Музыкальная культура бразилии кратко

Обновлено: 03.07.2024

В культура Бразилии Это яркое сочетание более чем трехсотлетнего правления Португалии, присутствия коренных индейцев и африканцев, которые прибыли в страну в качестве рабов.

Этот интересный мультикультурный союз делает эту южноамериканскую страну местом с уникальными характеристиками, которые проявляются в ее гастрономии, музыке, обычаях и традициях.

Они очень открытые к присутствию иностранцев, с хорошим чувством юмора и очень позитивно относятся к взлетам и падениям жизни. Такие элементы, как карнавал, представляют собой выразительную и открытую личность бразильца, который каждый год открывает свои объятия миру, демонстрируя смесь своего блеска и фантазии.

С такой же страстью они выражают свою любовь к футболу, своей музыке и танцам, которые отличает страну от любой точки мира.

Соответствие Бразилии

Независимость Бразилии возникла в результате ослабления Португалии из-за вторжения Наполеона Бонапарта в это королевство в 1808 году. Этот конфликт привел к тому, что король Жуан VI (1767-1826) основал свой двор в Бразилии.

Чтобы официально оформить свою новую резиденцию, монарх изменил название Бразилии с колонии на Соединенное Королевство и остался там даже после ухода французов из Португалии в 1814 году.

Вскоре после этого принц высказался за освобождение территории Южной Америки, объявив себя независимым от Бразилии в 1822 году и став первым императором этого места. Только в 1889 году он был окончательно провозглашен республикой.

Сегодня Бразилия - это демократическая федерация, состоящая из 26 штатов и федерального округа, который является ее столицей Бразилиа. Страной возглавляет президент, который избирается прямым всенародным голосованием каждые четыре года с возможностью однократного немедленного переизбрания.

Происхождение своего названия

По Бразилия или Пало-де-Бразил - так португальские поселенцы назвали местное дерево, дерево которого ярко-красного цвета, как тлеющий уголь, использовалось туземцами для окрашивания своей одежды.

Позже завоеватели использовали дерево для той же цели, сделав Пау Бразил первым экспортным продуктом бразильской колонии.

Фиолетовые ткани продавались в Европе как предметы роскоши, и это дерево произвело такое богатство, что португальцы назвали эту землю ее именем.

Провозглашая себя республикой, она носила имя Соединенных Штатов Бразилии, а в 1967 году ее начали называть своим нынешним названием: Федеративная Республика Бразилия.

Таможня

- Бразильцы очень раскованы, когда дело касается социального обращения. Они целуют друг друга даже при встрече, поэтому при встрече с ними нужно быть готовым к такой близости, не столь типичной для других стран.

- Они очень веселые. Повод не имеет значения, чтобы встретиться в каком-нибудь доме или в баре, где встречи продолжаются до раннего утра. Также разрешено без колебаний публично употреблять спиртные напитки.

- При получении приглашения в дом рекомендуется не приходить с пустыми руками. Принесение вина или чего-нибудь подобного к вечеру - хороший способ поблагодарить за приглашение и жест, который всегда будет оценен хозяином.

- Они обожают гриль, поэтому каждые выходные они обычно готовят на гриле свое бразильское чурраско (разнообразное мясо) в компании семьи и друзей.

- В стране с множеством пляжей неудивительно, что бразильцы беспокоятся о своем физическом состоянии. Будь то эстетика или здоровье, количество людей, которые днем ​​и ночью занимаются спортом в отведенных для этого местах, просто замечательно.

Традиции

Карнавал

Бразильский карнавал признан одним из крупнейших фестивалей в мире. Города Рио-де-Жанейро и Сальвадор-де-Баия - два самых известных места проведения этого праздника, который ежегодно в течение февраля привлекает тысячи туристов.

Школы самбы, которые устраивают шествие на популярном самбадроме, готовятся в течение всего года, чтобы продемонстрировать свои самые блестящие фантазии в смелых и впечатляющих костюмах, а также на своих огромных платформах, наполненных изобретательностью и великолепием.

Начиная с 2020 года, празднование может длиться гораздо дольше, поскольку мэрия Рио-де-Жанейро недавно объявила, что мероприятие продлится до 50 дней с целью привлечения большего количества туристов.

Бумба-ме-бой

Бумба-ме-бой (Hit my Ox) - это музыкальное представление, которое считается основным произведением бразильского популярного театра, в котором сочетаются исполнительское искусство, поэзия и музыка.

В нем рассказывается история быка, который умирает из-за прихоти беременной рабыни, и всех событий, которые произошли после этого факта.

Эта история, которая принадлежит афро-бразильской традиции, практикуется с 18 века и обычно представлена ​​во время праздников в честь Сан-Хуана. Бумба-меу-бой изображается посреди улицы или в созданном для этой цели ограде, которое они называют бульваром.

Существует множество версий истории, а также множество групп, организованных для интерпретации этого произведения, которое было занесено в каталог Институтом исторического и художественного наследия Бразилии как культурное наследие страны.

Его страсть к футболу

Бразильцы испытывают огромную страсть к футболу, и следование этому виду спорта стало традицией, которая не знает возрастов.

Бразильский футбол отличается плавностью, динамичностью и атакой; некоторые даже утверждают, что такая яркая манера игры - следствие того, что в деревне танцуют самбу.

Футбол - источник национальной гордости, и дети с самого раннего возраста делают его частью себя, пиная мяч даже на улице.

Его игроки стали очень уважаемыми в обществе фигурами, среди которых мы можем упомянуть высоко оцененного бывшего игрока Эдсона Арантеса До Насименто, Пеле, который был признан ФИФА лучшим игроком 20-го века.

Национальная сборная была единственной, кто посетил все матчи чемпионата мира, а также единственной, кто выигрывал этот международный футбольный матч пять раз.

Со своей стороны женская команда не сильно отстает. На данный момент она выиграла семь из восьми чемпионатов Copa América Femenina, демонстрируя, как бразильские женщины готовы вписать свою собственную историю в мировую футбольную славу.

Бразильский октоберфест

Да, у этого известного фестиваля из Германии есть и бразильская версия. Это происходит в городе Блуменау, немецкой колонии в штате Санта-Катарина, основанной в 1850 году.

На этом фестивале девятнадцать дней можно наслаждаться немецкой музыкой, гастрономией и культурой, к радости более пятисот тысяч человек, которые ежегодно его посещают.

Счастливого рождения!

Рождество в Бразилии довольно жаркое, потому что в южном полушарии сейчас лето. Однако это не беспокоит бразильцев, которые также придерживаются международных рождественских обычаев, таких как установка рождественской елки, гирлянд, украшение домов, улиц и проспектов или обмен подарками.

Глубокие католические традиции Бразилии раскрываются в это время с посещением месс и размещением яслей, символизирующих рождение Иисуса из Назарета, которые выставляются в церквях и домах.

Конец года в Бразилии

Рио-де-Жанейро - это не только место, где можно насладиться карнавалом, но и один из любимых городов для многих, чтобы отметить конец года на пляже Копакабана, который освещен взрывом красивых фейерверков.

По оценкам, около двух миллионов человек стекаются сюда, чтобы попрощаться с годом, большинство из которых, согласно местной традиции, одеты в белое.

Той ночью бразильцы зажигают свечи и доставляют к волнам небольшие лодки с подношениями богине моря Йемайе.

Гастрономия

Типичная бразильская кухня представляет собой сочетание местной, португальской и африканской кухни, она такая же яркая и красочная, как и ее карнавал. Узнайте о наиболее популярных вариантах ниже:

фейжоада

Это национальное блюдо Бразилии, а также традиционный кулинарный элемент Португалии. Это суп из черной фасоли со свининой, говядиной, помидорами и морковью. Это очень представительный рецепт страны.

Picanha

Как мы упоминали ранее, бразильцы любят гриль и особенно пиканью. Именно нарезку мяса потребляют больше всего в стране из-за его мягкости, сочности и вкуса.

Ватапа

Это пюре из креветок, хлеба, пропитанного кокосовым молоком, арахиса, лука, имбиря, соли, перца и кориандра. Это блюдо нагревается на медленном огне, добавляя при этом еще кокосовое молоко.

Акарайе

Это толстые булочки из белой фасоли и лука, соли и перца, которые затем обжариваются в пальмовом масле.

Coxinha

Это блюдо, в котором в качестве основного ингредиента используется обжаренная куриная грудка, которую снова заворачивают в жидкое тесто.

Тапиока

Это своего рода хрустящий хлеб из юкки, который с доиспанских времен употребляли коренные индейцы на территории Бразилии. В других странах он также известен как касабэ.

Кайпиринья

В коктейльном отделе кайпиринья - королева, очень свежий напиток, приготовленный из кашасы (сахарного тростника), лайма и сахара.

Музыка

Как и в других упомянутых аспектах, бразильская музыка также находится под влиянием португальской, местной и африканской культур.

Самба и босса нова - самые традиционные ритмы. Это звуки, которые можно услышать в популярной самбе. Aquarela do Brasil или в босса-нове Гарота-ду-Ипанема.

Точно так же другие музыкальные жанры, такие как ламбада, аксэ, сертанеха, форро и чоро, среди других, очень важны для популярной культуры.

Зарубежные звуки, такие как хип-хоп и рок, также получили в этой стране поклонников. Мы также не можем не упомянуть капоэйру, которая представляет собой особое сочетание боевых искусств, музыки и танца.

Религия

Это нация с самым большим религиозным разнообразием в Америке, но также и страна с самым большим числом католиков в мире. Около 80% населения Бразилии исповедуют эту веру, которой отдают предпочтение различные варианты протестантской церкви.

Также присутствует значительное количество верующих из иудаизма, буддизма или Свидетелей Иеговы. Замечательна также кандомбле, религия, созданная во времена рабства и включающая африканские обряды, смешанные с христианскими учениями.

Эти религиозные слияния можно также наблюдать среди верующих в спиритизм, которые параллельно продолжают исповедовать свою веру католической церкви.

Подробно о Бразилии

- Эта страна занимает пятое место среди крупнейших стран мира, уступая только России, Канаде, США и Китаю.

- TheПо Бразилия Это национальное дерево с 1978 года, и в настоящее время оно находится под угрозой исчезновения из-за его неконтролируемой эксплуатации в колониальную эпоху.

- Аборигены Бразилии распространены по всей территории. В частности, есть 723 района, объявленных правительством территорией коренных народов.

- Самба была признана нематериальным наследием ЮНЕСКО в 2005 году.

- Бразилия имеет треть мировых запасов пресной воды.

- Термин кариока может использоваться только для уроженцев Рио-де-Жанейро, поэтому использование его в качестве синонима названия всей Бразилии - ошибка.

- В стране самый длинный пляж в мире, Прайя-ду-Кассино с протяженностью 240 км.

- Бразилия - вторая страна с наибольшим количеством аэропортов в мире, уступая только США.

- Статуя Христа-Искупителя датируется 1931 годом. Она имеет высоту 38 метров и считается одним из чудес современного мира.

Бразильская музыка, как и культура, крайне разнообразна и богата. Музыка Бразилии сегодня — это результат смешения стилей и музыкальных традиций самых разных культур со всей планеты. Но основой бразильской музыки, безусловно, являются африканские ритмы, привезенные сюда рабами и португальская музыка. результате этих исторических смешений, сложилась бразильская музыка, в которой возникли новые направления и стили, характерные только для Бразилии, такие как самба, пагоде, форро, кариокский фанк, сертанежу, босса-нова и MPB (бразильская поп-музыка). Эти стили являются чисто национальными, но есть в Бразилии и свой рок, тяжелый металл и др. международные стили.

Слушайте и наслаждайтесь. Один раз Бразилия — всегда Бразилия.

музыка Бразилии

Пока нет комментариев

Добавить комментарий Cancel reply

Авторы портала — группа российских специалистов по португальскому языку с богатым опытом работы в Бразилии.
Мы готовы предоставить следующие услуги:

Переводчик в Бразилии

Предоставление русско-португальских переводчиков на территории Бразилии.

Выполнение письменного удалённого перевода текстов с/на португальский язык.

Бразильская музыка очень богата и разнообразна, в частности, благодаря ее тройному наследию: американскому, европейскому (в основном португальскому) и африканскому. Бразильская музыка не может ограничиваться самбой или босановой: в Бразилии каждый регион имеет свои традиции и музыкальную культуру.

Кроме того , Эйтор Вилла-Лобос , многие бразильцы среди больших имен в музыке XX - го века, как и Антониу Карлуш Жобим , Жоао Жилберту , Баден Пауэлл , Виниций де Мораиш или Gilberto Gil , последний будучи назначенным министром культуры в 2002 году .

Классическая и духовная музыка

После прихода иезуитов музыка барокко ( бароко минейро ) и григорианские песнопения были введены еще в 1549 году.

Самым старым светским вокальным произведением с текстом на португальском языке, найденным в Бразилии, является Heroe, egregio, сомнение, peregrino , анонимное произведение, состоящее из речитатива и арии да капо .

В Folias-де-Reis песня и шествие по случаю праздников Рождества. Такого же рода утверждает baile pastoril , своего рода театр. Cururu , то siriri и cateretê являются дифирамбы в виде поэтических религиозно-игр (зарезервированных для католических мужчин) в сопровождении танцев, но есть много других танцев религиозного характера, как в фанданго и в bailado .

Традиционная музыка

Абоио и Велозо

Используемые вокальные приемы, хриплый голос, крики, длинные наряды, мелизмы, имитируют крики скота. Первоначально использовавшийся для управления стадами, он превратился в импровизированное вокальное поединок между вакейро, в котором каждый сможет заявить о своей индивидуальности и своем таланте импровизатора. Aboio вдохновил на создание многих композиций и песен, в том числе Каэтано Велозо, Жилберто Хиля, Луиса Гонзады, не говоря уже о популярном репертуаре.

Бумба-меу-бой

Бумба-меу-бой, бой-бумба или павулагем - это танцы популярного бразильского фольклора с человеческими фигурами и фантастическими животными, которые, как правило, рассказывают легендарную историю смерти и воскрешения быка. Это популярное праздничное мероприятие, родом из Мараньяна , сейчас также очень популярно в северном регионе Бразилии.

Кантория

Поэтико-музыкальные игры осуществляется с помощью repentistas и violeros . Их также называют десафио, они также встречаются в южной порфии .

Капоэйра и макулеле

Мы находим танцы, связанные с борьбой, на Французских Антильских островах (ладжа, данмиэ), в Реюньоне (Моринге) и в Бразилии, в батуке южной Бразилии (бой с перкуссией) и punga dos homems в Мараньяо (в сопровождении перкуссии). . Мы должны упомянуть, среди борьбы, которая повлияла на капоэйру , сенегальскую национальную борьбу, несомненно, принесенную рабами, и французский сават, в который Местре Бимба - один из основателей современной капоэйры наряду с местре Пастинья - включил элементы типизации.

Особенностью этого боя является напоминание танца для двоих, состоящего из уклонений, цель которого состоит не столько в том, чтобы коснуться друг друга, сколько в том, чтобы произвести на него впечатление виртуозностью его игры. Кроме того, он всегда проводится вдвоем, в центре. De la roda , кружок, состоящий из музыкантов, играющих на определенных инструментах и ​​исполняющих песни, относящиеся к этому искусству; круг замыкается другими учениками, которые не играют, а принимают припевы песен. Родой всегда дирижирует один из музыкантов, обычно самый продвинутый, местре; именно он прививает ритм (медленный или быстрый) и предотвращает смещения игры (удары). Он дает указания игрокам по тому, как он играет на беримбау (ритм, токе), и по песням, которые он выбирает. Основным шагом является жинга , которая может напоминать танцевальное ката боевого искусства: она позволяет двум игрокам противостоять друг другу нейтрально, и каждый из них может ожидать или готовиться к уклонению. Есть две формы капоэйры: ангольская, медленная, состоящая из множества озорников, и региональная, быстрая, акробатическая и более агрессивная.

Вначале капоэйра, сопровождаемая перкуссией на мембранных телефонах, переняла беримбау , музыкальный лук из культуры банту (Конго, Ангола, Южная Африка) через депортацию рабов. Беримбау в переводе с португальского означает арфа. Он состоит из деревянной палки (обычно из Пау Бразил , первоначально бразильского дерева с твердой, но гибкой древесиной, а иногда и бамбука), проволоки, протянутой между ее концами, и калабаса, вставленного на дно палки с помощью веревки. Музыкант сжимает палку одной рукой, средним и безымянным пальцами; мизинец продеваем под натянутую струну, пропущенную через калебас. Что касается большого и указательного пальцев, то они используются для удержания круглой гальки или большой части, которая, периодически рассчитывая, заставляет струну гармонично скрипеть. Макака (звук удара) получается небольшими ударами на проводе с помощью палки проводится музыкантом в другой руке. Наконец, caixixi - это небольшая корзинка с семенами, которую держат в той же руке, что и багет. Первоначально используемый уличными торговцами на аукционах, беримбау расширился до трех видов капоэйры: гунга (низкий звук), medio (средний звук) и альт (высокий). Многий местр как Бимба, Canjiquinha, Паштинья Гато, Вальдемар Bigodinho, и Траир Арнольд изобретен в течение XX - го века, множество соответствующих ритмов в каждом из игорных возможностей и стилей конкретных игр. Например, шапка кавалерии ( кавалария ) будет связана с предупреждением, которое лидер игры подает борцам, когда прибывает полиция .

Сопровождающий беримбау атабак - это барабан из культуры эве / фон / йоруба в Западной Африке (Нигерия, Бенин). Он происходит от музыки кандомбле , афро-бразильской религии, в которой используются три барабана атабак , например три беримбау . Местре Пастинья и Бимба были последователями этой религии. Однако в капоэйре есть только один ритм атабаке .

На его стороне pandeiro , рамный барабан, имеет восточное происхождение и встречается во многих культурах, в Португалии, на юге Франции, для краткости в Северной Африке (riqq). Колокольчик агого также происходит от кандомбле, в котором он играет первостепенную роль, поскольку отмечает основную ритмическую идентичность. Для сравнения, кубинское клаве происходит от того же корня. Мы находим Agogo в самбы Рио, и его двоюродный брат gonguê в маракату из Pernambouco.

Выздоровеет-выздоровеет является идиофон Царапины из той же семьи , как кубинский гуиро, и используется в капоэйре Ангола. В практике капоэйры мы ассоциируем с боевым искусством другие танцы, такие как макуле, танец палки, изобретенный в районе Санто Амаро в штате Баия, и самба-де-рода. Ритм maculêlê связан с ритмом samba de angola (ритуальная музыка). В Ресифи танец фрево вдохновлен акробатическими движениями капоэйры.

Оркестр ангольской капоэйры (Mestre Pastinha) состоит из агого, двух пандейро, реко-реко, трех беримбау и атабака. Ритмы Паштиньи - Сан-Бенту-Гранде, Сан-Бенту-Пекену, Ангола, Санта-Мария, Кавалария, Амазонас, Иуна. Мы также играем в Jogo de dentro и Apanha Laranja no chão Tico-tico.

Региональный оркестр капоэйры (региональная борьба местре Бимбы) состоит из двух беримба, пандейро и атабак. Ритмы - Сан-Бенту-Гранде, Бенгела, Кавалария, Санта-Мария, Идалина, Юна, Амазонас.

Что касается песен, то их много и они очень важны: они рассказывают истории, связанные с рабством, senzalas (закрытые места, где были заперты рабы), жизнью героев (таких как Zumbi de Palmares, Lampiao . ) и дают энергию борцам. / игроки. Песню начинает один из музыкантов - обычно местре, - а остальные подхватывают припев.

Каримбо


Древний танец индийского происхождения, стремительный ритм которого звучит на барабане, называется каримбо, аккомпанируя кавакиньо и банджо : он смешан с современными тенденциями (ламбада).

Хоро ( что означает плач ) , более известный как Chorinho (маленькая слеза), является популярным стилем музыки и бразильских инструментальным , которая существует на протяжении 130 лет. Несмотря на свое название, стиль в целом представляет собой суматошный и веселый ритм, характеризующийся виртуозностью и импровизацией участников, которые демонстрируют большую учебу, технику и абсолютное владение своим инструментом. Чоро считается первой типичной бразильской популярной городской музыкой, которую сложно исполнять. Европейские влияния на происхождение этой музыки разнообразны: европейский xote , вальс и, в основном, полька, но на нее также повлияло африканское лунду.

понедельник

Или lundum африканского происхождения распущенного танец принес португальцам в XVIII - м веке.

Modinha

Музыка Nordestina


В этом регионе встречается много народных стилей:

Музыка сертанежа

Или музыка кайпира , сельский жанр, близкий к кантри . Мы находим там dupla caipira sertaneja , дуэт певцов, играющих на альте .

Его современный и коммерческий вариант, университетский сертанехо (pt) , сегодня является самым продаваемым жанром в Бразилии с такими художниками, как Мишель Тело , Густаво Лима , Жоао Лукас и Марсело (pt) , Марилия Мендонса (pt) или Зе Нето и Криштиану. (пт) .

Индейская музыка

Хотя колонизация пыталась уничтожить музыку американских индейцев, некоторые племена осторожно продолжают свои, по сути, вокальные музыкальные традиции:

В Б. м. сочетаются элементы европ. (гл. обр. португ., а также испан.), афр. и индейской музыки. С 1-й пол. 16 в., после завоевания Бразилии португальцами, муз. иск-во коренного населения - индейцев стало вытесняться португ. музыкой. В связи с этим влияние индейской музыки было ограниченным; иск-во индейцев сохранилось гл. обр. в бассейне реки Амазонки.


Старинная бразильская песня "O'pallida Madona".
Признаками индейского фольклора служат пентатонные лады, нек-рая мелодич. и ритмич. монотонность нар. песен и танцев этого р-на страны.
В 16 - сер. 19 вв. муз. фольклор негров-рабов, ввозившихся в Бразилию из Африки, весьма интенсивно сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с афр. музыкой говорят синкопированные ритмы, ряд ударно-шумовых муз. инструментов негр. происхождения, танцы - батуке, коко, конгада, жонго, маракату и др. (названия их имеют афр. корни), а также группы нар. песенно-танц. форм - самба, лунду и машиши, сочетающих афр., португ. и испано-амер. элементы. Нек-рые образцы африканского фольклора сохранились в нетронутом виде, они чаще всего звучат во время обрядовых ритуалов, например макумба, кандобле, шанго. О связях с испан. музыкальной культурой, элементы к-рой проникали в страну из соседних колонизированных испанцами территорий, свидетельствует распространение в Бразилии испан. танца фанданго, а также таких типов песен, как тирана, качуча, соронго. Браз. фольклор сохранил много общих черт с нар. португ. танцами и песнями; поныне в Бразилии популярны песенная форма модинья и её разновидности. Однако нек-рые португ. фольклорные формы, прежде всего фадо, не привились в Бразилии. С португ. традицией связаны характерные для быта совр. Бразилии уличные, многочисленные детские хороводные песни, своеобразные омузыкаленные выкрики уличных разносчиков (прегоэс) и др. Особую область браз. гор. фольклора составляет специфическая форма музицирования - шоро. Вначале так назывались инстр. ансамбли (флейта, кларнет, саксофон, гитары, кавакиньо), музицировавшие в своеобразной импровизац. манере. Впоследствии назв. "шоро" стало применяться и к музыке, исполняемой таким составом инструментов. Стиль шоро послужил основой произв. проф. композиторов ("14 шоро" Вила Лобоса и др.). Распространена форма десафио - песенно-инстр. состязание 2 и более исполнителей, в к-ром большую роль играет импровизация. Браз. нар. музыка ассимилирует разл. муз. формы, проникающие из-за рубежа (вальс, марш, польки, джазовую музыку).
Богат браз. инструментарий: струн. инструменты - виолана (6-струн. гитара), виола (разновидность гитары), кавакиньо (разновидность мандолины); ударные - разнообразные барабаны (в т. ч. атабаке, кайша, куика, забумба), пандейро (бубен), агого (колокольчик); шумовые - шокальо, марака (погремушки), реко-реко (трещотка) и др.


Бразильская народная песня "Морена".
Проф. муз. культура Бразилии сравнительно молода. В период колонизации муз. центрами были монастыри и церкви, а единств. музыкантами - католич. миссионеры. Представители духовенства сочиняли музыку для мистерий - аутос (театрализов. представления); они же были первыми органистами и преподавателями музыки. В 40-х гг. 18 в. в домах богатых миссионеров ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура основал первый муз.-драм. т-р "Дом оперы", в 1776 актёр М. Луис - т-р "Новая опера". Гл. место в репертуаре этих т-ров занимали драм. спектакли, однако давались также музыкальные представления, в т. ч. итальянские оперы.
Развитие муз. культуры в нач. 19 в. связано с важнейшими событиями в жизни Бразилии: в 1808 Рио-де-Жанейро стал административным центром колонии под португ. управлением, в 1822 была провозглашена независимая браз. империя. В первые годы существования монархии центр муз. жизни находился при дворе, где регулярно выступала придв. капелла, ставились оперные спектакли на итал. и португ. языках. Первый император Бразилии - Педру I был композитором-любителем; ему принадлежит музыка "Гимна независимости" (впервые исп. в 1822 в "Доме оперы", при провозглашении независимости страны). К этому периоду относится деятельность браз. композиторов, заложивших основы проф. музыки. Среди них: органист Ж. М. Нунис Гарсиа - автор многочисл. духовных сочинений в стиле классиков 18 в., скрипач Д. Барбоза ди Араужу, комп. Ж. Ребосас. По инициативе португ. комп. М. Португала (жил в Бразилии с 1811) в Рио-де-Жанейро был открыт т-р "Сан-Жуан" (1813), где ставились классич. оперы и произв. самого Португала. Однако в 1-й пол. 19 в. на браз. сцене господствовали итал. артисты. В сер. 19 в. заметный вклад в развитие Б. м. внёс композитор и обществ. деятель Ф. М. да Силва - автор опер и духовных сочинений, а также нац. гимна (1831). В 1841 он основал в Рио-де-Жанейро Корол. консерваторию, ставшую центром муз. образования страны.
В 19 в. браз. композиторы работали преим. в оперном жанре, основываясь на итал. образцах. Первым к нац. сюжетам обратился А. К. Гомис (хотя его оперы шли на итал. яз.), произв. к-рого пользовались известностью и за пределами страны. Комп. Э. А. Лобу создал первую оперу с португ. текстом "Ночь на святого Жуана" (1860). В кон. 19 - нач. 20 вв. формируется нац. композиторская школа. Делаются попытки претворения в музыке своеобразных афро-браз. мелодий и ритмов, написания на их основе произв. крупной формы. К этому направлению принадлежат: А. Леви - автор популярного "Бразильского танго" для орк., А. Непомусену, к-рый впервые обратился к нац. фольклору в симф. музыке, Л. Мигис, Э. Освальд, Ф. Брага, Э. Назарет, братья Итибере и др. Интенсивно развивается муз. жизнь Бразилии. Возникают муз. об-ва, конц. организации (среди первых - Общество симфонических концертов, 1908, основатель и руководитель до 1933 Ф. Брага), возрастает число иностр. гастролёров, выдвигаются нац. артистич. силы, впервые исполняются произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Ф. Шуберта, К. М. Вебера.
В 20 в. в Б. м. усиливаются нац. тенденции. Композиторы обращаются к сюжетам из нац. истории и лит-ры, шире используют нац. фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. музыки. Среди крупнейших мастеров Б. м. - композиторы Э. Вила Лобос, Ф. Миньони, О. Л. Фернандис. Творчество главы нац. направления Вила Лобоса заложило основы совр. Б. м. Велика его роль в деле муз. просвещения: он основал во мн. городах муз. школы и хор. коллективы, организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942), по его инициативе в 1945 в Рио-де-Жанейро была создана Бразильская муз. академия (был её бессменным президентом).
После смерти Вила Лобоса нац. направление в Б. м. возглавляет комп., дирижёр и муз.-обществ. деятель М. Камарго Гуарньери (с 1960 президент Браз. муз. академии). К этому направлению принадлежат Л. Галет, Ж. Октавиану, Э. Таварис, комп. и дирижёр Ж. Сикейра, Р. Гнатали, Ф. Виана, Л. Косми и др. В Бразилии ведётся интенсивная работа по изучению нац. фольклора. Среди браз. музыковедов и фольклористов - Р. Алмейда, М. ди Андради, О. Алваренга, Л. Э. Корреа ди Азеведу. В 1943 основан Центр фольклорных исследований. Движение за обновление нац. музыки и муз. жизни получило выражение в создании ряда новых организаций, в т. ч. Гос. департамента по муз. и культурному воспитанию, а также исполнительских коллективов.
До 60-х гг. 20 в. муз. жизнь концентрируется в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где действуют проф. оперные т-ры (муниципальные, финансируемые гос-вом и муниципалитетами). В кон. 30 - нач. 40-х гг. эти т-ры начали включать в свой репертуар нац. оперы и балеты. С 50-х гг. в Бразилии проводятся ежегодные т. н. "национальные циклы": в течение неск. недель (обычно в нач. сезона) т-ры показывают спектакли браз. авторов в исп. отечеств. артистов. В остальное время преобладают классич. зап.-европ. оперы, выступают преим. гастролёры. Популярны муз.-драм. спектакли типа мьюзиклов (на сюжеты из жизни Бразилии). Значительны достижения в области исполнительской культуры. В 1930 по инициативе Н. Синтра был организован Филармонич. оркестр, ставший основой первого проф. симф. коллектива страны - оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. В 1940 при участии Ж. Сикейры там же возник Браз. симф. оркестр, а затем Национальный симф. оркестр (единственный крупный коллектив, финансируемый гос-вом). В 1921 создано Общество симфонических концертов в Сан-Паулу, организовавшее собств. оркестр. Симф. коллективы, содержащиеся за счёт муниципалитетов и частных пожертвований, существуют в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре. Кроме того, в крупных городах работают постоянные камерные ансамбли, в т. ч. струн. квартет Рио-де-Жанейро, Муниципальный квартет Сан-Паулу. Известную помощь развитию исполнительского иск-ва оказывают браз. радиостанции, располагающие орк. и хор. коллективами. Крупнейшие хоры страны работают в Рио-де-Жанейро (2 хора), Порту-Алегри (хоровой ансамбль), Белу-Оризонти (ансамбль "Мадригал Возрождения"), Сан-Паулу. Организаторами конц. жизни являются частные импресарио и муз. ассоциации - "Общество культуры", "Ассоциация искусств", "Концертная ассоциация", "Ассоциация хорового пения" и др. В сер. 20 в. выдвигаются исполнители, получившие мировую известность, в т. ч. дирижёры Э. ди Карвалью, Ж. Сикейра, пианисты А. Эстрела, А. С. Шик, Ж. Клайн, скрипач О. Боргета, исполнители нар. и популярных песен В. Орика, Ж. Гуларт и др. В 1954 создана первая проф. организация - Союз музыкантов, объединяющий композиторов, исполнителей и педагогов. Союз совм. с организацией "Бразильская музыкальная молодёжь" устраивает общедоступные симф. и камерные концерты для молодых слушателей. В 1960 по инициативе прогрессивных музыкантов во главе с Ж. Сикейрой, Ф. Миньони, П. ди Асисом и А. Эстрелой была создана др. проф. организация - Орден музыкантов. Он ведёт пропагандистскую работу, борется за улучшение материального положения музыкантов, участвует в решении разл. вопросов муз. жизни.
Старейший уч. центр страны - Нац. школа музыки Браз. ун-та (основанная в 1841 Корол. консерватория, в 1890 стала Нац. муз. ин-том, к-рый в 1931 вошёл в состав ун-та, а с 1937 был превращён в Нац. школу музыки). Школа имеет большую б-ку, коллекцию редких муз. инструментов. Среди др. науч. и уч. муз. заведений - Браз. муз. академия, носящая имя О. Л. Фернандиса (осн. в 1945), Браз. консерватория (осн. в 1936), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. 1909); проф. муз. уч. заведения существуют также в Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи. Педагогов музыки для средних школ готовит Нац. консерватория хор. пения.
Муз.-издат. дело в Бразилии находится в зачаточном состоянии. Выпускаются гл. обр. популярные эстрадные произв. Наиболее крупное изд-во - отделение итал. фирмы "Рикорди" в Сан-Паулу. Муз. журналы, в т. ч. "Revista da Mъsica Popular" (R. de Jan., с 1955), "Revista Brasileira de Mъsica" (там же, с 1962), выходят нерегулярно.

Литература : Сикейра Ж., Симфоническая музыка в Бразилии, пер. с португ., "СМ", 1956, No 3;Эстрела A., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351-85; Аlmeida R., Historie da mъsica brasileira, R. de Jan., 1942; Andrade M. de, Mъsica del Brasil, В. Aires, 1944; Boletнn latino-americano de mъsica, t. 6, R. de Jan., 1946; Aсquarone F., Historie du mъsica brasileira, R. de Jan., 1948; Corrкa de Azevedo L. H., A musica brasileira e seus fundamentos, Wash., 1948; его же, Bibliograiia mъsical brasileira (1820-1950), R. de Jan., 1952; его же, 150 anos de mъsica no Brasil. 1800-1950, R. de Jan., 1956; Mariz V., Figuras de mъsica brasileira contemporвnea, Oporto, 1948; Alvarenga O(neyda), Mъsica popular brasileira, R. de Jan - Pфrto Allegro - Sao Paulo, 1950, 1960.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Читайте также: