Моторика у детей с нарушением слуха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Глухим детям свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

§ недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;

§ относительная замедленность овладения двигательными навыками;

§ трудность сохранения статистического и динамического равновесия;

§ относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

§ замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;

§ утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%)

Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.

В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.

Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих.

С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)

Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:

§ показатели физического развития глухих 5-летних уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 5-летних слышащих сверстников;

§ физическое развитие глухих 7-летних практически идентично уровню физического развития слышащих , но показатели уровня двигательной подготовленности 7-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 7-летних слышащих ;

§ вместе с тем уровень физической подготовленности 5-и 7-летних глухих практически остается неизменным;

Для глухих и слабослышащих характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

§ недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

§ относительная замедленность овладения двигательными навыками;

§ трудность сохранения статического и динамического равновесия;

§ низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

§ низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);

§ замедленная скорость обратной реакции;

§ невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих 5-7 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

И, наконец, традиционное сложившиеся система физического воспитания для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.

Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств детей, но и двигательной подготовленности в целом.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с нарушением слуха. Отсутствие слуха и речи вызывают задержку общего и психомоторного развития неслышащего ребенка.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей. В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности развития речи.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПИ (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе и речи, а для детей с ограниченными возможностями является эффективным средством формирования бисенсорным восприятием окружающего мира.

У дошкольников с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов рук, точнее пальцев. Работая много лет с детьми, имеющими нарушение слуха, я стала больше уделять внимания развитию мелкой моторики рук. Это сложная, важная работа!

- Различать, опознавать на слух речевой материал

- Развивать мелкую моторику рук

- Расширять словарный запас

- Работать над произношением

- Способствовать речевому общению

- Развивать внимание, зрительную память, фантазию, эстетический вкус.

Дети с нарушением слуха, отстают от своих сверстников (слышащих) в психофизическом и речевом развитии.

Э. И. леонгард:
Таким образом, при кохлеарной имплантации (как и при протезировании слуховым аппаратом) ребенка необходмо учить слушать, специально учить его речи, то есть с ребенком нужно заниматься!

Каждые 4 года, я начинаю работу с детьми 3-х летнего возраста. У всех детей по заключению сурдолога диагноз 2-х сторонняя сенсоневральная глухота. Они также имеют сопутствующие заболевания: косоглазие, ЗПР, плоскостопие, врожденный сколиоз, перенатальная энцефалопатия, врожденный порок сердца, лейкодистрофия головного мозга.

На фронтальных и индивидуальных занятиях я стала систематически, целенаправленно использовать упражнения, задания, на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, упражнения с палочками, с пуговицами, семенами, бусами, карандашами, аппликации, конструирование, изготовление подарков ко дню рождения детям, взрослым.

Разрабатывая занятия, я продумываю разные варианты, учитываю индивидуальные возрастные особенности детей, настроение, желание и возможности. Разумеется, как на ранней стадии развития так и в возрасте от 4 до 7 лет, очень важно эмоциональное развитие ребенка. Воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, усидчивость, поддерживаю интерес к выполнению задания, учу действовать сообща, побуждаю к общению, способствую развитию зрительной памяти и внимания.

При различении на слух речевого материала учу детей связывать услышанное с конкретными предметами и действиями. На слуховом занятии ребенок должен не только повторять услышанные слова, словосочетания, фразы, но и проявлять свое понимание через показ, поделку или демонстрацию.

Э. И. леонгард:
Целесообразно ли на слуховых занятиях заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами продуктивной деятельности? Да! Даже необходимо!

Э. И. леонгард:
Слуховой словарь включает речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты) который дети прослушивают на слуховых занятиях. Объём слухового словаря отстаёт от общего словаря детей, поскольку должна быть обеспечена большая повторяемость одного и того же материала на разных занятиях в течении длительного периода времени.

Качество воспроизведения слов зависит от произносительных возможностей ребенка, каждый раз он должен полностью реализовать свои произносительные умения. Таким образом, повтор одного и того же речевого выражения в различные моменты, не будет выглядеть монотонным повторением для ребенка, оно наполнится реальным содержанием.

На слуховом занятии мы выборочно беседуем по поводу двух – четырех предметов или картинок. Направляя так наш разговор, где каждое слово, словосочетание, фраза повторится несколько раз. По окончании работы мы вместе рассматриваем, что у нас получилось, обсуждаем по существу, по содержанию.

Под влиянием обучения и многократного повторения накапливающийся пассивный словарь начинает актуализироваться в самостоятельной речи неслышащего ребенка. Для того чтобы у ребенка появилось желание говорить, называть те или иные предметы, указывать на их качества, рассказывать о происходящих событиях, ребенку необходимо производить с предметами самые разнообразные действия; узнавать об их свойствах и качествах в процессе продуктивной деятельности, в житейских ситуациях.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм, занятиям.

По методике Э. И. Леонгард дети много рисуют, лепят, строят, делают аппликации, выполняют различные действия. Деятельность ребенка должна быть интересной и доставлять ему радость.

Э. И. леонгард:
Глухим и слабослышащим детям нужно много узнать, им нужно овладеть речью, научиться многое слышать, научиться понимать речь окружающих, понимать смысл текстов в письменной и устной формах, научиться самостоятельно мыслить, общаться… Это так!

2. «Как развивается ваш ребенок? Хельго Зиннхубер М. -2009г

4. Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина М-1999г

5. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Л. С. Маркова М-2005

6. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева С-П-2005г.

9. Коррекционная педагогика Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. М-2009

10. Гениальность на кончиках пальцев. Т. А. Кислинская. Издательство Генезис-2005г.

У слабослышащих детей, имеющих рано приобретенное или врожденное поражение слуха и нарушение вестибулярного аппарата, статические и локомоторные функции часто отстают в своем развитии. Процент детей, которые позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, среди слабослышащих тот же, что и среди глухих детей. Компенсация задержки развития происходит в те же самые сроки, что и у глухих, т. е. к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес.

В преддошкольном возрасте слабослышащие дети также во многих случаях сохраняют неустойчивость; сохранение равновесия дается им с трудом.

Среди слабослышащих имеется значительное количество детей с последствиями резус-конфликта. У таких детей моторные нарушения бывают выражены сильнее и иногда сохраняются на протяжении всего дошкольного детства, даже в тех случаях, когда они не являются грубыми и не лишают ребенка возможности свободно передвигаться, играть, осуществлять самообслуживание.

В дошкольный период развития слабослышащие дети, не имеющие резус-конфликта, как правило, выглядят моторно сохранными. Недостатки в координации движений, в развитии мелкой моторики не бросаются в глаза, хотя и могут быть обнаружены при внимательном наблюдении или в процессе совместной деятельности с ребенком.

У детей с нарушением слуха при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Убедительны также факты, полученные при обучении детей с нарушениями слуха. Одних из этих детей с раннего возраста обучали общаться с помощью жестов, выполняемых всей рукой, других обучали дактильной (пальцевой) азбуке. Оказалось, дети, которые обучались крупными жестами, поддаются обучению разговорной речью с большим трудом, те же дети, которые обучались дактильной азбуке, очень легко и быстро овладевают звуковой речью. Поэтому, стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки движений пальцев рук. В нашем учреждении мы не используем дактильную и жестовую речь, но развитие мелкой моторики пальцев рук одна из важнейших задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Таким образом, значение развития мелкой моторики рук очень велико:

1. Повышает тонус головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребёнка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребёнка.

Развитию мелкой моторики рук способствуют:

а). Игры и игровые упражнения:

Кто больше соберет фасоли, "Карусель" (прищепки), "Посмотри, кто спрятался в комочке?" (разглаживание скомканных бумажных комочков), "Найди и положи рядом такой же" (развивать тактильные ощущения), "Разборные игрушки", "Разрывание бумаги" (путем отщипывания от листа), "Веселый автобус", "Собери колеса для машины"(игра на нанизывание).

Выкладывание из палочек "Санки","Снежинки", "Посыпаем дорожки" (упражнение-игра (домашняя школа Монтессори). Работа с календарём (прищепки)

б). Пальчиковые игры.

в). Изобразительная деятельность.

Читайте также: