Шуман вокальное творчество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

Всё внимание концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала.

Чем ближе к концу цикла, тем более углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.

Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

Всё внимание концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала.

Чем ближе к концу цикла, тем более углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.


Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

Шуман хорошо знал творчество поэтов-современников – И. Эйхендорфа ("Круг песен" ор. 39), А. Шамиссо ("Любовь и жизнь женщины"), Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. Но самым любимым поэтом композитора был Гейне, на стихи которого он создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому автору ("Круг песен" ор. 24, "Любовь поэта", песня "Лотос" из цикла "Мирты" – настоящий шедевр вокальной лирики). В богатейшей поэзии Гейне Шуман–лирик в изобилии нашел тематику, волновавшую его всегда – любовь, но не только это. Лексика стихов Гейне очень разнообразна: здесь и тончайшая поэтичность и едкая ирония, сложная символика и фольклорные мотивы, гиперболы, эпика и т.д.

Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году ("году песен"), однако вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем ("Шесть стихотворений Н. Ленау" и Реквием – 1850, "Песни из Вильгельма Мейстера" И. В. Гете" – 1849 и др.).

В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

  • большая субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики (вплоть до горькой иронии и мрачного скепсиса, которых не было у Шуберта);
  • выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;
  • явное предпочтение новейшей романтической поэзии;
  • обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа. Стремление "передать мысли стихотворения почти дословно", подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;
  • в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;
  • точное соответствие музыки и слова. Песни Шумана на слова одного поэта (Гейне, Эйхендорфа, Рюккерта, Ленау, Шамиссо, Бёрнса) всегда отличаются от его же песен, связанных с другим первоисточником. Для композитора очень существенен и характер самого текста, его психологическая сложность, многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для него важнее, чем сами слова;
  • огромная роль фортепианной партии (именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).

Вокальный цикл "Любовь поэта".

По сравнению с циклами Шуберта Шуман усиливает психологическое начало, сосредотачивая все внимание на "страдании раненого сердца". События же, встречи, фон, на котором происходит драма, отстранены. Акцент, сделанный на душевной исповеди, вызывает в музыке полное "отключение от внешнего мира".

Хотя "Любовь поэта" неотделима от образов весеннего цветения природы, здесь, в отличие от "Прекрасной мельничихи", нет изобразительности. Так, например, "соловьи", часто встречающиеся в текстах Гейне, не получают отражения в музыке.

Всё внимание концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала.

В цикле сотрагивается сходная тематика с произведениями Шуберта "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Сходства: несчастная любовь, социальное неравенство героев, романтические предчувствия, обращение к природе, отсутствие борьбы за любимую, чувство одиночества и мысли о смерти. Отличия: Главный герой это непростой подмастерья как у Шуберта, а поэт. Музыкальный язык более тонченный, усложненный, по сравнению с фольклорными песнями Шуберта. Глубину чувств подчеркивает более развитая фортепианная партия. Шуман дает большие вступления и постлюдии. Усложняет фактуру за счет внутренних мелодических голосов. Неразделенная любовь немного иная, чем у Шуберта. Начало сходное – счастливые надежды на взаимность. Далее в тексте проявляются реальные любовные взаимоотношения (песня № 4). Дальнейшие события лишь подразумеваются, но главное то, что любимая девушка выходит замуж за другого. Песня № 9 – герой на чужой свадьбе. Далее он страдает в песне № 10 фактура напоминает падающие слезы. Песня № 11 принципиально отличается от вокальных сочинений Шуберта. Герой иронизирует, издевается над собой и своими чувствами, преподносит их в комическом свете. Музыка звучит демонстративная, бодрая, герой как бы все упрощает и тут же в музыке используется фольклорная основа. Песни № 12, 13 – это истинное психологическое состояние юноши. Песня № 13 является тихой трагической кульминацией всего цикла "Во сне я горько плакал…". В чем это проявляется?

  1. вокальная партия остается без поддержки фортепиано – передается ощущение тотального одиночества.
  2. вокальная партия речитативного плана. Она скована, опирается на повтор звуков.
  3. кратки фортепианные вставки напоминают траурные аккорды.

После этой песни намечается совсем другое завершение, неожиданное. Песни № 15, 16 – это поворот в сторону фантастических образов. В результате на лицо сходства отличия с вокальными циклами Шуберта.

Драматургия цикла имеет ярко индивидуальный характер. Наряду с тихой кульминацией в песне № 13, есть вторая кульминация – песня №7 "Я не сержусь". Это яркий драматический эпизод. Песня № 9 - это лишь горькое подтверждение трагедии влюбленного. Здесь композитор решает сложную психологическую задачу, с одной стороны нужно передать атмосферу праздника, с другой стороны боль и отчаяние героя. Мы снова видим свадьбу глазами юноши. Фортепианная партия – это неудержимое движение танцующих пар (левая рука), есть намек на ритм полонеза, в то же время это все звучит в миноре в ускоренном темпе, вокальная партия не совпадает с общим движением. Присутствует песня – предчувствие, которое заложено в тексте – песня № 4. Похожее предчувствие, но позитивного плана есть в песни № 1. Поэт чувствует приближение любви. Вокальная партия постепенно нащупывается во вступлении. Первая песня специально заканчивается доминантовой гармонией. Это не просто вопрос, а ожидание будущего.

Драматургические особенности отражены в тональном плане цикла. От начала цикла до песни № 7 звучат только диезные тональности и уменьшается количество знаков. Дальше движение только по бемольным тональностям, количество знаков увеличивается.

Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

Всё внимание концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала.

В ее музыке получили отражение все оттенки поэтического текста – неясное томление, тревожная вопросительность, лирический порыв. Здесь, как и в большинстве песен, овеянных дыханием природы, господствует песенность и прозрачная фактура, основанная на мелодико-гармонической фигурации.

Основное настроение песни концентрирует фортепианный рефрен, который начинается с выразительного задержания, образующего диссонанс б.7 (из него рождается и вокальный напев). Неясность настроения – томление – подчеркнута ладо-тональной переменностью (fis – A – D), неразрешенной доминантой. Интонация, повисающая на вводном тоне, звучит как бы застывшим вопросом. Вокальная мелодия с легкими затактами и мягкими окончаниями на слабых долях отличается плавностью. Форма куплетная.

Основное настроение стихотворного текста – упорно подавляемое страдание, отчаяние, которое сдерживается громадным волевым усилием. Всю песню пронизывает остинатный ритм сопровождения – настойчивое движение аккордов восьмыми, опирающееся на мерные ходы басов. В самом образе мужественного отрешения и сдержанного страдания, а также в некоторых деталях фактуры и гармонии (диатонические секвенции) есть близость к Баху.

Именно гармонией, в первую очередь, создается ощущение трагизма. Она основана на непрерывной цепи диссонансов. Тональность C-dur, очень неожиданная в драматическом монологе, здесь вбирает мно­жество минорных гармоний (в основном 7-аккордов) и отклонений в минорные тональности.

Гибкая, детализированная мелодия монолога характеризуется сочета­нием певучести с декламационностью. Первая ее фраза, с восходящей квартой, звучит спокойно и мужественно, но тут же ход на протянутую bVI, нисходящая секунда, обнажают тоску. По мере продвижения к куль­минации (в репризе Зх-частной формы) мелодическое движение становится все более непрерывным. Кажется, что в волнах восходящих секвенций (средний раздел и особенно реприза) уже готово прорваться горе, но снова и сно­ва, как заклинание, подчеркнуто устойчиво и сдержанно, повторяются ключевые слова текста.

Чем ближе к концу цикла, тем более углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.

[1] 1840 год – год долгожданного соединения с Кларой Вик

[2] Шуберт же нередко писал музыку к стихам поэтов-любителей.

[4] В этом плане она, пожалуй, единственная во всем цикле.

Шуман Любовь поэта

История создания

Расцвет камерно-вокального творчества Шумана относят к 1840 году, когда композитор испытывает небывалый творческий подъем. Ранее он сочинил несколько песен, но в основном уделял внимание исключительно фортепианной музыке. Расцвет песенного творчества принято связывать с его событиями в личной жизни. Именно песня смогла чутко передать чувства и настроение композитора в то время и оказалась наиболее близка для отражения душевных переживаний.

Роберт Шуман

Жанры, к которым обращался Шуман в своем песенном творчестве весьма многообразны – это баллады, детские песни, народные песни, хоры. Широко представлена также и тематика вокального творчества: от патриотических песен до сказочных. Впрочем, любовная лирика всегда преобладала над всеми остальными. Страсть, любовь со всеми ее оттенками и нюансами получила наибольшее отражение в его песенном творчестве.


Для вокальной лирики Шумана характерны следующие черты:

  • разнообразные оттенки лирики;
  • особый подход к литературным первоисточникам;
  • внимание исключительно к романтической поэзии;
  • попытки дословно передать смысл текста;
  • утрирование декламационных элементов;
  • большая роль аккомпанемента, который подчас служит для раскрытия психологического подтекста.

Среди поэтов, на стихи которых Шуман создавал свои песни, выделяются Й. Эйхендорф, А. Шамиссо, Р. Бернс, но более всего его внимание привлекал Г. Гейне.

Шуман
Шуман с женой Кларой Вик

Интересные факты

Содержание



Музыка

Вокальный цикл включает в себя все характерные черты для вокального творчества композитора. Автор использует декламационную мелодику, чтобы передать всю глубокую погруженность в переживания. В итоге, такое внимание к своим чувствам приводит к полной замкнутости.

Цикл состоит из отдельных номеров, но их соединяет линия внутреннего развития, выраженная в общей композиции песен, а также их расстановке. Каждый номер сжат и передает лишь какой-либо оттенок чувства главного героя. В цикле есть несколько опорных композиций и именно к ним стягивается все драматическое действие.


В целом, миниатюры написаны довольно сдержанно, но за этой внешней сжатостью скрывается вся драматичность ситуации. Вокальная партия при этом необычайно мелодична. Она пронизана народно-бытовыми интонациями. Большую роль Шуман уделяет не столько широким напевам, сколько выразительности речи, которая столь богата тембрами. Композитор внимательнейшим образом изучает поэтический текст, чтобы уделить внимание каждому слову. Это только усиливает число декламационных элементов в песнях. Тем не менее мелодика Шумана весьма напевна и пластична.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Шуман Любовь поэта

История создания

Расцвет камерно-вокального творчества Шумана относят к 1840 году, когда композитор испытывает небывалый творческий подъем. Ранее он сочинил несколько песен, но в основном уделял внимание исключительно фортепианной музыке. Расцвет песенного творчества принято связывать с его событиями в личной жизни. Именно песня смогла чутко передать чувства и настроение композитора в то время и оказалась наиболее близка для отражения душевных переживаний.

Роберт Шуман

Жанры, к которым обращался Шуман в своем песенном творчестве весьма многообразны – это баллады, детские песни, народные песни, хоры. Широко представлена также и тематика вокального творчества: от патриотических песен до сказочных. Впрочем, любовная лирика всегда преобладала над всеми остальными. Страсть, любовь со всеми ее оттенками и нюансами получила наибольшее отражение в его песенном творчестве.


Для вокальной лирики Шумана характерны следующие черты:

  • разнообразные оттенки лирики;
  • особый подход к литературным первоисточникам;
  • внимание исключительно к романтической поэзии;
  • попытки дословно передать смысл текста;
  • утрирование декламационных элементов;
  • большая роль аккомпанемента, который подчас служит для раскрытия психологического подтекста.

Среди поэтов, на стихи которых Шуман создавал свои песни, выделяются Й. Эйхендорф, А. Шамиссо, Р. Бернс, но более всего его внимание привлекал Г. Гейне.

Шуман
Шуман с женой Кларой Вик

Интересные факты

Содержание



Музыка

Вокальный цикл включает в себя все характерные черты для вокального творчества композитора. Автор использует декламационную мелодику, чтобы передать всю глубокую погруженность в переживания. В итоге, такое внимание к своим чувствам приводит к полной замкнутости.

Цикл состоит из отдельных номеров, но их соединяет линия внутреннего развития, выраженная в общей композиции песен, а также их расстановке. Каждый номер сжат и передает лишь какой-либо оттенок чувства главного героя. В цикле есть несколько опорных композиций и именно к ним стягивается все драматическое действие.


В целом, миниатюры написаны довольно сдержанно, но за этой внешней сжатостью скрывается вся драматичность ситуации. Вокальная партия при этом необычайно мелодична. Она пронизана народно-бытовыми интонациями. Большую роль Шуман уделяет не столько широким напевам, сколько выразительности речи, которая столь богата тембрами. Композитор внимательнейшим образом изучает поэтический текст, чтобы уделить внимание каждому слову. Это только усиливает число декламационных элементов в песнях. Тем не менее мелодика Шумана весьма напевна и пластична.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: