Монизм дуализм плюрализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Монизм–учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители Фалес, Гегель, Маркс.

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.

По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами /см. вопрос 2/

Дуализм –философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь. Аристотель, Рене Декарт /франц./, Бенедикт Спиноза /голланд./.

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа

Три вида: Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.

Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.

Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

Плюрализм от pluralus – множественность, согласно этой позиции существует множество равнозначных равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор: 4 первоосновы мира (соединил первоосновы Милетской школы).Атомисты. Софисты утверждали, что множество истин.

По своей сущности П. – идеалистич. направление, он часто возникал как трансформация дуализма. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия.

Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Виды плюрализма: политический плюрализм; идеологический плюрализм; религиозный плюрализм; культурный плюрализм; плюрализм мнений; духовный плюрализм.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).




Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Онтологический монизм

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Монизм дуализм плюрализм в философии

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Монизм дуализм плюрализм

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

Идеалистический монизм

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

Дуализм в философии

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Дуализм и плюрализм в философских концепциях

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

Монизм дуализм и плюрализм в философских концепциях

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

Во все времена мыслители занимались поиском ответа на ключевой вопрос о первопричине мира. Тема бытия, роль в ней человека и природы актуальны на протяжении столетий. Многие философы пытались открыть тайну создания, но пока окончательный ответ не дал никто из великих. Вместо этого наука о познании стала объёмной и наполненной жизненными принципами. Монизм, дуализм, плюрализм в философии являются отдельными учениями, раскрывающими смысл бытия.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Проблема бытия в истории

Окружающий человека мир не является простой субстанцией. По мнению мыслителей, это сложные основы, смысл которых в передаче информации, связи всех элементов. Ничто не появилось само по себе, и окружающую реальность надо воспринимать как результат определённых действий. Регулярные и трудоёмкие поиски учёных привели к развитию философии, возникновению разных типов и принципов, благодаря которым в разные периоды истории мыслители приближались к разгадке главного вопроса — как создался мир.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Конечно, детально изучить все направления философии тяжело, поэтому за основу брались наиболее популярные и получившие призвание методы. Человек развивался, а вместе с ним и материальный мир, появлялись новые открытия и доводы, благодаря которым стало возможным объяснить понятие начала начал.

Термин бытия впервые был использован Парменидом, и кристаллизация его произошла в начале зарождения философии, когда внимания заслуживали не духовные, а повседневные материальные вещи. Возможно, это стало причиной материализации и объектности термина. Бытие означало понимание картины мира.

Отсюда возникло утверждение, что мысль существует сама по себе, так же, как и вещи вокруг, и пересекаться межу собой они не могут. Человек в начале философии считался единственной сущностью, обладающей пониманием мира. Только он обладал разумом и возможностью мыслить. Но с развитием философского учения менялись и приоритеты, и подходы к изучению основных терминов.

Структура жизни

Представление о мышлении и окружающем мире как об отдельных элементах, которые никогда не смогут взаимодействовать, а только пребывать в доминирующих отношениях были развеяны благодаря поиску точек соприкосновения. Их удалось найти нескольким мыслителям. Пифагор считал, что объединяет человека и окружающий мир число, Гераклит утверждал, что это слово. Оно даёт возможность не только понимать вещи, но и управлять ими, наделяя теми или иными характеристиками.

Парменид точкой соприкосновения считал бытие. Философ был уверен, что окружающий мир, так же как и люди, живая субстанция, которая является равноправной человеку. Что такое бытие и для чего живые сущности проходят этот этап, мыслители не смогли дать ответа, вернее, даже не искали его, так как в ранние времена развития человечества и зарождения философии приоритеты были иными.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Мыслители были уверены, что бытие тесно связано с понятием истины, найдя ответ на один вопрос, можно будет раскрыть смысл жизни, но, в чём заключалась истина, не знал никто. Понятие добра и его выражение в человеческих действиях также корректировалось в зависимости от эпохи. В процессе развития философии как отдельного учения последователями науки был сформирован треугольник:

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

Термины были основой для изучений и развития течений в философии. И если в ранние периоды были изучены недостаточно, то в более позднее время трём китам философии были посвящены целые монографии и трактаты.

Основные течения

Монизм объяснял бытие как единоначальное в виде первичной субстанции. Идеалистический монизм зародился ещё в античном мире и наполнился плюралистическими идеями с подобными тенденциями развития. В центре течения — мир с изменениями и развитием, которое происходит вне зависимости человеческой деятельности. Даже наоборот, человек происходит от природы и напрямую зависит от окружающего мира, который формирует мысли и поступки. К ярким примерам монизма в философии относят высказывания:

  • Первопричиной создания материи может являться вода как основа материалистического мира.
  • На основе материи возникают знания.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

В основе дуализма две первопричины — добро и зло, в результате противостояния которых и возник мир, а вместе с ним и люди. Нельзя выделить чётко, которая из истин главнее, ведь они равноценны и одновременны. Противоположностью этим течениям был плюрализм, который раскрывал проблему окружающего мира сквозь многосущность. Плюралисты считали, что одновременно существует несколько противоречивых мировоззрений или подходов.

Картина мира человека формируется под влиянием разных философских направлений и характеризует его взгляды на жизнь и стиль бытия. Благодаря духовным школам философствование получило признание в мире и возможность развиваться.

История монизма

Как отдельное направление на основе философии монизм развивался долго, пропагандируя божественную сущность. По мнению монистических мыслителей, благодаря божественной силе человек имеет возможность жить на земле и проходить свой путь.

Каждая вещь имеет свою первопричину и назначение. Нет ничего в мире просто так, всё взаимосвязано и обладает смыслом. С развитием философских школ менялись и значения термина, постоянно совершенствуясь и корректируясь. Вскоре монизм поделился на два типа:

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

  • Материалистический. Представители течения пытались раскрыть смысл жизни через материю. Именно это божественное начало было в основе всего. Представителями направления были Демокрит, Эпикур, Лукреций. Позже идею материи в основе мира поддержали марксисты и позитивисты. В политических трудах представители марксизма кратко упоминали о материальной основе мира.
  • Идеалистический вариант в основе реальности видел идею, благодаря которой всё и происходило. Платон, Гегель и Соловьёв были уверены в метафизическом содержании.

Сегодня философия переживает новый этап развития, в котором уже нет места древним размышлениям о природе всего, но некоторые труды мыслителей стали хорошей основой для дальнейших работ и поисков истины. Благодаря направлению монизма человечество развивало не только свои знания, но и веру в высшие силы, которые видят конечную картину бытия и помогают людям принять те или иные решения. На основе материалистического возник онтологический монизм как результат желания познать истину через Божество.

Влияние дуализма и плюрализма

Проблема добра и зла как основа дуалистических противостояний была силой, благодаря которой развивалось это философское направление. Мыслители выделяли множество примеров, в которых происходило противостояние двух начал, наиболее популярные из них:

  • Свет и тьма.
  • Дух и материя.
  • Инь и янь.

Представителями дуализма были Декарт, Спиноза, Кьеркегор. Благодаря их работам направление получило известность и стало одним из ключевых в развитии философии.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии - понятие, концепция и сущность

В плюрализме нет одной основы, ведь всё взаимосвязано и множественно. То есть существуют другие миры, в которых также находятся живые существа, ощущающие такую же жизнь. Благодаря возможности противопоставить свою идею монизму за плюрализмом как отдельным течением в философии пошло много мыслителей.

Бытие рассматривается как результат действия нескольких разных сил, представляющих уникальные идеи, поэтому существуют разные люди, много подходов к изучению тем и мысли. Нет тех, кто думает одинаково, каждый человек — индивидуальность, именно таким и создала его природа. На пике популярности это направление привлекло к себе много философов, открывались школы и форматировались целые трактаты, повествующие об основах оригинального виденья. Известным членом плюралистических собраний был Лейбниц, который смог выделить в хаосе перфекционизм и идеализм и объединить их под началом этого направления.

Мыслитель считал, что мир является результатом порядка размещения разных субстанциональных тел, которые и являются основой жизни. Философ отвергал время и пространство как первооснову, давая возникновению мира более рациональное толкование, что лишний раз доказывает сложность формирования общего представления на протяжении столетий о бытии и возникновении мира. Благодаря монизму, плюрализму и дуализму в философских концепциях варианты создания мира и сущность бытия рассматривались с разных сторон, давая возможность сконцентрироваться на ключевых аспектах.

Читайте также: