Музыкальная живопись это в музыке 4 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Реформы в образовании, длящиеся уже несколько лет, постоянно требуют от нас поиска инновационных методов в учебном процессе. Но история развития художественного образования показывает, что есть такие вечные понятия как опыт поколений и преемственность. Именно благодаря им мы можем двигаться вперед. Тема синтеза различных видов искусств дает возможность в процессе соединения знаний в единый сплав сформировать единое видение мира, культуры.

Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) музыки и живописи, этих двух прекраснейших из искусств, говорилось из века в век. Обращение к истории развития мировой художественной культуры показывает, что существует органическая связь между этими видами искусств, которая еще на заре человечества проявляла себя в виде обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Живопись и музыку в их единстве постоянно сравнивали, анализировали, проводили параллели. Так, в индийской средневековой эстетике семи основным нотам соответствуют семь цветов — бледно-розовый цвет лепестков лотоса, оранжевый, золотой, цвет жасмина белый или черный, ярко-желтый, пестрый. В китайской системе пять тонов окрашиваются в желтый, белый, зеленый, красный и черный соответственно.

Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В древней Греции певца Орфея всегда изображали с лирой в руках. В Средние века и в эпоху Возрождения на полотнах часто изображали поющих ангелов. А странствующие музыканты на картинах исполняли мелодии на волынках или виолах.

Многие выдающиеся художники прошлого и настоящего писали портреты композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов, раскрывая их богатый внутренний мир, многогранность их личности. Таковы портреты Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), пианиста К. Игумнова (художник П. Корин), певицы Е. Образцовой (художник И. Глазунов) и др.

C dur (F dur) – красный

G dur – оранжевый

H dur – бледно-синий

Dis dur – фиолетовый

Es dur –стальной

B dur – с металлическим блеском

Если у человека богатый духовный мир, если вся душа его населена возвышенными образами, если ему есть что сказать и он стремится к самовыражению, то такой человек не в состоянии ограничиться только одним способом выражения. Все эти виды искусства неразрывно связаны между собой, имеют общую природу, основываются на одних и тех же образах. Они имеют общие законы и правила, целью которых является гармоничная передача ощущений и образов, заставляющих задумываться об одних и тех же вещах, испытывать одну и ту же боль или восторг. Цель каждого истинного искусства – затрагивать наши мысли и чувства, делать нашу душу чище и возвышенней. К этому стремились мастера живописи и творцы великой музыки, к этому побуждала их неутолимая жажда самовыражения. Самовыражения в слове, в музыке, в цвете.

- формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Обязательная литература

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. "

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛ (А)

ЦЕЛЬ: ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЗВУКАМИ МУЗЫКИ МОЖНО НАРИСОВАТЬ НАСТОЯЩИЕ ЧУДЕСА

Определить, кто из русских композиторов-сказочников взялся переложить на музыку сказку А.С. Пушкина.

Прослушать и определить, какие жанры использует композитор для воплощения образа трёх чудес.

Сделать вывод по теме проекта.

1-Е ЧУДО 2-Е ЧУДО 3–Е ЧУДО

РУССКИЙ КОМПОЗИТОР 19 ВЕКА

Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 250 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.01.2016 3439
  • DOCX 547.6 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сайганова Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 1269 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: