Мультикультурализм в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мультикультурализм как модель поликультурного общества и его применимость в современной России

Головачева Ольга Сергеевна,

аспирант Ставропольского государственного университета.

Парадигма мультикультурализма применяется при анализе межэтнических отношений в исследованиях поликультурных обществ и известна науке уже более трех тысячелетий. В последние годы мультикультурализм часто подвергается острой критике, что, однако, не снижается интереса ученых и политиков к этому явлению. Актуализация этой проблематики, связана с культурным плюрализмом, мультикультурным обществом, и, в особенности, с ситуацией непрекращающейся миграции из стран СНГ, неопределенной миграционной политикой в Российской Федерации, а также возникновением новых конфликтных ситуаций между принимающим обществом и мигрантами.

Исторически сложились четыре основных типа мультикультурных обществ, у каждого из которых свое историческое происхождение и своя динамика. Это империи, существовавшие до эпохи современности; поселения в Новом Свете; колониальные и бывшие колониальные общества; наконец, постнациональное мультикультурное общество, характерное для современной Северной Америки, Океании и Западной Европы. До самого недавнего времени большая часть Западной Европы была областью специфического культурного единообразия.

запчасти для иномарок Иваново

Новый, сознательный мультикультурализм возник благодаря новому всплеску неоднородной по своему составу иммиграции, росту процессов самоутверждения и самосознания коренных народов Нового Света и американских негров, а также благодаря новым культурным движениям феминизма в США. Канада и Австралия приняли мультикультурную политику и соответствующие институты открыто и безоговорочно, а США и Западная Европа лишь неявно и частично. Как правило, мультикультурализм и его эквиваленты всегда были и остаются политически противоречивыми и часто порождают направленные против них движения, ставящие своей целью защиту единой культуры.

Мультикультурные общества и движения представляют собой серьезный вызов традиционной политической философии, социальной теории и политической идеологии Запада, занятых теперь проблемой значения культурной идентичности и функционирования культур, адекватным конструированием политической жизни, задачами сохранения существующего и действующими факторами изменений. Кое-что из этого уже стало предметом дискуссий.

В наше время интерес к проблеме мультикультурализма, независимо от того, носит ли он теоретический или эмпирический характер, связан с тем, что культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию. Этот факт подтверждается динамикой развития двух феноменов. В первую очередь речь идет о новой волне иммиграции. Небританская иммиграция в Канаду и Австралию поставила под вопрос бикультурность первой и британо-европейский монокультурализм второй.

В России, по мнению отечественного этнополитолога В. А. Тишкова, мультикультурализм очень напоминает австралийский, где разделение на этнокультурные группы прослеживается достаточно четко, и большее значение отводится межэтническим отношениям в рамках конкретного государства, а не противостоянию общей идентичности с идентичностями меньшинств, как это происходит в США [4].

Принятие мультикультурной интеграционной модели государством означает, что оно открыто для иноэтничных мигрантов и несет ответственность за создание условий для их интеграции. Однако в России в силу полиэтничности собственного населения правительство вынуждено думать не только о мигрантах, но и о тех народах, которые давно проживают на территории страны. Перед Россией стоят те же задачи, что и перед США в 1960-е годы, Австралией в 1970-е, Канадой в 1970-1980-е, а именно: интеграция этнически и культурно отличающихся народы, формирование массовых представлений о российской идентичности, консолидация этнически разнообразного населения вокруг общих ценностей и целей. На то, что эти задачи актуальны для современной России, указывает стабильный рост этнофобий, направленных, в первую оче­редь, против представителей народов Кавказа, многие из которых являются гражданами стра­ны.

Целью создания НКА ставилась добровольная самоорганизация этнических групп для ре­шения вопросов сохранения их самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. К 2002 г . были созданы и прошли регистрацию 14 национально-культурных автоно­мий федерального уровня (украинская, немецкая, корейская, белорусская, татарская, сербская, лезгинская, еврейская, азербайджанская, татарская, казахская), более 100 НКА регионального и более 200 – местного уровня [7]. В 1998 г . в рамках действия закона о национально-культурных автономиях была создана Ассамблея на­родов России. Деятельность ее региональных органов также представляет собой пример мультикультурных социальных практик, осуществления активного взаимодействия с органами государственной власти. Так, в Татарстане коллективный орган Ассамблеи народов России – Ассоциация национально-культурных организаций Республики Татарстан – совместно с Мини­стерством образования РФ открыла многонациональную воскресную школу, финансируемую из бюджета города Казани. Ею заключено соглашение с МВД РФ, по которому был создан Координационный совет работников МВД и руководителей национально-культурных общин Татарстана для решения конфликтных вопросов, в том числе вопросов регистрации [8]. Аналогичные примеры сотрудничества региональных органов власти и общественных органи­заций можно увидеть в Оренбуржье, в Поволжском федеральном округе, других регионах [9].

Мультикультуралистские тенденции в нашем отечестве, с одной стороны, были обусловлены многонациональным составом населения страны, наличием национально-территориальных субъектов Федерации. С другой – мультикультуралистский комплекс проблем актуален для России в связи с иммиграцией из стран СНГ. Проблемы иммиграции приобретают особое значение в контексте переживаемого Россией демографического спада. Вместе с тем российская социально-экономическая ситуация, в частности безработица, создает не очень благоприятную атмосферу для развития этнических отношений. Проблемы мультикультурализма связаны также и с процессом построения в России гражданского общества, которое немыслимо без толерантного отношения друг к другу отдельных граждан и всевозможных групп, их умение приходить к согласию и учитывать взаимные интересы. По логике вещей мультикультурализм должен способствовать формированию в России толерантной политической культуры.

Прежде всего, проблема мультикультурализма связана с построением гражданского общества в России, за что несет ответственность не только государство, но и многие общественные организации, оказывающие прямое влияние на общество в целом.

Всегда является важным помнить о поликультурном обществе в современной России, необходимо пытаться анализировать, объяснять и применять накопленный опыт с целью разрешения конфликтных ситуаций между коренным населением и прибывшими мигрантами, улучшения социально-политической ситуации в стране и т.д.

На основании изложенного можно сделать вывод, что идеи мультикультурализма, похоже, постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В России, как и в большинстве европейских стран идеи мультикультурализма актуальны в первую очередь из-за большого количества мигрантов, проживающих в стране.

Но не следует забывать и о недостатках мультикультурализма как концепции. Обращаясь к недавнему прошлому в странах, где идеи мультикультурализма, казалась бы, уже прочно заняли свою нишу в социальной и политической сферах жизни, видны разногласия в трактовках их роли и значения. Конкретным примером этого служит ситуация в современной Германии и Франции, которые за последние десятилетия превратились в мультикультурные общества.

Сегодня, когда культуры все более тесно взаимодействуют друг с другом, а СМИ позволяют людям быть в курсе глобальных и местных событий, можно ожидать, что дискурс мультикультурализма скорее всего сохранится, но вероятно подвергнется серьезным изменениям. В любом случае, шансы для коммуникации, взаимного понимания и признания сегодня велики как никогда, что и позволяет надеяться на благоприятный сценарий будущего.

1. Терборн Г. Мультикультурные общества / Социологическое обозрение Том 1, №1, 2001 С. 50.

2. Bernstein R Dictatorship of Virtue . Multiculturalism and The Battle for America is Future . NY , 1994, P . 4.

5. Мониторинг общественного мнения. М., 2002. С.60.

6. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1997.

7. Kymlike W/ Politics in the Vernacular: Nationalism, Multiculturalism and Citizenship. Oxford , 2001 Ch.5 .

8. Зорин В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003. С.233.

9. Народы и конфессии Поволжского федерального округа. Справочник для гос. служащих. М., 2002.

10. Стенограмма встречи Президента РФ с представителями III Всероссийского конгресса татар в г. Казани 30 августа 2002 г . С.3, 25. Текущий архив Министра РФ.

13. Волочкова М.В. Миграция и интеграция // Журнал Завтра. №3 (764) от 9 июля 2008 г .

Поступила в редакцию 18.08.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Мультикультурализм — это концепция необходимости сосуществования различных культур внутри одного общества; идея о том, что сохранение и поощрение культурного разнообразия способствует обогащению общества.

Для мультикультурализма свойственно:

  • учитывать как различные культуры влияют на развитие данного общества;
  • сохранять уважение к существующим различиям;
  • сохранять требование ассимиляции (в культуре, которая доминирует в стране).

Слово мультикультурализм было образовано сочетанием двух латинских: mul­tum — "много" + cultura — "культура".

Мультикультурность — это идеология, которая способствует обереганию и продвижению различий между культурами.

Большую роль в процессе создания мультикультурного общества играет воспитание и образование. Именно они освобождают человека от чувства ненависти, расизма, ксенофобии и др.

Мультикультурный — характеристика того, кто/что находится вне одной культуры (например, человек, который не может включать себя только в одну культуру); либо само желание сохранить межкультурные различия.

Мультикультурализм: плюсы и минусы

Мультикультурализм проявляется либо посредством пропаганды культурных убеждений иммигрантов, либо путём эволюции тех, кто принадлежит разным этническим группам.

Плюсы:

  • иммигранты — источник знаний (инновации, творческие способности, новые навыки) и квалифицированной рабочей силы, что повышает уровень коммерции и экономический рост;
  • новые вкусы и стили — этнический бизнес (такие, как рестораны и магазины) добавляют оттенки сообществам и одновременно это привлекает туристов на их культурные праздники/фестивали;
  • мультикультурализм помогает узнать и понять различные культуры, так мы лучше понимаем друг друга и ладим между собой;
  • возможность узнать разные языки и страны, религии и традиции;
  • возможность выбрать другую культуру или использовать только какие-то части одной культуры в другой (например, отмечать праздники других стран/религий);
  • способствует ликвидации расовой дискриминации.

Минусы:

  • в начале ознакомления может присутствовать языковой барьер, который усложняет процесс;
  • иногда детям иммигрантов бывает сложно привыкнуть к местной культуре, что влияет на их успеваемость в школе;
  • религиозные столкновения и социальные конфликты между людьми с различными вероисповеданиями;
  • если иммигранты что-то привозят со своей родины, то они вносят изменения в общество, и это не нравится местным;
  • мультикультурным рабочим коллективом сложнее руководить, т. к. иметь дело с разными культурами — задача не простая, зачастую бывает сложно найти пути к взаимопониманию;
  • снижается зависимость индивидуума от своей первоначальной культуры и одновременно повышается зависимость от другой;
  • во многокультурном обществе, у некоторых людей может появиться страх потерять свою собственную, первоначальную культуру (происходит влияние других культур);
  • возможное прекращение определённых культур.

Мультикультурализм в России

Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.

По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.

Мультикультурализм в Канаде

Само понятие "мультикультурализм" появилось в Канаде, эта же страна стала первой, которая приняла эту политику (в 1971 году).

  1. культурного разнообразия (по всей стране);
  2. франкоязычного национализма (больше в Квебеке).

Мультикультурализм в Европе

В Европе ни одно общество не является однородным. В основном Европа состоит из наций, которые и разграничивают культуры, языки и традиции (но они могут не совпадать с государственными границами).

Существуют нации без государства (каталонцы, баски, валлийцы и др.). Ещё существуют национальные меньшинства (например, венгры в Румынии).

Европа считается континентом миграций: из-за войн или смещений границ, миграции выходцев из бывших колоний или рабочих.

Мультикультурализм в США

США считается страной иммиграции, т. к. они построили свою страну из европейских иммигрантов (за счёт коренного населения).

Страна развивала импорт людей (африканских рабов), а в 19 веке привезли много китайских и японских рабочих на Гавайские острова и западное побережье.

Затем люди бежали из Европы в США либо от дискриминации, либо от бедности. Эти волны иммиграции и создали такое разнообразное общество.

В США, в отличии от Европы, концепция меньшинств определяется этнически или расово.

В условиях глобализации и постоянной миграции населения особенно остро стоит вопрос защиты национальной идентичности. Поэтому крупные державы стараются сохранять и развивать различия между народностями и социальными группами, проживающими на территории государства. Основой такой политики является теория мультикультурализма. Практика многих стран показывает, что у этой идеологии есть как свои плюсы, так и минусы.

Особенности мультикультурализма

Происхождение и смысл термина

Понятие употребляется в трёх контекстах: политическом, эмпирическом и философском. С одной стороны, мультикультурализм-это система политических мер, направленных на защиту и развитие культурных различий населения. С другой стороны — это научная теория о культурной неоднородности общества, и философия, которая заключается в изучении прав человека в условиях этнического и религиозного разнообразия.

К принципам многокультурности можно отнести:

Расовое разнообразие населения

  1. Положительное отношение к этнокультурным различиям.
  2. Предоставление каждой личности права на сохранение своих культурных особенностей.
  3. Политическое регулирование.
  4. Множественная идентичность. То есть один человек может принадлежать сразу к нескольким культурным группам.

Изначально это понятие означало этнокультурное, религиозное и расовое разнообразие населения, проживающего на едином политическом пространстве. Впервые основы идеологии в своих трудах кратко и понятно описали С. Бенхабиб, В. Малахов и В. Тишков. Развитию теории многокультурности способствовало несколько факторов:

  • новая волна иммиграции;
  • развитие культурной политики идентичности;
  • общий рост гуманизма населения после событий Второй мировой войны.

В послевоенные годы в Европе и США началось интенсивное развитие экономики. Восстановить промышленность силами населения государства было крайне сложно, поэтому власти поощряли труд иммигрантов. Первоначально предполагалось, что приезжие быстро адаптируются и примут местную культуру, но этого не произошло. Чтобы предотвратить конфликты на религиозной и национальной почве, правительство стало поощрять самобытность разных социальных групп.

Развитию мультикультурной модели политики способствовал комплекс вины, который наблюдался в Европе после окончания Второй мировой войны. Радикальный национализм отвергался, поэтому люди стали более доброжелательными по отношению к другим народам.

Развитие мультикультурализма в разных странах

В современном мире проблема мультикультурности населения стала особенно актуальной. Политика многих развитых государств основана именно на этой идее. Но в каждой стране развитие и защита культурных различий протекает по-разному.

Канада и Австралия

Мультикультурализм в Канаде

Политика мульти- и поликультурализма зародилась именно в Канаде. В 1960-е гг. местное правительство пыталось найти оптимальный способ управления страной с процветающим бикультурализмом. В стране проживает как англоязычное, так и франкоговорящее население. Около 20% граждан являются выходцами из других держав. Основы мультикультуризации общества закреплены в ст. 27 Канадской хартии прав и свобод.

Австралийские власти сделали акцент на свободе выбора индивидом культурной принадлежности. До окончания Второй мировой войны в страну пускали только людей, принадлежащих к европеоидной расе, преимущественно британцев. В 1960-е гг. начал ощущаться дефицит трудовых ресурсов, поэтому иммиграционный контроль был ослаблен. В страну хлынул поток выходцев из Азии.

Чтобы предотвратить расовые и национальные конфликты, австралийское правительство предприняло серию антидискриминационных мер:

  • признание прав аборигенов;
  • поддержка этносов, находящихся в тяжёлом положении;
  • выпуск программ на телевидении и радио, ориентированных на разные культурные группы.

Несмотря на принятую концепцию, в стране наблюдаются конфликты между аборигенами и промышленниками, желающими присвоить земли. В XXI веке Канада и Австралия являются наиболее открытыми для иммиграции государствами.

Америка и Европа

Молодежные движения в Америке

Во второй половине XX века на этой волне возникло множество молодёжных движений, защищающих права афроамериканцев, феминисток, сексуальных меньшинств. Активисты движений требовали выделения этнических квот и принятия юридических норм против дискриминации. Власти были вынуждены принять политику мультикультуральности.

В Европе эта идеология прижилась в меньшей степени. Уже в начале XXI века лидеры Франции и Германии заявили, что массовый приток иммигрантов негативно сказывается на развитии экономики и общества европейских держав.

Защита культурных различий в России

Мультикультурализм в России начал испытывать кризис

После распада Советского Союза мультикультурализм в России начал испытывать кризис. В 2011 году представители государства заявили о полном провале такой политики и невозможности её осуществления.

Концепция мультикультурализма имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Она показывает свою эффективность в урегулировании расовых и национальных конфликтов. Но если правительство страны утрачивает контроль над притоком и деятельностью иммигрантов, в государстве наблюдаются экономические и социальные проблемы.

Процесс миграции населения является неотъемлемой частью современного общества. Некоторые люди меняют место своего жительства из-за работы, другие из-за удачного брака, третьи – по религиозным или политическим причинам. После переезда в другую страну люди сталкиваются с культурой этой страны, прежде им незнакомой, но в то же время они являются носителями своей собственной культуры, которая постепенно начинает влиять на коренную культуру данного общества.

Краткая история и характеристика мультикультурализма

Культура представляет собой сложное и многогранное явление, которое в целом сводится к тому, что это сознательная человеческая деятельность по преобразованию окружающего мира и самих людей, формирующая и организующая жизнь общества, а также влияющая на самих людей через различные каналы, по которым транслируются другие культуры. Именно это определение стоит рассматривать, если речь идёт о различных миграционных политиках, которые в настоящее время существует в мире.

Концепция мультикультурализма предполагает создание следующих условий для мигрантов:

  • Возможность сохранения множества культур в рамках одного государства.
  • Формирование терпимости к представителям иных культур.
  • Помощь мигрантам в адаптации к местной культуре.

Очень часто данная концепция проявляется в поддержке этнических некоммерческих организаций со стороны государства. Например, проведение расширенного заседания Комиссий Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям председателем Союза Армян России; или введение в школах преподавания на языках этнических меньшинств и мигрантов. Подобная политика является достаточно рискованной по той причине, что она не должна вызывать конфликты и негодование у людей, уже существующих в обществе, где принимается решение о принятии мультикультурного вектора развития.

Канада стала первой страной, внедрившей политику мультикультурализма. В середине XX века в Канаде возникла угроза сепарации, так как одна из её провинций – франкоговорящий Квебек – решила отделиться от страны, чтобы сохранить свою идентичность. Для того, чтобы не терять территорию, власти страны стремились найти цивилизованный выход. Решение этой проблемы – политика мультикультурализма. В 1969 году было принято решение о введении двух языков – английского и французского – как официальных. С 1982 года Квебек имеет статус провинции с языковой и культурной спецификой, а с 1988 года принят закон о мультикультурности Канады.

Основной особенностью Канады, как страны, где ведётся подобная политика, является то, что мультикультурализм закреплён на государственном уровне. Данное обстоятельство находит следующие проявления:

Положительные черты мультикультурализма и его критика

Явление мультикультурализма, с одной стороны, имеет множество положительных черт, поскольку цель его – равенство всех культур, сосуществующих в одном обществе. Также эта политика стремится к снижению количества конфликтов, которые могут возникать в обществе на основе культурных разногласий.

Однако с другой стороны, может оказаться так, что мультикультурализм в современном обществе приобретает негативную окраску. Для этого есть несколько причин.

Во-вторых, люди могут использовать эту политику себе во благо и, по сути, паразитировать на ней. К примеру, в США существовала практика предоставления льгот на образование для мигрантов со своей культурой, например, афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. В определенный момент это привело к повышению доли учащихся из этих категорий в университетах. Однако в 2006 году жители штата Мичиган проголосовали за отмену подобных льгот, чтобы все поступающие находились в равных условиях, что вызвало у представителей этнических меньшинств негодование. То есть, таким образом, выходит, что люди требуют от государства уважения и равноправия во всех сферах общества, однако не во всех готовы его принять.

Распространение концепции мультикультурализма связано с глобализацией. Развитие технологий, а, в частности, Интернета облегчило людям получение информации о других культурах, что позволило им сравнить свою и чужие. Из-за упрощения передвижения по миру, вследствие открытия границ практически всех стран, появления лоукостеров, а также развития других доступных средств передвижения, люди, обладающие своими собственными и самобытными культурами, получили возможность представить их людям из других стран.

Таким образом, можно утверждать, что мультикультурализм хоть и существует в современном мире, однако он слабо закреплён на государственном и муниципальном уровнях и существует в таком виде лишь в небольшом количестве стран. Тем не менее неизбежность следования подобной политике испытывает почти каждая страна мира, поскольку в составе их населения сосуществует множество этнических меньшинств с их локальными культурами, которые необходимо принимать, уважать и развивать.


Мульти­куль­ту­ра­ли́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мульти­куль­ту­ра­лиз­мом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Содержание

Критика

Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма утверждают [источник не указан 466 дней] , что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, т. к. подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мульти­куль­ту­ра­лиз­ма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози), заявляли, что считают политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма в своих странах провалившейся [1] [2] [3] .

Критики мульти­куль­ту­ра­лиз­ма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Россия

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выступая 8 сентября 2011 года на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле с докладом по нацио­наль­но­му вопросу, обрушился с критикой на европейскую политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма:

Там же, на Ярославском форуме, выступил с докладом председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Он рассказал о кризисе теории национального государства и об альтер­на­тив­ной концепции национально-государственной интеграции различных этно­конфес­си­о­наль­ных групп, получившей название мульти­куль­ту­ра­лиз­ма, а также о ее провале. [4]

Канада

Критика из Квебека

Германия

Япония

В 2005 году, Дуду Дьен, специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека, в своём докладе выразил озабочен­ность по поводу расизма в Японии и заявил, что правительству необходимо признать глубину проблемы [16] [17] . За девять дней расследования Дьен пришёл к выводу, что расовая дискриминация и ксенофобия в Японии первую очередь влияет на три группы: национальные меньшинства, латино­амери­кан­цы японского происхождения, в основном, японские бразильцы, и иностранцы из других азиатских стран [18] . Например, по данным УВКБ ООН, в 1999 году Япония приняла только 16 беженцев для переселения, в то время как Соединенные Штаты приняли 85 010, а Новая Зеландия, в которой живёт гораздо меньше людей, чем в Японии, приняла 1140. В период с 1981 года, когда Япония ратифицировала Конвенцию ООН о статусе беженцев, по 2002 год Япония признала беженцами только 305 человек [19] [20] .

Югославия

До Второй Мировой Войны первые ростки напряжённости на Балканах возникали из-за много­нацио­наль­но­го состава монархической Югославии и абсолютного полити­чес­ко­го и демо­гра­фи­чес­ко­го домини­ро­ва­ния сербов. Для Югославских войн, которые имели место в период между 1991 и 2001 годами, были характерны острые этнические конфликты между народами бывшей Югославии, в основном, между сербами, с одной стороны, и хорватами, боснийцами и албанцами, с другой. Но и между боснийцами и хорватами в Боснии и македонцами и албанцами в Республике Македония также были трения.

Конфликт имеет свои корни в различных политических, экономических и культурных проблемах, а также в давней этнической и религиозной напряженности.

Норвегия

Норвежец Андерс Брейвик, признавшийся в совершении двойного теракта 22 июля 2011 года, главным объектом для своей критики избрал именно европейскую политику мульти­куль­ту­ра­лиз­ма:

Мультикультурализм и ислам

Литература

Ссылки

Этнополитика
Научные дисциплины и теории Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право
Идеологии Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм
Международное и российское право Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов
Разновидности этнических конфликтов Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт
Формы преодоления и сглаживания конфликтов Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта
Формы этнической политики Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия • Депортация • Толерантность
Основные понятия Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация
Федеральные структуры Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба
Общественные организации и движения Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана
  • Политология
  • Культурология
  • Социология культуры
  • Национальная политика
  • Права меньшинств

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мультикультурализм" в других словарях:

мультикультурализм — сущ., кол во синонимов: 2 • многокультурность (3) • мультикультурный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мультикультурализм — – образовательная программа, признающая культурную разнородность Соединенных Штатов и содействующая уравниванию всех культурных традиций … Словарь-справочник по социальной работе

Мультикультурализм — (лат. multi много) – 1. Движение, возникшее и отстаивающее сохранение расовых, этнических и религиозных особенностей. М. связан с ростом афро азиато американского среднего класса в США. Мода на М. выражается в изучении редких языков, различных… … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

Брейвик, Андерс Беринг — Андерс Беринг Брейвик норв. Anders Behring Breivik … Википедия

Оптимального своеобразия теория — (англ. optimal distinctiveness) предложена М. Б. Бруэр (1991) и основана на предположении о балансе ассимиляции и различий в пределах группы и между социальными группами и ситуациями. В теории оптимального своеобразия указывается, что личность в… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Канада — У этого термина существуют и другие значения, см. Канада (значения). Канада Canada … Википедия

Матриархат — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Этноцид — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Этноцентризм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Читайте также: