Мясковский 6 симфония кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Симфония ми бемоль минор ор. 23 является шестой симфонией композитора Н. Jakowlewitsch Mjaskowski .

Содержание

История происхождения


Мясковский оркестровал симфонию летом 1922 года, когда он был в Клину с Павлом Ламмом, пианистом и директором музыкального сектора государственного издательства, и его семьей . Директор Чайковского - музей пригласил музыкантов в это место, где Чайковский также написал его шестую симфонию . The Pathétique впервые услышали Мясковского в 13 лет, тогда в нем созрело решение, даже стать музыкантом. Другое влияние на работу была драма Les Aubes по Эмиля Верхарна , который читал Мясковский в Москве, а также увлечение Мясковского с темой смерти, что также нашло отражение в использовании судный день .

анализ

Общая структура основана на классической структуре симфонии, даже если отдельные части сильно отличаются по форме. Мясковский меняет местами скерцо и медленную часть, которая теперь находится на третьей позиции. Эта процедура была обычна в больших симфониях, таких как симфонии Малера и Брукнера , причинами этого в основном было нарастание напряжения. Особенно хорошо это видно в симфонии Мясковского, вся работа как бы указывает на финал, Andante appassionato образует последний оазис спокойствия . Последнее предложение также тематически наиболее интересно, предыдущие предложения предполагают мотивы в нескольких местах .


Вступительные такты первой части в версии для фортепиано в четыре руки ( слушать ? / I )

Разработка
- борьба тем проступает все более явно
- исп. метод трансформации:
- тема вступления в увеличении (ц. 32)
- тема вступления в сжатом виде (ц. 36)
- исп. метод сталкивание тем:
- мотивам первой ПП отвечает тема вступления
- ГП появляется только в зоне кульминации
- ГП звучит в увеличении (ц. 48)

Реприза
- ГП приобретает первоначальный вид (ц. 50)
- разрушительная стихия, преследуются ПП в разработке проникает и сюда (ц. 56)

Кода
- ц. 66
- в сжатом виде трансформированные образы вступления (ц. 69)
- ГП (ц. 70)
- материал из ц. 46 в ц. 71
- непримиримость конфликтных образов сохраняется
- хорал (ц. 72)
- затем - ЗП И ПП первая

Вторая часть
- Presto tenebroso, рондо-соната
- мрачное скерцо
- вступление уже отражает образную сферу скерцо
- хроматически и ритмически изломанная ГП (ц. 2)
- тревожный образ несколько меняется в ПП
- ПП первая - краткая, горестная интонация (ц. 9)

ПП вторая
- обособленный эпизод
- меняется тем (Andante moderate)
- жанровая природа (кварто-квинтовые ходы, пасторальный наигрыш флейты)
- идиллия
- вторая тема эпизода - соло гобоя в такте 7 после цифры 19 - трансформированная тема второй СП первой части
- третья тема эпизода - вариант темы, основной вариант которой прозвучит в финале - Dies irae (ц. 20)
- ц. 22 - скерцозная связка
- ц. 25 - реприза ГП
- ц. 32 - ПП первая
- ц. 41 - краткое напоминание о второй ПП

Третья часть
- Andante
- сложная трехчастная форма
- лирическая исповедь
- сумрачное раздумье и воспоминание ( ПП вторая первой части) - вступительный раздел
- ц. 6 - главная тема
- заключением к главной теме звучит новый вариант Dies irae (ц. 9)
ц. 11-19 - средняя часть
ц. 19 - главная тема и Dies irae
ц. 24 - большая кода основана на темах главной и вступления
предвестником новых событий звучит призыв валторны (вторая СП первой части)

Финал
Allegro molto vivace
форма ближе к рондо-сонате (авторское)
вступительный четырехтакт - праздничные фанфары
затем - Карманьола (ц.1) - ГП
Ca ira (ц.10) - ПП
ц.14 - повторное проведение ГП
речитатив-унисон звучит перед второй ПП (ц.21)
вторая ПП содержит три темы:
ц.22
ц.23 - Dies irae
ц.26 духовной стих "Что мы видели" (сборник песен Митрофана Пятницкого)
перед репризой возвращается темы первой части - трансформированная вторая СП и вступление
Реприза начинается с песни Ca ira (ц.30)
затем звучит Карманьола (ц.35)
затем звучит в увеличении тема вступления первой части (ц.52)
затем - ГП первой части (ц.53)
ц.54 - первая тема второй ПП подхватывает я голосами хора (ц.55), который поет духовный стих о расставании души с телом
в коде (ц.61) звучит ГП третьей части

Для цитирования: Власова Е. С. Николай Яковлевич Мясковский: вокруг Шестой // Музыкальная академия. 2020. № 3. С.138–153. DOI: 10.34690/91.


Мясковский в период создания Шестой симфонии
Фото: РГАЛИ

pastedGraphic_1.jpg

Дружеский шарж. Мясковский запечатлен в форме штабс-капитана Русской императорской армии
с короной на голове после триумфальной премьеры Шестой симфонии
Фото: РГАЛИ


Титульный лист брошюры, выпущенной к исполнению симфоний Мясковского в Большом театре
Фото: РГАЛИ

Пример 1



Первый лист программы лекции-концерта Я. А. Богатенко и старообрядческого хора
в Малом зале Московской консерватории 22 января 1922 года

Программа этой лекции-концерта была составлена в соответствии со сложившимися традициями коллектива и носила четкий тематический характер; легко угадывается и основная идея о наступлении трагических дней, о торжестве зла, расплате за грехи и молитве за безвинно убиенных.

Образцы знаменного крюкового и демест­венного пения

1. Стих о пустыне

Кто бы мне поставил
Прекрасную пустыню
Кто бы мне построил
Не на жительном тихом месте
Что бы мне не слышать
Человеческого гласа
Что бы мне не видеть
Прелестнаго сего света.
(Напев стиха из крюкового рукописного сборника
Витебской губернии
)

2. Стих о Золотой Книге

3. Плач Иосифа Прекрасного

Кому повем печаль мою,
И кого призову ко рыданию.
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна Тебе печаль моя.
Моему Творцу Создателю,
И всех благих Подателю.
Кто бы мне дал источник слез,
Стал бы плакать я и день, и ночь.
Кому повем печаль мою,
И кого призову ко рыданию.

(Напев — из крюкового старообрядческого сборника)

4. Стих о Марии Египетской

(с имитацией кобзы или лиры)

(Напев стиха записан с голоса в Московской губернии)

5. Плач Адама

Восплакался Адам перед раем стоя:
О, раю мой раю, прекрасный мой раю.
Мне ради раю сотворену быстэ,
Еввы ради раю заключену быстэ.
Евва согрешила, Адама прельстила,
От раю отогнала, во ад погрузила.
Христос народился, в Ердани крестился,
Адам освободился, и мир обновился.
Оставим мы гордость, примем мы кротость.
Покинем мы скупость, возлюбим мы нищих,
Накормим мы алчных, напоим мы жадных
И тем себе купим небесное царство.

(Основной напев из рукописи старообрядческого сборника)

(с имитацией кобзы или лиры)

Взирай с прилежанием, тленный человече,
Како век твой проходит, а смерть недалече,
Готовся на всяк час, рыдай со слезами,
Да не покрет тебе смерть со злыми делами.
Молитву прилежную к Богу возсылайте.
На сие писание умильно взирайте.

(Напев — из крюковой старообрядческой рукописи)

7. Стих о Иоасафе Царевиче

Приидите вэрнии, людие внушите,
Дивная имаи рещи, умильно судите,
Велию любовь явлю Бога всевелика,
Како предивно взыска спасти человека,
Человека не проста (от царя рождена),
Иоасафа, лицом вельми удобрена.
Семя Слово Божие бысть умноженно,
По всей стране Индиистей уплодотворено.
Святый Иоасафе, ликуяи высоко,
Обрати с любовию на ны свое око.

(Напев — из старообрядческой рукописи)

О, коль наше на сем свете житие плачевно,
Коль скоро и коль кратко аки однодневно.
Родимся мы на свет наги, облиты слезами,
Что будет, куда пойдем, не знаем мы сами.
Не надейтесь, богачи, на то, что богаты,
Не запрут же от смерти Вас камены полаты.
Ох, на всех смерть приходит, все мы умираем,
Токмо там отраду чаем, жизнь ввек ожидаем.

(Напев — из старообрядческой рукописи)

9. Торжественная канта входу во Иеросалим

(Основной напев — из крюковой старообрядческой рукописи)

10. Поминальная

Да помянет Господи
Род ваш племение,
Отцов ваших, матерей,
Дедушек, бабушек.
Всех же по имени
Господь же их знает.
Запиши их, Господи,
В грамотки церковные!
Понеси их, Господи,
За престолы святые, духовные.
[Сотвори им, Господи,
Вечную память.]

(Народный напев в гармонизации Римского-Корсакова) 15 .

Еще через два месяца громко прошла премьера Шестой симфонии, как-то сгладившая и чуть залечившая нанесенную душев­ную рану. Но обретенная, было, после окончания Шестой почва, уверенность в своем пути, навсегда ушла из-под ног.

Бегут, бегут леса, равнины мчатся в дали,
И буря встала в золотой пыли,
Подъемлются кресты на полюсах земли, —
Для Красных Воронов дни торжества настали.
Они летят, как вестники пожара,
Как тени, вставшие из глубины земной,
Чтоб сеять ужасы вокруг земного шара.
Смерть предреченная пришла.
Гремят колокола!
Земле, носящий плод, назначен жребий бренный,
Гремят колокола! Гремят колокола!
Споем отходную вселенной 19 .

Литература

Об авторе: Власова Екатерина Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Читайте также: