Мягкая сила великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

доцент, кафедра Теории и Истории Международных отношений (ТИМО), Российский Университет Дружбы Народов (РУДН) В соавторстве с Горецкой Верой Вадимовной (аспирант кафедры ТИМО РУДН) и Сергевцевой Алиной Спартаковной(аспирант кафедры ТИМО РУДН)

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Petrovich-Belkin Oleg Konstantinovich

Docent, the department of Theory and History of International Relations, People’s Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 10/2

аспирант, кафедра Теории и Истории Международных отношений (ТИМО), Российский университет Дружбы Народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Sergevtseva Alina Spartakovna

Postgraduate student, the department of Theory and History of International Relations, People’s Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 10/2

аспирант, кафедра Теории и Истории Международных отношений, Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Goretskaya Vera Vadimovna

Postgraduate student, the department of Theory and History of International Relations, People’s Friendship University of Russia

117198, Russia, g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 10/2

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:


Ключевые слова: мягкая сила, Великобритания, образование, сотрудничество, индекс мягкой силы, рейтинг мягкой силы, Brexit, Европейский Союз, внешняя политика, влияние

Abstract: Usage of “soft power” as a foreign policy resource is currently present in majority of countries, but the effectiveness and response from the soft power strategy among leading countries is much higher than that of emerging centers of power. This article presents the analysis of the transition from “hard power” to “soft power”, examining the most competitive area – education policy, which represents the key vector of humanitarian diplomacy on advancement of national interests. In addition to assessment of the British education potential, the article also demonstrates how Brittan’s policy affects the foreign policy and country’s position in the port, defines the potential of influence upon other countries in the context attractiveness of British national culture and values, as well as sets the global trends for education policy. In the course of daily research of the resource of “soft power”, the research employs the data on measurement of “hard-soft power”, ratings of assessment of the index of “soft power” (The Soft Power 30), QS World University Ranking; utilizes the data on the number of foreign students in UK; conducts comparative analysis of the changes in the UK education policy in the conditions of Brexit. The relevance of this research is defined by the heightened interest towards soft-power component, which allows to not only be more flexible in the approach towards advancement of national interests, but also contributes to influence of other countries in the context of “soft power”.

ВВЕДЕНИЕ



Источник: The soft power 30 report 2019 [5] .


Источник: The soft power 30 report 2019 [6] .

Рис. 2. Количество культурных центров Великобритании в мире.


Источник : Chatham House. The Royal Institute of International Affairs. 2015.

Глобальная конкуренция за лидерские позиции в региональном и глобальном продвижении за счет мягко-силовых компонентов увеличивается главным образом из-за экономического экспансионизма и политического наступления Китая, который активно опирается на мягкую силу в объяснении и защите своих глобальных инициатив. Однако в сфере образования лидирующая позиция по-прежнему принадлежит Великобритании [7] .

Стратегия образовательной политики Великобритании

Схема 3. Количество иностранных студентов в США и Великобритании [17] .


Анализ количества привлеченных студентов с 2000 по 2017 годы показывает значительный отрыв еще одних представителей Европейского Союза, Франции и Германии от тройки лидеров (более чем на 100 тыс. человек от Австралии и порядка 200 тыс. человек от Великобритании).

В рамках сравнительного анализа выявлено значительное увеличение студентов из Австралии. Это может быть связано с более упрощенными возможностями получения студенческих виз (более низкая стоимость, возможность включения в визу партнера/детей и т.д.) по сравнению с исследуемой страной. Австралия достаточно привлекательная страна в плане образования и путешествий, так как в контексте реализации своего внешнеполитического курса государство не обладает негативным имиджем, однако его расположение может получить негативную оценку из-за ряда критериев: стоимость авиабилетов, отсутствие возможности быстрого возвращения на Родину студента из-за времени, которое придется затратить на полет и другое.

Нельзя также не отметить, что образование в лучших ВУЗах Великобритании стремятся получить слушатели из России. В споре за иностранных студентов британские университеты в XXI веке уступают лишь американским. По оценке организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в университеты Великобритании ежегодно поступает 13% всех абитуриентов-иностранцев. На американские университеты приходится 16%. При этом Великобритания куда ближе к России, чем США, а в мировом рейтинге качества вузовского образования, который ежегодно составляет Times Higher Education, британские заведения регулярно занимаютпримерно половину мест в первой сотне. А в перовй десятке их три: Окфорд, Кембридж и Имперский колледж Лондона. Согласно другому исследованию ОЭСР, у выпускников британских университетов самые высокие шансы на быстрое получение престижной и высокооплачиваемой работы. По данным HESA, большинство студентов из России в Лондонском университете искусств (University of the Arts London), Лондонском городском университете (City University London), Вестминстерском университете (University of Westminster), Университете Эксетера (University of Exeter) и Университетском колледже Лондона (University College London). В каждом из этих ВУЗов сегодня учится более 100 российских граждан. Спрос на образование в британских университетах остаётся стабильно высоким, хотя они одни из самых дорогих в мире: не все, таким образом, перейти экономических барьер. Обращая внимание на российское общество, только обеспеченный класс может себе позволить обучаться в топ-институтах Великобритании. Однако есть и такие учебные заведения, которые настроены помогать российским студентам во время периода обучения: британские университеты (University of East Anglia, University of Kent, University of Portsmouth, University og Hertfordshire) выдают учащимся стипендии, помогающие оплатить образование и проживание в стране. Чтобы получить такую стипендию, необходимо соответсвовать трём параметрам: отличная успеваемость, активное участие в жизни университета и проявление лидерских качеств. Однако перед зачислением кандидат должен сдать экзамен по системе IELTS, чтобы подтвердить свой высокий уровень знаний английского языка. Тест IELTS оценивает далеко не только словарный запас и знание грамматики, а все параметры речи, в том числе говорение, подготовка которого в России, к сожалению, не дотягивает до эталонного английского. На высший балл тестсдаст только тот, кто на каникулы выезжал на языковые курсы за рубеж. Без таких поездок можно набрать слоыарный запас и подучить грамматику, но правильного произношения (не-учительского), лёгкости общения и навыков понимания - вряд ли. Таким образом, несмотря на дороговизну обучения и ряд трудностей, российские слушатели всё равно стремятся учиться в лучших университетах Великобритании.

Рис. 3. Выгоды: британское образование для иностранных студентов.


Великобритания стабильно расходует на пропаганду своего образования ощутимые для бюджета средства. Причем речь идёт как о предоставлении образовательных услуг для иностранцев на территории Великобритании, так и за её пределами. На примере доклада Annual Report on Education Spending in England 2018 можно судить о количестве ресурсов, которые страна затрачивает на поддержание образовательного бренда. В ежегодном докладе по расходам на образование в Великобритании [18] содержится комплексная информация о финансовом обеспечении образовательной политики страны.

Хотя сокращение государственных расходов меньше, чем сокращение других областей государственных расходов, сокращение государственных расходов на образование означает, что во всех областях расходов на образование в Англии существует ресурсная нагрузка. Перед сектором дошкольного образования была поставлена задача обеспечить значительное расширение прав на бесплатное раннее образование; недавно школы впервые за последние два десятилетия сократили свои расходы в реальном выражении, как раз в то время, когда разрабатывается национальная формула финансирования; сектор дополнительного образования был вынужден сократить расходы на более глубокие цели, чем любая другая область образования; кроме того, в последние годы финансовая система высшего образования постоянно подвергается реформированию с целью управления значительным увеличением числа участников.


Для того чтобы сделать эффективный и справедливый выбор политики, крайне важно иметь четкое и последовательное представление о том, какой объем расходов направляется на каждый этап образования, как он меняется с течением времени, как он, вероятно, будет развиваться в будущем и какие факторы обусловили эти изменения. Это дает директивным органам и общественности представление о текущих приоритетах ресурсов и будущих задачах. Эти вопросы также являются жизненно важным компонентом обсуждения политики в области образования, особенно учитывая работу Джеймса Хекмана [20] и других ученых, подчеркивающих различную эффективность ресурсов на различных этапах жизненного цикла.

Далее на рисунке 5 показан общий уровень повседневных расходов на различные элементы дополнительного образования и навыков в Англии с 2002-03 по 2017-18 гг., включая расходы на образование и повышение навыков студентов-бакалавров, составил 6,5 млрд фунтов стерлингов. Отражая увеличение числа студентов в возрасте после 16 лет в Англии, общие расходы, как правило, быстро росли с течением времени.

Рис. 5. Общие расходы на дальнейшее образование и повышение квалификации студентов.


Великобритания является Родиной для второго по величине эшелона лучших мировых университетов (см. схему. 3). К числу лидеров, согласно рейтингу QS [21] , за последние пять лет входят такие маститые вузы как: Оксфордский университет (University of Oxford), Кембриджский университет (University of Cambridge), Имперский колледж Лондона (Imperial College London), Университетский колледж Лондона (UCL), Эдинбургский университет (The University of Edinburgh).

Сейчас неприятным сюрпризом для Великобритании является процесс выхода страны из Европейского Союза, однако наибольшие преимущества мягкой силы Великобритании заключаются в культуре и образовании, которые на сегодняшний день не испытывают никаких негативных последствий от Brexit’a. Несмотря на первоначальные опасения по поводу последствий Brexit’a, британские университеты оказались устойчивыми с увеличением числа иностранных студентов. Британские исследователи и ученые вносят непропорционально большой вклад в академическую жизнь Англии. В начале этого года правительство опубликовало новую международную стратегию в области образования [22] , в которой излагаются планы по увеличению числа учащихся. Если правительство сможет выполнить этот план, в котором рекомендуется не лишать студентов стипендии, а, наоборот, её повышать, учреждать специальные гранты, организовывать обучение по обмену со странами-партнёрами и брать на себя большую экономическую ношу, в общем, не сбавлять темп, а только его наращивать, тогда сильные стороны мягкой силы Великобритании в области образования будут по-прежнему оставаться главным активом.

Хуан Мануэль Сантос, занимающий должность президента Колумбии с 2010 по 2018 год получил образование в Лондонской школе экономики и политических наук. Также среди наиболее известных выпускников английских учебных заведений можно выделить следующих: Майкл Хиггинс, бывший президент Ирландии, окончил Манчестерский университет. Хасан Рухани, к примеру, получил образование в Каледонском университете Глазго.

Говоря о взаимодействии стран в рамках анализа влияния образовательной политики на внешнеполитическую деятельность, примером могут послужить британско-австралийские отношения. Австралия входит в зону интересов Великобритании, так как является членом Содружества, где Елизавета II, королева Великобритании, является монархом и выступает как глава государства.

В каждом Королевстве Содружества Королева назначает генерал-губернатора в качестве своего представителя во время её отсутствия. Генерал-губернатор обладает значительной полнотой власти конституционного монарха, выполняя, тем не менее, чисто церемониальные функции.

Поддержку британскому правительству М. Тернбулл оказал также и при расследовании дела Скрипалей в начале 2018 года. [26] Австралийский премьер-министр выразил солидарность и поддержку любым действия Великобритании, включая ее право на высылку из страны российских дипломатов, а также заявил о возможных ответных мерах на действия Российской Федерации со стороны австралийского правительства.

Brexit: трансформация образовательной политики

Самым острым вопросом европейской повестки остается Brexit, который в случае его реализации, неминуемо повлияет и на сферу образования. Образовательные связи по линии Великобритания-ЕС отличались наибольшей прочностью. Так, до 2013 года по программе Erasmus более 200 тыс. британских студентов обучались в европейских университетах, в то время как число студентов ЕС в Великобритании составляет более 125 тыс. (примерно 50%), что, в свою очередь, по оценкам, внесло £2,7 млрд в британскую экономику, а также 19 тыс. дополнительных рабочих мест [27] .

С 2012 года Великобритания ужесточает образовательную политику, из-за чего число иностранных студентов начало стремительно падать: из-за троекратного роста стоимости обучения (с £ 3375 в год до £ 9000) и ужесточения визовой политики страны. Неопределенность с выходом Великобритании из ЕС рискует усугубить ситуацию. Из 2,3 млн. студентов, принятых в британские университеты в 2014-2015 годах, 436,585 или 19% приехали на учёбу из стран ЕС и других государств. Из числа иностранных студентов 124,575 или 28,5% студентов – выходцы из стран ЕС.

Однако, в 2018 году правительством был принят документ, гарантирующий, что студенты стран ЕС и Великобритании будут иметь одинаковые права на получение британских образовательных кредитов и грантов [31] . Такие условия будут применяться для всех поступающих студентов, даже после выхода Великобритании из ЕС. Однако в долгосрочной перспективе вероятно, что студенты ЕС будут платить более высокую плату за обучение, которая в настоящее время применяется к иностранным студентам не из зоны ЕС.

Очевидно, что в Великобританию приезжают студенты из разных стран мира, далее будут рассмотрены данные с 2014 по 2018 уч. гг. [33] для установления влияния (воздействия) образовательной политики Великобритании на ведущие страны ЕС (Германия, Франция), а также на Россию и Китай.

Заключение

Особенностью и отличительной характеристикой выступает долгосрочный характер стратегии, которая призвана охватить широкий спектр вопросов: колоссальная выгода для Британии в экономическом плане (пополнению казны страны), в культурной сфере, на международной арене и в рамках двусторонних и многосторонних контактов.

После реализации Brexit’a прогнозируются различные сценарии развития: сценарий готовности и сценарий полного провала образовательной политики в связи со значительным резким сокращением количества европейских студентов в английских университетах.

Дегтерев Д.А. Оценка современной расстановки сил на международной арене и формирование многополярного мира. М.: Кнорус, 2020. 320 с.

Филимонов Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность [Текст]: монография / Г. Ю. Филимонов. – М.: РУДН, 2012. – с. 8

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья рассматривает образовательную политику Великобритании как элемент мягкой силы государства, способный оказывать влияние на граждан других государств, посредством прививки им британских ценностей и британского взгляда на международную политику. В статье дается краткая характеристика британской "мягкой силы", рассматривается система британского образования, а также его место в международных рейтингах. После чего автором делается попытка оценить эффективность "мягкой силы" в условиях Brexit, а также общее место Великобритании в различных рейтингах.
Тема статьи актуальна, до сих пор дети российских бизнесменов и политиков выбирают Великобританию для получения высшего образования. С этой точки зрения явным упущением выглядит то, что автор не рассматривает влияние британского образования на российский обеспеченный класс. В то же время неудачными выглядят примеры с австралийскими политиками, учитывая, что Австралия является страной Содружества и имеет долгие и очень тесные контакты с метрополией.
В статье интересно использованы статистические данные и данные различных отчётов и рейтингов, однако ранжирование стран в рейтинге "мягкой силы" для реальной международной политики выглядит скорее анекдотом.
Также с точки зрения политики интересно было бы рассмотреть механизмы установления неформальных контактов через университетские общества, братства и кружки, однако такой попытки в статье не было предпринято.
В целом статья написана интересно, хорошо иллюстрирована и структурирована, даёт общий взгляд на использование образования в международных отношениях.
Выводы представляют некоторый интерес и могут быть использованы для дальнейших исследований.
Библиография работы содержит иностранные и отечественные работы, а также Интернет-источники.

Читайте также: