Музыкальная культура византии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Церковная музыка могла исполняться только лицами мужского пола (женщины не имели право участвовать в богослужении, за исключением женских монастырей, так как на основании библейской легенды о первородном грехе признавались более греховными, чем мужчины).

Пе́вчие – солисты и хор – исполняли песнопения только одноголо́сно унисо́н ) и без инструментального сопровождения ( a’capélla ). Это должно было символизировать единство веры в единого Бога.

Невмы, хотя и не заменяли ноты, но помогали певчим запоминать церковные распевы и использовались, в основном, в качестве напоминания об особенностях уже ранее разученной (знакомой) им музыки. Это были знаки, располагающиеся над словесным текстом и обозначающие, в самых общих чертах, направление мелодии. До принятия европейской музыкальной нотной грамоты, невменные знаки были единственным способом записи музыки в византийской православной церкви.

В Византии при монастырях и храмах создавались специальные школы, в которых певчие с раннего детства в течение многих лет обучались нелёгкому музыкальному искусству.

Трудно переоценить всю значимость музыки, исполняющейся во время церковной службы. С одной стороны, она должна была услаждать дух молящегося в храме своей стройностью и красотой.

Заканчивая этой статьёй разговор о культуре Византии, постараюсь подытожить всё ранее сказанное.

Итак, византийская культура - это уникальный сплав абсолютно разнородных течений, направлений и влияний; в ней соединились черты Восточного и Западного искусства, античного и средневекового мировоззрений, светского и духовного начал. Блеск и роскошь в византийском искусстве легко уживается с утончённой духовностью и аскетизмом, строгая регламентация, каноничность, затронувшая все виды художественной деятельности, сочетается с определённой свободой выражения и постоянным духовным поиском.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.


Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).

Первые христианские гимны не являлись новыми сочинениями, а были парафразами - новыми текстами, положенными на знакомые мелодии, или более ранними мелодиями, подвергшимися изменениям .



Музыка Византии развивалась на основе музыкальной культуры Древней Греции и Древнего Рима . О светской (не религиозной) музыке имеется очень мало исторических сведений. Значительно больше информации сохранилось о церковной музыке.

Византийская церковная музыка возникла на основе древнегреческой, древнесирийской, а также древнееврейской религиозных музыкальных традиций.


на органе 1270г.

Формирование раннехристианской музыки в Византии связано с библейскими преданиями . По одному из них древнееврейский царь Давид "расслышал пение небес" и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида, удивительные по форме обращения к Богу, вошли в христианскую церковную службу. Тексты Византийских песнопений включали не только эти древние образцы поэзии, но и новые, созданные христианскими поэтами-гимнографами (от греч. "химнос" - "торжественная песнь" и "графо" - "пишу").


В 395 г. Римская империя была разделена на две части - Западную (с центром в Риме) и Восточную - Византию (столица Константинополь). Византия занимала часть территории Балканского полуострова, Малую Азию и юго-восточное Средиземноморье. За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

В основе византийской культовой музыки также лежал гимн, пришедший из народной культуры . Византийскому гимну свойственна большая пышность мелизматики по сравнению с римской псалмодией. Это соответствовало этикету, царившему в дворцовом обиходе византийских царей, и роскоши византийского богослужения.






Гимнография на протяжении веков оставалась стабильной и простой. Известными гимнографами были:

Косма Маюмский Иоанн Геометр

Андрей Критский Маруфа

Григорий Богослов Феодор Студит

Иустин (философ и мученик), 110-165 гг.

Ефрем Сирин (4 в.) .

Расцвет гимнотворчества в византийском церковном пении относится к VI-VII вв. и связан, главным образом, с творчеством сирийца Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До нас дошло 88 из 1000 написанных им гимнов – т.н. кондаков.


В VII-VIII вв. этот жанр был вытеснен каноном, кульминационный период в развитии которого связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского и византийского монаха Иоанна Дамаскина (675-749 гг.).

Иоанн Дамаскин привёл в систему напевы православной церкви, установил т.н. осмогласие (система 8 гласов (ладов), применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке.



Иоанн Дамаскин (675-749 гг.).

Система 8 гласов (ладов)


Херувимская, 1-й глас. Антология конца XVIII — начала XIX века


Андрей Критский. Ирмос Четвертой Песни Великого канона.

В X в. церковные книги были заполнены гимнами для каждой службы, таким образом, потребность в создании новых гимнов уменьшилась, и интерес переместился к развитию мелодии.

Св. Иоанн Дамаскин выделил много ключевых особенностей монофонической церковной музыки. Он создал мелодичные псалмы и изобрел способ обозначения стихов и мелодии.


Прп. Иоанн Дамаскин. "Священные сопоставления", X в.

Музыкальные инструменты Византии были похожи на
инструменты древних времен, играли и мужчины, и
женщины, которых называли παιγνιώτες­ игроками (παιζω
– играю). Существовало, по крайней мере, два вида
ансамблей в дворцовой музыке: ансамбль ударно­духовых инструментов (группа) и ансамбль струнных
инструментов. Среди инструментов ударно­-духовых
упоминаются трубы, корнеты (вукины), флейты, свирели, погремушки, тарелки, горны и барабаны.



скрипка.
Во дворцах использовался инструмент,
представляющий разновидность древних гидравл. Этот
инструмент подарил в VIII в. Константин Копронимос
Пипину и Карлу Великому и, таким образом, церковный
инструмент распространился на Западе. В монастырях
использовали только колокола и колокольчики.

Византийская церковная музыка, возникшая на основе
древнегреческой, древнесирийской, а также древнееврейской религиозных музыкальных традиций, неразрывно связана с
христианством.

На ее основе в дальнейшем сформировались
песнопения Русской Православной церкви.

Византийская музыка

Византийской называется музыка периода Византийской империи (330-1453 гг. н. э.), а также музыка последующего периода, когда она следует музыкальной системе, созданной в период Византии.

В наши дни византийская музыка широко используется во время службы в Православной церкви. Современная церковная музыка в большей части была создана после византийского периода, но основываясь на традициях, системе и типах византийского периода и следуя им, и называется по сегодняшний день византийской.

Историческая ретроспектива церковной музыки. Ее особенности

Византийская церковная музыка возникла на основе древнегреческой, древнесирийской, а также древнееврейской религиозных музыкальных традициях.

Древний византийский напев берет начало с раннехристианских времен и, проходя через эпоху становления (9 век), доходит до 14 века.

Первый век до основания Константинополя (330 г. н. э.)

После распятия Христа первые христиане стали проводить тайные собрания служения культу. Они использовали простые мелодии, знакомые им из повседневной жизни. Было вполне логично, чтобы музыка этих псалмов имела элементы культуры евреев, палестинцев, сирийцев, римлян, а также черты традиционной музыки древних греков (Александр Великий внес большой вклад в распространение греческой культуры эллинистической эпохи на Ближнем Востоке).

Первые христианские гимны не являлись новыми сочинениями, а были парафразами (новые тексты, положенные на знакомые мелодии) или изменение более ранних знакомых мелодий. Псалмы были слоговыми (в каждом слоге – одна или две ноты) и одноголосными (все пели одну и ту же мелодию).

По причине преследований не было тенденций новизны, гимнография на протяжении веков оставалась стабильной и простой. Известными авторами гимнов первых веков были Клим Александрийский (170-220 гг.), Юстин (философ и мученик, 110-165 гг.), Мефодий (погиб в 312 г.) и Анатолий.

Сцена празднества во дворце (18в.)

Отрывок, представленный ниже, является гимном 3 века в Св. Триаде. Был обнаружен в 1918 г. в Египте, написанный на папирусе древнегреческими знаками (нотами):

4 - 8 вв.

После основания Константинополя (330 г. н. э.) и утверждения христианства в качестве официальной религии (379 г. н. э.), церковная музыка стала систематизироваться и развиваться более свободно, чем прежде. В 4 - 7 вв. деятельность церкви стала организованной, Священные Синоды утверждали различные литургические темы и с целью удовлетворения новых потребностей литургии создавались новые гимны. Это был переходный период в гимнографии, так как, несмотря на то, что создавались новые гимны, их музыка оставалась практически неизменной, следуя правилам прошлых веков, ритмической прозе и старым мелодиям. Монастыри избегали пений псалмов во время литургии, а в крупных городских центрах Востока гимнография начала развиваться независимо от существующих традиций исполнения псалмов. Отношение к переложению текста на музыку было консервативным, утвердились мелодии конкретных гимнов, и продолжала культивироваться анонимность авторов.

Tем не менее известны имена некоторых значительных композиторов того времени, как Синезий Киринейский (370-413/415 гг.), Григорий Назянзин (Богослов) (умер в 389 г.).

Иоанн Дамаскинский

Композиторами того времени были Св. Козьма - поэт, Феодор Студийский (759-826), Феофан (759-845/ 850), Софроний патриарх Иерусалимский, монах Кассианий, Св. Мефодий, Св. Иосиф Студийский (-883), Митрофан (-910), Фотий (-891), Леон 6-й Мудрый (886-916), император Константин Багрянородный (917-959). С тех пор церковная музыка Византии продолжала развиваться и систематизировалась нотная запись. Развитие музыки продолжалось и после падения Византии. В 19 в. была проведена реформа и в этом виде византийская музыка продолжает жить в наши дни.

Особенности церковной музыки Византии

Музыка православной церкви, как и любая живая музыкальная традиция, за свою долгую историю претерпела значительные изменения, однако многие ее особенности оставались неизменными на протяжении многих веков. К ним относятся: музыкальный лад - вместо мажорного и минорного лада, знакомых нам по западной музыке, использовались восемь церковных ладов, называемых звуками. Настройка не была смешанной, а следовала естественной (т. е. ряду гармонии), вследствие чего тоны не были равными.

Церковная музыка оставалась строго монофонической, как в исполнении одного певчего, так и в исполнении хора. Гармония ограничивалась только использованием одного тона, сопровождающего мелодию одновременно исполняя основную часть каждого тетрахорда, где мелодия менялась ежеминутно.

Звуки в нотном обозначении не определяли конкретную высоту звука, а лишь сравнительную, т. е. насколько выше или ниже следующий отрывок. Не использовались размеры, а специальные знаки, указывающие такт и тип выражения.

Музыка оставалась голосовой. В церкви инструменты не использовались. Известно только, что инструменты использовались при обучении музыке, такие как флейта, гусли или канун.

В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские. Это обусловлено сложностью этнического состава населения и отсутствием единого языка (знать говорила на греческом языке, крестьяне – на сирийском, многочисленные славянские поселенцы – на славянском).

Основой византийской культуры являлась местная народная, преимущественно сирийская музыкально-поэтическая культура. На сирийском языке исполнялись гимны, широко популярные в народном творчестве. Выдающийся автор в области гимнотворчества – Ефрем Сирин (4 в.).

В основе византийской культовой музыки также лежал гимн, пришедший из народной культуры. Византийскому гимну свойственна большая пышность мелизматики по сравнению с римской псалмодией. Это соответствовало этикету, царившему в дворцовом обиходе византийских царей и роскоши византийского богослужения. С 4 в. получили распространение тропари (разновидность гимнов). Расцвет гимнотворчества в византийском церковном пении относится к 6-7 в. и связан, главным образом, с творчеством сирийца Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До нас дошло 80 из 1000 написанных им гимнов – т.н. кондаков.

В 7-8 в. этот жанр был вытеснен каноном, кульминационный период в развитии которого, связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского и византийского монаха Иоанна Дамаскина (675-749 гг.). Иоанн Дамаскин привёл в систему напевы православной церкви, установил т.н. осмогласие (система 8 гласов (ладов), применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдерживалось в одном из гласов. Аналогичное явление – средневековые лады).

С 10 в. получил распространение жанр стихиры. В конце 10 в. с принятием христианства по византийскому образцу византийские влияния проникают в древнерусское и болгарское церковное пение (наряду с письменностью и другими элементами культуры).

В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства Византия.

В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские. Это обусловлено сложностью этнического состава населения и отсутствием единого языка (знать говорила на греческом языке, крестьяне – на сирийском, многочисленные славянские поселенцы – на славянском).

Основой византийской культуры являлась местная народная, преимущественно сирийская музыкально-поэтическая культура. На сирийском языке исполнялись гимны, широко популярные в народном творчестве. Выдающийся автор в области гимнотворчества – Ефрем Сирин (4 в.).

В основе византийской культовой музыки также лежал гимн, пришедший из народной культуры. Византийскому гимну свойственна большая пышность мелизматики по сравнению с римской псалмодией. Это соответствовало этикету, царившему в дворцовом обиходе византийских царей и роскоши византийского богослужения. С 4 в. получили распространение тропари (разновидность гимнов). Расцвет гимнотворчества в византийском церковном пении относится к 6-7 в. и связан, главным образом, с творчеством сирийца Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До нас дошло 80 из 1000 написанных им гимнов – т.н. кондаков.

В 7-8 в. этот жанр был вытеснен каноном, кульминационный период в развитии которого, связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского и византийского монаха Иоанна Дамаскина (675-749 гг.). Иоанн Дамаскин привёл в систему напевы православной церкви, установил т.н. осмогласие (система 8 гласов (ладов), применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдерживалось в одном из гласов. Аналогичное явление – средневековые лады).

С 10 в. получил распространение жанр стихиры. В конце 10 в. с принятием христианства по византийскому образцу византийские влияния проникают в древнерусское и болгарское церковное пение (наряду с письменностью и другими элементами культуры).

В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства Византия.

Читайте также: