Мотивация по божович кратко

Обновлено: 02.07.2024

ства, так и себя самого, достигая при этом все большего самосовершенствования.

Лидия Ильинична, обобщая данные многих теоретиче ских и экспериментальных

исследований, смогла разрабо тать собственную концепцию формирования

личности в детском возрасте. Она характеризует личность как целост ную

психологическую структуру, возникающую в процес се жизни в воспитания и

выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с

окружающей средой. По мере становления личности человек постепенно

освобождается от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды,

что позволяет ему сознательно видоизменить как эту среду, так и самого себя.

Становление личности рассматривается Л.И. Божов ич как обретение индивидом

свободы, как превращен ие его в субъек та своей жизнедеятельности. «Пут ь

формирования личности ребенка заключается в постепенном освобожде нии его от

непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного

Для личности, подчеркивает Лидия Ильинична, стано вится характерной активная, а

Личность, по мы сли Лидии Ильиничны, требует цело стного подхода к своему

рассмотрению. Обречены на неудачу те исследования, — считает Лидия

Ильинична, — которые рассматривают личность как совокупност ь от дельных

свойств и качеств. Нужно как раз обратное: рас смотрение каждого отдельного

свойства в аспекте личности в целом (там же, с. 44). Это обусловливается тем, что

«формирование личности не может характеризоваться не зависимым развитием

какой-либо одной ее стороны — рациональной, волевой или эмоциональной.

Личность — э то действительно высшая интегративная система, некоторая

нерасторжимая целостность. И можно считать, что суще ствуют какие-то

последовательно возникающие новообра зования, характеризующие этапы

К сожалению, систематического исследования данной проблемы пока не

проведено, но почти все психологи, за нимающиеся изучением личности, признают

качестве объяснительных при рас смотрении психической ж изни человека и его

раскрываются и, тем более, не устанавливаются за кономерности его развития в

Лидия Ильинична исходила из того, что развитие лич ности происходит в процессе

усвоения растущим человеком общественного опыта , определенных норм и

образцов. Однако сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию

— необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами

поведения и деятельности ребенка. А для того, чтобы этого добиться, Л.И. Божович

считала необходимым изучать внутренний субъ ективный мир развития личности,

«Развитие ребенка, — пишет Л.И. Бож ович, — имеет свою внутреннюю логику,

свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением

объективного и субъективно го, кот орое и обусловливает собой психическое

развитие ребенка как процесс преобразования собственной лично сти, Л.И. Божович

ввела новое понятие, которое отражает сущность такого соотношения — понятие

внутренней позиции ребенка. Эта внутренняя позиция формируется в процессе

жизни и воспитания ребенка и является отраже нием того объективного положения,

которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений

(Л.И. Божович, Н. Г. Морозова, Л.С. Славина, 1951, с. 10). При этом внутренняя

позиция ребенка отражает не просто объективное положение растущего человека в

жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребно стей, мотивов,

Обобщая большой э мпирический материал о развитии детей, Лидия Ильинична

формулирует вывод, весьма зна чимый для педагогической теории и практики и до

сегодняшнего дня не оцененный и не реализованный в должной мере: «Какие бы

воздействия не оказывала среда на ребен ка, какие бы требования она к нему ни

предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных

потребностей ребенка, они не вы ступят действительными факторами его развития.

Собственными же потребностями ребенка они становятся лишь в том случае, если

их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого

Таким образом, Л.И. Божович подошла к решению кар динального вопроса детской

и педагогической психологии — о движущих силах психического развития ребенка

и формирования его личности. Особое значение приобретает здесь раскрытие

закономерностей становления той или иной системы подробностей и стремлений,

а, следовательно целенаправленное изучение мотивационно-потребно-стной сферы

ребенка. В этой сфере Л.И. Божович удалось з афиксировать суще ствование

опосредствованных потреб ностей, имеющих сознательный характер. Ею было

доказано, чт о в процессе развития мотивационно-потребност-ной сферы

Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так: младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления; раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система "Я", появляется потребность в самоутверждении;дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование - внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется; младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное "Я"; со стороны взрослых предъявляется новая система требований. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов. На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Структуры личности в теории Л. И. Божович

Новообразования кризиса 1-ого года в теории Л. И. Божович

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое — ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.




Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так: младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления; раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система "Я", появляется потребность в самоутверждении;дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование - внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется; младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное "Я"; со стороны взрослых предъявляется новая система требований. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов. На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Структуры личности в теории Л. И. Божович

Новообразования кризиса 1-ого года в теории Л. И. Божович

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое — ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Структура мотивации

При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В. Г. Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих [16, с. 137].

Психология — это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Она изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, сознательного или бессознательного самого человека, а также его поведение.

В социальных науках личность рассматривается как особая характеристика человека, которая приобретается в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Основой развития личности являются совместная деятельность и общение, через которые происходит движение человека в мире людей, его знакомство с культурой.

Теория развития личности Л. И. Божович - Термины

С одной стороны, человек является биологическим существом, наделенным сознанием, языком, способностью работать; с другой стороны, человек является социальным существом, он должен общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность — это один и тот же человек, но рассматривается только как социальное существо. Говоря о личности, мы отклоняемся от ее биологически естественной стороны. Не каждый является личностью. При рождении ребенок еще не человек. Он всего лишь человек.

Чтобы стать человеком, человек должен пройти определенную стадию развития. Условиями такого развития являются: биологическое, генетическое, наличие социальной среды, мир человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность имеет набор внутренних качеств, характеристик, составляющих ее структуру.

Некоторые ученые считают, что человеческая психика биологически определена, что все аспекты личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются, такие как цвет глаз и волос.

Другие ученые считают, что каждый человек имеет определенные отношения с другими людьми. Эти социальные отношения и формируют человеческую личность, то есть человек учится принимать в этом обществе правила поведения, обычаи и нравственные нормы.

Но естественные биологические характеристики также необходимы для умственного развития человека. Мозг и нервная система человека необходимы для формирования на этой основе психических характеристик человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо с человеческим мозгом никогда не будет развивать даже подобие личности.

Под индивидуумом понимается отдельная, конкретная личность, единый представитель человеческой расы.

Индивидуальность — это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических характеристик.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание черт характера и ментального строя, которое отличает одного человека от другого.

Первое понимание термина может включать общие характеристики, присущие сравниваемым лицам, в то время как второе определение термина указывает только на то, что отличает одного человека от другого.

Черты характера (способности, характер, эмоции).

Способности — высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, навыкам и способностям, но объясняет их приобретение, консолидацию и использование. В настоящее время это определение принято и наиболее широко используется в бытовой психологии. Однако, это самый точный из всех.

У человека много разных способностей. Во-первых, необходимо различать элементарные и сложные способности.

Элементарными или простыми являются способности, связанные с работой органов чувств или относительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых моторных реакций. Эти способности обычно присутствуют в человеке с рождения, но могут быть улучшены на протяжении всей жизни и деятельности.

Сложные навыки называются способностями в различных видах деятельности, связанных с человеческой культурой, таких как технические, математические, музыкальные и т.д. Все эти навыки не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также делятся на общие и специфические.

Общие способности — это способности, которые доступны всем людям (но развиты в разной степени) и определяют успех во многих различных видах деятельности. К ним относятся, например, умственные или общие моторные навыки.

Особые способности присутствуют не во всех людях и определяют успех в единичных, специфических видах деятельности. Эти способности включают в себя музыкальные, литературные и т.д. Наличие общих способностей не исключает развития особых способностей, и наоборот.

Отмечаются также педагогические и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успех обучения, приобретение знаний, умений и навыков, тогда как вторые проявляются в создании человеческих объектов материальной и духовной культуры, производстве новых идей, открытий и изобретений, то есть творчестве в различных видах деятельности.

Наконец, есть коммуникативные и профессионально-активистские способности. Коммуникативные навыки — это навыки, которые включают в себя знания, навыки и умения, связанные с общением с людьми, взаимодействием с ними. Субъективно-активистские навыки проявляются в деятельности человека с неодушевленными объектами. Эти и другие способности дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию, человек получает возможность развиваться полностью и гармонично.

Характер — приобретенный в определенных социальных условиях, общий способ взаимодействия с окружающей средой, составляющий характер его жизненной деятельности. Характер действует как форма проявления личности, готовность к реализации в более или менее типичных ситуациях в определенных условиях тех или иных установленных форм/поведений.

На практике люди общаются друг с другом, их характер может проявляться в способе поведения, в способе реакции человека на действия и поступки других людей.

Характер имеет много различных качеств. С научной точки зрения их около 150. Но если мы не так строги, их больше 500. Чаще всего черты характера делятся на три группы: волевые, деловые и коммуникативные.

Волевые черты — это черты характера, которые связаны с волей человека. Они могут включать в себя решительность, настойчивость, настойчивость или противоположность им, такие как податливость и слабость воли.

Деловые черты характера — это черты характера, которые проявляются в работе человека, такие как трудолюбие, точность, ответственность, а также безответственность, лень и небрежность.

Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в общении с другими людьми. К ним относятся общительность, сдержанность, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Эмоции можно понимать как конкретный опыт, связанный с удовлетворением жизненно важных человеческих потребностей.

Основные типы эмоций: Настроение, простые эмоции, аффекты, чувства, страсть и стресс. Эмоции, особенно такие, как аффекты, чувства, страсти, неотделимы от личности человека.

Люди как личности эмоционально отличаются друг от друга во многих отношениях. В частности: в их эмоциональном возбуждении; в продолжительности и стабильности эмоциональных переживаний; в преобладании положительных и отрицательных эмоций.

Структура личности

Структура личности — это сочетание и взаимодействие относительно стабильных компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации.

Самый низкий уровень личности — биологически детерминированная субструктура, которая включает в себя возрастные, половые характеристики психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способности, которые зависят как от врожденных факторов, так и от формирования, развития этих характеристик.

Кроме того, уровень личности — это ее индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, умения, способности и привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и носит социальный характер.

Высшим уровнем личности является ориентация, которая включает в себя устремления, желания, интересы, склонности человека, идеалы, взгляды, убеждения, его мировоззрение, черты характера, самоуважение.

Теория личности Л.И. Божовича.

На стадиях онтогенеза личности. Развитие личности с раннего дошкольного возраста до подросткового. Сложная динамика взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формирует внутреннюю позицию. Критерии развития личности у детей.

Теория развития личности Л.И. Божовича базируется на концепциях социальной ситуации развития и становления личности. В социальной ситуации развития она присваивает внутренние процессы развития и внешние условия, способствующие им. В формировании личности она выделяет центральные новые формирования и потребности.

Л.И. Божович устанавливает линию возрастных кризисов: Новорожденный, 1 год, 3 года, 7 лет и подросток. Ее разделение на этапы развития выглядит следующим образом:

Теория личности А.Н. Леонтьева

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: