Мягкая сила китая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Срединное государство и Центральная Азия

Как сделать силу мягкой

Демографическое и экономическое доминирование Китая порождало в соседних странах явные или скрытые опасения, которые сдерживали развитие торгово-экономических связей и других видов сотрудничества.

Иными словами, Пекин, достигнув высокого уровня экономической мощи, задумался над тем, как улучшить свой имидж в глазах зарубежных стран при помощи культуры и других инструментов воздействия на общественное мнение их населения и элит.

В рамках третьего направления Китай развивает по всему миру сеть институтов Конфуция, которые курируются учрежденным еще в 1987 г. ведомством Ханьбань – государственной канцелярией по продвижению китайского языка за рубежом. Их прообразом стали аналогичные западные учреждения, такие как немецкий институт Гете или испанский институт Сервантеса. Открытие институтов Конфуция началось в 2004 г. с Южной Кореи.

По данным агентства Синьхуа, на сентябрь 2017 г. в мире насчитывалось 516 институтов и 1076 классов Конфуция, действовавших в 142 странах и регионах мира. А общее количество их слушателей достигло 7 млн человек.

Главой базой для распространения китайского культурного влияния в Центральной Азии стала столица Синьцзяна – Урумчи. С 2010 г. здесь действует специальная база по распространению китайского языка в странах региона.

На территории Центральной Азии создано около полутора десятков институтов Конфуция, которые продолжают активно развиваться.

Всем учить китайский

Культурное влияние в Центральной Азии Пекин расширяет и путем обучения местных студентов в китайских вузах. Лидирует по этому показателю Казахстан, активно направляющий своих граждан для обучения за рубеж.

По данным Министерства образования КНР на 2015 г., численность казахстанских студентов в Китае достигла 13,2 тыс., увеличившись за предыдущие 10 лет в 3,5 раза.

Численность кыргызских студентов в Китае по данным на январь 2015 г. составляла около 10 тыс. человек, а китайских студентов в Кыргызстане – 1 тыс. Изучать китайский язык также можно в казахских и кыргызских вузах. Так, около 2 тыс. студентов изучают китайский язык в Бишкекском гуманитарном университете, около 1,2 тыс. – на Кыргызско-Китайском факультете Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Число таджикских студентов в Китае составляет несколько сот человек. По данным Минобрнауки Таджикистана, в 2013/2014 учебном году в китайских вузах по выделенным КНР квотам обучались 122 таджикских студента, а следующем году их число удвоилось. В 2015/2016 г. Китай выделил для граждан Таджикистана 64 места для обучения на языковых курсах, 105 мест для обучения по программе бакалавриата и 20 – магистратуры. Всего возможность обучения в КНР за счет бюджета, как сообщают таджикские СМИ, в прошлом году получили 189, а в этом году – 298 человек.

В самом Таджикистане функционируют два центра Конфуция. В первом из них, открывшемся в 2009 г. при Таджикском национальном университете, за 10 лет прошли обучение 10 тыс. человек. Второй центр открылся в прошлом году в Чкаловске и готовит специалистов для горно-металлургической и нефтяной промышленности.

Однако отзывы о качестве образования, которое дают китайские вузы, далеко не однозначные. Таджикские студенты, например, отмечают сложности с обучением на китайском языке, а также небрежное отношение со стороны руководителей, ответственных за написание научных работ. По мнению российских экспертов, Китай вовсе не заинтересован в том, чтобы сделать из студентов настоящих специалистов.

Упор при обучении в КНР делается на изучении китайского языка и культуры. Тем самым Пекин готовит профессиональных переводчиков для того, чтобы обеспечить ими работающие в регионе китайские компании. Выпускники китайских вузов нередко сталкиваются и с проблемой поиска работы на родине, которая может быть ограничена теми же действующими на территории региона китайскими предприятиями.

Газеты и выставки

Впрочем, информационное влияние КНР в регионе пока значительно ниже, чем России или США, которые активно спонсируют региональные СМИ, выходящие как на русском, так и на национальных языках.

В соответствии с договоренностями двух стран, прямые инвестиции Китая в Таджикистан к 2020 г. должны достигнуть $3 млрд. Подозрения в адрес Пекина особенно усилились после того, как Душанбе в январе 2011 г. передал ему 1,1 тыс. кв. км спорной территории на Памире. В СМИ ходили упорные слухи, что эти земли Душанбе передал Пекину в счет погашения долга, хотя официально все было оформлено как урегулирование территориального спора. Естественно, что доверия в адрес Китая такие шаги отнюдь не добавляют.

Схожие подозрения в отношении Китая есть и у Кыргызстана, который в ходе урегулирования пограничных проблем в 1990-е гг. также передал часть спорной территории КНР.

В Узбекистане и Туркменистане, которые общей границы, а, значит, и территориальных споров с Китаем не имеют, таких проблем нет, хотя общее настороженное отношение к нему сохраняется. Неслучайно китайские послы в странах региона, говоря о перспективах наращивания сотрудничества, заявляют о необходимости преодоления стереотипов.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

Вместе с тем переняв у запада само понятие мягкой силы Китай, как и в случае с многими другими явлениями внес в него собственную специфику. Китайское представление о мягкой силе, ее источниках и механизмах воздействия, а, следовательно, и шаги Китая в направлении реализации мягкой силы значительно отличаются от западной теории.

  • экономическое сотрудничество и дотации;
  • использование тотальной дипломатии;
  • экспорт образования и науки;
  • использование кризисной дипломатии;
  • концепция мирного доминирования;
  • использование международных событий.

Мягкая сила через экономическую экспансию и кризисную дипломатию

Хотя официально о концепции мягкой силы в Китае заговорили лишь в 2007 году, фактически в международных отношениях ее элементы начали использоваться значительно раньше. Одним из проводников мягкой силы Китая выступает его экономическое сотрудничество и проекты, осуществляемые в других странах – прежде всего странах Африки, Центрально-Азиатского региона и Юго-Восточной Азии, Южной Америки. Вливая инвестиции в различные проекты Китай использует формирующиеся связи для популяризации китайской культуры, образа китайского государства, развивает инициативы мирного сотрудничества. При этом часто китайские инвестиции проводятся с учетом местной специфики и интересов местного населения, что позволяет значительно улучшить привлекательность Китая и желания сотрудничать с ним.

Готовые работы на аналогичную тему

Свои экономические успехи Китай закрепляет через политику регионализации и создание региональных межгосударственных объединений, таких как ШОС, форум китайско-африканского сотрудничества и т.д.

Кризисная дипломатия Китая заключается в использовании кризисных ситуаций, для получения дипломатических преимуществ и улучшения собственного имиджа. Так в 1997 году в период финансового кризиса Китай стал донором для государств АСЕАН, что значительно укрепило его позиции в АТР, и сделало возможным дальнейшее расширение взаимодействия со странами АСЕАН в сфере не только экономической, но и культурной, образовательной экспансии.

Тотальная дипломатия

Работа с эмигрантами является одним из важных направлений мягкой силы Китая, для эмигрантов организуются культурные мероприятия, поездки на родину, вещание СМИ на китайском языке, образовательные программы, и даже возможность вахтовой работы в Китае, без потери иностранного гражданства. В свою очередь лояльные КНР эмигранты выступают популяризаторами Китая в странах проживания.

Тотальная дипломатия активно используется КНР при проведении крупных международных событий, таких как Олимпиада в Пекине в 2008 году или международная выставка Экспо-2010. Данные мероприятия собрали тысячи гостей из всех стран мира, позволили Китаю продемонстрировать свои экономические и социальные достижения, развить дипломатические и деловые контакты с другими странами на всех уровнях.

Важным для Китая является распространение китайской культуры, языка и искусства. В отличие от западной концепции мягкой силы, опирающейся прежде всего на популярную массовую культуру, Китая стремится удержать свою традиционную специфику, опереться на многовековую историю и культуру своего народа, а также множества национальностей проживающих на территории КНР. Для популяризации китайской культуры за рубежом Китай активно использует образование, в частности в странах по всему миру открыто более 400 институтов Конфуция – специальных образовательных учреждений, предлагающих изучение китайского языка и культуры, которые часто приходят вместе с экономическими контрактами и инвестициями Китая.

Бурный экономический рост обусловил появление у Китая новых ресурсов для продвижения собственных геополитических и экономических интересов за рубежом. В этом контексте происходит переосмысление места страны в мировых проблемах.

Китай должен ассоциироваться как с древней восточной цивилизацией, так и социалистическими ценностями, считает Председатель КНР. Необходимо транслировать внешней аудитории ряд характеристик китайского государства, среди которых многонациональность, поликультурность, исторические традиции, уверенный политический курс, социальная стабильность и сплоченность, открытость внешнему миру, нацеленность на экономическое развитие, пассионарность и устремленность в будущее. Составной частью этого образа должно стать и определенное представление о внешней политике Китая - ответственного государства, активно принимающего участие в решении глобальных проблем и отстаивающего на международной арене принципы равенства и справедливости, мирного сосуществования и развития.

Создание сети центров развития языка и культуры за рубежом

В 2003 году руководство КНР приняло решение о создании разветвленной системы некоммерческих образовательных организаций, заточенных под продвижение китайского языка и культуры за рубежом. Ориентируясь на передовой опыт Британского совета, Альянс Франсез, институтов Гёте и Сервантеса, Китай за короткое время опередил своих конкурентов как по количеству ресурсных центров, так и по широте их географического охвата. По состоянию на декабрь 2017 года, в 146 странах было открыто 525 институтов Конфуция (далее - ИК) и 1113 классов Конфуция [19] (аналоги ИК, работающие в системе начального и среднего образования), в которых в общей сложности обучается 2,1 млн. человек [23].

Координацией деятельности ИК занимается Hanban - Государственная руководящая группа по продвижению китайского языка за рубежом (бюджетная организация, подведомственная Минобразования КНР). Большинство ИК функционирует на базе зарубежных образовательных учреждений, которые участвуют в их финансировании совместно с Hanban. Как правило, при этом в качестве партнера иностранного университета выступает один из китайских вузов [16].

Благодаря финансовой и кадровой поддержке Пекина, ИК предлагают привлекательные условия для желающих изучать китайский язык. При этом их деятельность не ограничивается преподаванием языка. Они активно вовлечены в организацию разнообразных культурных мероприятий, включая конкурсы на знание китайского языка, кинопоказы, выставки искусства, сценические перформансы, фестивали и праздники, летние молодежные лагеря, классы танцев, кулинарные курсы и т. д.

ИК сознательно делают акцент на изучении китайского культурного наследия в отрыве от современных реалий, с тем чтобы дистанцироваться от потенциальных политических дискуссий. И все же западные академические круги озвучивают опасения относительно превращения ИК в рупоры китайской правительственной пропаганды, усматривая в их деятельности угрозу свободе преподавания. В США, которые лидируют по количеству ИК (110) и классов Конфуция (501), обеспокоенность их растущей образовательной активностью вылилась в решения ряда университетов о закрытии имеющихся ИК (или отказе от открытия новых) и попытки навесить на них ярлык иностранных агентов.

Привлечение иностранных студентов в китайские вузы

Обучение иностранных студентов в китайских вузах

Регион/страна

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2015

2016

Всего

110844

162695

223499

265090

328330

377054

397635

442773

Регионы

Страны - лидеры по количеству студентов

Расширение международного информационного присутствия

Власти КНР уделяют большое внимание информационной работе с зарубежной аудиторией. Деятельность китайских СМИ курирует ЦК партии, в системе органов исполнительной власти за нее отвечает Главное государственное управление КНР по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения.

На сегодняшний день все государственные СМИ Китая активно вовлечены в процесс медиаконвергенции (интеграции новых и традиционных СМИ), поэтому реорганизация структуры зарубежного вещания позволит китайским медиагигантам более эффективно применять широкий спектр современных средств информационного воздействия. Например, CGTN в октябре 2017 года запустил мультифункциональный медиацентр для оптимизации работы на различных платформах (мобильные приложения, социальные сети, видеохостинги).

Укрепление позиций на мировом рынке культуры

Среди ключевых проблем в торговле культурной продукцией называют структурные ограничения. В китайском экспорте преобладает относительно трудоемкая продукция (визуальное искусство, аудиовизуальная и печатная продукция) [18, c. 268], доля техноемких отраслей и экспорта услуг пока значительно ниже, чем в развитых странах. По ряду направлений по-прежнему сохраняется отрицательное сальдо (печатная продукция, телеконтент, документальное кино, кинопрокат, анимация и пр.), налицо региональные диспропорции (более половины торговли завязано на США, ЕС и страны АСЕАН) [18, c. 269].

В целях продвижения образовательных услуг китайских вузов в сентябре 2016 года был создан Союз университетов Китая и Центральной Азии со штаб-квартирой в Урумчи. Сегодня образование в КНР уже пользуется популярностью у молодежи Центральной Азии. Наибольший приток студентов обеспечивает Казахстан. В 2014 году из более чем 50 тыс. граждан РК, обучавшихся за рубежом, в Китае получали образование свыше 11 тыс. молодых людей. Для сравнения, в России в тот же период обучались 28 тыс. студентов из РК [4]. Популярность российского образования объясняется относительно выгодным соотношением цены и качества, лингвистической доступностью и близостью менталитетов. Однако учитывая сужение ареала использования русского языка в странах ЦА и значительные финансовые ресурсы, которые Китай готов выделять на образование, включая прямую материальную поддержку студентов, этот разрыв в будущем будет иметь тенденцию к сокращению.

Аналогично неплохо выглядят и перспективы китайской медиа-индустрии с ее единым организующим центром, обширными финансовыми ресурсами и консолидированной системой зарубежного вещания, в том числе русскоязычного.

Список литературы и источников

14. Albro R. The disjunction of image and word in US and Chinese soft power projection // International Journal of Cultural Policy, 2015 Vol. 21. №4. P. 390. Doi: 10.1080/10286632.2015.1042471.

15. Edney K.J. Building national cohesion and domestic ligitimacy: a regime security approach to soft power in China // Politics, 2015. Vol. 35(3-4). P. 265. Doi: 10.1111/1467-9256.12096.

16. Hartig F. Communicating China to the world: Confucius Institutes and China's strategic narratives // Politics, 2015 Vol. 35(3-4). P. 246. Doi: 10.1111/1467-9256.12093.

17. Nye J. Soft power: the means to success in world politics // New York: Public Affairs, 2004.

На современном этапе развития международных отношений популярность приобретают методы, связанные не с силовым воздействием, а с распространением культурного влияния. Они входят в концепцию мягкой силы, разработанную в начале 1990-х годов американским политологов Дж. Наем-младшим. Одним из лидеров в этой сфере стала Китайская Народная Республика, где с 2007 года провозглашен курс на усиление потенциала собственной мягкой силы и культурного влияния. При этом правительством используются как традиционные методы, направленные на популяризацию уникальной китайской культуры, так и нетрадиционные способы, одним из которых является панда-дипломатия .

- Какие внешнеполитические инициативы стали основой для панда-дипломатии Китая

- Как с течением времени менялись цели панда-дипломатии

- Чем характеризуется современная панда-дипломатия

Предпосылки возникновения панда-дипломатии

Правительство Китая также использует редких животных в качестве дипломатических подарков, призванных урегулировать внешнеполитические и внутриполитические разногласия . Чаще всего используемым дипломатическим инструментом является отправка гигантских панд в зарубежные зоопарки. Эта традиция берет начало во внешнеполитических инициативах, направленных на совершенствование мягкой силы с китайской спецификой. Первой из них является принцип улыбчивой дипломатии . Впервые о нем заговорили в 2016 году после проведения Восточноазиатского саммита в Лагосе. Несмотря на то, что подобные встречи традиционно считались поводами для выяснения отношений между политиками разных государств, а на повестке дня особенно остро стояла территориальная проблема архипелагов Южно-Китайского моря, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян смог остаться в стороне от конфликтов и запомниться своим благожелательным отношением к коллегам. С того момента концепция улыбчивой дипломатии Китая подразумевает доброжелательное отношение к союзникам и противникам на внешнеполитических мероприятиях, независимо от обсуждаемых проблем.

Идея улыбчивой дипломатии стала основой для ряда внешнеполитических инициатив. В частности, в 2018 году Си Цзиньпин в отчёте 19 Национального конгресса КПК КНР упомянул, что в международных отношениях на современном этапе нельзя опираться лишь на государственные акторы: инициатива должна исходить и от простых граждан. Народная дипломатия , по мнению председателя КНР, является не только каналом межличностного взаимодействия представителей различных культур, но и площадкой для укрепления международных отношений и распространения духовных ценностей страны. В рамках этой инициативы КНР продвигает идею мягкой силы с национальной спецификой, которая включает мирное распространение духовных ценностей и диалог цивилизаций. Естественным продолжением народной и творческой дипломатии является дипломатия добрососедская . В её основе лежат принципы тесной дружбы и поддержания гармоничных отношений с соседними государствами. По отношению к ним нужно придерживаться дипломатической концепции процветания, искренности и терпимости, что позволит развить глобальное партнёрство и защитить национальный суверенитет и территориальную целостность Китая.

Преобразование панда-дипломатии в ходе исторического развития

В 1984 году лидер Китая Дэн Сяопин постановил, что из-за угрозы исчезновения гигантских панд они впоследствии будут одолжены зарубежным государствам на 10 лет, а не подарены на постоянной основе. Зарубежным государствам с того времени полагается также выплачивать Китаю комиссию в размере 1 млн долларов за каждую одолженную панду в год. При этом детеныши панд, родившиеся за пределами страны, также считаются собственностью КНР. С 1998 г. из-за иска Всемирного фонда дикой природы Служба охраны рыболовства и дикой природы США позволяет зоопаркам страны ввозить панд только в том случае, если зоопарк может гарантировать, что Китай направит более половины полученных денег на усилия по сохранению диких панд и среды обитания. В 1994 году исследовательская база по разведению гигантских панд в Чэнду перевезла двух гигантских панд в округ Вакаяма в Японии, что стало началом для сотрудничества Китая и зарубежных государств в области сохранения этого вида. Несмотря на то, что официальной целью панда-дипломатии является контроль популяции гигантских панд и исследование их поведения в естественной не-эндемичной среде , при выборе страны, в которую будут отправлены животные, внимание уделяется и особенностям отношений Китая со страной. Так, после землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году 60 пандам потребовалось новое жилье и большинство из них было отдано странам-участникам китайских внешнеэкономических инициатив или поставщикам стратегически важных ресурсов. К концу 2018 г. в Европе было всего 8 зоопарков с гигантскими пандами в Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Испании, Великобритании и Финляндии. Помимо этого, панд можно увидеть в зоопарках России, США, Австралии, Мексики, Японии и Таиланда. Материковый Китай также направил гигантских панд Гонконгу, Макао и Тайваню , но это рассматривается правительством Китая не как дипломатический акт, а как метод урегулирования внутриполитических конфликтов.

На современном этапе панда-дипломатия успешно используется властями КНР и в интернет-пространстве. Согласно исследованию Хуана Чжао и Вана Руи , опубликованному в 2018 году, Китай использует цифровую панда-дипломатию для улучшения восприятия страны за рубежом. Используя Twitter-аккаунты государственных СМИ для положительного эмоционального воздействия на зарубежную аудиторию при помощи образа панды, правительство страны может преодолеть языковые, политические, идеологические и культурные трудности. Эта практика помогает в создании положительного образа Китая в странах, являющихся основными внешнеэкономическими и внешнеполитическими союзниками. Авторы выявили обнаружили три метода цифровой панда-дипломатии Китая, не предполагающих взаимодействие с государственными акторами: развлечение публики, продвижение китайских брендов с пандой в роли маскота и научно-просветительская деятельность в области экологии.

Мнения о панда-дипломатии Китая

Официальная позиция правительства КНР по панда-дипломатии заключается в том, что аренда гигантских панд стала не инструментом дипломатического воздействия, а способом контроля этого вида . Целью панда-дипломатии является исследование и разведение животных, а панды, отправляющиеся за границу, выращены в искусственных условиях, что не несет угрозы для популяции животных. Другие страны, признавая панд в качестве дипломатических символов Китая, отмечают, что правительство страны отдает предпочтение не государствам с развитыми научными центрами, а давним экономическим партнерам . Использование панды в качестве маскота китайских брендов рассматривается как попытка опосредствованного воздействия на зарубежных потребителей. Профессор центра публичной дипломатии Северной Калифорнии Ф. Хартиг считает, что Китай при помощи панда-дипломатии создает образ щедрой и дружелюбной страны, не соответствующий действительности. Привлечение внимания зарубежной аудитории за счет образа панды должно скрыть недостатки государственного управления в стране и неспособность правительства решить возникающие внутриполитические проблемы. Кроме того, озабоченность вызывает транспортировка животных и условия содержания животных. Так, в 2003 году Китай направил Таиланду двух панд. Одна из них села на диету в 2007 году из-за ожирения и умерла в сентябре 2019 года из-за сердечной недостаточности. Общественность обвиняла в этом инциденте китайскую сторону, при этом утверждалось, что отправка животных за границу и за пределы эндемичной среды обитания наносит ущерб здоровью, еще больше усугубляя сокращение популяции. Тем не менее, бывший премьер-министр Таиланда Корн Даббаранси заявлял, что панда-дипломатия является одним из самых рациональных методов внешней политики Китая. Образ панды позволил не только наладить дружественные отношения с рядом стран, но и сократить разрыв, возникший за время изоляционной политики Китая.

Таким образом, китайская панда-дипломатия играет важную роль в создании позитивного государственного имиджа Китая на международной арене и в совершенствовании концепции мягкой силы с китайской спецификой . Несмотря на то, что на современном этапе панды перевозятся за пределы Китая исключительно в исследовательских целях , страны-получатели таких дипломатических подарков выбираются исходя из близости взаимоотношений с Китаем и из необходимости дальнейшего расширения сотрудничества. Эффективность использования образа панды в качестве инструмента воздействия на зарубежную аудиторию не изучена, однако успехи панда-дипломатии в цифровой сфере позволяют предположить, что при наличии государственного регулирования это направление деятельности встанет в один ряд с внешнеполитическими инициативами улыбчивой, народной и добрососедской дипломатии.

Читайте также: