Мстислав тмутараканский и ярослав мудрый кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ярослав Владимирович, прозванный впоследствии Мудрым, занял великокняжеский престол в Киеве в результате трёхлетней междоусобной войны. Его противником был старший брат Святополк, которого летописец назвал Окаянным за убийство на пути к власти братьев Бориса, Глеба и Святослава.

Ярослав в междоусобицах с другими наследниками князя Владимира

В этой войне Ярослав опирался на новгородское и варяжское войско. Святополк, помимо дружины, набранной в Киеве, использовал воинов своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, а также наёмников из числа венгров, саксонцев и печенегов. В 1016 году Ярослав победил Святополка и утвердился в Киеве. Однако через год потерпел сокрушительное поражение и был вынужден бежать в Новгород с горстью дружинников. Летом 1019 года, организовав новый военный поход, Ярослав окончательно изгнал Святополка и взял власть в Киеве в свои руки.

После этого великому князю пришлось продолжить борьбу за власть с двумя наследниками Владимира. Против него выступили полоцкий князь Брячислав (племянник Ярослава) и тмутараканский князь Мстислав (его брат). Они потребовали щедрой компенсации за свой нейтралитет в войне против Святополка и подкрепили эти требования силовыми акциями.

В 1020 году дружина Брячислава напала на Новгород и взяла его, захватив крупную добычу. Настигнутая войском Ярослава, полоцкая дружина потерпела поражение в битве. Однако великий князь решил отдать во владение племяннику Витебск и Усвят, после чего конфликт с Брячиславом был исчерпан.

Раздел Руси между Ярославом и Мстиславом.

Сложнее и гораздо продолжительнее по времени оказалась междоусобица с правителем Тмутараканского княжества Мстиславом Владимировичем. Братья долго не могли прийти к согласию, и в 1023 году Мстислав привёл на Русь большое многонациональное войско. Ярослав также нанял в придачу к своей славянской большую варяжскую дружину, но был побеждён в 1024 году.

По соглашению между братьями, которое окончательно вступило в силу к 1026 году, они делили Русь пополам: все земли по левому берегу Днепра, со столицей в Чернигове, отошли к Мстиславу, а правобережье, с Новгородом, Киевом и титулом великого князя – Ярославу. Братья договорились оказывать друг другу военную помощь и в будущем соблюдали этот договор.

Суздальское восстание

В 1024 году, вследствие засухи и неурожая, в Суздальском княжестве вспыхнуло восстание против княжеской власти. Народ, подстрекаемый волхвами (языческими жрецами), ринулся громить государственные учреждения, убивать наместников князя, разорять и грабить церкви. Ведь причиной бедствий волхвы провозгласили христианство. Ярославу пришлось подавлять этот бунт. Он постарался сделать это малой кровью, выявив и захватив его зачинщиков, некоторые из которых были впоследствии казнены.

Оценка и значение первых лет правления князя Ярослава

Со стороны могло казаться, что соправители Русской земли пребывают между собой в совершенном согласии и братском единении. На самом деле это было не совсем так. Недаром Ярослав вообще остерегался подолгу жить в Киеве, в близком соседстве с Мстиславом, несмотря на видимое дружелюбие последнего, и проводил большую часть времени в Новгороде, оставляя киевлян на попечение своих посадников. Момент соперничества в их взаимоотношениях отнюдь не исчез и после заключения Городецкого мира, только теперь состязание между ними приняло более мягкие формы, целиком переместившись в культурно-религиозную плоскость.

2. Философия в камне

Обосновавшийся в Чернигове Мстислав задумал придать этому городу великолепие столицы. При нем в Чернигове появились первые каменные здания. В княжем детинце было начато строительство пышного дворцового комплекса, центром которого должен был стать гигантский по меркам того времени Спасо-Преображенский собор (33,2 х 22,1 м), превзошедший своими размерами прежнюю гордость древнерусской архитектуры – Десятинную церковь в Киеве.

Десятинная церковь

Чернигов. Спасский собор. Реконструкция западного фасада.
По Ю. С. Асееву.

* Неф – часть внутреннего пространства храма, ограниченное с одной или двух сторон рядом колонн или столбов.

Спасский собор предназначался для митрополита Руси, чья резиденция со времен Владимира находилась в Переяславле на Трубеже. По Городецкому разделу Переяславль отошел к Мстиславу, который, таким образом, получил возможность непосредственного вмешательства в дела митрополичьего двора и церковную политику в целом. В его намерения явно входило перемещение митрополичьей кафедры из Переяславля в Чернигов, что обеспечило бы последнему статус не только светской, но и церковной столицы Руси. Глава Русской Церкви в 20-х – первой половине 30-х гг. XI века, грек Иоанн I, кажется, благоволил к черниговскому князю, поскольку не выказал ни малейшего желания перебраться от него на другую сторону Днепра, в Киев.

Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения в Русской земле. Чтобы не допустить этого, Ярослав должен был поставить великокняжеский стол на такую материальную и культурную основу, которая сделала бы неоспоримым превосходство Киева над другими русскими городами и укрепила престиж великого князя.

Древний Киев. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевич

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Реконструкция. Макет

Со временем внешние украшения и облицовка храма погибли, исчезли мраморные и алебастровые колонны переднего притвора, здание собора подверглось перестройкам, отчего сегодняшняя киевская София внешне мало чем напоминает свой древний первообраз. Но внутри помещения все еще можно видеть уцелевшие фрагменты фресковой живописи и мозаичных изображений. Среди последних особенно сильное впечатление оставляет огромный погрудный образ Христа Вседержителя, помещенный в куполе, внутри радужного круга,

Цветовая гамма софийских мозаик насчитывает 177 оттенков с преобладанием синих, зеленых и золотых тонов.

Из фресок, покрывавших некогда остальное пространство храма, сохранились отдельные фигуры апостолов и святителей Церкви, 15 (из 40) погрудных изображений севастийских мучеников в медальонах на подпружных арках, сцена Благовещения и ряд других многофигурных композиций на сюжеты Священной и церковной истории.

Благовещение

Сошествие во ад

Св. Адриан

Совершенно иной характер имеет живопись, украшающая две лестницы, по которым Ярослав и Ингигерд поднимались на хоры. Здесь всецело господствует мирская стихия. Показаны излюбленные княжеские развлечения: охота на кабана, волка, медведя, дикую лошадь, выступление скоморохов, музыкантов, танцоров и акробатов;

к этому добавлены сцены из придворного и городского быта Константинополя: василевс, сидящий на троне, выход императрицы в сопровождении свиты, ипподром с четырьмя закрытыми воротами, готовые к ристанию квадриги. Выбор данных сюжетов подсказан вкусовыми пристрастиями византийских императоров, любивших украшать свои дворцы сценами разных увеселений и военных подвигов.

Ипподром

Очевидно, что Ярослав не жалел средств на городское и храмовое строительство, придавая исключительную важность этой стороне своей государственной деятельности.

* В этот день в 330 г. император Константин Великий посвятил свою новую столицу Богоматери.

Собор Св. Софии в Константинополе. Первоначальный вид



Золотые ворота в Константинополе. Створки ворот были покрыты золотыми пластинами,
откуда врата и получили свое названия

Но меньше всего тут было простого внешнего подражательства. Перенималась глубинная символика византийской столицы как духовного центра христианского мира. В архитектурных формах киевской Софии Ярослав вовсе и не думал ученически воспроизводить знаменитый византийский образец. Несмотря на то, что вести строительство было поручено византийским зодчим, Софийский собор Киева отличала замечательная архитектурно-каноническая самобытность, истоки которой, по мнению искусствоведов, следует искать в изначальном замысле князя и русского духовенства – подлинных создателей храма* .

* Средневековый архитектор не был автором проекта, а лишь исполнял замысел заказчика. Заказчику важнее было внутреннее устройство храма, зодчему же была более близка архитектурная форма. Заказчик мыслил более общими категориями, среди которых первое место принадлежало требованиям церковного канона. Далее следовали требования к размерам, внешнему облику храма, венчанию и т. д. Задачи зодчего заключались в том, чтобы, соблюдая требования канона, придавать вполне конкретным пожеланиям заказчика архитектурное воплощение. Это было обширное поле деятельности, требовавшее сугубо профессиональных знаний, навыков и мастерства. Реализация замысла оставляла архитектору достаточно большую свободу действий, позволявшую ему использовать в процессе работы весь свой опыт, талант и изобретательность.

* Год окончания строительства храма в летописи не указан.

Источник:
Цветков С. Э. Эпоха единства Древней Руси. От Владимира Святого до Ярослава Мудрого. М.: Центрполиграф, 2012.


1036 — разгром печенегов Ярославом Мудрым. Однако появились новые враги - половцы.

1021- появление первых русских святых - Бориса и Глеба.

1024- битва у Лиственя. Братья Ярослав и Мстислав разделили власть.

1036- начало единоличного правление Я.Мудрого

1036- создание киевской митрополии, во главе - грек Феопемт

1037-1041- построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, олицетворявшие силу и мощь страны.

1045-1050 – Софийский собор в Новгороде

К концу правления Я.Мудрого было построено около 400 храмов.

1051- избран первый русский митрополит – Илларион

1051- основан Киево- Печерский монастырь

Создавались новые города: Ярославль, Юрьев ( Дерпт), Волок Лямский( Волоколамск) и др.

Шло строительство в уже имеющихся городах, особенно в Киеве.

Развивалось просвещение, открывались школы, была открыта первая библиотека в Софийском соборе.

Уделялось большое внимание воспитанию детей.

1046- мирный договор с Византией.

Династические браки сыновей и дочерей Я.Мудрого ( Польша, Византия, Норвегия, Франция, Венгрия). Сам Я.Мудрый был женат на дочери норвежского короля- Ингигерде ( в православии - Ирине).

1042- на южную Финляндию

Борис и Глеб - братья Ярослав Мудрого, убитые в междоусобной войне Святополком Окаянным

Илларион- первый митрополит русского происхождения.

Мстислав Тмутараканский ( Мстислав Удалой)- брат Ярослава Мудрого, с которым он сначала боролся за власть, а затем поделил территорию.

Вира - штраф

Лествичная система передачи власти - власть Великого князя переходила по старшинству- старшему по роду ( что в будущем станет одной из причин феодальной раздробленности)

Владимир Красное Солнышко, креститель Руси и внук княгини Ольги умирает, оставив после себя многочисленное потомство. До принятия крещения у князя было не менее 600 жен и наложниц (рабынь). По древнерусским законам наследовать Владимиру мог каждый из сыновей, потому после его смерти начинается борьба за власть.

План урока:

Сыновья Владимира: Вышеслав, Глеб, Борис, Святополк, Ярослав, Мстислав

У Владимира Святославовича было множество детей от разных жен. Если распределять их по старшинству, то получится следующий список из иногда повторяющихся имен.

  • Вышеслав;
  • Святополк Окаянный (княжил в Турове и Киеве);
  • Изяслав (князь полоцкий);
  • Мстислав Тмутараканский;
  • Ярослав Мудрый;
  • Всеволод (княжил во Владимиро-Волынских Землях);
  • Станислав (княжил в Смоленске);
  • Судислав (княжил в Пскове);
  • Станислав (древлянский князь);
  • Борис (княжил в Ростове);
  • Глеб (муромский княхь);
  • Позвизд.

О дочерях Владимира известно не так много. Предславу и Мстиславу в 1018 г. берет в плен польский князь Болеслав I Храбрый. Еще одна дочь – Премислава была выдана замуж за венгерского принца Ласло Лысого. Ее сестра Добронега-Мария стала королевой Польши, будучи выданной за Казимира I.

Из всех сыновей Владимира Красное Солнышко наиболее значимыми для истории были:

1. Вышеслав (именно его земля досталась Ярославу Мудрому). Старший сын Владимира Святославовича. Ему велели княжить в Новгороде. Матерью Вышеслава была женщина варяжского происхождения по имени Олава. Родился он между 977 и 980 гг. и прожил недолго. Со смертью князя связана красивая легенда, повествующая о неудачном сватовстве его к правительнице Швеции – Сингрид Гордой. После смерти предыдущего мужа, бывшего конунгом всей шведской земли, Сингрид обязана была вновь выйти замуж. Среди претендентов на ее руку оказался и новгородский князь. Чем именно молодой Вышеслав, которому в то время было около 17 лет не угодил невесте, неизвестно. Но его и всю сопровождающую дружину сразу после торжественного приема сожгли в бане. Легенда повествует, что вместе с Вышеславом погиб и верный соратник Владимира – Добрыня.

2. Святополк. Второго по старшинству сына Владимира. Святополк – сын Владимира и греческой наложницы. Княжил Святополк в Турове, отец его не любил и наверняка боялся, потому попытался отослать подальше. Именно Святополк, сыграл решающую роль в грядущей междоусобной войне между сыновьями и племянниками Владимира.

Святополк Владимирович Окаянный. Художник В. Шереметьев. 1867

3. Святослав, Глеб, Борис. Сыновья князя Владимира Борис, Глеб и Святослав были младшими в семье. Им достались дальние уделы и о судьбе их, возможно, ничего не было бы известно, если бы не жестокость, проявленная старшим братом Святополком. Все три брата были убиты по его приказу.

4. Ярослав. Ярослав Мудрый - сын Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды родился в 978 или 979 г. В управление ему достался Ростов, а затем Новгород, и это событие станет решающим в жизни всего Древнерусского государства.

5. Мстислав. Княжил в Тмутаракани, являвшейся наиболее отдаленной от Киева землей. Предположительно родился в 983 году. Мстислав – сын Владимира и Рогнеды. Был смелым воином и расчетливым политиком. Являясь одним из младших сыновей, он смог достичь высот, о которых не смели мечтать его старшие братья.

Многие сыновья Владимира умерли в младенчестве или же их имена остались неизвестны.

Междоусобная борьба за власть после смерти Владимира

Владимир Красное Солнышко умирает в 1015 году. Киев он оставляет младшему и любимейшему из сыновей – Борису. Но известие о смерти отца застает Бориса вдали от дома, и выполнить его последнюю волю, он не может.

Власть в Киеве насильно захватывает его жестокий брат Святополк, прозванный в народе Окаянным. Незадолго до смерти Владимира, Святополк и его жена были уличены в заговоре против князя, и взяты под стражу до суда. После кончины отца, соратники Святополка освободили его из темницы и возвели на престол.

Желая восстановить справедливость, брат Святополка и Бориса, Ярослав собирает дружину для похода на Киев. Событиям этим предшествует кровавая смерть Бориса, Глеба и их брата Святослава. Это еще больше разделяет сыновей Владимира и русские земли. Начинается жестокая борьба за власть. Междоусобица после Владимира длится не менее 21 года подряд. Условно ее можно разделить на периоды противостояния:

  • Святополка и Ярослава (1015-1019 гг.)
  • Ярослава и Мстислава (1023-1036 гг.)

В 1016 году под знаменами Ярослава собирается трехтысячное войско, состоящее из новгородцев и варягов. Святополк вооружает собственную дружину и зовет на помощь печенегов. Братья встречаются на Днепре возле Любеча. В длившемся в течение 3 месяцев противостоянии победа достается Ярославу. Он становится новым князем Киевским, а Святополк и остатки его войска вынуждены бежать. Но на этом противостояние братьев не заканчивается. В 1018 г. Святополк, при поддержке своего тестя короля Польши Болеслава I Храброго, вновь захватывает Киев. Но надолго власть в городе удержать он не может. Собрав огромное войско, Ярослав, изгоняет брата из своих земель. Заключительное сражение между братьями происходит на реке Альте. В этой битве войска Святополка были окончательно разбиты, а сам он бежал в Чехию, где и умер. Но на этом усобица не Руси не заканчивается.

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева. Художник Ян Матейко

Гибель князей Глеба и Бориса

Братья Глеб и Борис стали первыми русскими святыми-мучениками. Матерью их была византийская царевна Анна. Перед смертью Владимир призывает Бориса в Киев и посылает его на борьбу с печенегами. Неизвестно была ли реальной угроза нашествия или ее выдумал устроивший заговор против отца Святополк, но врагов Борис не встретил и решил повернуть назад. Дойдя до реки Альта, он узнает о смерти отца и занятии престола Святополком.

Будучи от природы добрым и не мстительным человеком, Борис отказывается от прямой борьбы с братом. Не сумев убедить Бориса вступить в схватку со Святополком, лучшие его воины покидают стоянку князя и уводят с собой всю старшую дружину. С Борисом остается лишь младшая дружина. За свою жизнь князь не опасается, поскольку уверен в братских узах. Но Святополк размышляет по-другому. Узнав о том, что брат его вернулся из похода, киевский князь присылает к нему убийц. Темной ночью убийцы во главе с боярином Путшем проникают в шатер князя и жестоко с ним расправляются. Еще живого Бориса заворачивают в полотно от шатра и везут на показ к брату. Разгневанный тем, что Борис все еще жив, Святополк посылает двух варягов для его убийства. Пронзенного мечами князя тайно вывозя в Вышгород, где и хоронят у стен местной церкви.

История гибели Глеба не менее печальна. Он был единоутробным братом [ 1] Бориса и потому представлял для Святополка особую угрозу. Киевский князь призывает Глеба к себе, обещая покровительство и защиту. Но по дороге в Киев Глеба и его дружину вырезают посланные Святополком убийцы. Истерзанное тело князя погребают на берегу Днепра. Смерть Бориса и Глеба застает их в расцвете сил и это не оставляет русский народ равнодушным. Убийство кровных родственников на Руси считается страшным преступлением, а после принятия христианства еще и смертным грехом. Святополка в народе прозывают страшным прозвищем Окаянный. Дело об убийстве Бориса и Глеба налагает кровавый отпечаток на все правление Святополка. Убийство Бориса и Глеба народ ему не прощает.

Смерть Бориса и Глеба

Борьба между Мстиславом и Ярославом Мудрым

Пока Ярослав воевал со Святополком и пытался вновь объединить русские земли, его брат Мстислав княжил в Тмутаракани и старался держаться подальше от междоусобных дел. Он был хорошим стратегом и великим воином. Именно благодаря Мстиславу были покорены северокавказские народы. Молодого и отчаянно смелого князя любили дружинники и простые крестьяне. Был он красив лицом и чрезвычайно щедр. Все эти качества как нельзя более подходили великому князю.

Но Ярослав и Мстислав ни в чем не уступали друг другу. Борьба между ними начинается в 1023 г. Виновником смуты оказался Мстислав. Собрав войско из хазар, касогов и других подвластных ему народов, Мстислав отправляется на север. Киев взять у Мстислава не получается, но ему подчиняется Чернигов и прилегающие к нему земли. Русские земли вновь разделяются. Чтобы не допустить окончательного раскола, Ярослав призывает на помощь варягов. Противоборствующие войска встретились у местечка Листвин. Сама битва Ярослава с Мстиславом произошла глубокой ночью в грозу и дождь. Менее удачливый Ярослав был вынужден отдать победу Мстиславу и бежать в Новгород. Русь окончательно раскололась. Киев остался под управлением Ярослава, но сам князь там не показывался, опасаясь проходить через принадлежавшие брату земли.

В 1026 г. Мстислав и Ярослав Мудрый заключили мир, по которому левые берега Днепра с Северской землей, Черниговом, Переславлем и Тмутараканью отошли Мстиславу, а Север Руси с Киевом и Новгородом – Ярославу. В 1036 г. Мстислав умирает, не оставив наследников и Киевская Русь вновь становится единой под управлением Ярослава. На этом историю усобиц после смерти Владимира Святославовича можно считать завершенной.

Единоборство Мстислава с Редедей. Художник Н.К.Рерих. 1943

Внешняя политика при Ярославе Мудром

Во внешней политике Ярослава Мудрого выделяют несколько направлений. Кратко внешнюю политику Ярослава Мудрого можно представить следующим образом:

  1. Борьба с кочевыми племенами. В 1017 г. Киев осаждают печенеги. С большим трудом их удается отогнать от рубежей русского государства, но их сменяют кочевые племена половцев.
  2. Установление прочных контактов с Польшей. Со стороны Польши, со времени ее образования, постоянно ощущалась угроза. Польский король пытался захватить не принадлежащие ему пограничные земли. В 1026 г. Ярослав отвоевывает у Польши Перемышльский район, а в 1037 г. король Польши Казимир признает за князем право владеть этой землей.
  3. Отношения с Германией. В 1024 г. германский король способствует укреплению польского государства, пытается заключить династический брак с одним из детей и внуков Ярослава. В 1040 г. внучка Ярослава Мудрого Евпраксия становится женой императора Генриха IV. Брак был не особо удачным и существенных преимуществ русскому государству не сулил, но вес Киевской Руси, благодаря нему на мировой арене увеличился.
  4. Налаживаниесвязей с Венгрией. Основой крепких дружественных отношений стал династический брак венгерского короля и одной из дочерей Ярослава. Целью союза было установление прочных союзнических связей для последующей борьбы с Польшей.
  5. Отношения с Византией. Начиная с 1042 г. отношения с Византийской империей понемногу охладевают. Этому во многом способствует поход Владимира (сын Ярослава) на Константинополь. В 1051 году Ярослав утверждает в качестве митрополита всей Руси Иллариона. Эту кандидатуру Константинопольский патриархат не одобрил, что стало одной из причин ухудшения отношений.

Княжение Ярослава Мудрого, длившееся с 1016 по 1018 и с 1019 по 1054 гг., было относительно спокойным. Борьба за территориальную целостность Руси продолжается, но на центральные рубежи государства больше никто не покушается. Даже половцы совершили свой последний поход на Киев в 1036 г.

Внутренняя политика

Во внутренней политике при Ярославе Мудром со времен Владимира Святославовича изменилось немного. Ярослав Мудрый по-прежнему занимается собирательством русских земель вокруг Киева, борется с попытками отделения княжеств от центра, пропагандирует распространение христианства.

В 1024 г. в Суздальских землях вспыхивает восстание. На его подавление уходит два года. Подобно отцу, Ярослав отправляет в непокорные или чересчур своенравные земли своих сыновей. В Новгороде княжеский престол занимает Владимир, в Чернигове – Святослав, в Переяславле - Всеволод. Внутренняя политика Ярослава в этом во многом напоминает политику, проводимую его отцом.

Киев постепенно превращается в культурный и религиозный центр русской земли. Начинается строительство собора Святой Софии (1037-1041), заложен фундамент Киево-Печерского монастыря (1051). Назначение митрополитом Иллариона делает русскую церковь более независимой от Константинополя.

При Ярославле происходит расцвет русской культуры, усложняется общественная жизнь, более 25 лет не ведется серьезных войн, вся власть постепенно сосредотачивается в руках князя, принимаются новые законы. Внутренняя политика князя Ярослава направлена на укрепление земли Русской.


Суд во времена русской правды. Художник Иван Билибин

Итоги правления: завещание

Изображение на обложке урока: Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Художник А.Д. Кившенко. 1880

[1] Единоутробный брат - брат по матери

[2] Вира - штраф в пользу государства или родственников убитого, уплата за убийство

Читайте также: