Н а спешнев кратко

Обновлено: 19.05.2024

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Научные публикации:

Акустическая природа словесного ударения в современном китайском языке // Учен. зап. Ленингр. ун-та. № 236 (то же на китайск. яз. — Чжунго юйвэнь (Китайский язык). 1959. № 9).

Гуань Ханьцин. Тронувшая небо и землю горь-кая обида Доу Э // Юаньская драма. Л., 1965 (пер. с китайск.).

Кан Цзинчжи. Ли Куй из лагеря Ляншаньбо при-носит повинную голову // Юаньская драма. Л., 1965 (пер. с китайск.).

О зависимости финалей китайского языка от тона // Исследования по китайскому языку. М., 1973.

Фонетика китайского языка. Л., 1980. Лао Шэ. Сказители. М., 1986 (перевод). Китайская простонародная литература. М.,

1986. О некоторых тенденциях в современной ки-тайской драме // Востоковедение / Отв. ред.

А. А. Долинина, Е. А. Серебряков. Вып. 33. СПб., 1991.

Лю Шуган. Визит мертвого к живым; Ли Вань-фэн, Линь Иньхай. Утренние прогулки; Ван Пэйгун. Мы // Современная Китайская дра-ма. М., 1991 (перевод).

Teaching and Research on Chinese Language at St. Petersburg University in the 19th and 20th Cen-turies // Europe studies China. London, 1995.

Лао Шэ. Юмор. СПб., 1997 (перевод).

Psycological Aspects of the Perception of Quyi Arts in the Chinese Audience // The Eternal Story-teller, Oral Literature in Modern China. London, 1999.

Лао Шэ и юмор (Лао Шэ юй юмо) // Лао Шэ и двадцатый век (Лао Шэ юй эрши шицзи): Сб. Тяньцзинь, 2000 (на китайск. яз).

Rhythm as a Stylistic Device in Chinese Literary Texts // Archiv Orientalni. 2000. Vol. 68. N 1.

Traditional Nursery Rhymes of Beijing // Chinese at Play: Festivals, Games and Leisure. London, 2002.

Введение в китайский язык. Фонетика и разго-ворный язык. СПб., 2003. Фэн Цзицай. Чудаки. СПб., 2003 (перевод).

Пекин — страна моего детства. СПб., 2004.

Китайская филология: Избранные статьи. СПб., 2006.

Дискуссия об этнопсихологии китайцев // Вос-ток—Запад: Историко-литературный альма-нах. М., 2006.

Пу И. Последний император. М., 2006 (перевод).

Те Нин. Всегда — это сколько? // Месяц туманов: Антология современной китайской прозы. СПб., 2007.

Фэн Цзицай. Сестрица Юй и ее замухрышка-муж // Современная китайская проза: Антология. М., 2007.

Песенно-повествовательное искусство // Духов-ная культура Китая: Энциклопедия. М., 2008.

Спешнев Николай Александрович (1821-1882)

"Новое Время", 1889 г., № 2181, некролог, стр. 3. — Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. II, СПб. , 1885 г., стр. 47; вып. VI, СПб. , 1889 г., стр. 5. — "Современные Известия", 1882 г., № 85, некролог. — "Исторический Вестник", 1889 г., май, "Воспоминания Головачевой", стр. 279. — "Голос", 1889 г., № 72, стр. 6 и № 74, стр. 5 (объявления о смерти и погребении) — "Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского", т. І, СПб. , 1883 г., ст. Ор. Миллера "Материалы для жизнеописания Ф. Μ. Достоевского", стр. 83, 87, 90, 91, 94, 95, 97, 98, 99, 105, 106, 107, 113, 114, 115, 117, 119, 122, 123 и др. (там же напечатаны отрывки из воспоминаний Η. Α. Спешнева, записанных А. Г. Достоевской). — "Русский Инвалид", 1849 г., № от 22 декабря (приговор суда). — "Общество пропаганды в 1849 г.", Лейпциг, 1875 г. — "Русская Старина", 1872 г., июль, "Записки Липранди"; 1881 г., май, "Записки Милюкова". — "Новое Время", 1881 г., № 1790, фельетон. — "Молва", 1881 г., № 50, заметка А. Плещеева. — "Порядок", 1881 г., № 48, статья Вунча. — "Иркутские Губернские Ведомости", 1857—1859 гг. — "Энциклопедический словарь" изд. Брокгауза и Ефрона, т. 23, ст. С. Венгерова: "Петрашевцы"; стр. 450—452; т. 31, ст. В. Ceмевского (биография H. A. Спешнева), стр. 316—317. — Ф. Μ. Достоевский "Дневник писателя".

Спешнев, Николай Александрович

СПЕШНЕВ Николай Александрович

С петрашевцев начинается, по словам В.И. Ленина, история социалистической интеллигенции в России. Одним из руководителей общества петрашевцев был наш земляк Николай Александрович Спешнев.

Родился Н.А. Спешнев в 1821 году в Курской губернии в семье помещика, был владельцем крупного имения в Фатежском уезде (села Архангельское и Матвеевка, деревня Михайловка). Учился в Александровском лицее вместе с М.В. Петрашевским, но в 1839 году оставил лицей и поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков, который и окончил. Однако не лицею и не университету обязан Спешнев глубокими познаниями в философии, политической экономии и истории социалистических учений. Решающую роль в его развитии сыграло самообразование.

На серьезное изучение философии и социальных наук Н.А. Спешнева натолкнуло пребывание за границей. С 1842 по 1846 год он жил в Швейцарии, Австрии, бывал в Париже. Именно в это время Спешнев основательно пополнил свои .знания: изучал немецкую философию, политическую экономию, утопический социализм, изучил книгу Карла Маркса "Нищета философии".

Оказавшись в Европе в период сильного политического брожения накануне буржуазной революции, подобно Бакунину, Н.А. Спешнев был захвачен ходом событий, сблизился с демократическими кругами и даже принял личное участие в гражданской войне в Швейцарии на стороне демократических кантонов. Здесь же, в Европе, он устанавливает связи с социалистами различных школ, но особенно увлекается идеями коммунизма в духе Вейтлинга и Дезами, сближается с членами демократических кружков польской, французской и швейцарской общественности.

В Россию Н.А. Спешнев вернулся в 1846 г. Николай Александрович много думает о политических проблемах и способах осуществления передовых идей в крепостной России. Вскоре он вошел в кружок М.В. Петрашевского, но занял в нем несколько обособленное положение. Его не вполне устраивала пропагандистская атмосфера кружка, к тому же у него скоро обнаружились расхождения с Петрашевским, державшимся фурьеристского направления в социализме. Спешнев стремился повести кружок на путь активной политической деятельности. Он был наиболее ярким выразителем революционно-демократического направления в кружке. Единомышленники Спешнева часто собирались у него на квартире, ставшей одним из центров деятельности петрашевцев. Спешнев выступал за ликвидацию крепостничества, за наделение крестьян землей без выкупа, за национализацию земли и крупной промышленности. Он считал, что единственный путь будущей революции в России - это путь крестьянского восстания, в результате которого должна быть установлена демократическая республика.

Народную революцию М.В. Петрашевский и Н.А. Спешнев считали неизбежной. Призывая членов кружка к политической активности, Спешнев выдвинул идею создания боевого тайного общества. В 1848 году на квартире Спешнева Петрашевский, Момбелли, Львов и Дебу обсуждали вопрос о создании революционной организация во главе с центральным комитетом. Николай Александрович составил "Проект обязательной подписки для членов тайного общества", - своего рода клятву, которую должен давать каждый вступающий в общество. Первый пункт проекта гласил, что член общества обязав принять активное участие в восстании. Вместе с другим петрашевцем - Филипповым, Спешнев приобрел типографский станок, чтобы на деле начать пропаганду социалистических идей в народе. Предполагалось широко распространить знаменитое письмо Белинского к Гоголю.

К концу 40-х годов относится знакомство Спешнева с Некрасовым, Панаевым и Огаревым. Последний через Спешнева чуть было не вошел в общество петрашевцев, и Только арест обоих помешал их дальнейшему сближению. В ночь на 23 апреля 1849 года Спешнев и другие члены организации были арестованы. Всего по делу петрашевцев было привлечено 123 человека. Николай Александрович мужественно вел себя на допросах. Его выдающиеся способности и стойкость "превозносили" даже члены следственной комиссии.

Социалистическая пропаганда петрашевцев в те мрачные годы была дерзким вызовом самодержавию. Она оказала огромное влияние на таких людей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин и других. 21 петрашевца приговорили к расстрелу. Им предъявили обвинение в "злоумышленном намерении произвести переворот в общественном быте России". Как один из руководителей, Н.А. Спешнев был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами каторги, которую он отбывал на Александровском заводе, а после на поселении. В 1857 году он был переведен в Иркутск в Главное управление Восточной Сибири и назначен редактором газеты "Иркутские ведомости".

За два года работы редактором газеты Спешневу удалось сделать ее содержательной и общественно интересной.

В 1860 году ему разрешили вернуться домой. Надломила ли каторга волю неуемного Спешнева? Нет! На-этот счет есть свидетельство поэта Плещеева, бывшего петрашевца. В письме к Добролюбову он писал: "Сегодня я, для своих именин, был порадован не одним вашим письмом, но еще приездом одного очень дорогого моему сердцу человека - Спешнева, он едет из Сибири с Муравьевым и будет непременно у Чернышевского, с которым желает познакомиться. Я дал ему и Ваш адрес. Рекомендую Вам этого человека, который кроме большого ума, обладает еще качеством, к несчастью, слишком редким у нас: у него всегда слово шло об руку с делом. Убеждения свои он постоянно вносил в жизнь.

Можно сказать положительно, что из всех НАШИХ -это самая замечательная личность".

Вернувшись из заключения, он поселился в имении матери в селе Федосине Островского уезда Псковской губернии. Ссылка не сломила волю Н.А. Спешева. Он приветствовал крестьянскую реформу 1861 года. Во время "реформы" Николай Александрович исполнял обязанности мирового посредника в Островском уезде, твердо отстаивал интересы крестьян. Помещики уезда жаловались на Спешнева даже в Сенат, но при поддержке своих единомышленников - двух мировых посредников - Николай Александрович добился, чтобы вес бывшие крепостные Островского уезда получили самый большой земельный надел в России.

В последующие годы Н.А. Спешнев жил в Петербурге, где активно сотрудничал в энциклопедическом словаре Толля, бывшего петрашевца. Сохранились его рукописи с заметками по географии и статистике России, по изучению языков Северо-Восточной Азии. Ему также принадлежит большое описание Петербурга.

Творческого наследия Спешнева осталось немного, но не потому, что первый русский утопический коммунист мало писал. Напротив, и по философии, и по социально-экономическим вопросам он сочинял довольно много. Это видно по его бумагам, захваченным при аресте. Но Спешневу, с точки зрения истории, не повезло, т.к. все бумаги исчезли вместе с его следственным делом. Сохранилось только два больших философских письма к польскому эмигранту Хоецкому, набросок "Проекта обязательной подписки для членов тайного общества", отрывок из лекции о религии и кое-какие свидетельства в показаниях на следствии. О философских взглядах Н.А. Спешнева можно говорить на «сновании его писем к Хоецкому, где он отстаивает материалистические позиции и критикуя аитропотеизм Фейербаха, стоит за "безусловное отрицание религии".

Спешиев был широко философски образованным человеком, свободно ориентировался и превосходно разбирался в сложных проблемах, выдвинутых Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и Фейербахом. При этом о каждом из мыслителей он имел собственное независимое мнение. Остается сожалеть, что в лице Спешнева под гнетом царизма погиб крупный мыслитель, который в благоприятных условиях мог бы сделаться гордостью русской философии.

Николай Александрович Спешнев (сентябрь 1821 – 17 марта 1882) — по­литический деятель, сторонник идей социалистического утопизма.

Сын богатого помещика Курской губернии, учился с Петрашевским в Царскосель­ском лицее, но обучение не закончил, был исключен с апреля 1839. Состоял вольнослушателем восточного факультета Петербургского университета, но курса не закончил.

Привлек к сотрудничеству петрашевцев, местную интеллигенцию, призывал следовать гласности, стремился вызвать полемику.

В апреле 1859 был произведен в коллежские регистраторы, назначен начальником путевой канцелярии генерал-губернатора Н.Н. Муравьева и сопровождал его в экспедиции по р. Амуру в Китай и Японию. В январе 1860 уехал с Н.Н. Муравьевым в Петербург, где по ходатайству Муравьева ему были возвращены права потомственного дворянина (но без прав на прежнее имущество). Поселился в своем имении в Псковской губернии, стал мировым посредником первого призыва. В последующие годы был почетным мировым судьей, гласным уездного земского собрания.

Умер в Петербурге.

Литература

  1. Лейкина-Свирская В.Р. Н.А. Спешнев // Петрашевцы. М., 1924.
  2. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996.
  3. Спешнев, Николай Александрович

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 февраля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 602-603.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Сочинения:

Письмо к отцу (1838), "КиС", 1930, No 1; Письма к К. Э. Хоецкому, в сб.: Филос. и обществ.-политич. произведения петрашевцев, М., 1953.

Литература:

Дело петрашевцев, т. 3, М.-Л., 1951; Петрашевцы, т. 3, М.-Л., 1928; Лейкина В. Р., Н. А. Спешнев, в ее кн.: Петрашевцы, М., 1924; ее же, Революц. практика петрашевцев, ИЗ, т. 47, М., 1954.

Читайте также: