Москва и москвичи в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человечество в романе. Роль массовых сцен. Внимание читателей прежде всего привлекают центральные персонажи романа: Мастер, Маргарита, Иешуа, Воланд, Пилат, Берлиоз, Бездомный. Это естественно.

Но булгаковский роман густо населен, и, кроме главных героев, его пространство заполняют сотни названных (имеющих имя) и безымянных персонажей, которых мы иногда вроде бы не замечаем, настолько они мастерски введены в текст, но без которых роман был бы неполон. По подсчетам исследователей, всего в романе 506 персонажей, 156 из них наделены именами собственными. Все вместе они создают обобщенный портрет человечества в его историческом движении: от начальной точки (прихода в мир Богочеловека две тысячи лет назад) до современности — булгаковской Москвы. Да, появилось после выхода романа в свет такое понятие — булгаковская Москва, и оно подразумевает не только определенную часть столицы с ее "романной" топографией, но и людские типы, для нее характерные.

Какими же видим мы москвичей в романе М. Булгакова?

Булгаков никогда не был излишне оптимистично настроенным в отношении нравственного прогресса человечества, и это придало определенный скепсис и его роману: писатель свидетельствует, что за две тысячи лет своего развития в лоне христианства (и романного времени) человечество мало изменилось. Две симметрично расположенные массовые сцены — в древней и современной частях романа — придают этой мысли особую наглядность. В первой части романа — в древнем Ершалаиме — Иешуа приговорен к "повешению на столбе", предстоит мучительная казнь, казнь-пытка, которая, однако, привлекла множество любопытных, жадных до зрелищ людей: за повозкой с осужденными, за палачами и солдатами "шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. К этим любопытным… присоединились теперь любопытные богомольцы".

Разоблачению "московского народонаселения", то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава "Черная магия и ее разоблачение". В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: "в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудрин ской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов [на представление в Варьете. — В.К.] до того взбухла", что являла собою "змею длиною в километр". Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии "московского народонаселения" и шире — всего современного человечества. Причем его, "конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?".

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", требовал: "Исправьте общество, и болезней не будет". И вот общество в новой Москве "исправлено", стало "другим", но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: "они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их". Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Словом, можем мы заключить после прочтения романа, социальный эксперимент по созданию нового человека не удался. Та же мысль, но в острой памфлетной форме, заключена в знаменитых сатирических повестях М. Булгакова — "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце". В этом еще раз проявляется известная позиция М. Булгакова, противопоставлявшего эволюционный путь развития революционному.

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образы москвичей в романе

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

В заключение

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Анализ произведения

В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.

Краткий пересказ

Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:

  • кот Бегемот;
  • Гелла;
  • Коровьев;
  • Азазелло.

Маг, который путешествует вместе со своей свитой

Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.

Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.

Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.

Продолжение фрагмента

В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.

Мастер хотел напечатать свою рукопись

Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.

Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.

Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.

Описание столицы и ее горожан

В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.

Город как место действия

Москва в романе

Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.

Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.

В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.

Представители МАССОЛИТа и театра

Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.

Представители МАССОЛИТа

Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.

Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.

Образы москвичей

Московские жители соблазнились деньгами

Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.

В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.

  • жадность и любовь к деньгам;
  • жажда легкой наживы;
  • неверность;
  • легкомыслие.

Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми

Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных событий и происшествий. Обстановка давила на людей, делала их одинокими, несчастными, неспособными оценить настоящее творчество, потворствовующими низкопробному искусству.

Дом литературы занимается бюрократией : перекладывают бумажки из стороны в сторону, уделяют внимание несущественным формальностям, заполняют никому не нужные бланки и решают свои " квартирные вопросы " . Мир литературы, в котором есть все, кроме самой литературы, отталкивает мастера, он ужасается их порядкам и такому служению искусству, поэтому его не удивляет, что на пороге он видит " девицу со скошенными от постоянного вранья глазами " и редактора, смущенно хихикающего и смотрящего, будто у человека щека раздута флюсом, как будто ничто больше не могло их привлечь в молодом литераторе.

Недостатки и несовершенства той Москвы так и бросаются в глаза : бывший дом великого Грибоедова переименовали в дом Массолита, где каким - то странным способом, " на глаз ", определяют писатель человек, или нет. Наличие у него удостоверения для них решающий аргумент в этом вопросе. Дом Герцена и вовсе превратили в ресторан.

" Ассоциация литературы " в лице Берлиоза и Латунского, разных критиков и " выдающихся " литераторов, предстает ограниченной, приземленной, даже отсталой, так как их сфера интересов распространяется на гастрономию больше, чем на писательство: им бы главное поесть что " порционных судачков " и " яйца -коккот " , а там гляди и до творчества дело дойдет. " Членский билет с золотой широкой каймой " вызывает у них вожделение, нездоровый интерес, так как его наличие обеспечит их потребности, сделает их привилегированными особами и в своих глазах они поднимутся на небывалую высоту .

Мир критиков и литераторов - это " змея ", которая чуть не задушила талант мастера: принесенный им на рецензию роман не мог тронуть их души, потому что у них они отсутствуют, но зато в большой степени в них присутствует насмешничество, после которого даже у сильных духом людей опускаются руки. Безысходность толкает их уничтожать свои рукописи, как это попытался сделать мастер со своим романом. Шайка подлецов и трусов, которые трясутся только над своими теплыми местечками и думают исключительно о своих забавах несправедливо вершат судьбами гениев, которых мир мог просто не узнать, если бы эти завсегдатаи не дали им дорогу. Неслучайно, именно по такой Москве " гастролирует " Воланд. Даже " царь тьмы " взирает на это разнузданное общество с грустью, казавшаяся приличной публика варьете ужасает своей глупостью, алчностью, пошлостью : драка за падающие деньги, невиданные заморские платья приводят их в иступление, они, как бешеные, идут на поводу у своих желаний. " Люди не изменились " - к такому выводу приходит видавший немало на своем веку Воланд.

Таким образом, фантасмагорический роман " Мастер и Маргарита" показывает нам нравы москвичей того времени, Москву, которая погрязла в " болоте ", из которого просто необходимо выбраться, пока Воланд не воспользовался ситуацией и не стер их ее жителей с лица земли.

2 вариант

В произведении Михаила Булгакова каждый элемент является продуманным. Выбор мест действия не является исключением. Москва в тридцатые годы была самым развитым городом страны. Жители Москвы были образом современников Булгакова. Скорее всего, поэтому он и выбрал столицу, как основное место действия.

Описывая Москву, писатель использует и цвета, и даже запахи. Например, начало романа приходится на жаркий май. Столица будто раскалена, это вызывает у читателя ощущение тревоги и переживания. Другой эпизод – встреча мастера с Маргаритой. Темный переулок, несуразные желтые стены домов, множество идущих людей, все это является символом невыносимого одиночества, которое переживали оба героя до их встречи.

Бывший дом Грибоедова, а теперь дом Массолита не скрывает своих недостатков. Например, вход туда, а значит и принадлежность к писательскому обществу, определяется по специальному удостоверению. А дом Герцена и вовсе превратился в ресторан.

Других членов культурного общества, таких как Лиходеев, Варенуха и Римский, Булгаков изобразил с иронией. Образ каждого из них пропитан ложью и подлостью. От Воланда они получили по заслугам. Но они взывают не только отвращение, но и жалость. Казалось бы, представители культурного общества должны быть одухотворенными, но на самом деле они трусы и подлецы.

На представлении Воланда¸ собрались приличные люди, высшего общества, но они без малейших раздумий поддались искушению, как и ожидал темный маг. Несмотря на то, что они понимали, что это фокусы, устоять все равно не смогли.

Михаил Булгаков сочетает в своем романе мистические события с бытовыми. Воланд и его свита теряются на фоне обычных людей.

Москва и её жители являются важной частью романа Булгакова. Без этих образов, ему не удалось бы показать чувства автора и Маргариты, а также отсутствие изменений среди ценностей людей, со времен Ершалаима до Москвы тридцатых годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Популярные сегодня темы

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов

Я даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.

Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.

История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Одним из них был пьяница в возрасте и без жилья. Второй-молодой мужчина крестьянских кровей попал в портовый город

Пороки жителей столицы

На первый взгляд, вполне себе обычные жители столицы ведут нормальное существование, служат своей стране, кто как может. Кто-то водит трамвай, кто-то трудится чиновником, кто-то руководит Варьете, а кто-то пишет литературные статьи.

Пороки жителей столицы

Вот только Булгаков обнажает суть жизни москвичей, а состоит она в том, что человечество ненамного ушло в части нравственного и духовного развития от ершалаимской толпы, которая таращилась на казнь Иешуа. Людьми правят алчность, желание сладко спать и сытно есть, иметь в собственности столичную квартиру, а лучше вместе с дачей и стабильно ездить отдыхать по партийной путевке.

Только все эти материальные блага в Москве 30-х годов, как, собственно, и в нынешней, зачастую можно получить, лишь умея крутиться, угождать, подстраиваться, где-то и предать ближнего, где-то и донос сделать на соседа. Именно таким писатель остро вырисовывает истинный портрет успешного москвича тех лет.

Оборотной стороной такой жизни выступают лоск и престиж, возможность жить в элитном жилье в центре города, обедать в ресторане и отдыхать на море. Слабость человеческой натуры, мещанство, потребительство и неспособность нравственно возвыситься над массовой бездуховностью — все это сатирически мастерски изображает Михаил Афанасьевич в своем бессмертном литературном творении.

Основными и явными пороками москвичей в романе являются:

  • алчность;
  • бездумное потребительство;
  • ложь;
  • равнодушие к ближним;
  • корысть;
  • лизоблюдство;
  • духовная низменность.

Вопрос квартирный

Знаменитая фраза из романа, которая впоследствии разошлась по устам и стала известной цитатой, о том, что москвичей испортил квартирный вопрос, злободневна по сей день и, скорее всего, не утратит актуальности в будущем. В столице же периода, описываемого в произведении, в бюрократическое заведение, которое занимается вопросами жилья, выстраивается километровая очередь. По аналогии с тем, как дьявол забирает душу при заключении сделки, стоящие в очереди платят свою духовную цену за обывательский комфорт.

Элитное жилье членов Массолита

Отдельно автор романа выделяет элитное жилье членов Массолита:

  • дом литераторов;
  • квартира Латунского.

Именно роскошную московскую квартиру номер восемьдесят четыре, принадлежащую критику Латунскому, так яростно разгромила обнаженная Маргарита, прилетевшая в нее через окно на метле. Символика сцены разгрома шикарного жилища успешного литературного деятеля, который, преследуя свои личные низменные выгоды, буквально растоптал талантливый труд Мастера, гротескна, что присуще для творения Булгакова.

Так же, как беспощадно и цинично литератор-бюрократ разнес в пух и прах роман главного героя, доведя последнего до отчаяния и тяжелейшей депрессии, рассвирепевшая Маргарита, а в ее лице истинно и преданно любящая женщина, до неузнаваемости разгромила квартиру недруга.

Изображение в тексте того, как героиня разбивает молотком клавиши фортепиано, украшающего жилище Латунского, несет в себе образ деградации, происходящей с искусством в литературном обществе, отражает реалии духовного упадка общества в целом. Красочным является в книге момент с похоронами племянника Поплавского, ради московской квартиры которого дядя и прибыл в столицу.

Мир литературных деятелей булгаковской Москвы в романе изображается остро и сатирично. Потерявшие всякий намек на духовность, необходимую людям искусства, мастерам слова, именитые писаки в книге в беседе о литературе вспоминают то, какие деликатесы они вкушали по членскому привилегированному билету.

Как по закону злого рока, по сюжету романа, как и во все времена, мнение такого важного и именитого литературного критика, как Латунский, может преобразить или испортить робкое вступление интеллигентного талантливого Мастера в мир большого искусства.

Как трагично, что от бездуховного, сытого, напрочь забывшего истинный смысл творчества корыстолюбца и обывателя зависит то, как будет строиться судьба одаренного, но пока еще никому не известного писателя, не стремящегося уподобляться общим настроениям, благородного и честного.

Ярким представителем московского мира литераторов в книге также выступает несчастный и вызывающий сочувствие в первых главах Берлиоз. Однако неспроста справедливый Воланд карает паразитирующего деятеля искусств — Берлиоз не только уподоблялся Латунскому и всем остальным алчным псевдоталантам и лизоблюдам в своих пороках, но и агитировал молодое творческое поколение жить по этой идеологии, председательствуя на заседаниях Массолита.

Мастерски и ярко обнажены Булгаковым огромнейшие прорехи в духовном развитии деятелей литературного искусства, которым свойственны:

  • продажность;
  • писательство под указку;
  • доносы и предательства;
  • наслаждение сытой жизнью и всеми благами.

Наслаждение сытой жизнью и всеми благами

А ведь художник должен быть голодным, а не смотреть томным взглядом из-под пелены сытой жизни и разврата.

Интересно, что в качестве своей московской резиденции Воланд со свитой выбирают квартиру номер пятьдесят, где жили с семьями директор Варьете Степан Лиходеев и безвременно погибший под трамваем Берлиоз. Соседство развратного руководителя и именитого литератора образно являют собой тесное сосуществование в Москве того времени пороков и сферы литературного искусства.

Связь города с Ершалаимом

Связь города с Ершалаимом

Москва реальна и порочна, Ершалаим — плод фантазии автора, символизирующий библейский мир, и тем не менее они связаны. Толпа зевак, сопровождающая несчастного Иешуа, конечно же, являющаяся аллюзией на новозаветный путь на Голгофу Иисуса, по замыслу Михаила Афанасьевича ничем не отличается от толпы москвичей, выстроившихся решать квартирный вопрос.

Еще одним примером связи между столицей и Ершалаимом является подлое предательство Мастера Алоизием Могарычем, который втерся к достаточно замкнутому по натуре писателю в доверие, а затем донес на героя и оклеветал с целью присвоить себе его коморку в подвальчике. Не только элитное жилье толкало москвичей на такую низость, значит, Могарыч олицетворяет собой не кого иного, как Иуду, предавшего Иисуса за какие-то тридцать серебряников.

Нечистая сила в Москве

На примере жителей столицы в романе Булгаковым показываются пороки и духовные несовершенства, свойственные человечеству в целом. Писатель никогда не скрывал, что имел достаточно скептический настрой в отношении нравственного прогресса человеческого рода.

Такой же делает вывод и Воланд о москвичах. Будучи воплощением и олицетворением самого дьявола в творении Михаила Афанасьевича, персонаж Воланда в Москве предстает перед читателями глубоко образованным в области культуры и философии, внешне опрятным и с чувством юмора в образе иностранного гостя.

Фейерверк людских грехов, устроенный маэстро Воландом, находит свое отражение в сцене вечернего представления в московском театре Варьете. Благопристойные приличного вида граждане, чинно собравшиеся поглазеть на зрелищное представление, практически теряют человеческий облик, пытаясь набрать побольше драгоценных бумажек после устроенного в ходе представления денежного дождя.

Потребительство жителей города и угода своим сиюминутным порывам раскрывается автором легендарного романа мастерски в сцене с бесплатными мехами, шелками и чулками для прекрасных дам, хватающих все подряд, вне зависимости даже от размера и стиля изделий.

С номенклатурными обитателями Варьете нечистая сила с Воландом во главе тоже разделалась, согласно их порокам. Так, заведующий театральным буфетом Соков, который получал наживу на реализации несвежих продуктов, неизлечимо заболел по части пищеварения, а нечестные капиталы его не спасли.

Развратный директор театра Степа Лиходеев

Развратный директор театра Степа Лиходеев после всего, что устроили ему санитары пороков в романе, потерял интерес к спиртному и дамам, а также покинул столичное сытое место. Финансовый директор Варьете Римский по доброй воле пошел служить в кукольный театр после всего того, что пережил за одну ночь в обществе Геллы и укушенного ею администратора заведения Варенухи.

Конферансье Бенгальский, любящий в прошлом грубо и пошло пошутить со сцены, ощущая себя выше других, стал вести скромную уединенную тихую жизнь после того, как зрительская воля руками Бегемота в ходе презентации черной магии лишила его головы и вернула ее обратно.

Так, образы Москвы и ее жителей в романе Булгакова играют немаловажную роль и являются своеобразным действующим лицом. Именно через столицу и ее обитателей писатель выявляет пороки общества не только тех лет, но и в ходе существования человечества в целом показывая, что в своих низменных стремлениях люди не особо меняются, а нравственные изъяны социума — проблема вечная, как и тема добра и зла.

Читайте также: