Музыка и театр 17 века в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Царь и бояре посещали спектакли, а царице присутствовать на таких зрелищах не полагалось, поэтому она смотрела представление из соседней комнаты в специальное отверстие. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Как вы поняли, это был театр для узкого круга лиц, а общедоступный театр был выстроен в Москве в 1702 году по указанию Петра I.

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

"Бунташный век" (о самых важных исторических событиях, произошедших в России XVII века читайте здесь ) стал временем, когда мироощущение русского человека начало существенно изменяться, что нашло своё отражение во всех сферах жизни и искусства. Каким образом новые веяния нашли воплощение в архитектуре и в живописи читайте в предыдущих статьях. А здесь посмотрим, как развивались другие виды художественной деятельности в это время.

Литература

Бурно развивается и претерпевает значительные изменения в XVII столетии русская литература, которая "жила" по своим, довольно строгим законам до этого времени. (Чтобы вспомнить, какой была литература Древней Руси можно обратиться к этой статье ),

Впервые в письменных произведениях появляются, кроме князей и святых, герои разного социального происхождения (купцы, крестьяне, служилые люди и т.д.) с противоречивыми , нечётко заданными (отрицательными или положительными), как в традиционных жанрах, характерами.

И читатель восхищается не только силой духа и неистовой верой этих людей, но и силой слова Аввакума, поскольку этот яростный проповедник старообрядчества был выдающимся писателем своего времени. В произведении звучит его яркая, живая, эмоциональная, искренняя речь, позволяющая хорошо представить характер самого автора – непреклонного в своих убеждениях, истово верующего в конечную (божественную) справедливость, человечного, сопереживающего своим друзьям, но готового буквально испепелить гневом своих врагов.

Важным событием в истории русской литературы стало появление в XVII столетии поэзии . У её истоков стоит придворный писатель Симео́н По́лоцкий , личность во многом выдающаяся.

Им было положено начало так называемому силлаби́ческому стихосложению . Для таких стихов характерно равное количество слогов в каждой строке, разделённых смысловой паузой посередине, а также концевая рифма, соединяющая строки попарно, стоящая под единственным строго определённым ударением:

Нужно отметить, что поэтическое искусство, после смерти Полоцкого начало развиваться довольно быстро, а число поэтов, составляющих даже противоборствующие партии действительно велико.

Огромным вкладом в развитие последующей культуры России стал труд Кариона Истомина - придворного поэта, конца XVII века. Им был составлен стихотворный "Букварь" с иллюстрациями, изданный в 1694 году. Этим учебником пользовались в российских учебных заведениях вплоть до начала XIX столетия.

Музыка

Изменения, характерные для всей художественной культуры Руси XVII века, затрагивают и музыкальное искусство. (О том, какой была музыка Древней Руси до реформ XVII века читайте здесь ) .

В этот период, благодаря западноевропейскому влиянию, в церковное богослужение вводится парте́сное (по партиям) многоголо́сное пение . В нём господствовало уже не традиционное осьмогласие, а европейские правила музыкальной гармонии. Количество голосов в таких произведениях колебалось от 3 до 12, а иногда могло достигать 48.

Прежняя запись музыки крюками или знамёнами уже не могла удовлетворить потребности музыкантов – композиторов и певчих, поэтому усложнившиеся музыкальные произведения стали записывать европейской нотацией , которая быстро утвердилась в русской музыкальной практике.

Лучшим выражением этого музыкального направления стали парте́сные духо́вные конце́рты , появившиеся в конце XVII – начале XVIII веков.

Светский профессиональный театр

Сочувствующий всем реформам и нововведениям царь Алексей Михайлович желал видеть своё государство не отсталой провинцией Европы, но сильной и авторитетной державой, которую бы серьёзно воспринимали соседние страны. Поэтому он внимательно присматривается к тому, как развиваются культура и искусства на Западе, и по возможности, пытается что-то внедрить и в своём отечестве.

Так он своим указом запрещает скоморошество и, впервые в истории русского государства, создает светский профессиональный театр. Решающую роль в его появлении сыграл боярин Артамо́́н Матве́ев , начальник Посольского приказа, который набрал первых актёров (в основном иностранцев из Немецкой слободы) и нанял на работу режиссёра – немца Иога́нна Гре́гори .

Представление длилось десять часов подряд, на немецком языке (с пояснениями на русском), но царь досмотрел всё до конца и остался весьма доволен.

Итак, XVII век стал последним этапом культурного периода, названного древнерусским искусством. Именно в это время произошёл перелом в мировоззрении и сознании людей, обозначивший постепенный уход русской культуры от церковно-религиозного начала к светскому. Этот качественный культурный скачок, подготовленный в семнадцатом столетии уже окончательно обретёт своё завершение в XVIII веке, после глобальных и грандиозных реформ Петра I Великого.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый театральный спектакль на русском языке длился 10 часов и шёл без антракта. В октябре 1672 года по приказу царя Алексея Михайловича произошло открытие первого придворного театра в селе Преображенском. На представлении присутствовал царь, бояре, а в специальной ложе — царица и придворные дамы. Многим представление не понравилось. Ведь все 10 часов бояре стояли на ногах! А вот царь досмотрел до конца, остался доволен и наградил участников.

В ходе урока вы узнаете о зарождении русского публичного театра, уличных театрах, развитии музыкального искусства.

XVIII век стал периодом расцвета музыкального и театрального искусства в Европе. В каждой стране театр имел свои особенности. В Англии преобладали постановки, в которых делался акцент на мораль.

Французский театр отличался сатирическими постановками.

Очень эмоциональными были спектакли в Италии.

В немецком театре ставили постановки на бытовые темы.

Европейские тенденции естественным образом коснулись театра России.

Ещё во время правления Петра I многие иностранные артисты хотели попасть в Россию. Но Пётр I был равнодушен к музыке и театру и не считал нужным развивать эти виды искусства.

Уже при Петре II концерты стали важной частью придворных праздников. Большой популярностью пользовались военные оркестры.

При Анне Иоанновне впервые был нанят капельмейстер – руководитель хора или оркестра. Каждый армейский полк должен был иметь капельмейстера. Учреждались школы для подготовки музыкантов из числа солдатских детей.


На коронации Анны Иоанновны выступали артисты, присланные польским королём Августом. Они так понравились императрице, что в 1735 году она приказала выписать из Италии оперную труппу.

Также был создан придворный оркестр, состоящий из немцев.

20 воспитанников кадетского корпуса вошли в состав балетной труппы, руководителем которой был балетмейстер Жан-Батист Ланде.

Большинство опер ставились на итальянском языке. Их переводом для Анны Иоанновны занимался поэт Василий Тредиаковский. Позже появились оперы на русском языке.

Подъём русской национальной культуры в середине XVIII века создал предпосылки для формирования русского театра.

При Елизавете Петровне появились театры в Шляхетском корпусе в Петербурге и в Московском университете.

Всероссийскую славу приобрёл ярославский актёр Фёдор Волков.


Наиболее популярным драматургом был Александр Сумароков. Публика любила его трагедии, так как они основывались на русских сюжетах. Часто постановки приурочивались к военным победам России и дням рождения императоров.


В 1756 году был построен Постоянный русский театр на Царицыном лугу. В 1760 году в Москве появился Театр для русских комедий, трагедий и опер.

В 1773 году при Московском воспитательном доме учредили балетный класс. Здесь готовили профессиональных артистов балета.

Несмотря на открытие большого количества театров, простые люди были далеки от оперных и балетных постановок. В народе сохранялись традиции уличного театра. Главными артистами здесь были скоморохи.

Для детей ставились кукольные постановки. Кукольники использовали марионеток – кукол на нитках, и петрушек – перчаточных кукол.


Уличные театры устраивались во время ярмарок, в выходные и праздничные дни.

При Елизавете Петровне в России появился новый жанр музыки – романс. Это было вокальное произведение, исполнявшееся на французском языке.

Произведения, которые пели на русском языке, называли песнями.

Также успешно развивался кант – многоголосая бытовая песня. Канты писались на лирические, бытовые и патриотические темы.

Евстигней Фомин – один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Некоторые из его опер были написаны на стихи Екатерины II. Также Фомин сотрудничал с молодым Иваном Крыловым.


Выдающимся композитором стал Михаил Матинский. Он был крепостным графа Сергея Павловича Ягужинского. Граф оплатил обучение Матинского в Италии, а позже дал ему вольную.

Екатерина II тратила большое количество денег на театры и постановку спектаклей. Сама императрица отдавала предпочтение опере-буффа – итальянской комической опере.

Музыка и пение стали обязательной принадлежностью праздников, балов и торжественных обедов. Дворяне заводили собственные домашние театры, актёрами в которых становились их крепостные.

Наибольшую известность получили крепостные театры графа Шереметева и князей Юсуповых.

Одной из великих русских певиц XVIII века была крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова, позже ставшая женой графа Шереметева.


Давайте подведём итоги.

Театральное искусство России в XVIII веке развивалось в соответствии с европейскими тенденциями.

При Анне Иоанновне появилась должность капельмейстера, был создан придворный оркестр.

При Елизавете Петровне появились театры в Шляхетском корпусе в Петербурге и в Московском университете.

В народе сохранялись традиции уличного театра.

Дворяне заводили собственные домашние театры, актёрами в которых становились их крепостные.

Театр - национальное русское достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

театр в 17 веке в россии

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или народному празднику. Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.

русский театр 17 века

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь Михаил Федорович во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при царе Алексее Михайловиче. Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.

придворный театр 17 века

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году театральные подмостки перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.

первый русский театр 17 века

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти Федора Алексеевича театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

Русский театр 17 века

Русский театр как явление, появился в 17 веке, при правлении Алексея Михайловича Романова. Русский театр был создан по инициативе боярина А.С. Матвеева. Организатором первого русского театра был пастор Иоганн Годфрид Грегери. В царских селах Преображенском, Коломенском и Измайловском ставились переводные иностранные пьесы.

Главными актерами в переводных пьесах были выходцы из Немецкой слободы. Русские тоже играли в театре 17-ого века, но в меньшем количестве. Русские актеры театры, были в основном выходцы из подьячих посольского приказа. Все роли в русском театре 17 века исполняли мужчины. На сцене играла инструментальная музыка, актеры пели и плясали.

Русский бродячий театр 17 века

В русских городах и селах, большой популярностью пользовался бродячий театр – театр Скоморохов и Петрушек. Власти не нравился такой театр за очень смелый юмор.

Читайте также: