Морские конвенции и кодексы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Перечень национальных и международных документов,
касающихся охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды, тексты последних изменений которых в соответствии с пунктом 6 Правила I/11 приложения к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками должны быть на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года с поправками и кодексами.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней с поправками. .

Международная конвенция о грузовой марке 1966 года с поправками.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками.

Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

Международная Конвенция о поиске и спасании на море 1979 года (SAR-79).

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года.

Положение о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденное приказом Минтранса России от 8 октября 2013 г. № 308.

Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденные приказом Минтранса России от 20 августа 2009 г. № 140.

Эмблема испанских ВВС поиска и спасения на море

Конвенция создает международную систему поиска и спасания (САР) с целью обеспечить, чтобы независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария, действия по поиску и спасанию терпящих бедствие людей координировались между расположенными в этом районе службами САР.

Конвенция предлагает договаривающимся сторонам обеспечить наличие в их странах соответствующих средств для поиска и спасания, заключать между собой соглашения по поиску и спасанию, в частности, предусматривающие облегченный доступ спасательных средств одного государства в территориальное море другого государства, а также устанавливать общие процедуры для эффективного и быстрого поиска и спасания.

Конвенция также предусматривает создание государствами спасательно-координационных центров и подцентров, включая назначение координатора на месте проведения операции.

После принятия Конвенции по решению Комитета по безопасности на море Международной морской организации(ИМО) Мировой океан был разделен на тринадцать поисково-спасательных зон. В каждой из зон соответствующие государства должны установить границы районов, в которых они несут ответственность за проведение поисково-спасательных операций.

Технические требования Конвенции САР содержатся в Приложении, состоящем из пяти глав.

В связи с тем, что возлагаемые на государства обязательства требовали существенных финансовых затрат (например, установление береговых сооружений), Конвенцию ратифицировало незначительное число государств, поэтому темп осуществления Конвенции был крайне медленным.

В 1995 году было принято решение внести в Конвенцию несколько важных поправок. В частности, выявилась необходимость привести Конвенцию в соответствие с положениями по поиску и спасанию, выработанными Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
Пересмотр технических требований, содержащихся в Приложении, был поручен Подкомитету ИМО по радиосвязи и поиску и спасанию (Подкомитет COMSAR). Поправки были приняты Комитетом по безопасности на море ИМО на его 69-й сессии в мае 1998 года и вступили в силу 1 января 2000 года.

В 2004 году был принят ещё один комплект поправок, касающийся лиц, терпящих бедствие на море. В частности, были добавлены: определение лиц, терпящих бедствие на море; положения, относящиеся к оказанию помощи капитану при доставке спасенных в море людей в безопасное место; а также важные положения, устанавливающие обязанность спасательно-координационных центров или спасательных подцентров предпринимать действия по установлению наиболее подходящих мест для высадки лиц, обнаруженных терпящими бедствие на море.

Одновременно с пересмотром Конвенции САР в ИМО проводилась работа по усовершенствованию практических руководств по поиску и спасанию. В 1971 году было выпущено Руководство ИМО по поиску и спасанию для торговых судов (МЕРСАР), а в 1978 году - Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (Наставление ИАМСАР).

Оба документа ИМО предлагали заинтересованным национальным организациям практические рекомендации по вопросам оказания помощи терпящим бедствие людям и судам в море.
Наставление ИАМСАР было в максимально возможной степени согласовано с соответствующим руководством, выработанным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Дальнейшее развитие средств связи и технических возможностей авиационного и морского поиска и спасания, а также необходимость более тесного сотрудничества обеих отраслей в этой области привели к тому, что ИМО и ИКАО совместно приняли Международное руководство по авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС), которым в настоящее время пользуются все воздушные и морские суда. РМАМПС состоит из трех томов: Организация и управление; Координация; и Подвижные средства. Последний третий том должен находиться на борту каждого морского судна.

*2010 Manila amendments to the International Conventionon Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 entered into force 01 January 2012 by means of tacit acceptance procedure/ Манильские поправки к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 вступили в силу 01 января 2012года в соответствии с процедурой молчаливого принятия.

**Consequent on the cessation of the 1971 Fund Conventionon 24 May 2002 this Protocol is considered having ceased with effect from the same date / В связи с прекращением действия 24 мая 2002 года Международной конвенции о создании международного фонда компенсации за ущерб от загрязнения нефтью 1971 года данный протокол утратил силу с этой же даты.

***Entered into force by means of tacit acceptance procedure on 27 June 2011 / Вступил в силу 27 июня 2011 года в соответствии с процедурой молчаливого принятия.

Жизнь на Земле возникла в Мировом океане. Необъятные океанические пространства покрывают около 140 миллионов квадратных миль, что составляет более 70 процентов земной поверхности. Помимо того что океаны всегда служили основным источником питания для всего живого на земле, они также с самых ранних времен истории человечества способствовали развитию торговли и налаживанию связей. Океаны разлучали людей и сводили их вместе.

Даже сейчас, когда все участки суши нанесены на карту и вглубь континентов можно свободно перемещаться по автомобильным дорогам, а также с помощью речных и воздушных путей, большая часть жителей планеты по-прежнему живут в пределах 200 миль от моря и тесно с ним связаны.

Свобода морей

Мировой океан долгие годы подпадал под действие доктрины свободы морей, выдвинутой еще в 17-м веке и, по сути, ограничивающей национальные права и юрисдикцию в отношении океана до узкой полоски моря, прилегающей к побережью государств. Остальная часть Мирового океана была провозглашена свободной и не принадлежащей ни одному государству.

Это положение сохранялась до середины двадцатого века, когда у государств появился новый стимул заявлять о своих притязаниях на морские ресурсы. Росла обеспокоенность по поводу ущерба, наносимого рыбным запасам в прибрежных водах рыболовецкими судами, ведущими промысел в открытом море, а также в связи с угрозой загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров, бороздящих морские просторы по всему земному шару и нередко перевозящих опасные грузы. Возникла угроза загрязнения, угрожающая прибрежным зонам и морской флоре и фауне. Военно-морские силы морских держав боролись за сохранение своего присутствия по всему земному шару, не только на поверхностных водах, но и под водой.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС)

Организация Объединенных Наций уже давно находится в авангарде усилий по обеспечению мирного, основанного на сотрудничестве и закрепленного законодательно использования морей и океанов, в интересах как отдельных стран, так и всего человечества. Настоятельные призывы к установлению эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия четко определенной национальной юрисдикции положили начало 15-летнему процессу, в течение которого был создан Комитет Организации Объединенных Наций по морскому дну и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов. В тот же период Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию, провозгласившую ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества. Кроме того, была созвана Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды.

Новаторская деятельность ООН привела к принятию в 1982 году Конвенции по морскому праву. Это стало определяющим моментом в расширении сферы действия международного права на обширные, совместного используемые водные ресурсы нашей планеты.

Конвенция разрешила ряд важных проблем, касающихся использования океана и национальной юристдикции. Так, в ней были установлены:

  • права на свободную навигацию;
  • границы территориального моря в 12 милях от берега;
  • исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега;
  • правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Защита морской среды

Защита морей и океанов является одним из важнейших аспектов деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). В частности, в рамках своей Программы по региональным морям, она содействует безопасному с точки зрения экологии использованию морских ресурсов.

ЮНЕП учредила Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Это единственный глобальный межправительственный механизм, занимающийся вопросами наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем.

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с помощью Межправительственной океанографической комиссии координирует программы в области морских исследований, систем наблюдения, а также смягчения опасных явлений и более эффективного управления океанскими и прибрежными районами.

Ключевой структурой Организации Объединенных Наций в области развития международного морского права является Международная морская организация (ИМО). Ее главная задача заключается в создании глобальной эффективной нормативно-правовой базы в области индустрии судоходства, в которой отражены интересы всех сторон.

Судоходство и загрязнение моря

Для обеспечения экологически чистого судоходства Международная морская организация (ИМО) разработала правила, направленные на сокращение выбросов в атмосферу опасных веществ, а также обязательные энергосберегающие методы с целью сокращения эмиссии парниковых газов морскими судами. К ним относятся историческая Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, принятая в 1973 году и измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года.

Полярный кодекс

Важной вехой в области нормативного регулирования развития транспорта и торговли стало принятие в 2014 году Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), а также внесение ряда регламентационных изменений, связанных с вопросами безопасности морского транспорта и системы снабжения и охраны окружающей среды.

Пиратство

MONUSCO peacekeepers land at beach to guard against piracy

Миротворцы МООНСДРК высаживаются на пляж для защиты от пиратства в Демократической Республике Конго. Фото ООН / Сильвен Лихти

Преступная деятельность пиратов, нередко сопровождающаяся захватами заложников из числа моряков, ведет не только к гибели людей и увечьям, но и к существенным сбоям в торговле и навигации, финансовым потерям судовладельцев, повышению страховых сборов и расходов на безопасность, повышению затрат производителей и расходов потребителей, а также нанесению ущерба морской среде. Пиратские нападения могут иметь самые различные последствия, в том числе препятствовать оказанию гуманитарной помощи и способствовать повышению стоимости будущих поставок в пострадавшие районы. Международная морская организация (ИМО) и ООН приняли дополнительные резолюции по борьбе с пиратством, дополняющие Конвенцию по морскому праву.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) в рамках своей Глобальной программы борьбы с преступностью на море борется с транснациональной организованной преступностью в Африке, уделяя особое внимание проблеме пиратства в районе Африканского Рога и в Гвинейском заливе. В рамках этой программы государствам региона оказывается содействие в проведении судебных процессов над подозреваемыми в пиратстве лицами и заключении их в тюрьму. Также реализуются программы подготовки кадров для укрепления потенциала в области обеспечения правопорядка на море. Действуя в сложных условиях, УНП ООН добилось больших успехов по самым различным направлениям, включая создание модели судебного преследования за пиратство и передачи задержанных лиц, подготовку работников судебной системы и реализацию учебных программ для служащих береговой охраны и полицейских подразделений в Сомали, Кении и Гане. Этого удалось достичь благодаря успешной реализации целого ряда программ, направленных на обеспечение безопасности на море и укрепление верховенства права и систем правосудия.

Top Sailor

Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС) | Internaional Ship and Port Facility Security (ISPS) Code

Top Sailor

Top Sailor

Международный кодекс по перевозке опасных грузов | International Maritime Dangerous Goods (IMDG) Code

Top Sailor

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом | International Bulk Chemical (IBC) Code

Top Sailor

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), 1973-78 | International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, (MARPOL), 1973-78

Top Sailor

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими | International Convention for the Control and Management of Ships' Ballast Water and Sediments (BWM)

Top Sailor

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), 1978 | International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW), 1978

Top Sailor

ПДНВ Руководство для моряков (С учетом Манильских поправок 2010 года) | STCW A guide for seafarers (Taking into account the 2010 Manila amendments)

Top Sailor

Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС), 1972 | Convention on the International Regulations for Preventing Collisions at Sea (COLREG), 1972

Top Sailor

Top Sailor

Международная конвенция о грузовой марке (КГМ), 1966 | International Convention on Load Lines (LL), 1966

Top Sailor

Top Sailor

Международная конвенция по поиску и спасанию на море (САР), 1979 | International Convention on Maritime Search and Rescue (SAR), 1979

Top Sailor

Международная конвенция по обмеру судов, 1969 | International Convention on Tonnage Measurement of Ships, 1969

Top Sailor

Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), том I (Организация и управление) | International Aeronautical and Maritime Search and Rescue (IAMSAR), volume I (Organization and Management)

Читайте также: