Монастырская культура средневековья кратко

Обновлено: 06.07.2024

Уход от мира и следование аскетическому образу жизни во имя спасения души зародились на заре раннего христианства в восточных провинциях Римской империи, однако восточным монахам было свойственно индивидуальное отшельничество, уход в пустыни, анахоретство, в то время как на Западе сложилась традиция монашеских общин, живущих в общих обителях и следующих единым правилам. По традиции основателем западного монашества считают Бенедикта Нурсийского (род. ок. 430 г. в Италии близ Сполето). Хотя и до него были известны монастырские братства, имевшие свои установления, устав, написанный Бенедиктом для его братьев, получил очень широкое распространение, а орден бенедиктинцев (объединение всех общин, следовавших правилам Бенедикта) стал самым многочисленным и авторитетным в эпоху раннего Средневековья.

Согласно предписаниям Бенедикта, за стенами монастыря монахи должны были вести суровую жизнь, полную постов, молитв и трудов. Уйдя от мира, они прекращали общение с родными; во имя той же цели обитель превращалась в замкнутое, полностью самообеспечивающее себя хозяйство: на заре своей истории бенедиктинцы сами пахали землю, разбивали сады, строили мельницы. Они были лучшими специалистами по агрикультуре того времени, и распространение бенедиктинских общин из Италии в заальпийскую Европу несло с собой и навыки продуманного ведения сельского хозяйства. Главной же целью монашества было духовное совершенствование, достигавшееся суровой дисциплиной и смирением. Ранний бенедиктинский устав, поддержанный Григорием Великим, который, будучи высокообразованным человеком, тем не менее резко осуждал суетное мирское знание, не предписывал монахам никаких интеллектуальных занятий. Однако в VII в. бенедиктинцы попали под влияние ученых монахов с Британских островов, изменивших их отношение к знанию, письменному слову и книжному делу. С помощью ирландских и английских братьев в бенедиктинских монастырях стали возникать скриптории – мастерские по переписке и созданию книг, и монахи, умевшие прежде держать в руках заступ и лопату, сменив их на стило, стали носителями культурной миссии.

Несмотря на обилие монастырей, далеко не все они удовлетворяли идеалу аскетической жизни. Популярность обителей у государей и знати обеспечивала щедрое пожертвование земель и богатые вклады на помин души, дарения утвари, драгоценностей и т. д. В VI–VII вв. монастыри превратились в крупные, хорошо организованные вотчины, в которых трудились зависимые крестьяне. Стены обителей не спасали от вторжения мирских нравов и соблазнов: здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. С другой стороны, государи нередко ставили настоятелями монастырей светских лиц из числа своих приближенных.

Упадок нравов вызывал появление новых монашеских орденов с более суровыми уставами. К ним относились еремиты, избегавшие общения даже друг с другом, соблюдая обет молчания, предававшиеся самобичеванию, молитвам и физическому труду.

Ту же тенденцию к моральному обновлению отражало и зарождение так называемого клюнийского движения, получившего название от небольшой французской обители Клюни и объединившего к XI в. уже более двухсот монастырей по всей Европе. Клюнийское движение сыграло важную роль и в политической борьбе за реформу церкви и усиление позиций духовной власти в миру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и

§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества. На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было

Европейская картография раннего Средневековья

Европейская картография раннего Средневековья Средневековые европейские карты в высшей степени своеобразны: на них нарушены все реальные пропорции, очертания земель и морей вполне могут быть деформированы для удобства изображения. Но эти карты не имели того

Партизаны раннего средневековья

Партизаны раннего средневековья Разгромив в 558–559 годах многочисленные поздние гуннские племена, авары сделались хозяевами всего Северного Кавказа. Казалось, чего еще желать: здесь прекрасные степи, есть горы, богатые железной рудой, рядом — процветающая Византийская

Народная культура раннего Средневековья

Народная культура раннего Средневековья Раннему Средневековью был присущ языковый дуализм: образованная часть общества и правящая германская элита пользовались латынью, в то время как основная масса населения говорила на родном наречии. Тот же дуализм наблюдался и в

БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение

I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение При изучении сеньории за отправную точку следует брать раннее средневековье. Однако это не значит, что сам этот институт не существовал в гораздо более далеком прошлом; мы попытаемся, когда придет время, выяснить его

Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Географическими границами региона, который здесь обозначается как центральноевропейский, можно считать часть балтийского побережья на севере, Лабу (Эльбу) на западе, Дунай (в среднем течении) и карпатские горы на

Монастырские школы средневековья — единственный доступный способ образования.

Период средневековья в Европе прошел под покровительством Церкви. Все сферы деятельности и личная жизнь от простого крестьянина до короля контролировалась духовным наставником. В какой-то мере единственным действительным правителем во всех странах каталитического мира был Папа Римский. Образование не обошла эта доля стороной. В монастырских школах средневековья воспитывались и обучались грамоте. Влияние церкви на науки было настолько велико, что под нее контролем создавались новые дисциплины, а уже известные поддавались анафеме и искоренялись. Неугодных ученых сжигали на кострах за колдовство, а их труды уничтожались.
Действительно, грамотных людей можно было встретить крайне редко и большая их часть являлась служителями Церкви. Рукописные издания Священного Писания, ведение записей по истории, составление различных хозяйственных записей производилось руками писарей из духовенства. Соответственно Церковь должна была обучать таких людей грамоте, а иногда и более сложным наукам: философии, математики, химии и другим. Такие люди нужны были еще и для выявления ереси среди работ ученых, которые пытались развивать свои идеи. Естественно, что первые учебные заведения стали появляться при монастырях.
Впервые такая практика появилась при восточных монастырях и храмах, где желающие могли обучиться не только грамоте, но и наукам. Школы известны и при православных монастырях и храмах еще со времен Византии. Конечно, обучение не было бесплатным, поэтому такое удовольствие могли позволить себе только дети высшего сословия.
Эпоха варварства и безграмотности в Европе длилась очень долго. Хотя уже в XVIII веке большинство дворян и зажиточных буржуа посылали своих отпрысков в монастыри на воспитание. Безусловно, девочки и мальчики не учились вместе, а в основу образования было положено изучение молитв и религиозных текстов. Помимо грамоты, преподавали также основы арифметики, истории, философии, этикет и танцы, фехтование и верховая езда. Наиболее состоятельные могли позволить себе личного учителя — гувернера, или приглашенного студента, который приходил на индивидуальные занятия.
Система образования была направлена на формирование культуры и приверженности общественным ценностям, богобоязненности и любви к своему королю. Сам механизм усвоения знаний заключался в повторении произнесенного учителем и подробной записи лекций, многие из которых приходилось учить наизусть. В крупных университетах студенты зубрили целые тома из работ церковных деятелей.
Меры контроля дисциплины и успеваемости самые действенные, которые может придумать учитель — телесные наказания, чаще всего с помощью розог. Эти вымоченные в воде прутики были наиболее удобными и практическими способами наказания для учителя. Помимо этого, использовались трудотерапия и чтение.
Условия обучения были достаточно суровыми. Для занятия разных классов зачастую выделялось одно большое помещение. В одном классе объединялись дети разных возрастов. Усвоение информации происходило практически механическое, редко у учеников спрашивали их мнение и развивали свободу мысли. Однако учитывая безграмотность, насчитывающую поколения, таким способом детям давался минимум, необходимый для благополучной жизни в обществе.
Просвещенная Европа обзавелась первыми высшими учебными заведениями в XII веке. Сосредоточением знаний стала Болонь. Университеты создавались при крупных монастырях, где ученые-монахи передавали свои знания молодым умам.
Церковь отрицала любые научные труды, которые опровергали или шли вразрез со Священным Писанием. Порицала научную деятельность вне своего контроля. Любое отхождение от общеизвестных истин вело к гонениям, отлучению и костру. Множество невероятных для того времени открытий погибло в беспощадном огне инквизиции. Математика и Химия признавались еретическими науками, их изучение было ограниченным, многие законы истолковывались неправильно. В таких условия зарождалось действительное образование, которое наблюдается в современных школах, лишенных религиозной оболочки, но и многих положительных черт средневекового воспитания.


--> При поддержке министерства культуры чтения России --> Книги на английском языке размещаются в филиале Читального зала на сайте "iReading" Видео-материалы размещаются в филиале Читального зала на сайте "Смотрикль"

Средневековые монастыри.

Средневековый монастырь Европы - центр формирования мировоззрения христианского мира.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4-х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц.

Католический монастырь в австрийском посёлке Хайлигенкройц. Находится в южной части Венского Леса, примерно в 25 километрах юго-западнее центра Вены. Монастырь принадлежит ордену цистерцианцев, основан в 1133 году, один из самых старых и крупнейший из действующих цистерцианских монастырей Европы. Хайлигенкройц - один из самых больших сохранившихся средневековых монастырских архитектурных комплексов мира.


Средневековые монастыри Сербии.

Монастырь Манасия (Сербия).

Манасия – один из знаковых сербских монастырей. Основанный по приказу деспота Стефана Лазаревича в 1407-м, к 1418 году он превратился в цитадель безопасности — тут каменные стены толщиной в несколько метров и одиннадцать башен по периметру — и культуры: монастырская церковь, освящённая в честь Святой Троицы, а также фрески на её стенах сегодня считаются одним из ярких образцов так называемой Моравской школы. А литературные тексты, которые составлялись и переписывались тут даже во времена османского владычества, историки относят к Ресавской школе.

manasija-1[1]



Монастырь Джурджеви ступови ("Георгиевские столбы")

Средневековые монастыри Испании.

Францисканский монастырь Санто-Торибио, Кантабрия


В предгорьях национального Парка Пики Европы со стороны Кантабрии, недалеко от сказочного средневекового городка Потес, расположен францисканский Монастырь Санто-Торибио. Наряду с Иерусалимом, Римом и Сантьяго-де-Компостела, монастырь в Кантабрии является одним из святых мест христианства и центром паломничества.

Монастырь Побле (Монблан)

3035399_montblanc_3 (700x316, 70Kb)

3035399_318397_249308098435875_125885194111500_858003_3172252_n (700x465, 54Kb)

Монастырь Санта Мария де Вальбуэна


Монастырь был основан в 1143 году как цистерцианский дочерью местного графа. Он старше самого знаменитого цистерцианского монастыря Испании - Поблета в Каталонии. Но в 1835 году местные власти закрыли монастырь, его церковь стала обычной приходской, а другие строения были переданы в частные руки.

Монастырь Монсеррат

Испания

Монастырь Саламанка

архитектура здание дворец Ориентир фасад Церковь кафедральный собор Место поклонения Средневековая архитектура Испания монастырь Саламанка Готическая архитектура Объект всемирного наследия ЮНЕСКО исторический сайт древняя история Византийская архитектура

Монастырь Гошаванк.

Небольшой уютный монастырь XII–XIII веков, один из крупнейших культурных и просветительских центров средневековой Армении.


Средневековые монастыри Чехии.

Бенедиктинский монастырь в Кладрубах (Kladruby), Чехия

Один из древнейших монастырей, основан бенедиктинцами в 1115 при поддержке Владислава I (погребен в соборе). Романская базилика была в 1233 перестроена в готическую (на освящении присутствовал Вацлав I), одну из крупнейших в Чехии. В монастыре часто бывал император Карл IV. В конце XIV в. монастырь оказался в центре противостояния Вацлава IV с пражским епископом Яном, в ходе которого мученически погиб Ян Непомуцкий. Комплекс пострадал в гуситских войнах в 1421 от войска Яна Жижки и в 1467 от войска Иржи из Подебрад, в 1590 был поврежден пожаром. В XVII в. после Тридцатилетней войны началось возрождение его как места паломничества. Монастырь был закрыт в 1785, с 1798 использовался как военный госпиталь, затем дом инвалидов, в 1825 постройки были куплены князем Альфредом Виндишгрецем, с 1864 в них открыт пивоваренный завод. Ансамбль национализирован в 1945, отреставрирован и открыт как музей. Готический собор Вознесения Девы Марии (1233), перестроен стараниями аббатов Мавра Финтцгута, Йозефа Зибера и Аманда Штеера в стиле барочной готики по проекту Я.-Б. Сантини Айхла (1712-1726, в соборе хранится почитаемая готическая скульптура Кладрубской Мадонны нач. XV в.), монастырские корпуса в стиле барокко (1770, арх. К.-И. Динценхофер), старая прелатура (1664-1670), лапидарий со скульптурами Матиаша Бернарда Брауна.
Службы бывают редко, в остальное время внутрь можно попасть только с экскурсией или на концерт. Музей в монастырских корпусах большой и утомительный, поэтому выкладываю главное - самое грандиозное творение Яна-Блажея Сантини Айхла.

IMG_5226.jpg

Общий вид монастыря. Слева корпус, выстроенный по проекту Динценгофера, справа Вознесенский костел Сантини.

Читайте также: