Н а маркс на кубани кратко

Обновлено: 05.07.2024

Никандр Александрович Маркс ( 24 сентября 1861 ( 18610924 ) - 29 марта 1921) - палеограф, историк, археолог, фольклорист. Действительный член Московского археологического общества. Основатель и первый ректор Кубанского государственного университета. Генерал-лейтенант российской армии, командующий войсками Одесского военного округа. Активный участник революции 1905 года и гражданской войны.

  • Биография
    • Военная карьера
    • Научная деятельность

    Н. А. Маркс родился в 1861 году в Феодосии в семье зажиточных горожан, выходцев из Белоруссии. Детство провёл в Отузах (сейчас село Курортное Феодосийского городского совета).

    25 лет посвятил военной карьере в царской России.

    В 1905 году принял активное участие в Одесском Совете рабочих депутатов. Известна его речь на пристани, посвящённая восстанию лейтенанта Шмидта. Был избран членом революционного комитета.

    В 1917 году перешёл на сторону революции. В 1919 году комиссар народного просвещения в г. Феодосия. В этом же году, когда в город вошла армия генерала Слащёва, был арестован, доставлен в Екатеринодар; подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров.

    Суд над Н. А. Марксом состоялся 15 июля 1919 года. Копия приказа Деникина сохранилась в архиве Н. А. Маркса. Вот этот текст:


    Православный. Из дворян Минской губ. Образование получил в Михайловско-Воронежской военной гимназии. В службу вступил 09.08.1878. Окончил 3-е военное Александровское училище (1880). Выпущен Подпоручиком (ст. 08.08.1880). Переведен в лейб-гвардии Волынский полк чином Прапорщика гв. (ст. 28.08.1881). Подпоручик гв. (ст. 30.08.1884). Поручик гв. (ст. 01.01.1885). Ст. адьютант штаба 3-й гв. пех. дивизии (с 28.01.1885). Переименован в Штабс-Капитаны (ст. 01.09.1887). И.д. пом. ст. адьютанта штаба Кавказского ВО (с 30.01.1888). Ст. помощник ст. адьютанта того же штаба (с 08.05.1889). Капитан (пр. 1889; ст. 30.08.1889; за отличие). Подполковник (пр. 1896; ст. 26.02.1896; за отличие). Полковник (пр. 1900; ст. 27.03.1900; за отличие). И.д. правителя канцелярии военно-окружного совета Кавказского ВО (с 27.03.1900). Член от Военного министерства в военно-окружном совете Сибирского ВО (с 10.02.1902). Член от Военного министерства военно-окружного совета Московского ВО (с 23.04.1904). Генерал-майор (пр. 1906; 31.05.1906; за отличие). Окончил Московский археологический институт (1910), профессор кафедры палеографии там же, читал курс по древнерусскому праву, собрал и издал "Легенды Крыма" (вып. 1-3). Генерал-лейтенант (пр. 1913; ст. 31.05.1913; за отличие). В отставке по домашним обстоятельствам с мундиром и пенсией (с 21.07.1914). 13.01.1916 вернулся на службу в чине Генерал-лейтенанта (ст. 14.04.1914). И.д. начальника штаба Одесского ВО (13.01.1916-04.09.1917). 04.09.1917 назначен в резерв чинов при штабе Одесского ВО. 10.09.1917 возвращен на должность и.д. начальника штаба Одесского ВО. После Октябрьской революции перешел на сторону Советской власти. 28.04-07.05.1919 комиссар народного просвещения г. Феодосия, затем член коллегии Отдела народного просвещения, заведующим школьной и хозяйственной секциями. 22.06.1919 арестован белыми в Феодосии, доставлен в Екатеринодар; подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. 15.07.1919 признан военным судом виновным "в работе с большевиками, без нанесения вреда и ущерба Добровольческой армии" и приговорен "по лишении всех прав состояния, к каторжным работам сроком 4 года"; по конфирмации приговора А.И. Деникиным освобожден ввиду возраста от фактического отбытия наказания. Большую в роль в защите М. от самосуда и смягчении приговора сыграл М.А. Волошин, оставивший воспоминания "Дело Н. А. Маркса". 14.09.1919 М. выслан распоряжением генерал-лейт. Н.Н. Шиллинга из Таврической губ. на Тамань. Осенью 1919 отклонил предложение возглавить части Красной Армии на Кубани (?). 19.12.1920 избран первым ректором Кубанского университета. Умер в Екатеринодаре от воспаления легких. Похоронен в Екатеринодаре.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Тема: Развитие образования и культуры на Кубани в 20-30 гг. Цели: сформировать представление о достижениях науки и образования, в области литературы, культуры на Кубани в 20-30-е гг. XX века

    Перед ликом жизни мы грешны и святы,

    и деяний наших зрим и вечен след,

    и сквозь лёд забвенья проступают даты

    горьких и счастливых легендарных лет!

    Культурная революция, процесс коренной перестройки культурной и идеологической жизни общества в период строительства социализма в РСФСР и СССР.

    hello_html_mf61f635.jpg

    Задачи культурной революции. Начавшаяся в 1920-е годы культурная революция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс.

    Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых

    На Кубани в 1920 г. не знали грамоты 468 766 детей школьного возраста. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств.

    Развитие культуры и образования на Кубани в 1920-1930-е годы

    19 июля 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

    На Кубани в 1920 г. не знали грамоты 468 766 детей школьного возраста. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств.

    Прежняя концепция, предполагавшая трехступенчатую школу, была заменена профтехнической школой с профессиональной спецподготовкой, специализацией учащихся в 15 лет. Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие профессиональные школы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трехлетним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавливала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обучения проходили успешно. Так, в 1931 г. 85 процентов населения Кубани овладели грамотой, количество школ с 1913 по 1938 г. выросло с 880 до 2498, число учащихся увеличилось в 4 раза и составило 628 915 человек, хотя в крае еще оставалось 76 469 неграмотных.

    Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

    Подготовка к открытию вуза шла на Кубани еще до революций. В начале 1918 г. в Екатеринодаре образовалась инициативная группа по решению этого вопроса. Ее разработки были использованы при Советской власти. 16 июня 1918 г. Совет народного образования Кубано-Черноморской республики принял решение об открытии в Екатеринодаре Северо-Кавказского политехнического института. Он имел шесть отделений и мог готовить квалифицированных рабочих, специалистов среднего и высшего уровня. Десятого (23) февраля 1919 г. Кубанское краевое правительство объявило о создании политехнического института, состоявшего из трех факультетов. А так как СКПИ в условиях Гражданской войны функционировать не мог, то 5 -сентября 1919 г. произошло слияние этих двух институтов.

    Пятого сентября 1920 г. состоялось торжественное открытие Кубанского государственного университета. 15 октября 1920 г. КубГУ был утвержден Государственным ученым советом РСФСР в составе рабочего, медицинского, естественного факультетов. Первым ректором университета был Никандр Александрович Маркс (1862-1921). Восьмого сентября 1920 г. был открыт Институт народного образования, а в октябре этого же года открываются Высшие государственные художественные мастерские, а также Кубанская государственная консерватория.

    Тяжелое экономическое положение страны в 1921-1922 гг. привело к сокращению вновь

    созданных вузов. К июню 1922 г. на Кубани действовало четыре высших учебных заведения: политехнический, сельскохозяйственный, педагогический и медицинский институты. В 1937 г. велись занятия в 11 техникумах и училищах. Отряд кубанских студентов насчитывал 4196 человек. В целом задача создания новой интеллигенции решалась успешно.

    Развивались и научно-исследовательские учреждения. В 1932 г. в Краснодаре открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт масличных культур, вскоре ставший всемирно известным.

    Создание высшей школы стало возможным потому, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представителей отечественной науки. К сотрудничеству с советской властью пришли такие профессора, как С. А. Захаров, М. В. Клочков, М. Н. Коваленский, Н. А. Маркс, Н. Ф. Мельников-Разведенков, П. Е. Никишин, И. Г. Савченко, С. В. Очаповский, В. С. Пустовойт, Б. Л. Розинг, А. А. Ярилов. В краснодарских вузах преподавал английский язык и английскую литературу С. Я. Маршак. Выпускники кубанских вузов пополняли ряды формировавшейся советской интеллигенции.

    Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными. В 1937 г. в крае их насчитывалось 1791, до революции было всего 19.

    Советская власть проявила крайнюю заинтересованность в искусстве. Идеологическая функция искусства воспринималась как доминирующая. С первых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним. Первого мая 1920 г. в Екатеринодаре открылся первый советский театр. По данным на 1 октября 1920 г., в области существовало около ста театров, драматических студий, союзов любителей сценического искусства.

    В 1920-е годы продолжали работать еще старые художественные коллективы, появилось много художественной интеллигенции, приехавшей сюда в годы Гражданской войны. Они ведали подотделами искусств отдела народного образования: музыканты М. Эрденко, С. Богатырев, Г. Концевич; художники С. Воинов, А. Юнгер, П. Краснов; литераторы С. Маршак, Е. Васильева, Б. Леман. Подотдел искусств Новороссийска возглавлял режиссер В. Мейерхольд, там работал поэт А. Ростиславцев.

    Антибольшевистская направленность их творчества в годы Гражданской войны не мешала профессиональной деятельности. Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах. В Новороссийске оркестр симфонической музыки насчитывал 211 музыкантов. В Екатеринодаре был театр революционной сатиры, в Новороссийске - театр политической сатиры. В театре для рабочих и красноармейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам Ф. Гладкова, В. Вишневского, Е. Венского, А. Рославцева.

    Первого октября 1920 г. открылась Кубанская государственная консерватория, объединившая две консерватории, существовавшие в годы Гражданской войны. Обучение в ней было бесплатным (бюджет Наркомпроса).

    В годы нэпа дотации государства на развитие культуры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными. Распался даже оркестр Кубанского казачьего войска (с 1920 г. - государственный). С 1922 г. начали действовать репертуарные советы в театрах, которые следили за идеологической направленностью спектаклей. Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата. К середине 1920-х годов многие приехавшие на Кубань творческие люди покинули регион.

    В конце 1932 г. было принято решение о прекращении украинизации Кубани. Был запрещен выпуск двадцати украинских газет и журналов, прекратилось радиовещание на украинском языке, закрыто несколько сотен школ, упразднялись украинские пединституты и институты; сжигались книги на украинском языке. В 1933 г. были репрессированы многие литераторы, профессора, студенты пединститута и украинского отделения рабфака.

    В 1930-х годах были репрессированы писатели В. Потапенко, Г. Доброскок, С. Грушевский и другие, что составило почти весь актив украинской писательской организации. Уцелевшие либо эмигрировали в годы Великой Отечественной войны (Н. Щербина, В. Очерет и др.), либо были репрессированы после нее, некоторые стали писать свои произведения на русском языке.

    Другими поощряемыми видами искусства становится агитационно-массовое и монументальная скульптура, мало распространенные на Кубани до революции. Искусство оформления революционных праздников, ориентированное на выполнение агитационной функции в 1920-х годах, в 30-е годы перерастает в прославление достижений. Что касается скульптуры, то в первое десятилетие после революции в городах Кубани были построены и планировались монументы в честь революции, Ленина, а в 30-е годы - повсеместно устанавливали однообразные гипсобетонные скульптуры.

    Таким образом, в 1920-е годы проявились две тенденции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

    ЗАДАНИЕ: Дать ответы

    1.Инициатором открытия в Екатеринодаре в июле 1920г. театра для детей был: а) Корней Чуковский; б) Самуил Маршак; в) Ленин; г) Луначарский

    3. Когда на Кубани осуществлялась культурная революция А)конце 30-х гг.; б) в 20-е гг.; в) в 20-30е гг.

    К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти.

    В сложных, противоречивых революционных событиях 1917 года в Одессе заметную роль сыграл командующий войсками Одесского военного округа генерал-лейтенант Никандр Александрович Маркс. Вся его предшествующая жизнь предопределила избранный путь служения народу, путь в революцию.


    Читайте также: