Монархический лагерь доктрина тактика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) —идеология, в основе которой лежит приверженность традиционным ценностям и порядкам.

Общие цели всех монархических партий:

· сохранение неограниченного самодержавия,

· единая и неделимая Россия

· против любых форм самоопределения национальных меньшинств

· борьба с революцией,

· свертывание реформ и проведение контрреформ;

· укрепление позиций дворянства;

· сохранение помещичьего землевладения;

· отстаивание принципов патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Идейная основа:

Методы:

допущение насилия, террора, погромов.

Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государcтвенной думе.

После Февральской революции 1917 года распались на более мелкие партии.

Прекратили существование после Февральской революции 1917 г.

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 23.

2 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 409.

Революционный лагерь

1 Витте. С. Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С. 442.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 23

4 Витте. С. Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С. 432.

5 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

Ишутинцев (руководитель Н. А. Ишутин) с 1863 по 1866 года. Кружковцы открывали артели, в которых не было какого-то одного хозяина. Прибыль делили между собой сами артельщики. Таким образом, они надеялись, что сумеют создать традиции коллективной собственности и коллективного труда. В этом они видели залог будущего социалистического преобразования России. Заговорщицкий центр ишутинского кружка вёл организацию заговоров против представителей власти и утверждал в качестве конечной цели борьбы введение в России социализма путём революции. После неудачного покушения на Александра III Д. Каракозовым кружок был разогнан. Одних судили, других сослали, Каракозова повесели. И так было не только с этим кружком.

Ленин выделял 3 народничества.

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 527.

2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

3 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 86.

4 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 87.

А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную организацию

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 530.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95.

Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров.

Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была продолжением отдельных теоретических и тактических положений народовольства. Она раскрывала идею особого капиталистического пути России к социализму – через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную собственность на землю, передать её общинам в пользование. А они уже будут осуществлять уравнительные

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами. Что касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью. Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и в русском обществе.

Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо подготовленную. Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день, бесправие, низкая производительность труда на капиталистических предприятиях толкали рабочих на борьбу за свои права. На заводах и фабриках появились кружки металлистов, текстильщиков, печатников. С середины 90-х годов начался процесс соединения марксизма с массовым рабочим движением. В 1891 году в Петербурге

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 52.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533.

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109.

При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет – сторонников Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками, а их противников – меньшевиками.

Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.

Либеральный лагерь

Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь, приходивший в столкновение… как с правительственным, так и с революционными лагерями.

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26.

единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии.

От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они имели сословно-представительный характер.

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 469.

4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

1 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

Но вернёмся к земскому либерализму.

Среди интеллигентной верхушки – университетской профессуры, известных юристов и др. – большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты – П. Н. Милюков, В. И. Вернадский – поддерживали тесные

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 177.

2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50.

3 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 29.

4 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 180.

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 52.


Эмиграция представляет собой неотъемлемую часть отечественной истории. Являясь реакцией и выражением глубокого раскола общества, она всегда возрастала в кризисные периоды жизни нашей страны. В эмиграцию всякий раз уходили те социальные слои, духовная жизнь которых противостояла образу жизни окружающей их значительной части населения.1 Так произошло и после Октября 1917 г. Именно это событие большинство отечественных историков принимают за отправную точку изучения феномена русского Зарубежья. Лишь весьма немногие ученые отмечают, что процесс отъезда из России начался задолго до 1917 г., при этом среди них нет единого мнения о его начальной точке отсчета как массового явления.

Как показали исследования, мощный поток эмигрантского движения можно разделить на три периода: первый - 1917 — 1939 гг., связанный с Октябрьской революцией; второй - 1939 — конец 1950-х гг., вызванный событиями второй мировой войны , и третий - 1960-е - начало 1990-х гг., связанный с диссидентством , насильственным лишением гражданства.3

После революции 1917 г., во время и после Гражданской войны Россию покинуло, по разным источникам, от 1,5 до 3 млн. человек.4 Среди причин, вызвавших массовую эмиграцию, и отечественные, и зарубежные исследователи называют:

- гибель старой российской государственности, ставшей результатом Февральской и Октябрьской революций 1917 г.;

- жесточайшую Гражданскую войну ;

- разгром Белого движения и установление Советской власти.5

Дестют де Траси в период Французской революции. Идеология в ее классической форме представляет целостные модели общественного переустройства, включающие в себя систему теоретических, идеологических, программных, стратегических установок, формы, механизмы и возможности их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни одна теоретическая конструкция не является застывшей, она меняется под воздействием определенных ситуационных подвижек.

Целью настоящего исследования является детальный и системный анализ идейно-теоретических установок правого крыла эмиграции. При этом автор стремится проследить эволюцию мировоззрения русских консерваторов за рубежом, отталкиваясь от концепции дореволюционного консерватизма.

В связи с обозначенными целевыми установками перед исследователем стоят следующие задачи:

- показать особенности формирования правоконсервативной идеологии в эмиграции, определить причины поляризации мировоззренческих ориентиров правых;

- на основе анализа системы взглядов теоретиков и практиков монархической эмиграции рассмотреть представляемую ими модель устройства России, включая все ее составные элементы: общую систему идей, политическую доктрину, экономическую, социальную, внешнеполитическую программу, пути и механизмы национального возрождения;

- сравнительно-аналитическим путем выявить общие и особенные черты, характерные для зарубежного монархизма в целом и для его отдельных направлений и течений;

- опровергнуть утвердившееся о правой эмиграции мнение как об узко реставрационном политическом движении;

- объяснить причины несостоятельности монархических проектов.

В спектр исследуемой проблематики неизбежно попадает деятельность Русской Православной Церкви за рубежом, истоки и причины ее раскола, роль в эмигрантском обществе.


Хронологические рамки работы (1920-30-е гг.) обусловлены спецификой темы. Она охватывает период наибольшей популярности и активности монархического движения на политической арене Зарубежья. Именно в это время происходит его организационное и идеологическое становление как самостоятельной политической силы, представлявшей серьезную альтернативу большевикам . Означенное двадцатилетие наиболее демонстративно раскрывает трансформацию зарубежного монархизма в зависимости от изменившийся политической ситуации: 20-е гг. стали временем активного обсуждения вопроса о судьбе России, причинах постигшего ее катаклизма, о ее прошлом, настоящем и будущем, когда вся монархическая эмиграция жила ожиданием быстрого крушения большевистского режима и возможности скорейшего возвращения на родину; 30-е гг. свидетельствовали о том, что обстановка в правоконсервативной среде (впрочем, как и в среде всей эмиграции) резко изменилась. Этому способствовал ряд объективных факторов: Советская Россия преодолела разруху и голод, многие страны, в том числе и те, на чью помощь рассчитывала Белая армия , установили с ней дипломатические отношения, среди эмигрантов произошел ощутимый возрастной сдвиг - подросло новое поколение, которое имело смутное представление о старой России, и в значительной степени адаптировалось к стране пребывания. В этих условиях споры об историческом пути России стали отходить на второй план, монархические организации начали перестраивать свои позиции в поисках согласия с укрепившейся в России советской системой.

Правые сошли с общественно - политической сцены, но часть их идейного наследия представляет сегодня определенный интерес. Комплексная оценка деятельности зарубежных правомонархических организаций, анализ их программно-теоретических концепций, важен не только как историографический факт. Изучение идеологии русского эмигрантского монархизма необходимо, прежде всего, с точки зрения современных проблем развития российского общества, когда страна переживает период, обостряющий проблемы будущего российской государственности, ее модернизации. Реальные условия времени во многом соприкасаются с постреволюционными событиями 1917 г. Их характеризует: крушение прежней государственности, институтов власти, рождение новой системы, неизбежно усиливающей социально-политическую конфликтность в обществе. Все это заставляет обратить внимание на политический опыт прошлого, осмыслить и переоценить его применительно к сегодняшнему дню, ибо нереализованное в одних исторических условиях может быть востребовано в других.16 Поэтому обращение к изучению теоретических концепций и программных установок русских пра-воконсерваторов в эмиграции представляет как научный, так и практический интерес, подчеркнутый целым рядом факторов:

- во-первых, зарубежный консерватизм синтезировал не только весь предшествующий опыт, но и аккумулировал наиболее рациональные моменты либеральной идеологической доктрины;

- во-вторых, монархисты в эмиграции стремились выработать программы, способные учесть интересы различных слоев российского общества;

- в-третьих, правомонархическая идеология была направлена на создание Великой России, несущей в себе идеи сильной государственности, единой и неделимой империи , авторитетной на международной арене, патриотизма и духовности.

В отечественной историографии по российской истории можно выделить четыре периода всплеска интереса к эмигрантской тематике: I — 20-е -40-е; II - 50-е - 60-е; III - 70-е - 80-е; IV - 90-е гг. XX в.

Период 20-х - 40-х гг. максимально сужал рамки проблематики, ограничивая ее лишь изучением деятельности отдельных контрреволюционных группировок, направленной на борьбу с Советской Россией, а также работой советских спецслужб по ее нейтрализации. С начала 30-х гг. исследование проблемы осложнилось тем, что большинство проливающих на нее свет источников оказались в спецхранах архивов и библиотек. Всю изучавшуюся в эти годы литературу можно разделить на несколько групп: 1) публицистика, агитационно-пропагандистская литература; 2) перепечатка воспоминаний , дневников, работ белогвардейцев; 3) публикация материалов лиц, возвратившихся из эмиграции, их личных наблюдений, впечатлений, переживаний. Все публикуемые материалы должны были работать на формирование отрицательного отношения к классово чуждым элементам, предавшим народные

1 ft интересы и бежавшим за границу. Своеобразие данного этапа исследования состоит в том, что сегодня публикации 20-х-30-х гг. XX в. можно рассматривать не только как часть историографии, но и как источники.

Основная доля работ по истории русского Зарубежья, изданных в 50-е -60-е гг. состояла из воспоминаний эмигрантов, возвратившихся в Россию после 2-й мировой войны. В то же время 60-е гг. стали переломными в изучении российской эмиграции: именно в означенный период эмигрантская тематика начала выделяться в самостоятельную. Во многом это было связано с открывшейся возможностью доступа к части закрытых прежде архивных фондов.

Однако активизация в 70-80-е гг. научного интереса к эмигрантской тематике не затронула методологических основ изучения русского Зарубежья: оно по-прежнему оценивалось в крайне негативном ключе. Изменения политического климата в СССР вызвали острую необходимость пересмотра многих аспектов российской истории, в том числе и истории зарубежной России. В связи с этим обозначились две тенденции в области изучения проблемы: 1) расширение исследовательского поля, аспективности эмигрантской тематики; 2) курс на слияние отечественной и эмигрантской историографии.

Выделяя характерные черты нового историографического этапа, следует отметить значительн

нравится

0

не нравится

0

Читайте также: