Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трансплантация органов и работа трансплантационной службы в Российской Федерации в настоящее время регламентируется двумя законами, положения которых находятся в прямом противоречии.

Ключевые слова

Депонировано (дата): 27.06.2018

Для цитирования:

Галибин О.В., Беляева И.Г. Трансплантация органов: этические и юридические аспекты. Качественная Клиническая Практика. 2006;(2):24-28.

Трансплантация органов и работа трансплантационной службы в Российской Федерации в настоящее время регламентируется двумя законами, положения которых находятся в прямом противоречии.

Трансплантация вне закона

В то же время Закон не обязывает медицинских работников испрашивать разрешение родственников на изъятие органов у трупа в момент смерти близкого им человека.

Статья 5.
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти.
1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
– о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
– о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
– быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
быть подвергнутым кремации;
– о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Концепция смерти мозга была разработана в неврологии независимо от целей и потребностей трансплантации. Главной причиной смерти мозга является черепно-мозговая травма, в трети случаев – инсульты, разрывы аневризмы, обширные инфаркты (5). При современном развитии реаниматологии жизнеспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем при смерти мозга можно поддерживать в течение неопределенно долгого срока, но в этом состоянии невозможна самостоятельная жизнедеятельность организма, восстановление ментальных, интеллектуальных функций.

При подтверждении наличия смерти мозга необходимо избежать гипердиагностики в силу неопытности или корыстных интересов, поэтому констатация смерти мозга производится независимой комиссией в соответствии с протоколом. Комиссия должна состоять из заведующего отделением, врача-реаниматолога, невролога и специалиста по функциональной диагностике (для расшифровки ангиограммы и электроэнцефалограммы).

В комиссию не могут входить лечащие врачи-реаниматологи, врачи, имеющие отношение к трансплантации и забору органов. Во всех случаях, когда смерть возникает при сомнительных обстоятельствах, необходимо участие в акте изъятия судебно-медицинского эксперта. Он должен решить правомерность изъятия органов после консультации со следователем, если имеются обоснованные подозрения, что убийство было умышленным. Задача судебно-медицинского эксперта – наблюдение за тем, чтобы изъятие органов не препятствовало проведению экспертизы.

Закон и мораль

Многими религиями запрещается нанесение повреждения телу умершего человека. Со светской точки зрения, смерть человека не обрывает действенности его воли в отношении того, что ему принадлежит. Выражением этой воли может быть письменное ее изложение (завещание) или устное волеизъявление.

При трансплантации органов от трупов возникают морально-этические проблемы, связанные как с процедурой забора органов, так и со справедливым распределением дефицитных ресурсов трансплантологии между потенциальными реципиентами.

Кому принадлежат органы трупа?

В этом вопросе применяются три подхода: принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора органов.

Рутинный забор пригодных для трансплантации органов у трупов в нашей стране долгое время оставался основным типом решения данного вопроса. При этом власти по собственному усмотрению могут распоряжаться телом умершего. В этом случае реализуется установка утилитарной этики, согласно которой действие морально оправданно, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего количества людей. Однако при этом нарушается право человека распоряжаться своим телом (пусть даже после смерти) и затрагиваются моральные ценности семьи покойного, в ряде случаев нанося родственникам дополнительную моральную травму.

Презумпция согласия. Данный тип забора органов заложен в современное российское законодательство. При этом констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции (как самого человека при жизни, так и родственников после его смерти). Вследствие распространенной в России правовой безграмотности этим правом пользуются редко, что, с другой стороны, является благом, так как большинство населения, не доверяя современной системе здравоохранения, с предубеждением относится к забору органов. Из-за отсутствия широкой системы позитивной информации о трансплантологии и обилию негативных публикаций в средствах массовой информации и других изданиях люди (пока не затрагиваются их личные интересы) весьма критично относятся к трансплантологии.

Информированное согласие (презумпция несогласия) предусматривает прижизненное распоряжение донора или согласие членов его семьи после его смерти. Этот тип забора органов применяется в ряде развитых стран (США, Голландия, Португалия). В США в 1968 году принят закон об анатомическом даре (для лиц старше 18 лет) (7). Дар выражается в виде устного изъявления воли или путем заполнений специальной донорской карты.

Этично ли спрашивать у родственников умершего разрешение на забор органов (причем задавать этот вопрос будет врач, который курировал больного)? С одной стороны, это нанесет им дополнительную моральную травму. С другой – отчасти снимает с врача персональную ответственность за принятие решения. Именно поэтому в некоторых американских штатах закон обязывает медиков обращаться к родственникам за разрешением на забор органов.

Справедливое распределение

Важнейшей проблемой трансплантологии является нехватка полноценных донорских органов. Существует несколько теорий справедливого распределения этих дефицитных ресурсов.

Органы живых доноров

Альтернативой трупному донорству является трансплантация органов живых доноров. Метод имеет ряд преимуществ по сравнению с трансплантацией трупных органов: лучшие непосредственные и отдаленные результаты, более раннее функционирование трансплантата, отсутствие необходимости длительного ожидания операции и ее плановый характер; использование более мягких режимов иммуносупрессивной терапии (6). По данным одного из ведущих трансплантационых центров мира, трехгодичная выживаемость почечных трансплантатов, полученных от идентичных сиблингов, равна 95%, от родственных идентичных доноров – 85% а при при использовании почек, полученных от умерших людей – 65%. Средняя длительность выживания почечного трансплантата, взятого от живых родственных доноров – 15-20 лет, для трупного трансплантата – 7-9 лет (10).

Наибольшая активность по использованию почек живых доноров наблюдается в Норвегии – 16 трансплантаций на 1 млн. населения ежегодно, США – 13, Швеция – 14. Настороженно к данной проблеме относятся в Германии, Финляндии, Австрии, но и они из-за нехватки органов понемногу меняют свое мнение (9).

Естественно, при подобных операциях существует определенный риск для донора: риск оперативного вмешательства, риск заболевания оставшегося парного органа (редко, но у доноров встречается протеинурия, гипертензия, иногда даже почечная недостаточность). Законом запрещается пересадка органа, если априорно известно, что она нанесет необратимый вред здоровью пациента.

В настоящее время риск удаления одной почки у донора минимален, послеоперационная летальность практически отсутствует (составляет 0,03%) (6), доноры с одной почкой живут длительно. Тем не менее, среди врачей и части общества существует мнение, что использовать органы живых доноров можно лишь в исключительных случаях, когда трупные почки полностью недоступны.

Донорство при данном виде трансплантаций должно отвечать ряду этических требований (2):

– добровольность (отсутствие родственного, административного и финансового принуждения);
– альтруизм (исключение финансовой заинтересованности донора, коммерческой сделки);
– осознанность жертвы.

Донорство недееспособных (в силу возраста или состояния здоровья) лиц не допускается. Однако известны случаи, когда американский суд допускал донорство и от несовершеннолетних. Так, имел место инцидент, когда пересадили почку от психически больного ребенка его брату, не имеющему психопатологии. При этом суд мотивировал свое решение долгосрочными интересами донора: старший брат, будучи здоровым, сможет помочь ему, когда родители будут уже не в состоянии сделать это (2). Также широко известен случай семьи Айяла. 7-летняя Анисса заболела лейкемией. В течение долгого времени ей не могли подобрать донора костного мозга. Родители зачали ребенка, у которого сразу после рождения был проведен забор костного мозга (1).

Тем не менее, приведенные случаи являются исключением из правил. Основой трансплантации органов живых доноров является альтруизм. Необходимо учесть, что не всегда принятие решения бывает добровольным. На донора оказывают давление родственники, друзья, врачи. Особое внимание необходимо уделить возможным донорам из специфических этнических групп, где, например, низко ценится право женщины на свободу выбора. В некоторых трансплантационных центрах любая медицинская информация о потенциальном доноре (или реципиенте) передается даже родственникам только с его прямого согласия (таким образом исключается родственное давление).

В России трансплантация органов от живых доноров законодательно разрешается только при условии их генетически прямого родства с реципиентом. Однако в некоторых странах в последние годы широко используются почки, полученных от живых генетически неродственных доноров – друзей, жен, мужей. Это т.н. эмоциональное, или альтруистическое донорство (11). Существуют как сторонники, так и противники данного метода. Одним из самых серьезных аргументов, выдвигаемых противниками данного метода: возможная криминализация при использовании неродственных доноров.

Число лиц, обращающихся в центры США с желанием добровольно отдать почку или костный мозг, растет. Данный вид альтруизма – альтруизм высшей степени, т.к. при этом часто нет никакой заинтересованности и связи с больным человеком. Многие даже не знают, кому будет пересажен их орган.

В случае отказа врачей использовать почку для трансплантации необходимо открыто сообщить донору причину этого, а также указать центры, где могут быть приняты другие решения.

Таким образом, альтруизм, осознанное согласие, малый риск односторонней нефрэктомии, польза для больного человека, делает живое неродственное донорство этически полностью оправданным. Невозможно по принципам морали запретить свободное решение донора дать свой орган больному человеку, если у того нет альтернативы.

Использование живых неродственных доноров оговаривается рядом условий: процесс должен быть легализован, трансплантационная бригада и реципиент должны быть уверены, что донорство носит альтруистический характер.

Причина смерти – несовершенство законов

Одна из важнейших проблем современной трансплантологии – существенный недостаток донорских органов. Ежегодно в мире выполняется более 26 тыс. операций по трансплантации почки, и их количество неуклонно растет (3). Но, несмотря на увеличение количества операций в абсолютных и относительных цифрах, отмечается рост листа ожидания. Почечный трансплантат получают лишь 15% больных, которым необходима трансплантация почки. Из пациентов, стоящих в листе ожидания трансплантации сердца и/или печени ежегодно, не дождавшись операции, погибают более 20% (10).

Ежегодная потребность России в операциях пересадки почек оценивается в 5-7 тысяч. Последние 5 лет в России выполнялось всего около 300 трансплантаций почки в год.

В 2003-2005 годах использованы органы 172 трупных доноров – в два раза меньше, чем в предыдущие годы. За первый квартал 2006 года изъяты органы всего у 19 доноров.

Потенциальных доноров, погибших от травм или инсультов, в столице бывает до 1500 в год. Но их органы не изымаются: либо непригодны, либо врачи не хотят делать это из-за угрозы судебного преследования.

В московском листе ожидания на пересадку почки стоит более 1000 человек, 66 ждут печень, еще 66 – сердце. По стране ожидающих тысячи, пересадки измеряются десятками (11).

Нищета российского здравоохранения – важная, но не единственная причина того, что сотни, а то и тысячи больных ежегодно умирают, не дождавшись подходящего донора. Для их спасения необходимо прежде всего законодательное решение вопросов трансплантации органов.

Список литературы

1. Григорьев Ю.И., Григорьев И.Ю., Истомина Л.Б. Правовые аспекты проведения некоторых видов биомедицинских и клинических экспериментов. // Вестник новых медицинских технологий. – 2001. – т.8. – №3 – с.79-82

2. Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.И., Коротких Р.В. и др. Введение в биоэтику. // М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 381 с.

3. Козлов С.П. Основные достижения в трансплантологии. // Трансплантология и искусственные органы. – 1998. – №4. – с.3

4. Мур Ф. История пересадок органов. // М: Мир – 1973 – 310 с.

5. Попова Л.М. Этические проблемы, возникающие при диагностике смерти мозга. // Анестезиология и реанематология, – 1992. – №5-6. – с.69-72

6. Розенталь Р.Л. Этические проблемы при трансплантации органов от живых доноров // Вестник трансплантологии и искусственных органов. – 2001. – №1. – с.42-47

8. Bir V.J., Ramos T.L., Danovich G.V. Evalution of living renal donors – a current practice of UNOS transplant centers. // Transplantation. –1995. – 60. – 322-327

10. Najarian J.S., Chavers D.V., McHagh L.E., Matas A.G. 20 years or more of follow up of living kidney donors. // Lancet. – 1992. – 340 – 807-810

11. Squifflet J.P., Pirson Y., Poncelet A. Unrelated living kidney transplantation. // Transplant Int., – 1990 – 3:32-35

Об авторах

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Россия
лаборатория трансплантологии НИЦ

Пересадка органов и тканей производится от плодов, подвергшихся абортирован и тo - как самопроизвольному, так и искусственному. Причем последний вид аборта является основным источником трансплантатов, так как самопроизвольные выкидыши встречаются значительно реже и часто сопровождаются патологией плода, что делает их неподходящими донорами для пересадок.

Опыты с пересадкой фетальных тканей начались еще в прошлом веке. В 1881 г. К. Леопольд, пересаживавший плодный эпителий экспериментальным животным, писал: "Фетальные ткани животных обладают более мошной, в сравнении с обычными, способностью к росту. Причем чем меньше возраст плода, тем больше выражена эта способность". Будучи менее дифференцированы, чем у взрослого организма, клетки плода напоминали по своим биологическим качествам раковые, но не обладали патологическими свойствами. Как и раковые, плодные клетки лучше выживали в чужеродной среде организма животного реципиента. Поэтому в эпоху, когда не были известны иммуногенетические механизмы отторжения трансплантатов, фетальные ткани рассматривались как наиболее перспективные для трансплантологии.

В 30-х годах нашего века предпринимались попытки разработать метод лечения диабета путем пересадки панкреатической железы плода после предварительного культивирования. Аналогичным способом пытались лечить недостаточность щитовидной и паращитовидной железы.

Интенсивные исследования и эксперименты в этой области велись вплоть до разгадки проблемы гистосовместимости. Причем, несмотря на серьезные усилия, полученные результаты были недостаточно убедительными. Поэтому ни один из методов трансплантации фетальных тканей не получил клинического применения. П. МакКаллах на основе изучения истории фетальных трансплантаций писал: "Для нас, живущих в 1986 году, значение изучения истории пересадок фетальных тканей в медицинских целях заключается в понимании того, что интерес к ним основан не па твердо установленных научных данных, но на плохо обоснованных общих соображениях и впечатлениях". Несмотря на проблемы с признанием научных успехов в трансплантации фетальных тканей, исследования и эксперименты в данной области продолжаются. В настоящее время имеются данные, свидетельствующие о том, что пересадка больным, страдающим паркинсонизмом или болезнью Ген-тингтона, эмбриональных тканей мозга приводит к существенному улучшению их клинического состояния. Иные методы лечения этих заболеваний не обладают сколько-нибудь выраженным терапевтическим эффектом, поэтому пересадка фетальных тканей дает больным некоторую надежду на облегчение тяжелейших страданий, которой они до сих нор не имели. Известны попытки лечения путем подобных пересадок больных синдромом Дауна, диабетом и другими заболеваниями.

Безусловно, вопрос о научности того или иного направления медицинских исследований должен решаться внутри самой науки на основе тщательной оценки объективно полученных данных. Однако отсутствие согласия в научной среде по данному вопросу позволяет сделать морально значимый вывод. Клиническую трансплантацию фетальных тканей следует рассматривать как область экспериментальных исследований и применять к пей соответствующие нормы правового и морального регулирования ( подробнее об этом см, гл. XIV).

Поскольку аборт является условием получения тканей для трансплантации, то его допустимость оказывается одной из центральных моральных проблем на пути развития рассматриваемого типа новых медико-биологических технологий. Основное содержание вопросов, относящихся к проблеме прерывания беременности, рассматривалось в гл. VII. Здесь же целесообразно остановиться только на специфических моральных проблемах, связанных именно с использованием абортированных плодов в качестве доноров тканей и органов для трансплантации.

Примечательно, что моральная оценка фетальных пересадок формировалась и формируется относительно независимо от моральной оценки аборта. Наблюдается своеобразное сочетание этих оценок и соответствующих позиций. Консервативное крыло образуют сторонники запрета аборта и фетальных трансплантаций, рассматривающие аборт как "убийство" нерожденного человека, а трансплантацию - как разновидность "каннибализма". Существуют и такие противники искусственного аборта, которые считают оправданными трансплантации фетальных тканей для лечения болезней человека. Часть из них полагает, что если уж это зло существует, то неразумно "выбрасывать" то, что может помочь страдающим людям. Другие согласны с использованием тканей только естественно абортированных плодов при условии установления факта их смерти (то есть на тех же основаниях, что и при осуществлении обычных трансплантаций).

Есть, далее, сторонники аборта как права женщин на свободное волеизъявление и контроль за собственной фертилы-ю-стыо, которые, однако, сомневаются в моральности использования плодных тканей для трансплантаций. Обычно такая позиция мотивируется тем, что развитие подобной клинической практики приведет к росту потребности в фетальных тканях, которая через рыночные механизмы будет стимулировать их "предложение 7 ' со стороны женщин. Существует, таким образом, опасность превращения женщин в "сырьевые придатки"

прибыльной медицинской индустрии - фетальной трансплантологии. Наконец, наиболее либеральное крыло составляютте, кто считает морально допустимым как искусственные аборты, так и пересадку фетальных тканей. Позиция многих представителей российского здравоохранения в данном вопросе является одной из наиболее либеральных в мире.

Трансплантация фетальных тканей не является единственной областью утилизации абортированных плодов в современной медицине. Человеческие плоды широко используются для получения вакцин, например против полиомиелита. Трудно переоценить значение этой вакцины для спасения жизней и здоровья многих миллионов детей во всем мире. Эмбрионы используются и при диагностике многих вирусных заболеваний. Неоценимо значение научных исследований абортированных плодов для эмбриологии человека, выяснения причин врожденных и генетических заболеваний, разработки новейших методов внутриутробной хирургии и терапии различных форм патологии. Поэтому вопрос о моральности использования тканей абортированных плодов для целей трансплантации должен учитывать отмеченные выше, не вызывающие возражений у населения, рутинные способы их утилизации.

Новым аспектом становится сама технология пересадки тканей плода в тело пациента. И отношении нее правомерно применение этических принципов, аналогичных тем; что сложились в трансплантологии. Поскольку плод, естественно, не может дать добровольного согласия на изъятие от него тех или иных органов для пересадки, которая неминуемо приводит к его гибели, то трансплантация от живых плодов считается морально недопустимой. Иногда используется такой путь, как получение согласия матери, идущей на аборт, на использование плода для этих целей. Однако моральная весомость подобного согласия представляется крайне сомнительной, так как мать самим принятием решения об аборте "приговорила" его к смерти. Она не может полноценно отстаивать его интересы.

Поэтому морально приемлемыми считаются трансплантации тканей только от уже погибших плодов. Однако определение-момента смерти плода с той же объективностью и точностью, которая имеет место при установлении факта смерти мозга у взрослых, пока представляется невозможным. Ткани плода более устойчивы к гипоксии, чем ткани взрослых организмов, поэтому жизненно важные функции повреждаются более медленно.

Не существует общепринятой дефиниции смерти для детей моложе 5 лет, а самые амбициозные медицинские критерии применяются только к нонорожденным старше семи дней. Поэтому на практике применяется либо критерий живорожденно-сти, определяемый возрастом плода и его весом, либо традиционный критерий, основанный на отсутствии дыхательных движений и сердцебиения. Поскольку некоторые абортированные плоды рождаются с признаками жизни, считается неприемлемым продлевать эту жизнь искусственными методами с целью более удобного извлечения органов и тканей для пересадки. Чтобы предотвратить преднамеренное производство плодов для трансплантологических целей, необходимо обеспечить независимость принятия женщиной решения об аборте от намерения врачей использовать впоследствии ткани плода для пересадок. В связи с этим подлежит запрету любая форма оплаты женщине, а также торговля абортированными плодами, их тканями и органами.

Тем более недопустимыми являются любые предварительные договоренности между женщиной и будущим реципиентом в отношении зачатии ребенка или его аборта для транс-плаитологических целей. Особые проблемы возникают тогда, когда женщина зачинает плод е целью спасения жизни уже имеющегося больного ребенка. Такие случаи описаны в литературе. Вот мнение отечественного юриста М.Н. Малеиной: ''Полагаю, что родители могут распорядиться абортированным плодом, то есть дать согласие ни использование тканей, органов эмбриона для научных исследований или лечения. В качестве общего правила следовало бы установить, что зачатие и аборт только с целью получения материала для трансплантации не разрешается. Но в порядке исключения, видимо, надо разрешить подобные операции в интересах жизни и здоровья близких, если это единственный способ их спасения"<10). Такое разрешение даже для "исключительных случаев" спорно, так как фактически здесь предлагается преднамеренное принесение в жертву жизни существа, которое могло бы состояться в качестве полноценной личности.

В основе моральных проблем и данной области так или иначе оказывается проблема статуса плода (см. гл. VII, VIII).

В связи с особой социальной значимостью вопрос об установлении статуса плода не может решаться медицинскими ведомствами кулуарно, без широкого общественного обсуждения и согласия. Конечно, в обозримом будущем добиться единодушия по такому вопросу не представляется возможным - всегда будут несогласные, поскольку мнения в обществе слишком поляризованы. Однако конфликт будет менее острым, если решение будет приниматься демократическим путем, на основе обстоятельного общественного обсуждения проблемы и свободного волеизъявления, оформленного в виде постановления законодательных органов.

Статья 28 неоднократно упоминавшейся Конвенции Совета Европы обязывает правительства "позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности их социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций; то же самое касается и проблем, связанных с практическим использованием достижений биомедицины". Данное требование имеет самое прямое отношение к проблеме морального статуса абортированного плода и допустимости фетальных трансплантаций.

Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Деонтологические проблемы в трансплантологии являются чрезвычайно актуальными.

На данный момент в экспериментах разработана пересадка многих органов, включая органы пищеварения, конечности и даже мозг. Долгую историю имеет и фетотерапия (использование в медицине клеток и тканей человеческих эмбрионов), начинающуюся с исследований и эмпирической практики П. Ниханса (Швейцария) и Ю. Ю. Вороного в 20-х гг.

Изначально целью фетотерапии было создание противоракового иммунитета и омоложение организма. Затем к этим идеям добавились и другие:

1. Создание иммуномодулирующих препаратов

2. Выращивание клеточных культур, тканей, органов с идеальной гистосовместимостью.

3. Разработка принципиально новых методов лечения б-ни Паркинсона, сахарного диабета, клапанных пороков сердца.

Таким образом, при использовании эмбриональных клеток и тканей в научных целях, клинической практике и фарм. промышленности возник ряд этических вопросов.

Различают следующие типы трансплантации:

  1. Аутотрансплантация (аутологическая трансплантация) – реципиент трансплантата является донором для самого себя, например, трансплантация кожи с неповреждённых участков при тяжёлых ожогах. При лимфомах, лейкозах и химиочувствительных злокачественных опухолях широко применяется аутотрансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток после высокодозной противоопухолевой химиотерапии.
  2. Гомотрасплантация (гомологическая трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически 100% идентичный реципиенту однояйцевый близнец реципиента. При возможности клонирования отдельной ткани и выращивании целых органов с заданными иммунологическими характеристиками все трансплантации будут гомологичными.
  3. Аллотрансплантация (гетерологичная трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически чуждый организм.
  4. Ксенотрансплантация (межвидовая) – трансплантация органов от животного другого биологически вида человеку.

Данный вид трансплантации может подвергнуться отрицательной оценке со стороны религиозных конфессий, например, для мусульман и иудеев неприемлемыми будут ткани свиньи, а для индуистов – коровы. Также межвидовая трансплантация вызывает критику со стороны защитников прав животных и людей, считающую подобную практику неэтичной.

5. Использование органов от умерших людей.

При пересадке органа погибшего донора чем раньше пересажен орган, тем выше шансы на успех операции, но процедура фиксации смерти и её критерии остаются предметом дискуссии.

6. Прижизненное изъятие органов.

Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Помимо этого, после доставки нужного донора в больницу встает проблема о проведении ему реанимационных мероприятий, что противоречит этике медицины, однако длительное искусственное поддержание жизни донора может привести к необратимым изменениям в необходимом органе, сделав его непригодным к пересадке.

Следующий вопрос: по каким критериям следует констатировать смерть донора? Чаще главным признают смерть сердца, но к этому моменту интересующий орган уже часто непригоден для пересадки.

По инструкции Министерства здравоохранения изъятие органа нужно проводить после констатации смерти мозга, вне зависимости от наличия сердцебиения, но на деле это выглядит как отнятие органа у человека, который ещё не умер, потому что у него ещё бьется сердце.

Остро обсуждается и вопрос об этичности клеточной терапии: при некоторых дегенеративных заболеваниях нервной системы взрослому больному может помочь введение нервных клеток человеческого зародыша, выделенных из абортивных материалов, что приведет к увеличению числа медицински неоправданных абортов. В свою очередь, возлагают на себя надежды успехи генной инженерии и совершенствование клонирования органов, однако и эти технологии также порождают глубокие этические проблемы.

1."Основы общественного здоровья и здравоохранения" В.С. Лучкевич, Санктъ-Петербург, 2011 год.

2. "Общественное здоровье и здравоохранение" Кириченко Ю.Н., Курск, 2004 год, Курский государственный медицинский университет.

3. "Общественное здоровье и здравоохранение" В.А. Миняев,Н.И. Вишняков, 2012 год.

4. АНО ДПО Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кафедра рефлексотерапии.


В области трансплантологии все этико-правовые проблемы можно разделить на несколько блоков, связанных с ключевыми этапами технологии трансплантации:

  • первый блок затрагивает вопросы о констатации смерти человека;
  • второй - вопрос изъятия (забора) органов и/или тканей и распределения органов и/или тканей между реципиентами;
  • третий блок связан с проблемами коммерциализации трансплантологии.

В большинстве стран мира диагноз смерти мозга является основанием для врачебного заключения о наступлении момента смерти человека. Смерть мозга – это новый образ и новый смысл смерти человека. Однако, понятие смерти мозга не тождественно понятию биологической смерти. Биологическая смерть представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Проблема изъятия донорских органов

Проблема изъятия донорских органов может рассматриваться в разных ракурсах: в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым.

Если ситуация изъятия органов и тканей у мертвого донора связана, в первую очередь, с вопросом о констатации смерти человека, то вопрос с живыми донорами заключается в оправданности хирургического вмешательства. Нравственно ли продлевать жизнь реципиенту на какое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации и сокращения жизни здорового донора? Гуманная цель продления и спасения жизни реципиента теряет статус гуманности, когда средством ее достижения становится нанесение вреда жизни и здоровью донора.

Профессиональная врачебная этика в отношении трансплантации органов однозначна: помочь больному-реципиенту необходимо обязательно, но не за счет здоровья донора. Законом запрещается пересадка органа, если заведомо известно, что эта операция нанесет необратимый вред донору. Второе правило объясняет механизм принятия решения врачом: трансплантация органов допустима, если результат операции оправдывает нежелательные побочные эффекты. Здесь опять же следует задуматься о том, какие побочные эффекты стоит считать нежелательными для организма?

Наибольшее число трансплантаций в Беларуси обеспечивает посмертное (трупное) донорство (по некоторым данным, 70% таких доноров – умирающие от инсульта люди в возрасте от 50 до 60 лет). Данный вид донорства также связан с рядом этико-правовых и религиозных проблем, среди которых необходимо назвать проблему констатации смерти человека, проблему добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации, а также допустимость использования тела человека в качестве источника органов и тканей для трансплантации с позиций религии.

Существуют две полярные позиции. Либеральная биоэтика всесторонне поддерживает трансплантацию как перспективное направление в медицине. Ее представители акцентируют внимание на гуманистических ценностях, исключая экономические выгоды. Консервативно-христианская позиция сводится к тому, что нанесение повреждений телу означает потерю уважения к живущему.

Хотя, вопрос об изъятии органов является скорее правовым, получение согласия человека или его родственников на использование его органов для трансплантации связано и с рядом этико-психологических проблем. Получение согласия у человека, находящегося в терминальном состоянии практически невозможно и по этическим причинам, и по медицинским, т.к. человек, как правило, физически находится в таком состоянии, когда не может принимать добровольных, ответственных решений на основе полной и достоверной информации, предоставленной ему в доступной форме. Общение с родственниками умирающего или только что умершего человека также чрезвычайно сложная и ответственная этико-психологическая задача, поэтому в различных государствах действует тот или иной вид донорства, который закреплен законодательно и находится в свободном доступе, и с которым граждане могут ознакомится заблаговременно (наиболее распространенные – презумпция согласия.

Одна из сложных этико-правовых проблем – детское донорство. Поскольку законы о видах донорства распространяются только на взрослых, то, как правило, изъятие органов ребенка не регламентируется законодательно, а получается путем испрошенного согласия родителей, что также этически очень неоднозначно (принимая во внимание ситуацию, когда врачу приходится получать такое согласие).

Пути получения донорских органов

Вопрос изъятия (забора) органов и/или тканей и распределения органов между реципиентами тесно связано с дефицитом донорских органов. Данная проблема решается различными путями: пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это, создание искусственных органов, разработка методов получения донорских органов от животных, культивирование соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей, создание искусственных органов на основе достижений биоэлектроники и нанотехнологий.

Во многих случаях наличие искусственных органов становится настоящим спасением для пациентов. Сейчас в терапевтической практике активно используются такие устройства, как искусственная почка, кардиостимуляторы и искусственные клапаны сердца, биопротезы и искусственные хрусталики, а также многое другое. В современной практике одним из путей решения дефицита органов также является ксенотрансплантация. Идея использования животных в качестве доноров основана на мнении о том, что животное является менее ценным живым организмом, чем человек. Однако, против этого возражают как сторонники защиты животных, так и представители трансгуманизма, считающие, что каждое живое существо имеет право на жизнь и негуманно ради продолжения жизни одного живого существа убивать другое.

На современном этапе медицины активно разрабатываются методы клонирования органов и тканей, что позволит снять ряд этико-правовых проблем трансплантации, т.к. донор и реципиент являются одним человеком. Однако, данный вид пересадки еще далек от внедрения в рутинную клиническую практику.

Распределение донорских органов

Детская трансплантация

Проблема коммерциализации

Несмотря на принцип безвозмездности донорства, все чаще в трансплантологии поднимается вопрос о некой компенсации донорам рисков, связанных с проведением трансплантации. Как, например, при донорстве крове, которое в данный момент может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе.

Таким образом, развитие трансплантологии сегодня является не только медицинской, но и биоэтической проблемой, требующей разработки и принятия новых законодательных актов, а также корректировки существующих на основе соблюдения этических норм.

Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей

Первый слайд презентации: Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей

Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей

Слайд 2: трансплантология

Трансплантология является одной из самых перспективных областей медицинской науки и практики: она аккумулирует новейшие достижения современной хирургии, реаниматологии, анестезиологии, иммунологии, фармакологии и других медикобиологических наук и опирается на целую совокупность высоких медицинских технологий.

трансплантология

Слайд 3: история

1954 г. американскими хирургами была осуществлена первая успешная пересадка почки. 1965 г. академик Б. В. Петровский успешная пересадку почки от живого донора 1966 г. успешная пересадка почки от трупа 3 декабря 1967 г южноафриканский хирург Кристиан Барнард, произвел первую пересадку сердца от погибшего человека 1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека"

Слайд 4: Фетальные органы и ткани

Фетальные ткани — это человеческие эмбрионы, извлеченные в результате прерывания. беременности на поздних сроках (16-22 недели). Пересадка органов и тканей производится от плодов, подвергшихся абортированию – как самопроизвольному, так и искусственному аборту.

Фетальные органы и ткани

Слайд 5: опыты

1881 г. К. Леопольд, пересадил плодный эпителий экспериментальным животным. 30-е года XX в. попытки разработать метод лечения диабета путем пересадки панкреатической железы плода после предварительного культивирования. Пытались лечить недостаточность щитовидной и Пересадка эмбриональных тканей мозга больным, страдающим паркинсонизмом или болезнью Ген- тингтона, приводит к существенному улучшению их клинического состояния.

Слайд 6

Виды источников органов и/или тканей для трансплантации трупное донорство; живые доноры; искусственные органы и ткани; органы животных ( ксенотрансплантаты ) фетальные ткани.

Слайд 7: Типы этических проблем трансплантологии:

оправданность перераспределения медицинских ресурсов в пользу развития трансплантологии. коммерческие отношения при проведении трансплантологических операций. проблемы конкретных этапов технологии трансплантации: проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга; эксплантация (изъятие) органов и (или) тканей у трупа или живого донора; распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.

Типы этических проблем трансплантологии:

Слайд 8: Консервативное крыло

Консервативное крыло образуют сторонники запрета аборта и фетальных трансплантаций, рассматривающие аборт как "убийство" нерожденного человека, а трансплантацию - как разновидность "каннибализма". Существуют и такие противники искусственного аборта, которые считают оправданными трансплантации фетальных тканей для лечения болезней человека. Часть из них полагает, что если уж это зло существует, то неразумно "выбрасывать" то, что может помочь страдающим людям.

Слайд 9

Другие согласны с использованием тканей только естественно абортированных плодов при условии установления факта их смерти (то есть на тех же основаниях, что и при осуществлении обычных трансплантаций). Есть, далее, сторонники аборта как права женщин на свободное волеизъявление, которые, однако, сомневаются в моральности использования плодных тканей для трансплантаций. Обычно такая позиция мотивируется тем, что развитие подобной клинической практики приведет к росту потребности в фетальных тканях, которая через рыночные механизмы будет стимулировать их "предложение7' со стороны женщин. Существует, таким образом, опасность превращения женщин в "сырьевые придатки«прибыльной медицинской индустрии - фетальной трансплантологии.

Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей

Слайд 10

Наконец, наиболее либеральное крыло составляют те, кто считает морально допустимым как искусственные аборты, так и пересадку фетальных тканей. Позиция многих представителей российского здравоохранения в данном вопросе является одной из наиболее либеральных в мире.

Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей

Слайд 11: Использование абортированных плодов

Получение вакцин, например против полиомиелита. Диагностика многих вирусных заболеваний. Научные исследования абортированных плодов, выяснения причин врожденных и генетических заболеваний, разработки новейших методов внутриутробной хирургии и терапии различных форм

Читайте также: