема:
Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…

Владимир Соловьев — кто это такой, краткая биография

Владимир Сергеевич Соловьев — один из наиболее влиятельных философов в истории русской философии, публицист, преподаватель.

Родился Владимир Сергеевич 16 января 1853 года в Москве семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева.

В 1864-м Соловьев поступает в гимназию, а уже в 1869-м становится студентом Московского университета, который оканчивает в 1873-м. Увлечение в юные годы материализмом сказалось на выборе физико-метаматического факультета, который он вскоре меняет на историко-филологический. В течении 1873-го, после окончания университета, посещает лекции Московской духовной академии, однако делает это несистематически.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Летом 1876-го Соловьев возвращается на родину и продолжает читать лекции в Московском университете. Однако по причине неких раздоров с профессорами менее чем через год (весной 1877-го) переводится на службу в Петербург. Здесь он одновременно работает в Ученом комитете Министерства народного просвещения и читает лекции на Высших женских курсах при Петербургском университете.

В 1881 году Соловьев читает публичную лекцию от 26 марта, в рамках которой, в силу своих религиозных взглядов, осуждает казнь убийц Александра ІІ — народовольцев, и призывает к их помилованию. Такая позиция философа вызвала негодование у многих влиятельных лиц государства, которые сперва требовали наказания лектора, а позже смягчились, поскольку за него вступились влиятельные защитники. В том же году Соловьев по собственному желанию покидает министерство и оставляет преподавательскую деятельность. К этому времени у мыслителя уже сформированы основные философские и религиозные взгляды, которые позже составили полноценное учение о всеединстве.

С 80-х годов до начала 90-х Соловьев концентрируется на публицистической сфере, живо интересуясь вопросами церковно-религиозной жизни, а также спецификой общественно-политического процесса. В этот же период философ пишет статьи, где поднимает национальный вопрос, полемизируя со славянофилами, а также обращаясь к идеям католичества.

В 90-х годах Соловьев возвращается к непосредственному осмыслению философских вопросов. В 1881-м он становится главой отдела философии в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где он лично написал 130 статей.

Философ никогда не был женат, не имел постоянного места жительства или прописки, часто гостил у знакомых и нередко бывал за границей. 31 июля 1900 года, в возрасте 47 лет, Владимир Соловьев внезапно заболевает и вскоре умирает от обострения атеросклероза и других заболеваний, будучи в гостях у своих друзей Трубецких. Похоронен мыслитель на Новодевичьем кладбище в Москве.

История возникновения направления всеединства

Философская концепция всеединства имеет давнюю историю. Ее происхождение можно проследить еще с дохристианских времен в идеях Платона относительно Единого или Блага. Позже концепция развивалась во многих направлениях, среди которых: неоплатонизм, христианская богословская мысль (особенно Николая Кузанского), разнообразные пантеистические учения, а также религиозно-мистические доктрины (Майстер Экхарт, Я. Беме, Э. Сведенборг).

Соловьев, будучи одним из первых критиков позитивизма, формирует собственную философию всеединства, которая стала самобытным течением русской мысли. На становление его мысли значительно повлияли славянофилы, Юркевич, Ф. Достоевский. Вдохновение философ черпал из трудов Шеллинга, А. Шопенгауэра и (особенно) Э. Гартмана.

Философия всеединства Соловьева и ее критики

Концепция всеединства Соловьева основывается на том, что миру присуще единство, а философия — это теософская система, где органически синтезируются положительные начала с интуициями и идеями. Сама система схватывает мир как живую целостность в ее значимости для человека, где взаимообуславливаются опыт и вера. Философ был убежден в необходимом обосновании синкретизма философии, религии и науки, то есть объединении рационального и духовного (мистического, творческого) познания.

Философия всеединства Соловьева имела немало критиков в лице философов, общественных и религиозных деятелей, среди которых:

Лидер славянофилов И.С. Аксаков критиковал Соловьева за лояльность к папству и католичеству, не соглашался с тем, что христианство ставит за свою историческую задачу утверждение универсального, едино истинного общественного строя. Аксаков не разделял идеи философа относительно национального самоотречения.

Публицист и философ Н.Н. Страхов критиковал Соловьева за то, что тот считал человечество цельным (единым) организмом. Страхов, в свою очередь, придерживался позиции равноправия людей и их единения на основе равенства.

Для патриота П.Е. Астафьева был неприемлем космополитизм Соловьева, а также его идея о единении западной и восточной Церквей и религиозный утилитаризм концепции философа.

Монархист Л.А. Тихомиров критиковал философа за его непоследовательное осмысление и понимание природы общества, а также общее несоответствие идей Соловьева православной доктрине.

Критиковали философа за его отрицание необходимости и важности национального фактора в рассмотрения человечества, поскольку Соловьев отождествлял национальное с эгоистическим и таким, что может только разделять людей.

Придерживаясь традиционально-религиозных воззрений, Леонтьев не разделял взглядов Соловьева относительно будущности всеобщего благоденствия и веры в прогресс.

Русский богослов критикует пантеизм Соловьева, главной ошибкой которого считает отождествление Абсолюта с субстанцией мира. Философия всеединства, однако, имеет право на жизнь, если обогатить ее трасцедентизмом.

Будучи философом и богословом, он направляет острие критики на то, что Соловьев не рассматривает Церковь как соборно-мистический организм.

Основные идеи концепции

Философия всеединства Соловьева — сложный, синкретичный комплекс идей, где тесно связанны онтологические, гносеологические и нравственные аспекты учения. Их разделение является скорее схематическим, в изложении философа они обладают гармонией и взаимной обусловленностью.

Онтология

Учение о Софии или мировой душе, космология

Виденье Троицы

Бог-Отец — это Абсолютно-Сущее, а содержание Бога — это сущность в форме Логоса, то есть в лице Бога-Сына. София — это воплощение сущности-Логоса (идеи, смысла), потому она являет себя как третье лицо — Святой Дух.

Вопросы этики и атропология

Бог создал зло, осособив от себя духовные существа и наделив их волей. От воли Мировой души все живые существа получили собственную волю и стремление к обособлению. Человек стал результатом отпадения от Софии, а его материалистическая оболочка является трансформированным сущим, духовно обедненным по причине утраты им еднства и постоянного отделения (влечения к тварности). Так, человек — это единство души (сущего) и явления (своей материальной оболочки). Челоек греховен по самой природе своего происхождения, по задумке Господа-Абсолюта. Современной личности нужно бороться со своим эгоизмом (отпадением) и стремиться ко всеобщему благу, которое есть действительным сверхчеловеческим добром, единством. Человек не является носителем добра, равно как и зла, а гарантом социально-нравственного поведения является сущее в человеке (его божественная природа). Философия Соловьева имперсоналистская, то есть она не ориентирована на независимое от других, автономное развитие личности, посколько личность (обособление) должна исчезнуть в Богочеловечестве. Богочеловечество — объединение людей в Софии. Личность Христа знаменует собой достижение Абсолютно-Сущим полноты бытия в Богочеловечестве как всеединого.

Вопросы познания Абсолюта (Бога)

Абсолют (Бог) как духовное потусторонее существо открывает себя сущему через откровение в форме мистических ощущений или чувств. Познание Абсолютно-сущего возможно через познание сущего как истины, в форме 3-единого акта веры, воображения и творчества. Знания отвлеченно-эпирического и отвлеченно-рационалистического порядков могут составлять метериалистически-формальные признаки истины. Рациональное познание тесно переплетается с творческой интуицией и мистически-религиозным опытом, составляя своеобразный чувственно-духовный монолит.

Историософия, политическо-социальная концепция

Читайте также: