Музыкальные способности кирнарская кратко

Обновлено: 04.07.2024

Достать луну с неба (а именно
таковы устремления таланта, часто выходящие за грань допустимого), можно
только в том случае, если заболеть этой безумной идеей и приближать ее
осуществление с маниакальным постоянством. Без такой необычайно высокой
мотивации или устремленности к цели ни в одном трудном деле ничего не
добьешься.

Исследователи музыкальных способностей Р.Шутер-Дайсон и К.Гэбриэл
свидетельствуют: «Вероятность появления очень музыкального ребенка

Поддержка
родителей далеко не всегда оказывается обязательной для будущего гения, а
помощь педагога жизненно необходимой

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004.496 стр. Предисловие Геннадия Рождественского.

Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ - ЧИТАТЕЛЮ.

О СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИДЕЯ РАВЕНСТВА .

УСВОЕНИЕ, ПРИЛЕЖАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТАЛАНТА .

НЕ ПУТАЙТЕ НАУКУ С ПОЛИТИКОЙ! .

ГЕНЕАЛОГИЯ И ТАЛАНТ .

ТЕОРИЯ МУЛЬТИИНТЕЛЛЕКТА ХАУЭРДА ГАРДНЕРА .

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАЛАНТА.

УНИВЕРСУМ МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА.

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ .

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ В ЗЕРКАЛЕ ЭКПЕРИМЕНТА .

КАК РАБОТАЕТ ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА.

ТЕСТИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОГО СЛУХА .

ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ .

ВНАЧАЛЕ БЫЛ РИТМ? .

ТЕЛЕСНО-МОТОРНАЯ ПРИРОДА ЧУВСТВА РИТМА .

ЧУВСТВО РИТМА В ЭКСПЕРИМЕНТАХ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

ЧУВСТВО РИТМА В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА .

РЕЧЕВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО СЛУХА.

СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОГО СЛУХА.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ .

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА .

ВНУТРЕННИЙ СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЛУХ В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

КАК РАБОТАЕТ АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ СЛУХ .

ТЕСТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТОНИЧЕСКОГО СЛУХА.

КОМПОЗИТОР В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

МУЗЫКА СВОЯ И ЧУЖАЯ: КОМПОЗИТОР В РОЛИ

КОМПОЗИТОР - ИНТОНАЦИОННЫЙ ГЕРОЙ СТИЛЯ.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КОМПОЗИТОРА.

СПОСОБНОСТЬ К ВАРИАНТНОМУ КОПИРОВАНИЮ .

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТАЛАНТА И ТВОРЧЕСКОЕ

КОМПОЗИТОРСКИЙ ТАЛАНТ ИСПОЛНИТЕЛЯ .

ВИРТУОЗНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ .

АРТИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ.

МУЖЕСТВО КАЖДЫЙ ДЕНЬ: ТВОРЧЕСКИЙ ДАР И БОЛЬШАЯ

СТРЕСС КАК СПУТНИК ТВОРЧЕСТВА .

СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА .

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ. . 359

ВРОЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

РОД КАК НОСИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.

МОЖНО ЛИ РАЗВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ. 381

УСТАНОВКА НА УСПЕХ.

НЕТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ ВУНДЕРКИНДА .

МУЗЫКА И ШКОЛЬНАЯ НАУКА .

МУЗЫКА И ТАЛАНТЫ ЦЕЗАРЯ.

МУЗЫКА И ОБЩЕНИЕ .

МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА .

ЛИТЕРАТУРА О СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ .

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 051400 Музыковедение, 051500 Музы-

кальная звукорежиссура, 051000 Вокальное искусство, 051100 Дирижирование, 050900 Инструментальное исполнительство, 051300 Музыкальное искусство эстрады.

Арановский М.Г., доктор искусствоведения, профессор Государственного Института искусствознания.

Леонтьев А.А., доктор психологических наук, профессор Московского Государственного Университета им.Ломоносова.

Холопова В.Н., доктор искусствоведения, профессор Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского.

© Д.К. Кирнарская, 2004 г. © Таланты - XXI век. Оформление. 2004 г.

Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ - ЧИТАТЕЛЮ

Талант и способности — тема, интересная всем, может, быть даже интимная тема. Нет человека, который был бы равнодушен к своим способностям и не интересовался, бы своим талантом. И даже если читатель наделен другими далекими от музыки дарованиями, эта книга многое ему скажет. В конце концов, все мы созданы природой по единому плану, все таланты в той или иной степени родственны по своему строению, и читатель легко перенесет полученные из этой книги знания на себя, на свой талант и свои способности — лучшее понимание музыкальной одаренности поможет глубже проникнуть в сущность любого дарования.

В этой книге меня привлекает не только содержание, но и форма. Она написана легко, понятно, в ней нет перегруженности терминами, которой так часто грешит научная литература. Может быть, это происходит оттого, что автор книги — не только ученый-психолог и исследователь музыки, но и журналист. А может быть, дело в том, что автор неравнодушен к своему герою. Музыкант-ученик, музыкант-композитор, музыкантисполнитель — все они вызывают любовь автора, который как будто вместе с ними испытывает творческие муки и стремится к совершенству. Особенно заметна эта любовь в последней главе Homo musicus: вооружившись научными данными, автор рассказывает, насколько музыка обогащает человека, насколько она совершенствует его мышление, насколько более наблюдательным и чутким, оснащенным столь необходимыми сегодня навыками общения становится тот, кто любит музыку и рад отдать ей свое свободное время. Такой человек будет вознагражден. Не могу не согласиться с автором, который призывает всех познакомиться с музыкой поближе. От этого выиграет не только Музыка, которая приобретет еще одного поклонника, но, прежде всего, сам человек. Если кто-то еще не уверен в том, что музыка ему нужна, он может начать чтение этой книги с последней главы. А потом читатель сам захочет узнать о музыкальных способностях все, что в этой книге написано. Всех, кто взял в руки эту книгу, ждут интересные встречи с музыкой, музыкантами и своими собственными музыкальными способностями.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯИ ИДЕЯ РАВЕНСТВА

— подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным поэтом. Однако даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области: напротив, талант очень избирателен, а люди-титаны, похожие на Леонардо да Винчи, почти никогда не встречаются. Древние греки, желая подчеркнуть избирательность таланта, наделили каждого из богов лишь одним из них: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон — в искусстве, Демет-ра — в земледелии, а Зевс — в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое природное призвание — нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая наука.

О специальных способностях

было почерпнуть необходимые знания? Или, что с точки зрения здравого смысла наиболее вероятно, все эти факторы присутствуют в той или иной степени, но тогда проблема учета каждого из них, его реального влияния в каждом конкретном случае становится чрезвычайно сложной?

О специальных способностях

Книга посвящена исследованию структуры музыкального таланта, который рассматривается как универсальная модель одаренности в разных областях деятельности. Музыкальная одаренность исследуется автором максимально широко, и наряду с классическими жанрами в книге представлены примеры из джазовой музыки, поп-, рок-музыки и фольклора. Книга опирается на обширный экспериментальный материал.

P.S. В начале книги есть небольшой глюк: вставлена страница из середины, которая также присутствует и на своем месте.

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Психология музыкальных способностей / подборка лучших книг!

Маккиннон. Игра наизусть
Теплов. Психология музыкальных способностей
Кирнарская. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика
Петрушин. Музыкальная психология
Кирнарская. Музыкальные способности.
Готсдинер. Музыкальная психология
Назайкинский. О психологии музыкального восприятия

👉

Большой архив книг, нот, обучающего видео здесь Подпишись

Фото: www.youtube.com

– Дина Константиновна, вы часто говорите то, что занятия музыкой развивают в ребенке самое лучшее: здесь и лидерские качества, и собранность, и выдержка. Расскажите, пожалуйста, как, потому что это очень интересно.

И это самый древний язык. Музыка старше языка, старше речи. Значит, у вас речевые способности от фундамента питаются, от самых корней. И вы начинаете лучше усваивать языки, лучше говорить, у вас усиливаются математические способности. Не говоря уже о том, что музыка – это древнейший способ коммуникации, вы общаетесь. А коммуникация – это все. Это способности к бизнесу, способности к менеджменту. Это все упирается корнями в музыкальную психологию, в музыкальный мозг. Поэтому заниматься музыкой – это значит просто заложить потрясающий фундамент для всех своих жизненных успехов.

– А если убеждены родители, что ребенку, как говорится в народе, медведь на ухо наступил: и слуха нет, и голоса нет. Как их убедить, что, даже несмотря на эти характеристики, все равно нужно отдавать ребенка в музыку?

– Дело в том, что слух – это миф очередной, что для того, чтобы заниматься музыкой, нужен какой-то великолепный слух. Есть более важные качества. Ну, скажем так, некая такая отзывчивость на музыку, когда человек вступает с ней в диалог, начинает как-то очень чутко на нее реагировать. И это качество скорее эмоциональное, и оно не зависит от слуха.

Вообще в музыке полным-полно профессий, где совершенно не нужно иметь какой-то уникальный и потрясающий слух.

Вы будете даже смеяться, но некоторые пианисты не обладают уж таким выдающимся слухом. Потому что на струнах, скажем, действительно нужно настраивать, и если вы мельчайшие нюансы не улавливаете – ну, это не есть хорошо. А на фортепиано – ничего, ничего. Я знаю профессиональных пианистов, которые трехголосный диктант не могли написать, сложно. Не говоря уже о том, что вы можете быть музыкальным продюсером, музыкальным журналистом, вы можете массу музыкальных профессий приобрести. Например, педагог. Учительница музыки – золотая специальность. И зачем вам тут какой-то уникальный слух? Тут нужно любить музыку и любить ребенка – все, что вам надо.

– А как по вашим ощущениям, музыкальная школа не отбивает эту любовь к музыке?

– Частенько отбивает. Тут, вы знаете, язв у нас много. Прежде чем говорить о каких-то проблемах, надо сказать, что наша музыкальная школа – действительно одна из лучших в мире. Многие даже утверждают, что самая лучшая в мире. И правда. Если вы так поскребете какого-нибудь виртуоза иностранного, у него в анамнезе, в его биографии музыкальной есть русские корни: его учитель учился у кого-то из русских, что-то такое есть. Так что мы владеем потрясающим достоянием. Мы владеем методикой подготовки профессиональных музыкантов. Но это только часть правды.

Есть еще другая часть. Пока что мы не находим, может, такую наиболее эффективную методику работы с аудиторией, то есть работы с теми, кто не слишком талантлив, не очень усидчив, не желает вкладывать большие силы в музыкальные занятия. Вот как этих детей удержать, привлечь? Это очень большая проблема. Сейчас, мне кажется, именно эта проблема стоит перед нашей всей областью, нашей сферой музыкальной педагогики. Но мы ищем, развиваемся. Может быть, что-то и будет.

– Вы знаете, здесь много есть моментов. Ну, во-первых, вы совершенно правы. Для того чтобы заниматься активно музыкой, надо слушать, надо пробовать музицировать, надо петь, надо танцевать, надо стучать, надо участвовать в этом всем. И если вы будете ребенка приучать музицировать в любой форме… Пусть поет фальшиво, как хочет, пусть стучит где-нибудь.

Пусть человек свободно музыкально проявляется. Потому что всем нам нужно, чтобы каждый получил свой, можно сказать, бонус от музыкального образования, то есть получил вот эти потрясающие умственные качества, которые непременно возникнут. Ну, естественно, что это не только эти умственные качества. Тут и эстетическое воспитание, и художественный вкус, и эмоциональность. Музыка сама просто как музыка – величайшая ценность. Ну, раз уж мы как бы начали с этого, то да, действительно. Всем доступно это. То есть каждый ребенок может очень эффективно музицировать в любой форме, хоть по тарелкам стучать, но лишь бы участвовал. И если мы хотим, допустим, сделать его более музыкальным – легкая музыка, легкая классика, поп-классика.

Вот берешь какой-нибудь музыкальный фестиваль – какой-нибудь Tanglewood в Америке или BBC Proms, вот такая серия концертов. Смотришь репертуар. Там очень много будет Моцарта, Вивальди, там будут какие-то легкие пьески, и детские пьески тоже можно слушать. И, кстати, можно слушать самую сложную современную музыку. Она легкая. Ну, например, таких композиторов, как Губайдуллина, Тертерян. Это очень на детский ум ляжет, потому что не все заключено в мелодии и в подпевании, а многое есть в воображении, в каком-то приобщении к звуку как выразителю процессов – вот что происходит перед тобой. Вот что-то катится, скользит, ухает, бухает. То есть какой-нибудь авангард ребенку, может быть, очень даже близок.

– Есть классика, есть академическая музыка, есть современная музыка, есть поп-музыка, есть рэп, хип-хоп. Важно ли, что конкретно слушает человек? Или нет, неважно, а главное, что это музыкальные звуки?

– Классическая музыка просто более, может быть, проверена временем как качественный материал. То есть это материал, на котором стоит знак качества, который множество столетий уже используется как некий инструмент духовного роста, как какая-то сфера и возвышенного, и прекрасного. И эта сфера не нуждается в дополнительных подкреплениях. Но, вообще-то, все музыки замечательные. Ну рэп не музыка. Я, конечно, прошу прощения. Вы меня не убивайте, не ругайте. Это поэзия, скорее поэтический жанр, нежели музыкальный. Потому что если основная мысль заложена в тексте… Вот сюда даже относится бардовская песня – тот же Окуджава, Высоцкий. Вот если сущность сочинения в большей мере заключена в тексте – музыкой это очень сложно назвать. Скажем, вы можете слушать те же самые песни Шуберта в оригинале, на немецком языке, вы можете слушать итальянские арии на итальянском языке. Вы же не понимаете слова больше частью? И ничего.

– Да и рэп иногда не понимаем.

– И по-русски не понимаете иногда. Дикция такая, да, что непонятно. Но однако вы на это реагируете, вы откликаетесь, потому что основное содержание заключено в звуке, в звуковой структуре, в музыкальной области. А есть такие жанры (опять же тот же рэп, о котором вы упомянули), где основная суть – все-таки это не музыка, а все-таки текст, это поэзия.

– Вы понимаете, увлечься роком он никогда не опоздает. Тут не нужно закладывать основу, фундамент в самом раннем детстве. Прекрасно он разберется. Красивая мелодия или в меру красивая, какая-то, так сказать, звуковая среда создается. Ничего плохого не хочу сказать, сама очень люблю этих музыкантов – и Rolling Stones, и Beatles. Это все классика. Это все и чудесно, и высокопрофессионально, и необыкновенно талантливо. Что тут спорить? Но просто порядок освоения.

Вы знаете, есть даже такая, может быть, психологическая закономерность, которая к музыке впрямую тоже относится: то, что сложилось в истории раньше, наш мозг осваивает раньше. И это правильно. Знаете, это как стоять на ногах, а не на голове. А вот то, что пришло в историю, пришло в практику, пришло в культуру позже – то и осваивается позже. И это тоже хорошо.

– Одна из причин, по которым довольно сложно слушать классическую музыку, особенно если ты пришел в консерваторию, – это то, что ты должен сесть и слушать. Ты никуда не смотришь, ты ничего не делаешь руками, ты не танцуешь. Нет шоу. Современные исполнители – всегда шоу. Какие-то еще, может быть, инсталляции. Это нас тоже заставляет лишний раз работать? Или просто музыка должна двигаться вместе со временем?

– Вы абсолютно правы. Дело в том, что сейчас вообще классическая музыка очень и очень преобразуется (в самом хорошем смысле), то есть она все больше делает шаг к аудитории.

– Апгрейд классической музыки.

– Да, апгрейд. Да, вот именно некий апгрейд. Он идет сейчас и идет полным ходом.

Читайте также: