Классицизм при николае 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура России в первой половине
XIX века

Золотой век русской культуры

Проблема урока
Почему период первой половины 19 века получил название золотого века культуры?

НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX в.
НАПРАВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ
КЛАССИЦИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
РОМАНТИЗМ
РЕАЛИЗМ

АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей.
А.Д.ЗАХАРОВ
ТОМА ДЕ ТОМОН ЖАН
ОГЮСТ МОНФЕРРАН
А.Н.ВОРОНИХИН

ЗДАНИЕ БИРЖИ
(СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА)
Архитектор: Тома де Томон
Здание Биржи — центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением.
Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы).

КАЗАНСКИЙ СОБОР
Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
С 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Архитектор: Огюст Монферран
Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.
Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.
Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА
Здание Главного штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.
Ныне в нём находится командование Западного военного округа.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Михайловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма. Архитектором Михайловского дворца был Карл Росси.
В здании находится Государственный Русский музей.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
Александринский театр (он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина) — петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.
31 августа (12 сентября) 1832 года театр получил здание, созданное зодчим Карлом Ивановичем Росси, обращенное главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.
С 1832 года театр стал называться Александринским. Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны.

Памятник Минину и Пожарскому
Скульптор: И.П. Мартос
Большой Театр
Архитектор О.И. Бове

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ
Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин).
Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором.
Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

ЖИВОПИСЬ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:
Характерен романтизм и реализм
Требование Академии художеств строго следовать канонам классицизма
Направления в живописи XIX века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был классицизм. Зародившийся в XVIII веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.
Особенно яркий расцвет живописи в XIX веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений.
Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля - обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Кипренский
Орест Адамович
13 марта 1782 — 5 октября 1836
русский художник, график и живописец, мастер портрета.
В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина.
Наиболее известные произведения :
портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811),
портреты супругов Ростопчиных (1809)
автопортрет (1808),
К. Н. Батюшкова (1815), В. А. Жуковского (1816).

ТЕАТР
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным.
В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли.
В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.
В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета).
В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.

В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского.

В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов и др.
Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро.

В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

29 января 1783 — 12 апреля 1852
русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Действительный член Императорской Российской академии (1818);
почётный член Императорской Академии наук (1827—1841);
ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности;
тайный советник (1841).
Жуковский
Василий Андреевич

3 июля 1743 — 8 июля 1816
русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.
Творчество Г. Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова.
Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий.
Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звлиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
Державин
Гавриил Романович

3 октября 1814 — 15 июля 1841
русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.
Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Лермонтов
Михаил Юрьевич

Н.Б. Гоголь
И.А. Гончаров
И.С. Тургенев
В.Г. Белинский
К.Ф. Рылеев
Ф.М. Достоевский
А.Н. Островский
А.С.Грибоедов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих - старый Петербург.
В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов. Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессам, происходившими в жизни страны.
Кроме того, в середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Завершился процесс формирования национальной культуры.

Назовите памятник, находящийся на Красной площади Москвы, символизирующий единение русского народа против иноземных захватчиков во времена Смуты

Прочтите отрывок из воспоминаний воспитанника Царскосельского лицея М.А.Корфа . О каком деятеле русской культуры идет речь?

4. Соотнесите имена художников и названия картин.

5. Перед вами портреты великих деятелей театра и музыки. Разделите их на две группы.

Этого властителя прозвали Палкиным, а Россию при нем — жандармом Европы . Каким было искусство в полицейском государстве Николая Павловича?

Николай был третьим из пятерых сыновей императора Павла I. Он не готовился к вступлению на престол , поэтому его образование и воспитание проводилось так формально и сухо, что не привило интереса к гуманитарным наукам, но он серьезно увлекся инженерным, строительным и военным делом. Собственная политическая система взглядов Николая, сложившаяся уже в юности, отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью. Воцарение Николая сопровождалось восстанием и казнью декабристов, что определило настроение новой власти и направление ее деятельности.

Как ни парадоксально, время Николая I стало золотым веком русской литературы: при нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и начинали писать Тургенев, Достоевский, Толстой. Литература первой откликалась на события в стране и за рубежом, она пыталась подвергнуть пересмотру старые понятия и старые ценности .

Именно в николаевский период появляются славянофилы с их мечтами о добром прошлом , оформляется сообщество западников — с их рассуждениями о прогрессивном европейском будущем .

Во времена николаевского правления творили известнейшие русские художники , повлиявшие на становление будущих поколений живописцев. Среди них был Василий Тропинин (1870—1857). Прекрасный портретист, он сумел своевременно подхватить романтические, а затем и реалистические тенденции .

Александровский стиль к началу царствования Николая Павловича достиг высшей точки своего развития. Это направление было блестяще исчерпано в течение четверти столетия целой плеядой крупнейших мастеров. Становилось ясно, что лучших вещей на этом пути уже не сделать, поэтому приходилось искать для новых вдохновений новые мотивы. Кроме того, значительно изменились условия жизни и повысились требования относительно удобств расположения помещений, условий света и т. п

Николаевский классицизм. Закат классицизма (Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)

Русский классицизм — это национальный стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.

Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём развитии стиль прошёл три фазы:

  • Ранний (с 1760-х по начало 1780-х годов). В этот период на мастеров ещё оказывали значительное влияние барокко и рококо;
  • Зрелый, или строгий (1780-1790-е годы). В это время доминировали строго-классицистические тенденции;
  • Высокий, или Поздний (первая треть XIX столетия). Часть художников работает в рамках ампира (который считается ветвью неоклассицизма), другая испытывает смягчающее влияние романтической традиции.

Особенности творчества русских классицистов

В целом для живописи этой эпохи в России были характерны те же черты, что и для европейской школы:

  • незыблемый авторитет античности;
  • строгость и чёткость форм;
  • воспевание высоких идеалов;
  • тяготение к торжественности (порой даже к пафосу), но без барочной вычурности;
  • предпочтение исторических и мифологических сюжетов, которые могут научить зрителя различным добродетелям.

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились в высокой идеологизации: вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.

Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с благоволением со стороны властей, от которых зависела и деятельность Академии художеств. Живопись художников-классицистов идеально отражала имперские амбиции благодаря торжественной манере подачи. Не случайно в Российской империи получило широкое развитие такое ответвление неоклассицизма, как пафосно-торжественный ампир.

Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность. Это ограждало его от вырождения.

Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь жёстким, как в Европе, где Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) дали настоящий бой традиционной школе. В России это взаимодействие было более мягким. Две стилистические традиции взаимодополняли и обогащали друг друга. Например, великолепные образцы романтическо-классицистического микса создал Карл Павлович Брюллов.

Известные художники русского классицизма

Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство и плодовитость Фёдор Степанович Рокотов: о нём говорили, что он написал всю Москву. Его кисти принадлежат целые фамильные галереи.

Вначале на произведениях Рокотова присутствовала рокайльная дымка, но постепенно рококо уходит из его парадных портретов. Они становятся импозантнее, торжественнее, наряднее. Блистают на картинах кружева, шелка, атласы, драгоценности.

Знаменитым мастером камерного и парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822). Авторитет Левицкого был бесспорен, он руководил портретным классом в Академии художеств.

У этого живописца также заметен след рококо — в частности, в изящных и чуточку кукольных портретах смолянок.

Но немало у Левицкого и торжественных работ, выполненных в духе высоких классических традиций. Образец портретистки этой эпохи — его изображение Екатерины II. Уже сам образ, в котором императрица предстаёт перед зрителем — в виде Законодательницы в храме богини Правосудия — апеллирует к идеологии Просвещения, лежащей в основе отечественного классицистического искусства.

А вот у Владимира Лукича Боровиковского заметен след сентиментализма. В его сентиментально-классицистических работах сочетается и великолепие рисунка с традиционным для классицистов акцентом на роскоши атласа, бархата и украшений, и отображение сокровенных чувств людей, которых он изображал.

Боровиковский считается выдающимся мастером портретной миниатюры.

В ранних работах Брюллова больше радостных мотивов, но постепенно в его творчестве нарастает психологизм. Художника всё больше интересуют человеческие страсти, глубокие переживания.

Слияние двух подходов отражено в художественной манере Брюллова. Для него характерна античная скульптурность фигур и романтические эффекты: драматическая игра красок, теней и света.

Также следует отметить творчество мастера городских пейзажей Фёдора Яковлевича Алексеева и ряда значительных исторических живописцев:

  • Антона Павловича Лосенко (1737 — 1773);
  • Ивана Акимовича Акимова (1755 — 1814);
  • Григория Ивановича Угрюмова (1764 — 1823);
  • Дмитрия Ивановича Антонелли (1791 — 1842);
  • Фёдора Андреевича Бронникова (1827 — 1902); (1799 — 1875).

Заметим, что у поздних классицистов уже доминирует академическая манера. Так, работы Бронникова обычно относят к академическому реализму (он примкнул к передвижникам), а Бруни чаще всего считают эталонным академистом.

Это была логическая эволюция стиля: его каноны ещё долго оставались образцовыми для академической живописи.

Читайте также: