Молдавия после распада ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Процесс отделения Молдавии от СССР был довольно болезненным: кто-то хотел, чтобы республика присоединилась к Румынии, кто-то - чтобы она оставалась в составе Союза; в итоге Молдавия осталась сама по себе, расколотая по национальному признаку.
Одним из ключевых факторов, определявших ситуацию в Молдавии в последние годы существования СССР, стал курс на румынизацию, взятый местным Народным фронтом. В отличие от других подобных движений, которые были созданы в Советском Союзе на волне перестройки, молдавский фронт не ограничился требованиями развития национальных языка и культуры, экономической самостоятельности республики и - как максимум - ее политической независимости. Там пошли дальше, поставив целью объединение Молдавии с Румынией.

В других республиках даже менее радикальные требования вызвали у части населения негативную реакцию (многие, к примеру, не хотели учить национальный язык, поскольку привыкли к ситуации, когда знания русского им достаточно). В Молдавии же унионистские лозунги ограничили даже ту поддержку, на которую Народный фронт мог рассчитывать со стороны национального электората.
Народному фронту удалось прийти к власти, но это, скорее, способствовало обострению обстановки. Попытки НФ повсеместно навязать населению свои взгляды и - в ряде случаев - применение силы лишь способствовали консолидации его (фронта) оппонентов.
Сразу два территориальных образования на территории Молдавии - Приднестровье и Гагаузия - объявили о выходе из состава республики. В случае с Приднестровьем это привело к масштабному вооруженному конфликту.
Представители НФ, игнорируя отсутствие поддержки со стороны основной части населения, пытались форсировать процессы румынизации. В итоге главная цель унионистов - слияние Молдавии с Румынией - так и не была достигнута. Однако даже за неудавшуюся попытку пришлось расплачиваться затяжными конфликтами в Гагаузии и Приднестровье (первая просуществовала в качестве самопровозглашенной республики несколько лет, вторая живет в этом статусе до сих пор, отвергая претензии Кишинева на воссоединение).

Народный фронт Молдавии был создан в 1989 году на базе Демократического движения, появившегося немного ранее (последнее выступало под лозунгами демократизации и национального возрождения, устраивало демонстрации и митинги). Во главе НФ встал писатель и общественный деятель Ион Хадыркэ. Изначально, кстати, объединение представляло интересы различных этнических групп Молдавии: на учредительном съезде НФ среди прочих присутствовал, например, делегат от общественного движения "Гагауз халкы" ("Народ Гагаузии").
Вскоре, однако, националистические тенденции в НФ взяли верх. После того как один из лидеров фронта, Мирча Друк, возглавил правительство, давление на тех, кто не принадлежал к титульной нации, усилилось. Позднее Друк стал инициатором "похода на Гагаузию" - переброски в непокорную автономию молдавских добровольческих отрядов. На втором съезде Народного фронта, состоявшемся в июне 1990 года, руководство движения открыто выступило за объединение с Румынией.
К власти НФ пришел после выборов в Верховный совет Молдавии, состоявшихся весной 1990 года. Хотя в парламенте представители фронта и не имели большинства, им удалось договориться с правящими коммунистами и получить пост главы правительства. Должность председателя парламента занял секретарь ЦК КПМ по сельскому хозяйству Мирча Снегур.
Вопросы, связанные с укреплением статуса молдавского языка и перевода его на латиницу, в конце 1980-х годов обсуждались в литературных кругах и некоторых общественных организациях. Осенью 1988 года было опубликовано так называемое "Письмо 66", в котором были выдвинуты соответствующие требования.
В августе 1989 года Верховный совет Молдавии готовился принять закон о функционировании языков на территории республики.
Документ предусматривал предоставление государственного статуса только молдавскому языку (русский получал статус языка межнационального общения), подтверждение его тождественности румынскому языку и перевод с кириллицы на латиницу.
В поддержку нового закона выступил Народный фронт, организовавший многотысячный митинг в Кишиневе: в акции под названием "Великое национальное собрание" приняли участие сотни тысяч людей, собравшиеся потребовали принять закон как можно скорее.
Против принятия закона выступило преимущественно русскоязычное Приднестровье. Горсовет Тирасполя обратился в Верховный совет Молдавии с призывом предоставить статус государственного также и русскому языку. Другое предложение заключалось в том, чтобы вынести вопрос о языках на референдум. За две недели до принятия закона его противники в Тирасполе, видя, что руководство Молдавии не идет на уступки, решили прибегнуть к забастовке.

Предупредительная двухчасовая забастовка прошла в Приднестровье 16 августа, в ней приняли участие около 30 тысяч человек. Они требовали, чтобы принятие закона о языках было отложено. Требование выполнено не было, и противники закона перешли к более масштабной акции.
Новая забастовка, начавшаяся 21 августа, распространилась за пределы Приднестровья, в ней приняли участие и предприятия Кишинева. К концу месяца бастовали около 170 предприятий. Участники акции требовали, чтобы вопрос о статусе языков в Молдавии был вынесен на референдум.
Тем не менее, 31 августа закон о функционировании языков в Молдавии все же был принят. Его противники решили продолжать забастовку. К ней присоединились, среди прочих, некоторые службы Молдавской железной дороги и Молдавского управления гражданской авиации. В начале сентября число бастующих предприятий составляло около 200. Акция была прекращена только к концу сентября.

О своем суверенитете (тогда еще в составе СССР) Молдавия объявила 23 июня 1990 года. К тому времени в республике уже шел процесс замены официальной символики. В апреле 1990 года государственным флагом Молдавии был утвержден сине-желто-красный триколор, идентичный румынскому. Позднее был выбран и новый герб, который по композиции и основным элементам фактически повторял герб Румынии. В августе 1991 года, вскоре после провала путча в Москве, дело дошло и до гимна. Гимном Молдавии стал румынский "Desteapta-te, Romane!" ("Проснись, румын!). Позднее, правда, его все же заменили на собственный вариант, составленный на основе стихотворения "Limba Noastra" ("Наш язык").
Спустя несколько дней после принятия закона о флаге горсовет Тирасполя принял решение этот закон не признавать. Его примеру затем последовали городские советы приднестровских Бендер и Рыбницы.
На фоне дальнейшей конфронтации Приднестровье объявило об отделении от Молдавии (с сохранением в составе СССР). Решение было принято 2 сентября 1990 года на съезде приднестровских депутатов. Немного ранее - 19 августа - было объявлено и об отделении Гагаузии (по такой же схеме). Оба решения были формально аннулированы Верховным советом Молдавии, однако на ситуацию это уже не повлияло.


ДЕКЛАРАЦИЯ
О СУВЕРЕНИТЕТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Принята Верховным Советом ССР Молдова 23 июня 1990 года
Верховный Совет ССР Молдова двенадцатого созыва на своей первой сессии,
признавая истину, что все люди равны и имеют неотъемлемое право на жизнь, свободу и благополучие,
сознавая свою историческую ответственность за судьбу Молдовы, имеющей свою историю, культуру, традиции, которые исчисляются тысячелетиями,
уважая право на суверенность всех народов,
в целях установления права, защиты законности и социальной стабильности,
выражая волю народа, торжественно заявляет:
1. Советская Социалистическая Республика Молдова есть суверенное государство. Суверенитет ССР Молдова - естественное и необходимое условие существования государственности Молдовы.
2. Носителем и источником суверенитета язляется народ. Суверенитет реализуется в интересах всего народа высшим представительным органом государственной власти республики. Ни одна часть народа, никакая группа граждан, ни одна политическая партия или общественная организация, никакое другое формирование, ни одно частное лицо не может присвоить себе право осуществлять суверенитет.
3. Советская Социалистическая Республика Молдова есть единое и неделимое государство. Границы ССР Молдова могут быть изменены лишь по обоюдному согласию между ССР Молдова и другими суверенными государствами в соответствии с волеизъявлением народов, с учетом исторической правды и общепризнанных норм международного права.
4. Земля, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, находящиеся на территории ССР Молдова, а такие весь экономический, научно-технический, финансовый потенциал, иные ценности национального достояния являются исключительной собственностью ССР Молдова и используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народа республики.
Предприятия, организации, учреждения, другие объекты, принадлежащие сообществу суверенных государств, иностранным государствам и их гражданам, международным организациям, могут быть расположены на территории ССР Молдова, использовать ее природные ресурсы лишь с согласия соответствующих органов государственной власти ССР Молдова в порядке, установленном законодательством республики.
5. В целях обеспечения социально-экономических, политических и юридических гарантий суверенитета республики Верховный Совет ССР Молдова устанавливает:
полноту власти Советской Социалистической Республики Молдова при решении всех вопросов государственной и общественной жизни,
верховенство Конституции и законов ССР Молдова на всей территории ССР Молдова. Законы и другие нормативные акты Союза ССР действуют в Молдове лишь после их ратификации (утверждения) Верховным Советом республики. Действие ранее принятых актов, которые противоречат суверенитету Молдовы, - приостанавливается.
6. Советская Социалистическая Республика Молдова признает суверенные права всех государств. Как суверенное государство ССР Молдова имеет право входить в союзы государств, добровольно делегируя им некоторые полномочия, а также лишать их этих полномочий или выйти из этих союзов в порядке, установленном соответствующим договором.
7. Советская Социалистическая Республика Молдова участвует в осуществлении полномочий, переданных сообществу суверенных государств, а также имеет полномочное представительство в других суверенных государствах. Разногласия уезду СО? Молдова и сообществом суверенных государств разрешаются в порядке, установленном соответствующим договором.
8. На территории Советской Социалистической Республики Молдова устанавливается республиканское гражданство. Всем гражданам республики, иностранным гражданам, липам без гражданства, проживающим на территории ССР Молдова, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами ССР Молдова, общепризнанными принципами и нормами международного права, и они подчиняются законам республики.
Граждане Молдовы за пределами республики находятся под защитой ССР Молдова.
9. Советская Социалистическая Республика Молдова гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в соответствии с положениями Конституции ССР Молдова, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
10. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти - основной принцип функционирования ССР Молдова как демократического правового государства.
11. Советская Социалистическая Республика Молдова соблюдает Устав Организации Объединенных Наций и заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам и нормам международного права, о готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии. Принимать все меры к недопущении конфронтации в международных, межгосударственных и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народа ССР Молдова.
12. Советская Социалистическая Республика Молдова в качестве равноправного субъекта международных отношений объявляет себя демилитаризованной зоной, активно способствует укреплению мира
и безопасности, непосредственно участвует в европейском процессе сотрудничества и безопасности и в европейских стркутурах.
13. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции ССР Молдова, совершенствования республиканского законодательства, позицией ССР Молдова при подготовке и заключении Союзного Договора в рамках сообщества суверенных государств.

Д Е К Л А Р А Ц И Я
О НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА, образованный в результате свободных и демократических выборов,

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ тысячелетнее прошлое нашего народа и его непрерывную государственность в историческом и этническом пространстве его национального становления; СЧИТАЯ акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов противоречащими историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества и аннулированными всем историческим развитием и свободным волеизъявлением населения Бессарабии и Буковины;

ПОДЧЕРКИВАЯ, что издавна населенное молдованами Заднестровье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа;

УЧИТЫВАЯ, что парламенты многих государств в своих декларациях считают соглашение, заключенное 23 августа 1939 года между Правительством СССР и Правительством Германии, недействительным с самого начала и требуют ликвидации его политико-правовых последствий, что отмечено и Международной конференцией \"Пакт Молотова - Риббентропа и его последствия для Бессарабии\" в Кишиневской декларации, принятой 28 июня 1991 года;

ПОДЧЕРКИВАЯ, что, не спросив население Бессарабии, севера Буковины и области Херца, насильственно захваченных 28 июня 1940 года, а также население Молдавской АССР (Заднестровья), образованной 12 октября 1924 года, Верховный Совет СССР, даже в нарушение своих конституционных полномочий, принял 2 августа 1940 года Закон СССР \"Об образовании союзной Молдавской ССР\" - нормативные акты, которыми попытались оправдать, при отсутствии какого-либо реального правового обоснования, расчленение этих территорий и принадлежность новой республики СССР;

НАПОМИНАЯ, что в последние годы демократическое движение за национальное освобождение населения Республики Молдова еще раз подтвердило его стремление к свободе, независимости и национальному единству, выраженное в заключительных документах Великих Национальных Собраний, состоявшихся в Кишиневе 27 августа 1989 года, 16 декабря 1990 года и 27 августа 1991 года, в законах и постановлениях Парламента Республики Молдова о провозглашении румынского языка государственным и о возврате ему латинского алфавита от 31 августа 1989 года, о Государственном флаге от 27 апреля 1990 года, о Государственном гербе от 3 ноября 1990 года и об изменении официального названия государства от 23 мая 1991 года;

ИСХОДЯ из Декларации о суверенитете Республики Молдова, принятой Парламентом 23 июня 1990 года, и того, что население Республики Молдова, осуществляя свое суверенное право, не участвовало 17 марта 1991 года, несмотря на оказанное государственными органами СССР давление, в референдуме о сохранении СССР;

УЧИТЫВАЯ необратимость происходящих в Европе и а мире процессов демократизации, утверждения свободы, независимости и национального единства, становления правовых государств и перехода к рыночной экономике;

ПОДВЕРЖДАЯ равноправие народов и их право на самоопределение согласно Хартии ООН, Хельсинкскому заключительному акту и нормам международного права;

СЧИТАЯ, в силу всего вышеизложенного, что пробил великий час свершения акта справедливости в соответствии с историей нашего народа, нормами морали и международного права, на основе права народов на самоопределение, от имени всего населения Республики Молдова и перед всем миром торжественно

П Р О В О З Г Л А Ш А Е Т :

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА - СУВЕРЕННОЕ, НЕЗАВИСИМОЕ И ДЕМОКРАТИЧEСКОЕ ГОСУДАРСТВО, МОГУЩЕЕ СВОБОДНО, БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ИЗВНЕ РЕШАТЬ СВОЕ НАСТОЯЩИЕ И БУДУЩЕЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИДЕАЛАМИ И СВЯТЫМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ И ЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.

В качестве СУВЕРЕННОГО И НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА:

ПРОСИТ все государства и правительства мира признать ее независимость так, как она была провозглашена свободно избранным Парламентом республики, и выражает желание установить политические, экономические, культурные и иные связи, представляющие взаимный интерес, с европейским государствами, со всеми странами мира, будучи готовой установить дипломатические отношения с ними в соответствии с нормами международного права и существующей в мире практикой в этой области;

ОБРАЩАЕТСЯ к Организации Объединенных Наций с просьбой принять ее полноправным членом всемирной организации и ее специализированных агентств;

ОБЬЯВЛЯЕТ о своей готовности присоединиться к Хельсинкскому заключительному акту и Парижской хартии для новой Европы и просит также быть допущенной на равных правах на Конференцию по безопасности и сотрудничеству в Европе и к ее механизмам;

ТРЕБУЕТ от Правительства Союза Советских Социалистических Республик начать переговоры с Правительством Республики Молдова о прекращении незаконного состояния ее окупации и вывести советские войска с национальной территории Республики Молдова;

ПОСТАНОВЛЯЕТ применять на всей своей территории только Конституцию, законы и другие нормативные акты, принятые законно образованными органами Республики Молдова;

ГАРАНТИРУЕТ осуществление социальных, экономических, культурных прав и политических свобод всем гражданам Республики Молдова, включая лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым и религиозным группам в соответствии с положениями Хельсинкского заключительного акта и принятых впоследствии документов, Парижской хартии для новой Европы.

Молдавия в составе СССР

Зарождение румынизма

Молдавская независимость: 24 года политической неопределённости

Волна национализма. Румынизм как антисоветская идеология

Кровавая почва независимости


27 августа 1991 г. Парламент Молдовы провозгласил государственный суверенитет республики. В декабре того же года президентом страны был избран на безальтернативных выборах Мирча Снегур. После того, как в результате трехстороннего соглашения президентов России, Украины и Белоруссии, Советский Союз окончательно прекратил свое существование, Российская Федерация первой в мире официально признала государственную независимость Республики Молдова. Несмотря на то, что пришедшие к власти в Молдове политические силы открыто выступали с антироссийских и русофобских позиций, декларировали стремление к объединению с Румынией и всячески преследовали и третировали русскоязычное население, ельцинская Россия продолжала поставлять в Молдову энергетические и сырьевые ресурсы по ценам, существенно меньшим, чем мировые. Молдова же сохранила возможность беспрепятственной торговли на российском рынке. При этом румынисты, приобретшие максимальное влияние в политической жизни страны, а также экспансионистские круги в соседней Румынии, рассчитывали на скорое объединение двух республик в единое государство. Но население Молдовы не поддерживало идею румынистов о присоединении к Румынии, причем противниками этой идеи выступали не только русскоязычные жители республики, но и большая часть этнических молдаван, сохранявшая молдавскую идентичность и не желавшая растворяться в румынской нации, тем более — входить в состав Румынии на второстепенных позициях. Что касается Приднестровья и Гагаузии, то в этих республиках шло массовое вооружение народа, формировались собственные вооруженные силы, которые в случае агрессии со стороны Молдовы, могли бы оказать отпор националистам и выступающим на их стороне молдавским полицейским подразделениям. Как показали дальнейшие события — это было исключительно правильным решением.



Экономические последствия суверенитета

Вопреки ожиданиям сторонников независимости, политический суверенитет мало что хорошего дал Молдове и ее народу. Во-первых, страна чуть было не оказалась ввергнутой в пучину крупномасштабной и кровопролитной войны. Во-вторых, экономика Молдовы после провозглашения суверенитета резко пошла на спад, несмотря на помощь, которую продолжала оказывать Россия, поставляя энергоресурсы по льготным ценам. Негативными последствиями обернулись для Молдовы массовые увольнения специалистов из числа русскоязычного населения страны — собственно, такие же ошибки совершили в начале 1990-х гг. многие республики Кавказа и Средней Азии. За это они продолжают расплачиваться до сих пор нехваткой квалифицированных врачей, инженеров, техников — ведь эмигрировавшие из страны русскоязычные специалисты не подготовили смену, трудовые традиции были утрачены. Во-вторых, резко возросла эмиграция из Молдовы — некогда вполне благополучной союзной республики. Только в период до 1995 г. страну покинуло 107 тысяч человек. Среди них значительную часть составляли именно квалифицированные специалисты — ученые, преподаватели, инженеры, рабочие. В три раза сократилась численность научных работников. В то же время, переориентация страны на экономическое сотрудничество с Западом обернулась тем, что на молдавский рынок хлынула западная продукция, конкуренцию с которой местные производители не выдерживали либо по стоимости, либо по качеству. Были закрыты многие промышленные предприятия, что повлекло за собой маргинализацию инженерно-технических и рабочих кадров, их отток из страны в Европу или Россию в поисках трудоустройства. Молдавские граждане стали одной из наиболее многочисленных групп иностранных трудовых мигрантов, присутствующих на российском рынке труда и сосредоточенных в сфере строительства и сельского хозяйства в качестве дешевой рабочей силы.

Русофобия культивируется извне


1. Все валят в Румынию
2. Вино больше не считается ахринительно изысканным
3. Цигане, ненавижу бл**ь циган

В ночь со 2 на 3 июля состоялось вмешательство российских войск в войну Молдовы и Приднестровья. Генерал Лебедь, "наплевав на приказы сверху" (во что верится с трудом), прямо с тираспольского полигона расстрелял две огневые точки противника на правом берегу из тяжелых орудий. После этого Молдова предложила начать мирные переговоры. Где-то к середине августа при посредничестве России был подписан договор о замораживании конфликта и вводе миротворческих войск". Ох, уж эти российские "миротворцы" с тяжелы оружием.

Читайте также: