Муниципальный кредит это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

  1. В чем суть государственного кредита
  2. Зачем нужен госзайм
  3. Особенности кредитования
  4. Что учитывают при выдаче госкредита
  5. Основные виды госкредитов
  6. Плюс и минусы государственного займа
  7. Принципы государственного кредитования
  8. Управление госкредитом

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

  • выпустить новые деньги;
  • выйти на рынок кредитования.

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

  1. Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
  2. В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
  3. В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государства С другой стороны
Кабинет Министров Банки
Центральный банк Физические лица
Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
Местное самоуправление ООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

Внутренний Внешний
Межбюджетный Межгосударственный
Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

  • краткосрочные – до 1 года;
  • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные – от 5 лет и дольше.

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

  1. Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
  2. Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
  3. Постепенное уменьшение суммы выплаты.

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

  • правительство РФ;
  • правительство субъектов РФ;
  • местные органы управления.

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

  • процентные;
  • выигрышные;
  • процентно-выигрышные;
  • беспроигрышные;
  • целевые.

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

  1. В валюте страны кредитора.
  2. В эквиваленте валюты страны заемщика.
  3. Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Недостатки государственных займов:

  • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
  • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

  1. Добровольность.
  2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
  3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
  4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
  5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

  • уменьшение стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование привлеченных средств;
  • создание системы учета и контроля;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
  • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
  • определение приоритетов кредитной политики государств;
  • обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

  1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
  2. Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
  3. Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
  4. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
  5. Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
  6. Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
  7. Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

Увеличение внутреннего долга приводит к инфляции

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

напечатать

Муниципальный кредит – это особый вид кредитных отношений, в которых одной из сторон выступают муниципальные органы власти. При этом они могут быть кредитором, заемщиком или поручителем. Другой стороной таких отношений может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также государственные органы или муниципалитеты различных уровней.

Муниципальное кредитование условно можно разделить на два вида:

  1. Санкционированное. При этом виде заимствования задолженность возникает по решению муниципальных органов власти.
  2. Несанкционированное. В этом случае задолженность возникает в результате невыполнения одним или несколькими субъектами экономических отношений своих обязательств перед органами власти.

Муниципальный или государственный кредит может содержать в себе один или несколько видов отношений:

  1. Кредитование. В этом случае муниципалитет выступает кредитором.
  2. Заимствование. В таких взаимоотношениях местные органы власти выступают в качестве заемщика.
  3. Гарантии. Здесь муниципалитеты являются гарантом в кредитных отношениях.

Сущность муниципального кредита


В отличие от налогов (обязательных платежей), муниципальный кредит, является сугубо добровольным. Он обеспечивает движение средств как от бизнеса к органам власти, так и в другом направлении.

Сущность данного вида ссуды заключается в свободном формировании муниципального бюджета. Например, органы власти могут как привлекать средства для реализации социально-важных проектов, так и отдавать их бизнесу для его развития в пределах конкретной территории.

Роль муниципального кредита

Основной ролью муниципального кредита является формирование муниципальных бюджетов и покрытие их возможных дефицитов. К сожалению, большинство из них имеют отрицательное сальдо (убытки) и нуждаются в дополнительных средствах для нормального функционирования.

Функции муниципального кредита


Муниципальное кредитование выполняет несколько основополагающих экономических функций:

Что такое государственный и муниципальный кредиты? Для чего они нужны? В этой статье мы рассмотрим понятия и основные черты, присущие данным финансовым инструментам.

Что такое государственный кредит?

Определение говорит нам: государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и физическими либо юридическими лицами по вопросам образования, распределения, использования централизованного фонда денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности для выполнения функций участников таких отношений.

На первый взгляд, достаточно сложно и не очень понятно, что же это означает на практике. Если говорить более простым языком, то госкредит – это финансовая сделка между государством или ее субъектом и отдельным юридическим или физическим лицом.

Либо еще можно сказать, что это использование государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, которое регулируется нормами финансового права.

Чаще государство является заемщиком, нежели кредитором. Также оно может быть гарантом – если самостоятельно осуществляет погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, либо выполняет иные их обязательства.

Суть государственного кредита

Объем налоговых поступлений и других доходов, поступающих в бюджет, ограничен законом. При этом государство практически всегда нуждается в дополнительных финансах. Здесь на помощь и приходит государственный кредит, когда органы власти заключают с юридическим или физическим лицом, имеющим свободные средства, соглашение об их привлечении для нужд государства. Данная форма госкредита называется внутренним.

Также государственный кредит может быть внешним – в том случае, если средства получены от других государств или международных организаций.

Особенности государственного кредита

Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других поступлений в бюджет:

  • представляет собой разовую операцию (в отличие от налогов и сборов, взимаемых на постоянной основе);
  • носит добровольный и избирательный характер (в то время как налоги и сборы уплачиваются подавляющим большинством граждан);
  • средства привлекаются на возмездной и возвратной основе;
  • как следует из предыдущего пункта, финансы двигаются в двух направлениях: прямом и обратном;
  • имеет определенный срок, установленный законодательством, в течение которого обязательства по кредиту должны быть погашены.

Что такое муниципальный кредит?

Муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, где кредитором или должником является муниципальное образование.

При этом второй стороной могут быть:

  • физические лица,
  • юридические лица,
  • государственные и муниципальные органы другого уровня,
  • международные организации,
  • иностранные государства.

По основным своим особенностям и функциям муниципальный кредит схож с государственным.

Значение государственного и муниципального кредита

Государственный и муниципальный кредит могут помочь покрыть дефицит бюджета, уменьшить уровень инфляции, оказать поддержку малому и среднему бизнесу и, как следствие, повысить занятость населения. Кроме того, благодаря данному виду финансирования появляется возможность регулировать микро- и макроэкономические процессы, а также влиять на социальную и кредитно-денежную политику.

Читайте также: