Монополистический капитализм 19 века кратко
Обновлено: 02.07.2024
Уже в первые десятилетия 20 века появились признаки сращивания капиталистических монополий с буржуазным государством, на основании которых Ленин сделал вывод о постепенном перерастании монополистического капитализма в государственно-монополистический.
Буржуазное государство стало брать на себя задачу программирования экономики с тем, чтобы если не преодолеть, то по крайней мере ослабить воздействие кризисов на капиталистическую экономику. Программирование не отменяет действия экономических законов капитализма. Частные предприятия получают от государства не производственные задания, а рекомендации, советы, необязательные для выполнения. Государство пытается воздействовать на производство с помощью косвенных методов – кредита, цен, заказов и.т.д.
С государственно-монополистическим капитализмом связан рост государственной собственности. Она образуется путем строительства новых предприятий (главным образом военных) на средства государственного бюджета; путем покупки государством части акций капиталистических компаний; путем буржуазной национализации отдельных предприятий или целых отраслей.
Расширение государственно-монополистической собственности диктуется разными причинами. Прежде всего, оно затрагивает те сферы экономики (организация финансов, энергетики, транспорта и связи), сохранение которых в частной собственности особенно ярко обнаруживает противоречия между интересами частных предпринимателей и большинства населения. Далее, оно распространяется на некоторые новые отрасли производства, которые порождены научно-технической революцией и нуждаются в особо крупных капиталовложениях (авиационная, атомная и космическая промышленность).
Наконец, речь идет о переходе в руки государства части старых отраслей экономики, которые в современных условиях недостаточно рентабельны (например, добыча каменного угля). Монополии охотно расстаются с ними, поскольку получают от государства выгодную компенсацию.
В Англии в руках государства сосредоточены угольная промышленность, газовые заводы, энергетика. На предприятиях, принадлежащих государству, занято более 20% рабочих и служащих. Во Франции государственный сектор охватывает около 80% авиационной, почти всю угольную промышленность и энергетику. В Италии на государственных предприятиях занято более 20% рабочих и служащих.
По своей классовой сущности вся эта собственность – государственно-монополистическая. Государство, владея и распоряжаясь ею, прежде всего, защищает интересы монополистической буржуазии. В то же время национализация части основных средств производства, независимо от намерений монополистического капитала, означает дальнейшую материальную подготовку для перехода к социализму. Вот почему рабочий класс, коммунистические партии ведут борьбу за изъятие важнейших отраслей экономики из рук частного капитала.
Большую роль сыграл распад колониальной системы империализма и возникшая у монополий потребность установить новые неоколониальные формы эксплуатации развивающихся стран. В современных условиях без поддержки государства экономическая и политическая экспансия национального монополистического капитала крайне затруднена.
Несмотря на межимпериалистические противоречия, капитал стремится к объединению своих сил или хотя бы к координации действий в международном масштабе. Этим во многом обусловлено появление не только империалистических военных блоков, таких как НАТО, но и международных экономических группировок, таких как ЕЭС.
Огромную роль в развитии государственно-монополистического капитализма играет милитаризация экономики. Собирая гигантские средства путем налогообложения трудящихся, буржуазное государство лишь незначительную часть их расходует на просвещение, здравоохранение и другие общественные нужды. Основная часть средств идет на военные расходы. Таким образом, трудящиеся несут на себе бремя милитаризма, а деньги, уплачиваемые правительством за военную продукцию, переходят в сейфы крупных промышленных корпораций, специализирующихся на производстве оружия.
Подводя итоги, мы видим, что государственно-монополистический капитализм представляет собой соединение силы монополий с силой государства для укрепления позиций монополистической буржуазии и продления существования капиталистического строя. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический не означает перехода в какую-то новую стадию, отличную от империализма. Это все тот же капитализм на империалистической стадии его развития.
Уже в первые десятилетия 20 века появились признаки сращивания капиталистических монополий с буржуазным государством, на основании которых Ленин сделал вывод о постепенном перерастании монополистического капитализма в государственно-монополистический.
Буржуазное государство стало брать на себя задачу программирования экономики с тем, чтобы если не преодолеть, то по крайней мере ослабить воздействие кризисов на капиталистическую экономику. Программирование не отменяет действия экономических законов капитализма. Частные предприятия получают от государства не производственные задания, а рекомендации, советы, необязательные для выполнения. Государство пытается воздействовать на производство с помощью косвенных методов – кредита, цен, заказов и.т.д.
С государственно-монополистическим капитализмом связан рост государственной собственности. Она образуется путем строительства новых предприятий (главным образом военных) на средства государственного бюджета; путем покупки государством части акций капиталистических компаний; путем буржуазной национализации отдельных предприятий или целых отраслей.
Расширение государственно-монополистической собственности диктуется разными причинами. Прежде всего, оно затрагивает те сферы экономики (организация финансов, энергетики, транспорта и связи), сохранение которых в частной собственности особенно ярко обнаруживает противоречия между интересами частных предпринимателей и большинства населения. Далее, оно распространяется на некоторые новые отрасли производства, которые порождены научно-технической революцией и нуждаются в особо крупных капиталовложениях (авиационная, атомная и космическая промышленность).
Наконец, речь идет о переходе в руки государства части старых отраслей экономики, которые в современных условиях недостаточно рентабельны (например, добыча каменного угля). Монополии охотно расстаются с ними, поскольку получают от государства выгодную компенсацию.
В Англии в руках государства сосредоточены угольная промышленность, газовые заводы, энергетика. На предприятиях, принадлежащих государству, занято более 20% рабочих и служащих. Во Франции государственный сектор охватывает около 80% авиационной, почти всю угольную промышленность и энергетику. В Италии на государственных предприятиях занято более 20% рабочих и служащих.
По своей классовой сущности вся эта собственность – государственно-монополистическая. Государство, владея и распоряжаясь ею, прежде всего, защищает интересы монополистической буржуазии. В то же время национализация части основных средств производства, независимо от намерений монополистического капитала, означает дальнейшую материальную подготовку для перехода к социализму. Вот почему рабочий класс, коммунистические партии ведут борьбу за изъятие важнейших отраслей экономики из рук частного капитала.
Большую роль сыграл распад колониальной системы империализма и возникшая у монополий потребность установить новые неоколониальные формы эксплуатации развивающихся стран. В современных условиях без поддержки государства экономическая и политическая экспансия национального монополистического капитала крайне затруднена.
Несмотря на межимпериалистические противоречия, капитал стремится к объединению своих сил или хотя бы к координации действий в международном масштабе. Этим во многом обусловлено появление не только империалистических военных блоков, таких как НАТО, но и международных экономических группировок, таких как ЕЭС.
Огромную роль в развитии государственно-монополистического капитализма играет милитаризация экономики. Собирая гигантские средства путем налогообложения трудящихся, буржуазное государство лишь незначительную часть их расходует на просвещение, здравоохранение и другие общественные нужды. Основная часть средств идет на военные расходы. Таким образом, трудящиеся несут на себе бремя милитаризма, а деньги, уплачиваемые правительством за военную продукцию, переходят в сейфы крупных промышленных корпораций, специализирующихся на производстве оружия.
Подводя итоги, мы видим, что государственно-монополистический капитализм представляет собой соединение силы монополий с силой государства для укрепления позиций монополистической буржуазии и продления существования капиталистического строя. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический не означает перехода в какую-то новую стадию, отличную от империализма. Это все тот же капитализм на империалистической стадии его развития.
В XIX веке произошёл переход от домонополистического капитализма к монополистическому. В конце XIX — начале XX столетия наступила эпоха, когда он был сформирован окончательно. Монополистический капитализм иначе называется империализмом. Он является высшей и последней стадией капиталистического развития, ключевой особенностью которого стала замена свободной конкуренции господством монополий.
Ключевые особенности
Предпосылки для монополизации рынка — увеличение размера фондов, необходимых для функционирования отдельного предприятия, привлечение бизнесменов для получения выгоды в большом количестве, вытеснение конкурентов с рынка.
Возникновение естественных монополий связано с развитием коммунальных услуг, патентного права, всевозможных мошенничеств и злоупотреблений. Их создание стимулировалось высокими доходами крупных корпоративных компаний, их конкурентным превосходством и более обнадёживающими шансами на продажу продукции. Результаты деятельности монополии:
Но всемогущество монополий всё же не помешало возникновению некоторого упадка в экономике многих стран.
Режим монополии
Государственно-монополистический капитализм (ГМК) является высшей формой монополизации капиталистической экономики государства. В такой модели правительство оказывает влияние на финансовые процессы (производство, привлекательность, распределение ресурсов) в интересах крупных монополистов. Это связано с высокой концентрацией денежных, производственных и других ресурсов в монополистических компаниях.
Большой капитал не имеет возможности влиять на финансовые процессы в стране, но монопольный в сочетании с муниципальной установкой может поставить его на службу собственным интересам. Для возникновения государственно-монополистического капитализма характерно немало особенностей, которые нужно отличать:
- концентрация первых крупнейших объединений промышленных, транспортных, торговых, денежных и исследовательских компаний в руках государства;
- армия, правоохранительные и военные органы появились, чтобы уничтожить беспорядки внутри государства и при необходимости проявить агрессию на внешней арене;
- организация бесплатного образования, медицины и контроля над СМИ создаёт иллюзию беспокойства об интересах граждан, но на самом деле способна скрыть реальные планы крупных монополистов.
Российский империализм
Основной чертой в истории развитого капитализма в Российской империи (1894—1916) является ужесточение его государственно-монопольного положения. Материальной основой для установления и перехода к государственно-монополистическому капитализму стала дальнейшая социализация производства.
Формирование российского монополистического капитализма базировалось на внутренних противоречиях капиталистического способа изготовления, присущих империалистической стадии.
Если кратко говорить о современном состоянии, то сегодня для монополистического капитализма в России характерны частные компании и ассоциации, между которыми происходит стабильная конкурентноспособная борьба. Радикальное решение этого противоречия возможно лишь при условии перехода от капитализма к социализму, что может привести к безграничным возможностям для развития производственных сил.
Развитие производительных сил, сложившиеся производственные отношения определяют новые условия жизни общества. Исторический опыт прошедшего XX в. дает основание считать, что государственно-монополистический капитализм начала века является стадией развитого капитализма, аналогичной по характеру исторического процесса развитому феодализму, но с более ранним созреванием элементов последующей формации — социализма — в силу общего ускорения исторического процесса. Усиливающийся общественный характер труда и обеспечения сферы быта, сращивание монополий с государством создают предпосылки для общественного регулирования экономики. Развитие системы образования, необходимого для промышленного развития, повышает уровень сознания рабочего класса, активизирует его участие в политической жизни общества. Социальные противоречия рабочих и буржуазии нарастают, политическая классовая борьба обостряется. Социально-экономические перемены получили отражение в общественном сознании — развивается социалистическое движение различных направлений, образуются политические партии рабочего класса. Степень развитости элементов (предпосылок) новой формации в разных странах различна.
Подъем международного рабочего движения
Читайте также: